[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Успенский Николай Дмитриевич (3.I.1900,Новгородск. губ. - 23.VII.1987, Санкт-Петербург) Литургист, историк Церкви, музыковед. Из семьи священника. Родился в семье священника, родители с малых лет прививали своим детям, которых в семье было шестеро, любовь к Богу и храму. В семье часто играли на музыкальных инструментах и пели. Дети унаследовали от своих родителей любовь к музыке и пению. Все они впоследствии получили музыкальное образование. В храме, где истово, благоговейно и проникновенно служил о.Димитрий у Николая зародилась любовь к церковным службам. Начальное образование Николай получил в земской школе, по окончании которой поступил в Старорусское духовное училище. В 1913 г. после окончания училища поступил в Новгородскую Духовную Семинарию, после окончания 4 класса он был переведен в 5 класс, но Семинария была закрыта. Не имея возможности продолжить богословское образование, Николай Дмитриевич в 1918-1920 гг. служил в церкви. В 1920г. был призван в Красную армию, где служил до 1922г. Так как отец Николая Дмитриевича протоиерей Димитрий был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма, то привлекли и его. (О. Димитрий Успенский был расстрелян после третьего ареста в 1937 г. Об о. Дмитрии Успенском см. в базе "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"). От Николая, как служившиего в храме, потребовали "сдать награбленное", сдавать было нечего, и Николай Дмитриевич категорически отверг обвинение. Всех отказавшихся от добровольной сдачи ценностей арестовывали и помещали в "парилку" в одном из многих подвалов "Большого дома" (Литейный проспект, 4). "Парилками" служили небольшие камеры, которые до отказа набивали людьми. Сесть при этом было невозможно. Стояли сутками. Ноги начинали распухать. Начинались обмороки. Кого-то при этом водили на пытки. От всего этого у некоторых начинал мутиться разум. Таких приводили к дверям квартир, бросали на лестничной площадке, звонили в дверь и уходили. Николай Дмитриевич, хранимый Богом, ушел из тюрьмы на своих ногах. (Потом, уже в пожилом возрасте ноги у него очень болели и периодически распухали.) В 1922 г. поступил в Петроградский Богословский институт. В институте становится учеником профессора А.А.Дмитриевского. В 1925г. Богословский институт был преобразован в Высшие Богословские курсы, куда и перешел Николай Дмитриевич. Весной 1925г. молодой ученый представил своему учителю труд "Происхождение чина агрипии, или всенощного бдения, и его составные части", вскоре состоялась и успешная защита кандидатской работы. Николай Дмитриевич был оставлен на курсах профессорским стипендиатом, с 1927 г. и секретарем совета. Однако это звание не обеспечивало материально, и ему приходилось зарабатывать на хлеб переписыванием нот и, работая в храме регентом. Закрытие духовных учебных заведений в 1928 г. означало конец научной деятельности и Николай Дмитриевич решает получить музыкальное образование. Полный курс обучения в Государственной академической капелле он прошел вместо 4 лет за 3 года, получив квалификацию дирижера хора и учителя пения. Учась и в институте и техникуме, Николай Дмитриевич периодически служил в родном храме регентом. Еще в 1926г. Николай Дмитриевич женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. Три года Николай Дмитриевич в составе Симфонического оркестра ездил в Иркутск на гастроли, где добивался свидания с женой. В 1931г. его вызвали в НКВД и потребовали отречься от отца - "врага народа". Он решительно отказался. Тогда его лишили избирательного права, что означало лишение всех гражданских прав. Всех лишенцев отправляли на принудительные ночные работы: ремонтировать дороги, трамвайные пути и т.п. Причем за тяжелый труд ничего не платили. Николай Дмитриевич обратился к М.И.