РЕНЕ НЮБЕРГ
Чрезвычайный и Полномоченный Посол
Финляндской Республики в Российской Федерации
Финский православный
журнал. К независимости. Церковь переселенцев. На пути к универсальному
православию. Возрождение паломничества. Праздники паломников в селах и
городах. Православие поверх языковых и культурных барьеров.
Православные в
Финляндии между Востоком и Западом
Финляндия находится на границе
между восточной и западной культурой. Более тысячи лет на этих землях
лежит отпечаток и западной, и восточной ветвей христианства. Сегодня в
Православной Церкви Финляндии сосуществуют христианские традиции Востока и
ценности западной демократии.
Из пятимиллионного
населения Финляндии большая часть приписана к лютеранской церкви, как и во
всей Скандинавии. Православные составляют вторую народную церковь. 85 %
населения - лютеране, православных - чуть более 1 %, т.е. около 60 000
человек. Самое северное соприкосновение восточного православия и западного
католичества произошло в Финляндии. Первое соприкосновение финнов с
православием произошло, когда влияние Новгорода в XI веке распространилось
на территорию расселения финноязычно-го карельского населения на север.
Впервые государственная граница между Швецией и Новгородом была
согласована в 1323 году во время Ореховецкого мира.
Большое влияние на
распространение православия оказал основанный в XIV веке на Ладожском
острове Валаамский монастырь, ставший как центром миссионерства, так и
крупным объектом паломничества. Точное время основания монастыря
неизвестно, по разным источникам монастырь учрежден в период с XII по XIV
века. Второй, имевший важное значение на Ладоге, монастырь - это
основанный в 1393 году греческим монахом Арсением Коневецкий монастырь.
Православие Карелии достигло в 1533 году берегов Северного Ледовитого
океана - в этот год на его берегу был основан Печенгский монастырь.
По Столбовскому миру в 1617 году
территория Карелии была разделена. По приказу короля Швеции на территорию
сегодняшнего Санкт-Петербурга и его окрестностей переехало множество
финских крестьян лютеранского вероисповедания, предков нынешних
ингерманландцев. На положении оказавшихся под господством Швеции
православных Карелии, живших на пограничных территориях, в значительной
степени сказалось давление лютеранской церкви. В течение XVII века около
30 000 православных переселилось из Карелии в Россию. Многие из них осели
к северо-западу от Москвы, под Тверью, где по сей день живет говорящее на
карельском языке языковое меньшинство.
По Ништадтскому миру в
1721 году граница между Швецией и Финляндией снова передвинулась западнее
и прошла примерно по нынешней финляндско-российской границе. Оставшиеся
под началом Швеции православные Карелии жили как в подчинении Святейшего
Синода Петербурга, так и лютеранского Духовного капитула Порвоо (Борго).
Чтобы поднять уровень образования населения, лютеранской церковью в 1780
году был переведен учебник православия с русского на финский язык. Это
было первое произведение православной литературы на финском языке в
Финляндии.
После того, как в
результате войны в 1809 году Финляндия отошла от Швеции к России, она
стала автономным Великим кня жеством. Александр I на сейме в лютеранском
соборе в Порвоо, давая монаршую присягу, обещал сохранить законодательство
Финляндии, права сословий и государственные национальные языки, обещал
сохранить и защищать вероисповедание населения. Следовательно, большая
часть населения Финляндии осталась в лютеранской церкви.
Основной частью
православного населения Финляндии были говорящие на финском карелы, жившие
по большей части в сельской местности в Выборгской губернии.
Православные в городах
говорили преимущественно по-русски. Административно православные
подчинялись Петербургской епархии. Сотрудничество Святейшего Синода
Русской Церкви и финляндских приходов координировалось духовным
управлением Выборга. За строительство церквей, обучение в школах и
жалованье священникам отвечал в Финляндии Императорский Сенат, т.е.
правительство.
В середине XIX века
Русская Церковь начала уделять большое внимание миссионерской деятельности
среди национальных меньшинств. Эта работа отразилась и на Карелии.
Святейший Синод в 1865 году постановил, что в приходах Финляндии
богослужение должно проводиться на финском языке. В 1883 году Синод, кроме
того, постановил, что священнослужители, назначаемые в финские приходы,
должны знать финский язык.
