Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Православные храмы в Финляндии
     Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. 5. СПб.: Лики России. 2001. С. 472-507
1. История православия в Финляндии.
2. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Хельсинки
3. Церковь Пресвятой Троицы в Хельсинки
4. Церковь Пророка Илии на православном кладбище в Хельсинки
5. Церковь Апостолов Петра и Павла в Хамина
6. Церковь мц. Царицы Александры в Турку
7. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лаппеенранте
8. Церковь свт. Николая Чудотворца в г. Вааса (Ваза)
9. Церковь Апостолов Петра и Павла в Торнио
10. Церковь равноап. кн. Владимира и равноап. Марии Магдалины в Ханко

Финляндия лежит на стыке двух христианских цивилизаций западной и восточной, отчего христианская вера на ее территории распространялась, начиная, в основном, с XII века как с Запада, так и с Востока. Западные миссионеры навязывали веру часто при помощи крестовых походов, огнем и мечом, требовали покорности Римскому Папе, богослужения свершали на непонятном народу латинском языке, обременяли паству поборами. С Востока - из Валаамского, Соловецкого, Коневского и Свирского монастырей шли православные проповедники, которые проповедовали Евангелие мирным путем, силой слова и бескорыстного Христова подвига.
В течение нескольких веков за финские земли - прежде всего на востоке страны - в политическом и религиозном плане постоянно и упорно боролись Швеция и Древняя Русь - сперва Новгородская, затем Московская. По Столбовскому мирному договору 1617 вся восточная Финляндия и Карелия почти на два века отошли к Швеции. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Не желавшие - несмотря на ощутимые выгоды - менять веру предков переселялись на русскую территорию.
Немногие православные приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, в это тяжелое время по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским, которые показывали полную заботливость об этой малой церкви, наблюдая, чтобы тамошние христиане не уклонялись от чистоты восточного исповедания и не терпели никакой нужды от недостатков храмов и учителей.
Шведский король Карл XI подтвердил в 1664 право православных христиан веры своей попов и божественное пение вольно держать, но одновременно говорившие по-фински православные приписывались к лютеранским приходам. Из-за этого давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах.
После Ништадтского мира 1721, по которому Россия вернула себе Ижорскую и Водскую пятины, шведы взяли обязательство, что на оставшейся за ними территории греческая вера впредь свободно и без помешания в оных (церквах и школах) также отправлена быть может. Несмотря на это обязательство, совращение православных в лютеранство продолжалось и в русской части Финляндии, отчего Императрице Анне Иоанновне пришлось выпустить запретительный указ. Но он не помог. Лишь Императрица Елизавета Петровна сумела| решительными мерами пресечь лютеранский прозелитизм.
Хотя в 1742 была образована Санкт-Петербургская епархия, т.н. Старая Финляндия и Карелия до 1764 оставались в подчинении Новгородского Владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими. К началу XIX века в русской Финляндии насчитывалось 19 храмов и 27 454 прихожан, большую часть которых составляли воинские чины из русских гарнизонов.
В 1809 по Фридрихсгамскому договору вся Финляндия вошла в состав Российской Империи, получив автономию и статус Великого Княжества. Однако гуманное стремление Императора Александра I сохранить в присоединенной стране шведские учреждения и традиции не были благодетельными для Православной Церкви. Хотя православное духовенство было уравнено в правах с лютеранским, лютеранство оставалось в Финляндии государственной религией, и православные священники редко получали поддержку от чиновников-лютеран.
В 1823 для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 - Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому и Финляндскому. В 1838 в 21 православном храме молились 36 тысяч человек, из которых почти 98% было сосредоточено на востоке Финляндии: в Выборгской и Куопиоской губерниях, тогда как в Нейшлоте, например, жило всего 156, а в Гельсингфорсе - 256 православных христиан.
Через четверть века положение мало изменилось: из 1,5 миллиона жителей страны лишь 45 227, т. е. всего 3%, были православными, причём часть из них составляли военнослужащие, которые в ней жили временно. Однако в XIX веке многие храмы в Финляндии возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться, а в церковный обиход стал все сильнее проникать финский язык.
В 1892 была создана самостоятельная Финляндская епархия, первым архиереем которой стал епископ Выборгский Антоний (Вадковский), викарий Санкт-Петербургского митрополита. Этот известный святитель управлял епархией до 1898, когда был назначен на кафедру в Петербурге. За время его правления были построены новые храмы, основаны Линтульский Свято-Троицкий монастырь близ Райволы и Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885); на финском языке стал выходить журнал Aamun Koitto (Утренняя заря), на русском - Рождественские и Пасхальные листки.
Вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м относятся первые переводы богослужебных текстов на финский язык. Согласно имеющимся сведениям, уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы. Архиепископ Антоний поощрял этот процесс, и в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык.