Калинину с просьбой о снятии статуса "лишенца". В июле 1932г. ему прислали выписку из протокола заседания Президиума ВЦИК об удовлетворении ходатайства и восстановлении в правах. После восстановления в правах Николай Дмитриевич поступил в консерваторию по историко-теоретическому факультету и получил специальность музыковеда. В Консерватории работал преподаветелем с перерывом в военные годы. В 1939-1942 гг. был директором Музыкального педагогического училища. В 1941-1945гг. (все годы войны) одновременно являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО). При одном из налетов в 1941г. Николай Дмитриевич был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. Во время войны в Ленинграде работала только одна музыкальная школа, в которой и преподавал Успенский. В 1942-45 гг. регент Николо-Богоявленского собора. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1945 г. В 1944-46 гг. преподаветель Пастырских курсов. С 1946 г. доцент по кафедре литургики Ленинградской Духовной Академии, профессор (с 12.06.1947г.). Одновременно руководил регентским классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949г. Николай Дмитриевич защитил диссертацию на тему "Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах" за которую был удостоен степени магистра богословия. В области литургических исследований Николай Дмитриевич явился последовательным продолжателем принципов и методов исторической школы, ярким представителем которой явился его учитель, ученый-литургист с мировым именем А.А.Дмитриевский. До 1954г. Николай Дмитриевич совмещал деятельность в Духовной Академии и консерватории, 28 декабря 1946г. он защитил в консерватории диссертацию на тему "Лады русского севера" и был удостоен степени кандидата искусствоведения. К концу 1953г. им была написана докторская диссертация "Профессиональная музыка в России до XVII века". Диссертация была отвергнута по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), но на этом деле не кончилось. Его обвинили в "пропаганде церковщины". Состоялось "общее собрание коллектива", на котором его обвинили в опасной идеологической тенденции. Ему бросили обвинение: "Что пишет в своей анкете Успенский: сословие родителей - духовное, отец - служитель культа, священник!.." В конце концов собрание пришло к "общему мнению о недопустимости внедрения вредоносной идеалистической идеологии в здоровом сознании молодых советских музыкантов". Преподавателю Н.Д.Успенскому было предъявлено категорическое требование "покаяться и отречься", а также оставить работу в Духовной Академии как несовместимую с работой в советском вузе... Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории, подав заявление об уходе с мотивировкой "в связи с обострением сердечной болезни". И это было правдой: чуткое и легко ранимое от природы, изъявленое увечьями двух войн, бесконечных скорбей, лишений и утрат, его сердце уже едва выдерживало все усиливающий натиск лжи и умело разработанный режим травли административных тузов, вдохновляемых некоторыми "коллегами"... Свою же докторскую диссертацию, отвергнутую кафедрой теории музыки в консерватории Николай Дмитриевич в полноценном виде и под более соответствующим названием "История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVIIв.)" он предоставил на рассмотрение Ученого совета Московской Духовной Академии. 10 августа 1957г., за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956-58 гг. член богослужебно-календарной комиссии Священного Синода. Кроме того, Николай Дмитриевич был членом редколлегии "Богословских трудов", с самого начала их издания, членом Международной комиссии издания памятников славянской музыке при Международном комитете славистов. С середины 1950-х годов Николай Дмитриевич регулярно выезжает за рубеж по приглашению глав европейских церквей на всемирные богословские экуменистические конференции, съезды, межконфессиональные собеседования. Он член Поместных Соборов 1945г. и 1971г., в 1950-1960гг. - постоянный член нескольких комиссиий при Св. Синоде. В 1960-х годах произошло несколько чудесных событий в творческой жизни Николая Дмитриевича, светские издательства предложили опубликовать несколько его сочинений: "Древнерусское певческое