студентки IV курса
МОСКВА
2001
ГЛАВА II. Опыт катехизации в Хельсинкском приходе
2. Индивидуальная катехизация
До конца 1960-х годов в Хельсинкском приходе всю катехизацию проводили
индивидуально, потому что оглашаемых было довольно мало. Когда число оглашаемых
возросло, появилась необходимость в организации также групповой катехизации. Но,
несмотря на это, продолжали оглашать и индивидуально. Во-первых, индивидуальная
катехизация проводиться там, где оглашаемых слишком мало для создания группы,
т.е. везде, кроме центра г.Хельсинки и г. Эспоо. Во вторых, всегда есть люди,
кто по каким-то причинам не ходят в группу, и их в большинстве случаев оглашают
индивидуально. Это такие люди, кто обращаются к какому-то священнику, который не
занимается групповой катехизацией, или такие, кто почему-то не может или не
хочет ходить в группу.
Те священники, которые занимались групповой катехизацией, занимались и индивидуальной. Но по их рассказам существенной разницы между ними нет, потому что их практика групповой катехизации очень похожа на индивидуальную катехизацию. Конечно, говорить о вере группе людей или отдельному человеку - это разные вещи. С одной стороны, в групповой катехизации осуществляется какое-то общение, которого в индивидуальной катехизации нет, и, с другой стороны, индивидуальная катехизация проводится горазда более личностно, потому что в ней можно полностью сосредоточиваться на одном человеке. Но, в наших условиях все равно воцерковление в группе происходит более или менее индивидуально, потому что, кроме посещения группы, мало что связывает оглашаемых друг с другом. За исключением Эспоо, группы нигде не воцерковляются вместе, а каждый оглашаемый воцерковляется в свое время. Поэтому опыт этих священников в этой главе уже не рассматривается. Здесь мы рассматриваем опыт тех, кто занимался только индивидуальной катехизацией.
О. Ниило Карьйомаа служил в Хельсинкском приходе с 1955 года до середины 1966 года. Он рассказал, что содержанием научения является Символ веры. Когда совершается миропомазание (или крещение), новообращенный читает его как свое исповедание веры. Таким образом, в подготовке к этому таинству, на катехизации, он должен узнать, во что он верит. Кроме Символа веры проходят учение Церкви о таинствах, почитании святых и иконах, и смысл богослужений. О. Ниило рассказал, что для бывших протестантов в православии труднее всего воспринять почитание Богородицы и святых. Поэтому на это надо обращать особенное внимание в оглашении. Другими трудными вопросами являются молитва за усопших и учение об обожении.
О. Александр Корелин служил с 1968 года до конца 1990-х годов. Много лет он служил настоятелем прихода. Больше всего он оглашал бывших лютеран, но кроме них в 1990-е годы на оглашение стало приходить довольно много людей, переехавших в Финляндию из России. Многие из них были некрещеными. О. Александр говорил, что он старался оглашать по крайней мере 10-15 часов перед принятием православия. В научении веры он опирался на Символ веры, который содержит самое основное учение. Кроме того, он подчеркивал православные черты христианской веры, потому что большинство оглашаемых уже были христианами, хотя из другой конфессии. Он говорил, например, о православных обрядах, традиции, учении, иконах, святых.
О. Виктор Порокара служит в Хельсинкском приходе в городе Ярвенпя с 1976 года. Кроме того, он служит в г. Порвоо. Оглашаемых очень мало, в Ярвенпя примерно два человека в год, а в Порвоо — один. Из них невозможно создать группу, тем более не все люди живут в городах, а по деревням, далеко друг от друга. О. Виктор рассказал, что раньше, до конца 80-х годов, когда в г.Порвоо еще не было православного храма, православные служили в маленьком лютеранском храме. Тогда было гораздо больше желающих перейти в православие, чем сейчас. Он думает, что, может быть, лютеранам было легче ходить в тот храм.
Самое главное в оглашении — участие в богослужениях. О вере о.Виктор сообщает самые главные вещи, например, говорит о таинствах. Он упоминает также о почитании святых, потому что для многих лютеран это незнакомая область веры. Но что касается Библии, он думает, что нет смысла проходить ее на оглашении, потому что все ее читали.