С 1905 по 1917 Финляндскую епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже Патриарх Московский и Всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в стране, что содействовало упорядочению их внутренней жизни.
Когда в 1917 Финляндия получила независимость, общение между местной епархией и Церковью-Матерью прекратилось. Административное оформление Православной Церкви Финляндии шло параллельно с национально-государственным становлением. 26 ноября 1918 Православие было законодательным путем объявлено национальной церковью меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны.
В декабре 1920 Святейшему Патриарху Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 был дан положительный ответ. Правительство Финляндии, однако, стремилось к большему - к автокефалии, чтобы вопросы церковной жизни решались совершенно независимо от Московской Патриархии. Поэтому уже в ноябре 1922 последовало соответствующее обращение Финляндской Православной Церкви на имя Святейшего Вселенского Патриарха, имевшего право устраивать дела Православных Церквей, высшее каноническое управление которых находилось в расстройстве.
Вселенский Патриарх Мелетий IV в июле 1923 принял Финлядскую Православную Церковь в свою юрисдикцию только в качестве епископии с правами широкой автономии. Он также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа Аава. В 1925, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии, в коей должности он состоял до 1960, когда по болезни ушел на покой.
При архиепископе Германе произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Для малочисленного православного населения годы его служения были годами многих испытаний. Надлежало постоянно решать сложные вопросы, соблюдая при этом верность Православию. Владыка был надежным кормчим в Послевоенный период, когда было восстановлено молитвенное общение с Русской Православной Церковью, утраченное вследствие революции и ее последствий.
В 1925 Православная Церковь в Финляндии была разделена на две епаархии: Карельскую и Выборгскую, но последняя долго оставалась вдовствующей из-за отсутствия подходящих кандидатов. В ней было 12 приходов, расположенных на Карельском перешейке и в Южной Финляндии. Только в 1935 Выборгская кафедра была замещена. Тогда был рукоположен к ней во епископа овдовевший Александр (Карпин). Накануне зимней войны 1939-1940 между СССР и Финляндией в стране проживало 80 000 православных, которых окормляли 46 священников.
В результате зимней войны Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50 000 прихожан, т. е. 60% православных христиан страны, пришлось покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство.
В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 был основан Союз православной молодежи, в 1958 - Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность.
Государство в 1949 взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта. В общей сложности власти потратили около миллиарда финских марок на восстановление Финляндской Православной Церкви, во главе которой стоит в наши дни архиепископ Карельский и всей Финляндии Иоанн (Ринне).
Высшим административным органом Финляндской Православной Церкви является Поместный Собор, который созывается раз в три года архиепископом и который состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Поместный Собор обсуждает и решает церковно-административные и духовно-нравственные вопросы. Исполнительным органом является Церковное правление, состоящее из епископов, асессора-юриста (секретаря) и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе.
В Автономной Православной Церкви Финляндии три епархии: Карельская, Хельсинская и Оулуская, в которых насчитывается 60 000 верующих, объединенных в 25 приходов. Самый крупный приход -Хельсинский, в котором зарегистрировано 17 000 членов. Службы совершаются на финском языке и по новому стилю, включая празднование Пасхи. Все члены клира избираются прихожанами. Для русских финские священники служат регулярно по-церковнославянски только в Троицкой церкви и иногда - в Успенском соборе в Хельсинки.
Богословское образование будущие клирики и учителя Закона Божьего раньше получали, главным образом, в Духовной семинарии в Сортавале, в 1940 перенесенной в Хельсинки, а в 1961 - в Куопио. С 1988 это можно делать также в Институте православного и западного богословия при университете в г. Йоэнсуу. Для православных детей в школах проводятся уроки Закона Божьего и православной этики.
Существующие в Финляндии православные храмы были построены в течение трех периодов: до присоединения Финляндии к Российской Империи, во времена Великого Княжества Финляндского, т. е. в 1809-1917, и после обретения независимости. Самые интересные постройки относятся ко второму периоду, ибо в межвоенный период их возводилось мало, а послевоенные храмы - в силу исторических причин в большинстве своем не отличаются художественными достоинствами.
По указанной причине для описания были выбраны в основном церкви, возведенные в 1809-1917 местными и петербургскими архитекторами в разных городах Финляндии, как для местных жителей, так и для российских гарнизонов. История храмов написана на основе печатных и архивных источников в Финляндии и в России, хотя не все из них удалось изучить. Эта история свидетельствует о духовном значении Православия для финнов на протяжении многих веков.



Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Хельсинки
Kanavakatu, 1, FIN-00160 Helsinki

Глазам прибывающих в Хельсинки (Гельсингфорс) морем открывается живописная панорама города, в которой доминируют силуэты двух храмов. В центре - белый лютеранский собор, восточнее от него краснокирпичный православный Успенский собор, построенный на самой высокой гранитной скале острова Катаянокка. Он - главный храм Хельсинского православного прихода.
Какие причины побудили православных построить в Хельсинки грандиозный собор на самом видном месте города? В 1827, когда была освящена Свято-Троицкая церковь, количество православных в городе не превышало 600 человек. Накануне Крымской войны их число достигло уже 1 500, а, по некоторым источникам, - даже 2 000 человек. Летом это число возрастало на одну-две тысячи приезжих. В связи с войной в городе сильно увеличился гарнизон.
В 1854 настоятелем в Гельсингфорс был назначен Николай Попов. 24-летний священник, только что окончивший Петербургскую Духовную академию. Энергичный пастырь сразу понял, как нужна новая церковь. Троицкая была маленькой и тесной. В большие праздники богомольны стояли даже на улице. Потребность в новом, обширном и благолепном храме, вероятно, усилилась еще потому, что новопостроенный лютеранский собор совершенно заслонил маленькую православную церковь.
Отец Николай обратился за помощью к генерал-губернатору графу Ф. Ф. Бергу, который содействовал лютеранам и католикам в построении собственных церквей. Генерал-губернатор не промедлил, и первый документ об Успенском соборе датирован мартом 1857 - в нем поднят вопрос о необходимости нового обширного православного храма который наружным благообразным великолепием и большею вместительностью соответствовал бы... общему усердию религиозному. В апреле 1859 граф Берг уже просил у обер-прокурора Синода Разрешения пригласить в Гельсингфорс для этой цели академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева, знакомого графу, вероятно по работам на Валааме. Проект, составленный С. И. Барановским, (профессором местного университета, ему не понравился.
Летом 1859 архитектор Горностаев приехал в Гельсингфорс и опре-делил скалистый холм на острове Скатудден (Катаянокка) как место для будущего храма (первое место было вблизи лютеранского собора). В том же году зодчий составил чертежи, которые 12 января 1860 были Высочайше утверждены. Обер-прокурор Синода граф А. П. Толстой сообщил пожелание Государя освятить новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя блг. кн. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, но храм в конечном итоге стал однопрестольным, так как места для приделов не хватило.
Осенью 1860 с Горностаевым был заключен контракт. Начался сбор средств и пожертвований. На постройку Бергу удалось исхлопотать у Синода 15 тыс. руб., к которым Император добавил 20 тыс. руб. К началу работ общенародный сбор принес 31 тыс. руб., но газета Северная почта продолжала печатать о нем объявления. По Высочайшему повелению 25 тыс. было отпущено из Капитула орденов, от московского купечества дано 20 тыс.; Цесаревич, будущий Император Александр III, в ознаменование бракосочетания с принцессой Дагмарой (Марией Феодоровной) прислал 2 000 руб. Постройка собора обошлась в 223 тыс. руб., и эта сумма была собрана с помощью добровольных пожертвований.
Председателем строительной комиссии был назначен генерал-майор Г. Е. Глебов, начальник штаба войск в Финляндии, членами - гарнизонный инженер-капитан Титов, настоятель Свято-Троицкой церкви о. Николай Попов и три местных купца. Строительная комиссия была подчинена канцелярии генерал-губернатора.
Торжественная закладка храма происходила 15 августа 1862 в присутствии и при участии вел. кнн. Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Руководил стройкой сам Горностаев, который, не отличаясь крепким здоровьем, 18 декабря 1862 скончался в возрасте 54 лет. Строительство продолжил академик И. А. Варнек, только что завершивший возведение собора в Свеаборге по чертежам К. А. Тона. В проект Горностаева он не внес изменений, только звонницу заменил колокольней.