искусство", "Образцы древнерусского певческого искусства", которые были потом переизданы, причем большими тиражами. Награды: орден Отечественной войны I степени, медали "За оборону Ленинграда", "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг." и др., орден святого равноапостольного князя Владимира III степени, орден святого равноапостольного князя Владимира II степени, орден Преподобного Сергия Радонежского III степени, орден Преподобного Сергия Радонежского II степени, Орден Офицера Святого Гроба (Иерусалимского Патриархата) (крест с частицей древа Креста Господня), Орден свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Антиохийского Патриархата), Орден св. Апостола Андрея Первозванного (Константинопольского Патриархата), Ордена Румынского Патриарха II степени, Ордена равноапостольной Марии Магдалины (Варшавского Патриархата), Почетный доктор Фессалоникийского университета имени Аристотеля, Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, Богословского факультета Сербской Православной Церкви. Почетный член Московской Духовной Академии, заслуженный профессор Ленинградской Духовной Академии. 7 июля 1987г. у Николая Дмитриевича случился сердечный приступ его перевезли в Ленинград, где на следующий день его причастили Святых Христовых Таин. Вечером 22 июля Н.Д.Успенский вновь причастился и через несколько часов мирно отошел ко Господу. В этот же день в Иоанно-Богословском храме митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (будущий Патриарх) в сослужении ректора Ленинградских Духовных школ протоиерея В.Сорокина совершили первую панихиду о новопреставленном Николае. Перед началом панихиды Владыка сказал проникновенное слово о почившем, отметив его научно-богословскую деятельность, труды и служение Церкви. Отпевание было совершено в Никольском кафедральном соборе. Похоронен на Серафимовском кладбище, рядом с храмом. (Источник сведений: база ПСТБИ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"). Основные труды: «Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения и его составные части». Сочинение на степень кандидата богословия, рукопись, 260 стр., 1925 г. Чин Воздвижения Креста Господня. Историко-археологический очерк. 25 стр. Машинопись. 1944 г. Святая Четыредесятница. Историко-археологическая справка. ЖМП за 1945 г. № 3. Деятели русской музыкальной культуры (Ведель, Турчанинов, Потулов, Воротников, Виноградов, Бахметов, Львовский, Азеев, Лисицын, Тернов), 50 стр. Машинопись. Принята в 1945 г. Государственным центральным музеем музыкальной культуры для биографического словаря «Деятели русской музыкальной культуры». «Лады русского Севера». Диссертация на степень кандидата искусствоведческих наук. 300 стр. Машинопись. 1946 г. Представлена в Ленинградскую государственную консерваторию. (изд. в 1973 г.). Значение ладовой основы в хоровом народном пении. 80 стр. Машинопись. 1947 г. Временник Ленинградской государственной консерватории. Курс лекций по литургике применительно к программе 1 курса Духовной Академии. 462 стр. Машинопись . 1947 г. Представлен в библиотеку ЛДА. Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви. Магистерская диссертация. 984 стр. Машинопись. 1949 г. Представлена в ЛДА . Речь перед защитой 22/IV 1949 г. диссертации на соискание ученой степени магистра богословия на тему: «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви»(Историко-археологическое исследование). ЛДА., 1949. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий и его деятельность. (Машинопись). Л., 1949. Христианская православная вечерня (Историко-Литургический очерк). Л., 1950. Христианская православная утреня (Историко-литургический очерк). (Машинопись). Л., 1952. Апостольская традиция светильничного благодарения, как основа Православной вечерни (Историко-литургический очерк). (Машинопись). ЛДА, 1953. История и значение праздника Рождества Христова, ЖМП, 1956, № 12. «История богослужебного пения Русской Церкви до середины XVII в.»: Докторская дис. МДА, 1957. Православная вечерня (Историко-литургический очерк)// «Богословские труды», №1, 1959. «Византийское пение в Киевской Руси» // Труды XI Византологического конгресса, Мюнхен, 1960 г. Молитвы Евхаристии святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста (в чине Православной Литургии). // Богословские Труды. №2, М., 1961. Тропарь ап. Луке в греческом его подлиннике // Богословские Труды. №2, М., 1961. «Святые места в Иерусалиме на сегодня» (ЖМП, 1961, № 5-7) "Задачи Православного богословия в современной жизни Церкви". ЖМП 1962. № 9. О Гоаре (предисловие к статье Б.