Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Проф. УСПЕНСКИЙ Н.Д.

ХРИСТИАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ УТРЕНЯ

Сведения о песненной утрене из древнейших патриарших типиконов иерусалимской и константинопольской церкви

 

Хотя бл.Симеон излагает песненную утреню как древнее исследование однако в самом этом последовании ко времени святителя солунского произошел ряд изменений. Так, если по Сильвии на иерусалимской утрене IV века псалмы чередовались с молитвами, то во время блаж.Симеона первые три псалма пелись подряд, даже без разделения их малыми ектениями. Бл.Симеон говорит, что молитвы этих антифонов иерей читал тайно во время пения самих псалмов.

Далее, по бл.Симеону, на песненной утрене полагалась одна библейская песнь трех отроков, тогда как еще “Завещание” указывало петь четыре песни.

Наконец, бл.Симеон говорит, что канон в современном его значении ввел в песненную утреню он сам лично.

Вместе с тем бл.Симеон не упоминает еще о некоторых существенных особенностях песненной утрени, о которых говорят другие памятники. Так, например, из упомянутого выше разговора аввы Нила Синайского с Иоанном Мосхом и Софронием видно, что в VII веке на воскресной утрене полагалось пение 117 псалма “Бог Господь” и что тогда это имело значение повсеместного явления в церкви (Пандекты сл.29, л.208). Уставы патриарших служб Великой Константинопольской церкви и Иерусалимского храма Воскресения указывают пение 117 псалма и в некоторые праздники. Так, устав Великой Константинопольской церкви (Патмосский список IX-X в.) указывает петь “Бог Господь” на песненной утрене в Рождество Христово (Дмитриевский. Типика, т.1, стр.36), а Святогробский типикон 1122 года указывает пение отдельных стихов из этого псалма в начале пасхальной утрени, сразу после стихов 67 псалма “Да воскреснет Бог” (Дмитриевский. Богосл. стр. и пасх. седмиц во св.Иерусалиме, стр. 184-185).

Я нашел в Лен.гос.публ.библиотеке 2 певческих сборника XVI века, где “Бог Господь” положено петь на воскресной утрене с особыми для каждого гласа октоиха припевами типа тех, которые присоединялись к стихам псалмов, исполнявшихся антифонно на песненных чинопоследованиях. В этих памятниках для 1 гласа указаны припевы: “Едине человеколюбче” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 3-го: “Подая мирови велию милость” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 5-го “Во славное Воскресение Твое” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 6-го: “Господи, слава Тебе” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 7-го: “Подая мирови велию милость” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”; для 8-го гласа: “Животе и воскресение наше, слава Тебе” и “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа” (Кир. No.577, л.307 об.-309; Кир. No.7, л.124-125 об.). Эти стихи, очевидно, служили припевами к 117 псалму. Сам же этот псалом, вероятно, в отдельных случаях прилагался к первым трем псалмам утрени, о которых говорит бл.Симеон Солунский (3, 62 и 133 пс.), или заменял собою последний псалом из этого трехпсалмия.

Как видно из Патмосского списка устава Великой Константинопольской церкви, в некоторые праздники на утрене полагались еще особые антифоны. Так, по этому уставу, на праздник Рождества Христова указывается пение особых 18 антифонов, к которым прилагался тропарь: “Бог изначала по слову плотию родился от тебе, Богородице Дево, ангельским воинством на земли созерцаемь, поющим небесный гимн промыслителю яслей; с ними же и мы яко Матерь Божию величаем”. Если же праздник Рождества Христова совпадал с воскресным днем, тогда к этим антифонам полагался другой тропарь: “Совечного Отцу изначала воплощающагося несказанно из Тебе, Богомати, лик ангельский свыше славословит и песньми на земли призывает страхом славить непостижимое таинство. Сего ради и мы спасаемые Твоими родами по долгу величаем” (Дмитриевский. Типика, т.1, стр.36).

Тот же устав указывает в праздник Успения Божией Матери петь 10 антифонов (Там же, стр.105), в воскресенье пятой недели великого поста — 8 антифонов (Там же, стр.124), а в первый день пасхи — 4 (Там же, стр.135), разумеется, не считая непорочных. По-видимому, эти антифоны представляли собой своего рода “избранные” псалмы, посвященные празднику. Они, очевидно, послужили началом для современных избранных псалмов, тропари же при этих антифонах явились прототипом величаний. Патмосский список устава обозначает эти антифоны как antijwna... sun tou megalou (Там же, стр.36), т.е. антифоны с величанием.