Освящал новопостроенный храм в воскресенье, 13 октября 1868 епископ Выборгский Павел, викарий Петербургского митрополита в сослужении настоятеля Свято-Троицкой церкви прот. Николая Попова, свеаборгского Александре-Невского собора прот. Павла Львова и двух архимандритов. На освящении присутствовали Финляндский генерал-губернатор граф Н. В. Адлерберг и все начальствующие лица. После освящения состоялся парад, в котором участвовали Гельсингфорсское юнкерское училище, три стрелковых роты, два батальона пехотного Печорского полка, батарея артиллерийской бригады и два взвода казачьих команд.
Квадратный в плане собор возведен в русско-византийском стиле с элементами романского. Его венчают 13 главок - одна большая над шатром и 12 маленьких, делая живописным силуэт собора. Среди 12 глав... возвышается обширный купол с позлащенною через огонь главою, венчающею всю церковь. Снаружи здание высотой 51м украшено выступами, колонками, углублениями, карнизами, рельефами. Внутри главный шатер опирается на четыре пилона, высеченных из местной гранитной скалы. Крыльцо с тремя спусками поддерживается двумя гранитными колоннами. Наружный вид собора в восторженном тоне описал известный художественный критик В.В. Стасов, считавший Успенский собор вершиной творчества А.М. Горностаева.
Арки и своды храма покрыты орнаментальной росписью. В парусах главного свода помещены овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а по карнизам арок - цитаты Библии. Двухъярусный иконостас - резной и украшен богатой позолотой. Иконы иконостаса написаны в академическом стиле академиком П. С. Шильцовым на полотне по золотому фону.
В память об освящении храма была выбита медаль. Две золотых медали генерал-губернатор Адлерберг поднес Государю и Государыне. За свои труды были награждены многие лица: главный подрядчик и крупный жертвователь Я. Л. Чернышев возведен в звание коммерции советника, И. А. Варнек получил золотой перстень с брильянтами: П.С. Шильцов награжден орденом св. Станислава 3-й степени, а настоятель о. Николай Попов - орденом св. Анны 3-й степени и т. д.
Утварь для церкви пожертвовали частные лица: купеческая вдова Д. Салтыкова - серебряную дарохранительницу, запрестольный серебяный крест и две хоругви, гельсингфорсский купец Н. В. Табунов - плащаницу большого размера и гробницу к ней. Бронзовое позолоченное паникадило на 144 свечи было изготовлено по заказу графа Адлерберга. Московские купцы А. И. Хлудов и Н. Ф. Шубин подарили собору восемь колоколов, из коих самый большой весит 300 пудов (около пяти тонн) и т. д.
В 1872 Успенская церковь стала кафедральным собором, а Троицкая - приписной к нему.
В первые годы в соборе было мало икон. Они поступили, главным образом, после 1918 и накануне последней войны. Среди них обращает на себя внимание икона прп. Серафима Саровского с мощами, старинные иконы: вмч. Варвары и свт. Николая Чудотворца и чудотворная Козелыцанская икона Божией Матери. Последняя икона - молитвенное благословение св. прав. о. Иоанна Кронштадтского родителям тяжело больной девочки, которая выздоровела по его молитвам. В 1940 она была привезена из Успенской церкви в Выборге, вместе с тремя вышеназванными.
Сегодня в приходе Успенского собора насчитывается около 17 000 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Вейкко Пурмонен. Ему помогают 9 священников, 2 дьякона и 7 регентов-псаломщиков. Один из священников окормляет только русскоязычных прихожан и служит на церковно-славянском языке, один занимается с молодежью и детьми.
Кроме собора на территории прихода в самой столице действуют следующие храмы: старейший в Хельсинки храм Пресвятой Троицы, домовая церковь ап. Иакова и вмц. Екатерины, церковь прор. Илии на кладбище, в новых кварталах Хельсинки - церковь Вознесения Господня в Вантаа, прп. Германа Аляскинского в Эспоо, в других городах: в Ханко равноапп. кн. Владимира и Марии Магдалины, в Порвоо - Преображения Господня, в Ярвенпяя - Казанской иконы Божией Матери.