В 1866 году Императорский
Сенат Финляндии вынес постановление о создании наряду со шведскими финских
школьных учреждений. В 1880 году в Сердоболе (Сортавала) была основана
учительская семинария, в которой готовили преподавателей православного
закона Божия, который с тех пор стал в Финляндии изучаться отдельно.
Финский православный
журнал
Православные Финляндии в конце
XIX века внимательно следили за возникающей в России потребностью
изменений в обществе и Церкви. В связи с этим в 1885 году в Сердоболе
(Сортавала) было основано Братство свв. Сергия и Германа. Братство начало
издавать журнал «Aamun Koitto» («Утренняя заря»). Главным редактором
журнала стал Сергей Окулов (ум. 1940 г.), окончивший Духовную академию в
Санкт-Петербурге. Издание преследовало две цели: просвещение и решение
вопроса языка.
Окулов считал, что
православные Финляндии должны получать больше знаний о своей вере. Однако
при этом Окулов видел, что православную веру чересчур ограничивают рамки
религиозных обрядов, т.к. служба по-прежнему велась на непонятном народу
церковнославянском языке.
Деятельность Окулова
получила поддержку, когда Святейший Синод в 1892 году постановил выделить
Финляндию в архиепархию во главе с архиепископом Антонием (Вадковским, ум.
1912 г.). Архиепископ Финляндии Антоний положил начало приходским школам,
поддерживал совершение богослужения на финском языке и организовывал
собрания епархии, на которых открыто обсуждались церковные проблемы.
В
конце XIX века становление финского православия вошло в противоречие с
политикой России. В результате направленной на Финляндию русификации
появилось стремление использовать также Православную Церковь в качестве
орудия этой политики.
В 1905 году атмосфера
снова стала более свободной, и православные Финляндии под руководством
нового архиепископа Финляндии Сергия (Страгородского, ум. 1944 г.) решили
просить разрешения перейти на григорианский календарь, которым
пользовались в Финляндии.
К
независимости
После революции в России связи
православных Финляндии с Русской Православной Церковью были прерваны.
Архиепископ Сергий и целый ряд священников переехали в Россию. После
обретения Финляндией независимости в декабре 1917 года сенат назначил
комитет, задачей которого стала организация управления Финской
Православной Церковью. Государственные власти Финляндии считали, что
Православная Церковь должна быть независимой и действовать без мощного
российского влияния.
Работа комитета привела к
тому, что сенат Финляндии издал 26 ноября 1918 года указ, согласно
которому Православная Церковь приравнивалась к лютеранской и становилась
второй народной церковью. Церковь получила право собирать со своих
прихожан церковный налог, управление велось в духе западной демократии.
Государство участвовало в расходах церкви, выплачивая жалование
священникам и проводя обучение духовных лиц. Кроме того, архиепископ
назначался президентом Финляндии. Это формальное право было отменено лишь
на основе новой конституции, вступившей в силу в 2000 году.
В 1919 году православные
Финляндии при няли на Церковном соборе решение о направлении Предстоятелю
Русской Церкви Патриарху Тихону (Белавину, ум. 1925 г.) ходатайства об
автономии. Патриархом автономия была предоставлена. Православные Финляндии
хотели также более четко определиться с календарем. Русская Церковь на
Поместном соборе приняла решение перейти на григорианский календарь, но до
начала большевистского террора не успела осуществить это решение.
Поскольку связь с
преследуемой Русской Церковью стала невозможна, финны решили найти новое
решение вопроса о каноническом положении Церкви. Правительство Финляндии
поддерживало стремление передачи канонического подчинения церкви
Константинополю. Делегация Финской Церкви направилась летом 1923 года в
Константинопольский Патриархат, чтобы узнать о возможности получения
полной независимости. Константинопольским Патриархом Мелетием (Метаксакис,
ум. 1935 г.) была предоставлена не полная независимость, автокефалия, а
автономия. В епископский сан православной архиепископии Финляндии был
посвящен родившийся в Эстонии Герман (Аав, ум. 1961 г.).