Оглашаемые должны много заниматься самостоятельно, прежде всего, читать литературу. О. Виктор рекомендует им читать, например, книги отца Александра Шмемана, отца Фомы Хопко, архиепископа Паавали и Мерья Меррас. Встречи бывают не регулярными, а тогда, когда оглашаемые в них нуждаются. Во время оглашения о. Виктор не обращается к ним, а они должны сами сказать, когда у них есть, о чем спрашивать. Но после оглашения он поддерживает связи некоторое время, чтобы узнать, как новообращенный вошел в церковную жизнь.
О. Тимо Сойсало служит в Хельсинки в кладбищенском храме. Он по профессии медик и работает в психиатрической больнице. На это уходит большая часть его времени, и поэтому он служит священником только несколько дней в неделю. Главное в катехизации — участие в богослужениях и беседы со священником. Среди самых главных тем в научении о. Тимо упоминал таинства, пост, аскезу и Библию. Много зависит и от каждого отдельного оглашаемого, какие вопросы надо проходит на оглашении, потому что в индивидуальной практике возможно уделить много внимания тому, что для каждого лично важно.
О. Маркку Салминен рассказал, что он сначала беседует с оглашаемым и узнает, какое научение ему нужно. Потом он рекомендует ему литературу, например, книги о. Александра Шмемана и архиепископа Паавали, и на их основании проводит беседы. В то же время оглашаемый начинает ходить на богослужения, кто не делал этого уже раньше. Когда приближается время воцерковления, о. Маркку говорит о таинствах, и если оглашаемый действительно решает принять православие, то они разъясняются более подробно.
У двух из этих катехизаторов научение основывается на Символе веры. Эта практика была тоже в древней церкви, как мы заметили в связи с групповой катехизацией. Практически у всех в научении на центральном месте стоит участие в богослужении и те вопросы православной веры, которые лютеранам мало знакомы, например, православное учение о таинствах и почитание святых и икон. Один катехизатор упоминал также пост и аскезу. Здесь также, как и в групповой катехизации, почти полностью отсутствует изучение Священного Писания.
В настоящее время настоятелем прихода служит о. Вейкко Пурмонен. Он рассказывал о своем опыте очень мало, потому что сам мало занимался катехизацией. Он считает, что проблема оглашения прежде всего в том, что нужды в нем гораздо больше, чем у прихода возможностей. По его словам, то, что сейчас есть, является лишь “скорой помощью”. С епископами он не говорил на эту тему, и поэтому не знает, какой у них взгляд на катехизацию, но думает, что они не против.
О. Маркку сталкивался в катехизации с проблемами связи с традицией: насколько строго ей надо следовать? Этот вопрос возникает у оглашаемых, когда речь идет, например, о учении о священстве или о месте женщин в церкви. Проблемы возникают иногда также из-за того, что у оглашаемых не всегда реалистическое представление о Православной церкви.
О. Ниило, о. Тимо, о. Виктор и о. Маркку считают оглашение необходимым. Кто хочет стать православным, должен узнать, куда пришел. О.Маркку говорит, что принять кого-то в Церковь без оглашения — безответственно. Он говорил, что иногда вскоре после перехода в православие новообращенный уходит из церкви, и, по его мнению, причиной является поверхностность катехизации или полное ее отсутствие.
О. Александр считает оглашение почти всегда необходимым, но иногда он принимал в Церковь людей и без оглашения, если у них были православные корни или православный супруг. О. Вейкко также считает, что оглашение нужно, потому что всем необходимо сознавать самые основные вещи в православной вере. Но тех, у кого есть православные корни, он особенно не оглашает, а рекомендует ходить на богослужения и читать литературу.
О. Алексей Шэбэрг служит в Троицком храме, в котором службы совершаются, в основном, на церковно-славянском языке. Большинство тех, кто к нему обращаются, являются русскими, переехавшими в Финляндию из России, они часто некрещеные. О. Алексей особенно не занимается катехизацией, потому что считает, что “его задача не в распространении информации”. С желающими принять крещение он несколько раз беседует перед крещением.