И.Сове об А.А.Дмитриевском) // Богословские Труды, №4. Из личных воспоминаний об А.А.Дмитриевском // Богословские Труды, №4. Кондаки св. Романа Сладкопевца // Богословские Труды, №4. Спасающие и освящающие действия Божии через Святого Духа в богослужении и таинствах. // Богословские Труды. №5 Псалмодия — Псалмы — Псалтирь, МЭ, т.4 (там же помещено мн. др. статей У.). "Древнерусское певческое искусство", 1965, 1971. Отзыв на статью М. Ковалевского "Русская православная церковная музыка" (Париж. 1966. 25 стр. машиноп.) «Тайная вечеря и трапеза Господня» (ЖМП, 1967, № 3-4) "Образцы древнерусского певческого искусства", 1968, 1971. Анафора (Опыт историко-литургического анализа). //Богословские Труды, №13, М., 1975. "Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в 17 веке" //Богословские Труды, №13, М., 1975. Литургия Преждеосвященных Даров (Историко-литургический очерк). //Богословские Труды, №15, М., 1976. К вопросу о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров. //Журнал Московской Патриархии, 1976, №3. К истории богословского образования в Ленинграде. ЖМП. 1977. № 14 Отзыв на "Сравнительно-богословский анализ" статьи "Анафора", датированный 20 февраля 1977 г. (28 стр. машинописи). Чин всенощного бдения на православной Востоке и в Русской Церкви (гл.I-VI). //Богословские Труды, №18-19, М., 1978. Византийская литургия (историко-литургическое исследование) // Богословские Труды №№21-26. Отзыв на курсовое сочинение студента IV курса архимандрита Михаила Болиастиса «История Литургии святого апостола Иакова». Л., 1981. "Византийская литургия. Анафора", 2003. О нем: Ю. Келдыш. Об изучении древнерусского певческого искусства. В кн. Н. Д. Успенский. Древнерусское певческое искусство. Изд. 2 дополнен. М. 1971. С. 9. БТ № 13 (1975 г.): Митр. Никодим. Благословенный юбилей. С. 5-7; П. Уржумцев. Проф. Н. Д. Успенский (к 50-летию научной деятельности). С. 8-19; П. Дудинов. Список трудов проф. Н. Д. Успенского. С. 20-25; Н. Иванов. Музыковедческая деятельность проф. Н. Д. Успенского. С. 26-29. Головатенко Виталий, свящ. Николай Дмитриевич Успенский -
Краткий очерк жизни и творчества// Успенский Н.Д. Византийская литургия. Анафора. М.: "Филоматис",
2003. 352с. |
См. также: К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Задачи Православного богословия в современной жизни Церкви Тайная вечеря и трапеза Господня Св. Роман Сладкопевец и его кондаки ИЗ ИСТОРИИ МОЛИТВЫ «HИКТОЖЕ ДОСТОИH» Православная вечерня (Историко-литургический очерк) Христианская православная утреня (Историко-литургический очерк) "Образцы древнерусского певческого искусства" "Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в 17 веке" Чин всенощного бдения на православной Востоке и в Русской Церкви (гл.I-VI). О нем: Головатенко Виталий, свящ. Труды и дни Николая Дмитриевича Успенского (очерк жизни и творчества) Засл.проф. прот. Василий Стойков. АКТОВАЯ РЕЧЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ ЗАСЛУЖЕННОГО ПРОФЕССОРА СПБДА Н. Д. УСПЕНСКОГО (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ) Протоиерей Геннадий Повный. Жизнь и деятельность Н.Д. Успенского // Труды МинДА №2 Об Н.Д. Успенском с Новгородского сайта «От бересты до компьютера» Сведения из базы ПСТБИ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" Об о. Дмитрии Успенском в базе "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"Мусин А., д. Бычков С. Благодатный огонь: миф или реальность? |