Предстоятель Эстонской
Церкви, входивший в состав делегации митрополит Александр (Паулус, ум.
1953 г.), просил Константинопольский Патриархат взять под свое
каноническое подчинение также Православную Церковь Эстонии. Его просьба
была удовлетворена. Как Финская, так и Эстонская Православная Церковь
перешли на григорианский календарь.
Отношения между
Константинопольским Патриархатом и Финской Православной Церковью
регулировались специальным документом (томосом). В нем было сказано,
Церковь может по законам страны сама решать свои внутренние вопросы, при
условии, что они не будут отходить от канонической традиции.
Благодаря новому порядку,
православные Финляндии перестали быть зависимыми от враждебно настроенной
к Церкви Советской России. Ставший в 1925 году архиепископом Выборгским и
всея Финляндии Герман стремился к созданию национальной Финской
Православной Церкви. В 1924 году престол архи епископа был переведен из
Выборга в Сортавала, а епархия была разделена на Карельскую и Выборгскую.
Епископом Выборга в 1935 году был избран Александр (Карпин, ум. 1969
г.).
Поскольку связь с
Церковью-Матерью - Русской Православной Церковью - была прервана,
православные Финляндии завязали более тесные связи с находившимися в
подчинении Константинопольского Патриархата Православными Церквами Эстонии
и Латвии. Православные Церкви Финляндии, Эстонии и Латвии в 1930-е годы
провели два Архиерейских собора.
У Финской Православной
Церкви долгое время вызывал немало сложностей вопрос, связанный с
календарем. Константинопольский Патриарх дал Православной Церкви Финляндии
разрешение справлять Пасху по григорианскому календарю. Валаамский и
Коневецкий монастыри и два городских прихода не признали введение нового
календаря. Константинопольский Патриарх Герман (ум. 1951 г.) осенью 1925
года посетил монастыри, после чего большая часть монашества признала новый
календарь.
Церковь
переселенцев
Война превратила Финскую
Православную Церковь в Церковь переселенцев и эвакуированных. После войны
1939-40 гг., весной 1940 года Финляндия была вынуждена отдать Советскому
Союзу город Выборг, Карельский перешеек, а также город Сортавала и всю
Приладожскую Карелию. Православная Церковь потеряла 90% своих церквей и
прочего имущества. После начала в июне 1941 года войны с Советским Союзом,
переселенцы начали возвращаться в родные места. Карельское население стало
восстанавливать разрушенные войной территории.
После перемирия между
Финляндией и СССР, осенью 1944 года, Финляндия была снова вынуждена отдать
Карелию Советскому Союзу. Финляндия утратила также Печенгу. Монахи Печенги
вместе с монахами Валаамского и Коневецкого монастырей на Ладоге
переместились в Хейнявеси, в Центральную Финляндию.
После окончания войны
Финляндия эвакуировала во второй раз все население утраченных территорий,
в общей сложности 430 000 человек, т.е. более 10% населения всей страны.
Среди эвакуированных было около 55 000 православных.
Для облегчения положения
Православной Церкви Финское государство приняло Закон о восстановлении, по
которому вместо приходов, находившихся на территориях, отошедших к СССР,
были основаны новые приходы. Государство построило за 1950-1960 годы для
новых приходов 58 новых церквей и часовен, 20 кладбищ и 19 домов
священников.
После Второй мировой войны Русская Церковь обрела
большую свободу и при поддержке Советского правительства стремилась
вернуть под свое начало отделившиеся после революции приходы. Прибывший с
этой целью в Финляндию митрополит Ленинградский Григорий (Чуков, ум. 1958
г.) присоединил эвакуированные в 1945 году в Финляндию Валаамский и
Коневецкий монастыри к Русской Церкви. Финская Православная Церковь
считала, что присоединение не имеет законной силы, т.к. для этого было
необходимо одобрение Церковного собора Финляндии. Православная Церковь
Финляндии избежала политических сложностей, проведя Церковный собор лишь в
1957 году и сохранив без изменений каноническую связь с
Константинополем.
Канонические противоречия
между Финской и Русской Православной Церковью продолжались до 1957 года. В
1957 году Русская Церковь выразила пожелание нормализовать отношения.