Источники

1.РГИА. Ф. 797. On. 27 (3 отд. 2 ст.). Д. 36; On. 38 (3 отд. 5 ст.). Д. 189.
2.Архив Хельсинского прихода
3.Национальный архив Финляндии.
4.Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии (Далее - ИСС). Вып. 4. СПб., 1875. С. 73-81.
5.Д.Л. Казанцов. Успенский собор (рукопись). 1950-е гг. Хельсинки.
6.С.-Петерб. ведомости. 1868. 314
7.Всемирная иллюстрация. 1875. 316. С. 68-70.
8.Вестник изящных искусств. 1888. Т. VI. Вып. 6.
9.И.Н. Кудрявцев. Успенский собор и история его постройки, (рукопись). 1980-е гг. Хельсинки.
10.Heikki Koukkunen, Mikael Kasanko. Helsingin ortodoksinen seurakunta 1827-1977. Helsinki, 1977.

Церковь Пресвятой Троицы в Хельсинки

Unioninkatu 31, FIN-00170 Helsinki t

Окруженная деревьями Свято-Троицкая церковь входит в состав православного Хельсинского прихода, главным храмом которого является Успенский собор столицы. Старейшая православная церковь городе, она освящена в 1827 году.
По указу Императора Александра I столицей Великого княжества Финляндского стал в 1812 город Гельсингфорс. В том же году был Высочайше утвержден генеральный план реконструкции города, пострадавшего в ноябре 1808 от сильного пожара. В 1820-е в городском центре стал формироваться ампирный ансамбль, создателем которого был знаменитый архитектор Карл Людвиг Энгель. План реконструкции центра предусматривал постройку православного храма, доставление проекта которого было поручено Энгелю.
До постройки Троицкой церкви православные обращались к священнику полковой церкви местного Петровского пехотного полка или ходили в маленький госпитальный храм, который был рассчитан только на больных и едва вмещал 50 человек. После присоединения в 1809 Финляндии к России русское гражданское население в Гельсингфорсе стало быстро расти и за двадцать лет увеличилось до 200 человек, составив примерно 3% от общего числа жителей. Свой храм стал крайне необходим.
Его решено было возвести в незастроенном центре. Когда строительство небольшого однопрестольного храма было закончено, здесь стояло только здание сената; не было ни огромного лютеранского собора, который сегодня возвышается над Сенатской площадью и заслоняет Троицкую церковь, ни зданий университета и его библиотеки. Чтобы построить православный храм в Гельсингфорсе, надо было подумать о деньгах. В 1814, по докладу генерал-губернатора графа М. И. Сперанского, состоялось Высочайшее повеление отчислять 15% пошлины на привозимую в Финляндию соль для построения двух церквей: сперва лютеранской, потом православной. На лютеранскую требовалось собрать 900 тыс. руб., а к 1825 собрана была едва треть. На кирку, следовательно, пришлось бы собирать деньги еще в течение целых 20 лет и только после этого надлежало приступить к сбору средств на главный храм.
Стремясь быстрее получить нужную сумму, православные города обратились с просьбой о содействии к генерал-губернатору графу А.А. Закревскому. В своей петиции они сообщали, что готовы понести расходы до 10 тыс. руб. Генерал-губернатор не заставил долго ждать: часть необходимых 40 тыс. руб. была выдана из казны, другая собрана среди православных горожан.
