Памяти патриарха Алексия (1929–2008) —
Никита Струве
БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Перевод
Псалтири. Псалмы 142–150 —
Георгий
Федотов
О женском священстве —
прот. Александр Шмеман
Материалы конференции, посвященной прот.
Александру Шмеману
Поэзия как вести —
Ольга Седакова
Экклезиология:
теоретические и практические проблемы —
игумен
Петр (Мещеринов)
«Встреча»: отец Александр Шмеман и А.И.
Солженицын —
Никита Струве
Наследие прот. Александра Шмемана в российском контексте —
Александр Кырлежев
Заключительное слово
Иулиании Сергеевны Шмеман на Парижской конференции
Материалы международного семинара,
посвященного прот. Александру Шмеману
«Зато слова: цветок,
ребенок, зверь...»: размышления о религиозном языке в «Дневниках» прот.
Александра Шмемана —
Светлана Панич
Категория «отнесенности» у прот. Александра Шмемана и Андрея Тарковского:
сходство и различие —
прот. Вячеслав
Перевезенцев
СУДЬБЫ ЦЕРКВИ
О Константинопольской кафедре —
прот. Валентин Асмус
ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ
Разные виды
прикровенной любви к Богу —
Симона
Вейль
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСКУССТВА
Письма
А.И.Солженицына к Н.А.Струве (1971–1974)
Дантовское вдохновение в
русской поэзии —
Ольга Седакова
Слово о Пушкине —
Юрий
Кублановский
«Вестник РСХД» 50 лет назад
Памяти Н.В.Гоголя (к 150-летию со дня рождения) —
прот. Василий Зеньковский
ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ
Из книги «70 лет
русской эмиграции» —
Никита Струве
Гаяна и родная земля —
Доминик
Десанти
Неравнодушный. Попытки беженца из СССР помочь невольникам
за «железным занавесом» —
Павел
Проценко
В МИРЕ КНИГ
Режис Ладу о Н.Н.Неплюеве —
Никита Струве
«По-над
нарами табачный дым», или еще одна страница истории ГУЛага — Тамара Приходько
Альманах «Христианос»
(Рига), выпуск 17 —
Светлана Панич
ХРОНИКА
Значение личности и наследия прот. Александра
Шмемана для современной Церкви — Наталья
Ликвинцева
Конференция, посвященная Солженицыну —
С.
Русско-французские семинары в
издательстве «ИМКА-Пресс» —
Татьяна Викторова
Отзывы читателей
о журнале «Вестник РХД»
ПАМЯТИ
УШЕДШИХ
Наталья Леонидовна Трауберг —
Ольга Седакова
Оливье Клеман и РСХД —
Михаил Соллогуб
Памяти
Олега Витальевича
Беликова —
Никита Струве
РЕЦЕНЗИИ
Андрей Мартынов
Эмигрантский взгляд на русское православие
О женском священстве и латентной любви к Богу
НГ-Религии от 21.10.2009 г.
Главная тема нового номера — жизнь и творчество
протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983). Повод не случаен. В конце
прошлого и в начале этого года в Париже и Великом Новгороде прошли конференция и
семинар, посвященные знаменитому богослову и церковному историку.
Среди
докладов конференции выделяется текст Ольги Седаковой «Поэзия как вести», в
котором теология отца Александра преломляется через поэзию и одновременно
рассматривается влияние последней на его богословствование. Тема языка
развивается и в сообщении филолога Светланы Панич. Она обращает внимание на то,
что Шмеман стремился вернуть религиозному языку его первоначальную сущность —
проявления жизни в свете Царства. Для этого необходим тот тип теологии, который
«ближе к поэзии, чем к учености». Не менее важна постоянная проверка языка как в
свете личного опыта, так и «исторических форм христианства».
Представлен в
журнале и текст самого отца Александра. В данном случае это «Письмо другу, члену
Епископальной Церкви «О женском священстве». Шмеман избегает формальной
аргументации, основанной на догматическом, каноническом и духовном неприятии
нового института. Он пытается его понять, видя в основе комплекс вины и
«наивное, почти детское убеждение, что каждое новое направление в западной
культуре оправдывает радикальный пересмотр всей христианской традиции». Шмеман
апеллирует именно к традиции и одновременно к аргументам сторонников женского
священства, обвиняя их в потакании сиюминутной конъюнктурной ситуации и
капитуляции перед современной культурой. Спорный взгляд? Но читать увлекательно.
Тема Шмемана продолжена публикацией писем Александра Солженицына Никите
Струве. В послании от 14 мая 1972 года он признавался: «Давно уже я с духовным
наслаждением слушал по «Свободе» воскресные проповеди отца Александра… И думал
я: вот чей храм, чьи службы хотел бы я посещать. Недавно в одну из ночей я
услышал его беседу… о моем письме Патриарху и был совершенно растроган: что
именно мой любимый проповедник одобряет меня. Это и было мне духовной наградой
за письмо и окончательным подтверждением моей правоты».
Из других материалов
номера интересна статья Никиты Струве памяти Патриарха Алексия II. Автор
описывает свои ощущения в тот момент, когда он узнал, что на патриарший престол
был избран сын эмигрантов (Алексей Ридигер родился в независимой Эстонии). Он
вспоминает о встречах с Алексием, оценках, которые высказывал Патриарх. Так,
Струве подтверждает информацию ряда инсайдерских источников, что Алексий II не
был «большим сторонником канонизации царской семьи из-за возможного
политического ее использования, полагая, что канонизация великой княгини
Елизаветы Федоровны закономерна и всех удовлетворит». Не верил Патриарх и в
возможность нормализации отношений с Карловацким Синодом...
Безусловно,
любой текст французского религиозного мыслителя Симоны Вейль представляет
ценность своей глубиной, граничащей с парадоксальностью. Не являются исключением
и «Разные виды прикровенной любви к Богу». Автор «Укоренения» выделяет несколько
вариантов латентной любви к Богу. В их числе восхищение красотой мира, любовь к
ближнему и дружба. Подобная «предварительная любовь не может иметь Бога своим
предметом, ибо Бог в душе не присутствует и еще никогда не присутствовал.
Значит, она обращена к другому предмету. И все же она предназначена стать
любовью к Богу».
Такой вот парадокс. И не единственный. Вот еще: «Убивающий
камень, накормляющий кусок хлеба имеют ту же качественную силу, но только если
Христос присутствует в начальной точке, как и в заключительной. Дары жизни и
смерти равны».
Парадокс, пожалуй, не менее сильный, чем критика женского
священства со стороны протопресвитера Александра Шмемана.