Праздничные антифоны не исключали собой пения непорочных. Непорочны составляли одно из торжественнейших песнопений песненной утрени, и, как видно из Патмосского списка, отправлялись не только на воскресном богослужении, но и на праздничном и даже на утрене величайшего праздника — Воскресения Христова (Там же, стр.135). Симеон Солунский говорит, что, когда иерей, держа крест в руках, входил из притвора в храм, то полагалось пение “входного с аллилуиа”. Патмосский список устава Великой Константинопольской церкви указывает для некоторых праздников такие “входные” тропари. Так, по нему, на пасхальной утрене и на утрене антипасхи полагался тропарь “Содрагающуюся основанию и раздирающейся завесе, иже во аде затворы и врата сокрушил еси, от сильного, яко владыка, души исхитил, от врат, яко овчата. От пагубы изведый жизнь нашу, Христе Боже, слава Тебе (Дмитриевский. Типика, т.1, стр.135 и 140). В неделю православия, в связи с воспоминавшейся в этот день памятью пророков Моисея и Аарона, полагался тропарь “Чтимое пророков Твоих торжество свыше собор устави и человеком ангели соликовствуют. Тех предстательствы, Христе Боже, жизнь нашу в мире управи, да поем Ти аллилуиа” (Там же, стр.116).

Далее блаж.Симеон говорит, что пение непорочных заканчивалось “славословием Воскресшего и нас совоздвигшего”, но что представляли собой эти славословия, он не поясняет. Святогробский типикон 1122 г. приводит ряд таких славословий, составленных применительно к тому или другому празднику. Так, например, в неделю Ваий, к непорочным прилагались следующие тропари:

“Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим, — Ангельский собор удивися, зря Тебе на жребяти седаща, дети же, приемше ваий ветви, Тебе осанна взываху, сыне Давидов, одежды свои расстилающе”.

“Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися, зря Тебе возшедша на жребя, ваиями и ветвьми всеми прославляема, на херувимских колесницах носима, осанна сыну Давидову слышавша”.

“Благословен еси Господи... Херувим, иже на раменах серафимов седящий, яко содержащий всяческая, на жребя возшел еси, языки покоряя и неверных, Владыко, родителей, через верных детей прославляющих Тя”.

“Благословен еси Господи... Зело рано мироносицы течаху...”.

“Благословен еси Господи... Почто мира с милостивыми слезами...”.

“Благословен еси Господи... Мироносицы жены с миры пришедшия...”.

“Слава... Поклонимся Отцу...”.

“И ныне... Жизнодавца рождши, греха мира...” (Дмитриевский. Богосл. страст. и пасх. седмиц во св.Иерус., стр.5-7).

В великий четверг:

“Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися, зря Тебе на Сионе и вперооне свечеряюща другом и омывающа нозе, ученика же спешаща предати Тя беззаконным и врагам на смерть”.

“Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися, зря Тебе учеником собеседующа, тело Твое в пищу тайно подающа, нозе же, Спасе, умывающа рабов Твоих и от друга проданна на смерть”.

“Слава... Трисиятельное единого Божества, благочестно поем, вопиюще: Свят еси, Отче, безначальный, собезначальный Сыне и божественный Душе, защити нас страстию Тебе служащих и чеснаго огня исхити”. Богородичен. “Безначальная, и Сына Твоего, Госпоже, и Бога нашего непрестанно, Его же родила еси, моли Пречистая материнским Твоим предстательством одесную Его стояния получити нам в пищу вечныя наслаждения” (Дмитриевский. Богосл. стаст. и пасх. седмиц во св.Иерус., стр.5-7).

В великую субботу:

“Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися, зря Тебе гробу преданна и плащаницею и смирною, яко мертвеца, повита, Его же Иосиф во гробе положи, вся дланию содержащего”.

“Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися, зря Тебе на земли опрятываема и плащаницею и смирною повита, бездыханна, во гробе погребаема, якоже странна Иосифова вышняго”.

“Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменишася, Адам же, ликуя со Евою, взываше: погибшее овча аз есмь, воззови мя, Сыне, и спаси мя”.

“Слава: “Поклонимся Отцу...”.