5 августа 1824 Синод одобрил проект Энгеля, и в том же году он был Высочайше утвержден. 28 апреля 1825 Закревский положил первый камень в фундамент будущего ампирного храма площадью 405 кв. м. Подряд на постройку принял на себя коммерции советник Е. И. Ушаков, который позднее стал первым церковным старостой. Торжество освящения состоялось 14 августа 1827 - его совершил епископ Ревельский Никанор. викарий Санкт-Петербургской епархии. Граф Закревский в собственноручном письме митрополиту Санкт-Петербургскому Серафиму сообщал: Освящение произошло при величайшем стечении народа, и Преосвященного Никанора не только прихожане, коих он пленил своим обращением и прочувственным словом, но и лютеране всюду и уважительно сопровождали.
К освящению из гарнизонной церкви Давидовской крепости в так называемой старой Финляндии привезли иконостас, а Закревский прислал образ Христа Спасителя в богатой серебряной ризе. Нынешний одноярусный белый иконостас в ампирном стиле, украшенный коринфскими полуколоннами и позолотой, был сделан позднее в Петербурге на средства братьев Николая и Павла Синебрюховых, владельцев пивоваренного завода в Гельсингфорсе. Граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин, сосланный в Финляндию за участие в восстании декабристов и женившийся здесь на сестре Авроры Карамзиной, известной в Финляндии своей благотворительностью, подарил в 1830 церкви два посеребренных бронзовых паникадила. На средства купца И. Грачева был приобретен большой колокол весом в 1200 кг и повешен на колокольне, возвышающейся над входом. Все внутреннее убранство храма создано было прежде всего усердием прихожан и старост.
Из старинных икон в нем заслуживает внимания образ прп. Давида Солунского из одноименной церкви Давидовской крепости. Икон написана во время русско-шведской войны, а именно 6 декабря 1789, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись. У солеи стоят два богатых киота с образами. Образ Божией Матери Всех скорбящих радости в массивной серебряной ризе был сооружен в память спасения Царской семьи от гибели 17 октября 1888 при крушении поезда в Борках.
Другая икона есть точная копия иконы Смоленской Божией матери и была перевезена из Свеаборгской крепости во время ее бомбардировки в августе 1855 кораблями англо-французского флота.
Первым священником Троицкой церкви, которая считалась временной, был назначен о. Александр Малоземов, ранее служивший в полковой церкви Петровского пехотного полка. Распоряжением генерал-губернатора Закревского он был освобожден от платежа городских налогов и казенных податей. До 1867 постоянного хора в церкви было - пел хор, составленный из прихожан, членов семей офицерских чинов и учеников местной школы.
Троицкая церковь не раз подвергалась капитальным ремонтам, но её внутренний вид при этом не менялся. Первый ремонт был проведен в 1876, и тогда же деревянная ограда была заменена чугунной. В 1897 был приобретен новый большой колокол весом четыре тонны, для которого пришлось старую деревянную колокольню заменить каменной, на ярус выше прежней. Последний крупный ремонт прошел в начале 1980-х.
Церковь посещали три русских Императора. Когда в 1831 в Гельсингфорс приехал Николай I, его экипаж остановился у храма и Государя на паперти встретил настоятель. Позже здесь бывали Императоры Александр II, Александр III и в 1885 - Цесаревич Николай Александрович.
В наши дни среди храмов Финляндской Православной Церкви только в Троицкой церкви регулярно служат по-церковнославянски, следуя новому стилю.