Монахи Валаама и Коневца также вернулись в состав Финской Церкви. В «Aamun
Koitto» в конце 1957 года было напечатано дружелюбное письмо митрополита
Николая, в котором предлагалось забыть канонические разногласия. Это стало
началом новых отношений между Церквами.
На пути к
универсальному православию
В I960 году главой
Православной Церкви Финляндии, архиепископом Карелии и всея Финляндии был
выбран монах Старого Валаамского монастыря Павел (Олмари, ум. 1988 г.).
Архиепископ Павел подчеркивал потребность финских православных в обращении
к истокам православия, к пониманию универсальности и кафолического
характера христианства. Павел считал, что православие не может быть
направлено на защиту национальных интересов какой-либо страны.
В 1970-е годы православие
стало более открытым. Расширение интернациональных связей и исчезновение
предрассудков в отношении национальных и религиозных меньшинств
способствовали росту интереса к Православной Церкви в Финляндии. К Церкви
стали приписываться новые члены, монастыри стали привлекать
молодежь.
В 1980-е годы число
прихожан начало возрастать. Сейчас к Церкви приписано 56 000 человек. Рост
произошел за счет новых прихожан и иммигрантов.
Восстановление
Ново-Валаамского монастыря шло под руководством архимандритов Пантелеймона
(Сархо) и Амвросия (Яаскеляйнен). Валаам из крестьянского монастыря стал
центром духовной культуры православия. Основу дохода монастыря составило
обслуживание гостей. Новая церковь была освящена в связи с 800-летием
монастыря в 1977 году. Сегодня в Новом Валааме 20 монахов и
послушников.
Женский монастырь Линтула
пережил возрождение. В конце 1960-х годов в монастыре были построены новая
церковь и жилое здание. В 1995 году в монастыре начал работать свечной
завод.
В 1979 году Православной
Церковью была основана третья епархия - в Оулу. Руководить епархией был
избран митрополит Лев (Макконен). Он целенаправленно занимался
врачеванием, духовной работой среди саамов-колтта, эвакуированных из
района Петсамо на Севеттиярви в Финляндии.
В 1987 году архиепископом
Карелии и всея Финляндии был выбран бывший до этого митрополитом Хельсинки
Иоанн (Ринне). Его целью стало развитие международных и экуменических
связей, в частности через Всемирный совет церквей, и особенно развитие
отношений с Патриархатом Константинополя. Выйдя на пенсию в 2001 году, он
получил титул митрополита Никейского.
Возрождение
паломничества
Новый Валаам и Линтула стали в
1970-е годы одними из самых популярных объектов паломничества православных
Финляндии. В монастыри поступили молодые монахи и монахини из Финляндии,
США, Франции и Швеции. В 1980-е годы в Валаамском монастыре постоянно жил
один монах из Русской Православной Церкви.
Как и церковные праздники,
новые формы обрело также паломничество, которое до Второй мировой войны
совершалось на Валаам и в Коневец на Ладоге. В Новом Валааме в Хейнявеси в
1970-е годы регулярно стали организовываться лагеря для молодежи. Молодежь
собирается на две недели в монастыре, чтобы изучать православные традиции
и принимать участие в богослужениях. Лагерь заканчивается праздником, в
котором наряду с монахами и молодежью участвуют родители, родственники и
друзья.
Традицией стали и
добровольные трудовые лагеря в Новом Валааме и Линтула, во время которых
молодежь за еду и ночлег работает в монастыре. В лагеря традиционно
приезжает православная и лютеранская молодежь не только из Финляндии, но и
из разных стран Европы. Для православных Финляндии это открывает
возможности познакомиться с представителями иных культур.
Несмотря на то, что
Печенгский монастырь остался на территории, отошедшей к СССР, традиции
сохранились. В 1960-е годы православные начали ежегодно в конце августа
проводить праздник св.Трифона Печенгского. Традиции положило начало
празднование в 1965 году 400-летия часовни Георгия в Норвегии в Нейдене. В
празднике Трифона регулярно участвуют группы от православных приходов со
всего мира.