“И ныне: “Жизнодавца родши...” (Там же, стр.163-165. Подобные тропари на великую субботу, Успение и Усекновение главы Предтечи даны в ркп Иерус. патр. библ. No.635/305, XVI в. Типика, III, стр.761-763.).

Относительно библейских песен блаж.Симеон Солунский говорит, что на песненной утрене исполнялось их две: песнь трех отроков, которая примыкала непосредственно к непорочным и предшествовала 50 псалму, и песнь Захарии, отца Предтечи, исполнявшаяся в конце утрени уже после 50 псалма, перед великим славословием. Судя по тому, что уже “Завещание” предписывает исполнение четырех песен, нужно полагать, что количество их могло быть в том или другом случае различно, и в разные дни или праздники исполнялись разные песни. Это подтверждает Патмосский список устава Великой Константинопольской церкви, где, например, в воскресенье пятой недели великого поста на утрене положены 1, 6 и 7-ая песни (Дмитриевский. Типика, т.1, стр.124), а в неделю Ваий только песнь трех отроков (Там же, стр.127). Следствием этой практики отправления различного количества песен канона в разные праздники, надо полагать, было сочинение канонов двупеснцев, трипеснцев и четверопеснцев.

Исполнялись библейские песни, как и псалмы, антифонно, и к каждому стиху добавлялся положенный для той или иной песни припев. Так называемая Лобковская псалтирь, памятник IX века, имеет при некоторых песнях надписания, которые, очевидно, имели значение таких припевов, а именно: при второй песне Моисеевой — “Слава Тебе, Боже”; при песне Анны, матери пророка Самуила — “Помилуй мя, Господи”; при песне пророка Аввакума — “Услыши мя, Господи”; при песне пророка Ионы — “Ущедри мя, Господи”; при песне трех роков — “Благословен еси Господи”. Кроме того эта псалтирь в составе библейских песен содержит молитвы Езекии и Манасии с припевом к ним — “Очисти мя, Господи”. Последнее обстоятельство говорит о том, что самый состав библейских песен, даже в IX веке, еще не стабилизировался, и в него входили песни, отсутствующие в современном составе их. Замечу, что в современной псалтири следованной в надписях при библейских песнях также имеются такие, которые могли иметь значение припевов, например, при первой песне — “Господеви поем, славно бо прославился”; при третьей — “Свят еси, Господи, и Тя поет дух мой”; при четвертой — “Слава силе Твоей, Господи”; при пятой — “Господи, Боже наш, мир даждь нам”; при шестой — “Яко пророка Иону спаси нас, Господи”; при седьмой — “Отец и наш Боже благословен еси”; при восьмой — “Господа пойте дела и превозносите во вся веки”; при девятой — “Богородицу в песнях величаем”.

По поводу 50 псалма блаж.Симеон говорит, что он исполнялся постишно, и к каждому из стихов дополнялся отпустительный тропарь праздника, а в дни памяти святых — тропарь святого. Кроме того, на вседневной утрене к стиху “Не отвержи мене от лица Твоего” добавлялся тропарь “Предстательство христиан...”, на “Славу” пели “Единородный Сыне” и на “И ныне” — “Пресвятую Божию Матерь”. Дрезденский список устава Великой Константинопольской церкви в службе Воздвижению Креста Господня указывает петь лишь несколько стихов из этого псалма, но зато к каждому из них особый тропарь, а именно: к первому стиху “Помилуй мя, Боже” добавлялся тропарь “Спаси, Господи, люди Твоя”; ко второму стиху “Тебе единому согреших” пели тропарь “Спасение соделал еси...”, к третьему стиху “Окропиши мя иссопом” пели “Животворящий крест...”; к четвертому “Не отвержи мене” — тропарь “Церковь вопиет Ти...”; к пятому стиху “Господи, устне мои отверзеши” — тропарь “Токмо водрузися древо...”; на “Славу” — “Вознесыйся на крест” и на “И ныне” — снова вышеуказанные тропари (Дмитриевский. Древн. патр. типиконы, стр.271-282). Эта константинопольская практика пения отдельных стихов из 50 псалма, очевидно, послужила основанием к существующей у нас практике, по которой 50 псалом в полном своем виде на полиелейной утрене опускается, а лишь поются “Слава... молитвами святаго имярек... и ныне... молитвами Богородицы... помилуй мя, Боже” и стихира святого.

 

Далее

Rambler's Top100