День Трифона - это не
только православное паломничество, но и праздник малой народности
кольтских саамов. В Восточной Лапландии около тысячи потомков кольтских
саамов, принявших православие под влиянием Печенгского монастыря. Традиция
паломничества укрепи ла православную идентичность кольтов. Православная
Церковь издала в 1980-е годы Евангелие от Матфея и молитвенник на языке
кольтов.
Праздники паломников в
селах и городах
В селе Иломантси в Северной
Карелии в июле празднуется Ильин день - один из самых старых праздников в
Финляндии. Центр, вокруг которого проходит праздник, - построенная в 1891
году большая деревянная церковь. Праздник св. Илии проводится с 1960-х
годов.
На празднование Ильина дня
ежегодно съезжаются тысячи гостей. Это - не только православное
богослужение, но и проявление традиций карельской культуры. Во время
праздника проводятся выставки икон, семинары и международный фестиваль
православной музыки. Уже несколько лет президент и премьер-министр
Республики Финляндия оказывают честь традиции, посещая праздник.
В августе проводится
праздник Успения Богородицы, в день создания Успенского собора в
Хельсинки. Стоящий на прекрасном месте в центре города собор - крупнейший
православный собор Европы. Наряду с лютеранским собором это одна из
важнейших достопримечательностей города. На праздник Успенского собора в
день Успения Богородицы собираются сотни православных со всей Южной
Финляндии. На празднике царит международная атмосфера, об этом
свидетельствует также число языков, на которых проводится богослужение.
Кроме финского и шведского языка, служба идет на церковнославянском,
английском, греческом и эстонском языках.
В городах Южной Финляндии
наряду с праздником Успения проводится целый ряд православных массовых
праздников. В самый южный город Финляндии Ханко православные съезжаются в
июле на праздник церкви святого Владимира Киевского. В июле в Ярвенпяя
проводится праздник иконы Казанской Божией Матери, на который собираются в
особенности потомки русских переселенцев из деревень Карельского
перешейка. В Эспоо в начале августа проводится праздник церкви св. Германа
Аляскинского. На этот праздник съезжаются не только финны, но и много
иммигрантов .
Православие поверх
языковых и
культурных
барьеров
В 1990 году перед Церковью
встали новые задачи не только в связи с притоком новых прихожан, но и в
связи с тем, что все общество стало более интернациональным. В результате
изменившейся ситуации в мире, в Финляндию въехали тысячи иммигрантов и
беженцев. В Финской Православной Церкви стали вестись богослужения на
нескольких языках. Наряду с финским, шведским, церковнославянским и
греческим, в крупных го родах ведется служба на английском, румынском и
эстонском.
В Финляндии все больше
становится иммигрантов из России. Из бывшего Советского Союза в Финляндию
переехали также эстонцы и ингерманландцы (этнические финны), в основном
это лютеране. В связи с появлением этих групп населения перед обеими
народными церквами Финляндии встали новые задачи.
Вхождение Финляндии в
Евросоюз в 1995 году означало для Православной Церкви Финляндии
естественный шаг в сторону культурного взаимодействия. Знаком нового
времени можно считать также смену поколения, произошедшую осенью 2001 года
в руководстве Церкви, когда архиепископом Карелии и всея Финляндии был
впервые выбран представитель послевоенного поколения, митрополит
Хельсинкский Лев (Макконен). Свои первые визиты новый архиепископ сделал в
Константинополь и Москву, укрепив таким образом добрые отношения. Следует
также отметить, что в последние годы отношения между лютеранской церковью
Финляндии и Русской Православной Церковью были особенно хорошие. Начиная с
1970 года они провели 12 богословских собеседований. Следующее
собеседование пройдет в Москве в начале октября 2002 г.
Последние десятилетия для
Православной Церкви Финляндии означали переход от десятилетий
восстановления материального благосостояния к развитию духовности.
Благодаря богатой истории финского православия, Церковь была готова
принять в свои ряды прибывающих через открывающиеся границы православных,
независимо от языковых и культурных различий. Таким образом, Православная
Церковь Финляндии в буквальном смысле и сегодня находится между Западом и
Востоком.
Источник. Журнал
"Православный Паломник"
№4 (6)
2002г.
Источник: http://ric.orthost.ru