Источники

1.ИСС. Т 4. 1875. С. 91-94.
2.А.И. Вознесенский. Из Гельсингфорской старины. Гельсингфорс, 1918. С.11-12
3. Д.Л. Казанцов. Церковь во имя Св. Троицы. 1950 (рукопись).
4.Heikki Koukkunen, Mikael Kasanko. Helsingin ortodoksinen seurakunta 1877-1977. Helsinki, 1977. S. 22-36.
5.Северная пчела. 1827. 102. С. 1-2.
6.Д. Троицкий. К столетию Свято-Троицкой церкви в Гельсингфорсе // Утренняя заря. 1927. 6. С. 66-67; 7. С. 77-79.
7.Aamun Koitto. 1927. 13-14. S. 153-154; 15. S. 170; 16. S. 203-1952. 27-28. S. 217-219.
8. Bysanttija Pohjola. 1977. 2. С. 76-81, 94-99.
9. Uskon Viesti. 1977. 4. C. 2-3; 7. C. 13-14; 1983. 3. C. 6-7.
10.И.Н. Куркимиес Свято-Троицкому храму 170 лет // Вестник (Хельсинки). 1997. 10. С. 10-11.

Церковь Пророка Илии на православном кладбище в Хельсинки

Lapinlahdentie 2, FIN-00180 Helsinki,

До 1809 православных жителей Гельсингфорса погребали на лютеранском кладбище в центре города. После присоединения Финляндии к России православным был отведен отдельный участок на морском побережье близ города. На этом кладбище, у входа, была построена деревянная часовня, которую в 1852 заменили каменной, существующей и доныне. Ее проект, посланный в Петербург, там переделала дав фасаду более благовидности. Сейчас в часовне поставлен иконостас и служатся литургии.
Участок был отведен по требованию командира и военного губерна" тора Свеаборга для погребения православных Свеаборгской крепости. До 1831 кладбище находилось в ведении военного губернатора, но на нем могли хоронить и православных жителей города, затем его передали православной Свято-Троицкой общине.
На кладбище нашли себе упокоение военные губернаторы Свеаборга: Н.А. Бодиско и Р. фон Шельтинг и многие другие воинские лица. Здесь находятся могилы строителей и благотворителей прихода, крупных купцов - д.с.с. Я. Чернышева, к.с. Е. Ушакова, Ф. Киселева, Н. и П. Синебрюховых, фрейлины А.А. Вырубовой (урожд. Танеевой), подруги последней Императрицы, сына К. Фаберже - А. Фабберже, сына И. Репина - художника Юрия Репина, писателя Тито Коллиандера, а также вице-адмирала А. Непенина, командующего Балтийским флотом, убитого в 1917 взбунтовавшимися матросами в Гельсингфорсе.
По традиции, отпевания совершались в Свято-Троицком храме или в Успенском соборе, после чего похоронная процессия через весь город пешком направлялась на кладбище. Так как со временем погребальные шествия стали мешать городскому транспорту, то храм на кладбище сделался крайне необходимым. В начале XX века начался сбор пожертвований на постройку, и в 1916 местная консистория дала на нее разрешение, но большевистская революция почти на сорок лет отодвинула исполнение этого замысла.
После Второй мировой войны православный приход в Хельсинки увеличился вдвое за счет многочисленных переселенцев из восточных областей, отнятых у Финляндии. 1 июня 1949 приходской совет постановил приступить к постройке кладбищенского храма. Была создана строительная комиссия под председательством прот. Владимира Богоявленского, в которую вошел архитектор И.Н. Кудрявцев, автор проекта. Позднее Богоявленский по состоянию здоровья отказался от работы в комиссии, и ее новым председателем стал настоятель о. Михаил Касанко.
Кудрявцев безвозмездно составил два эскиза: один в классическом, второй в неорусском стиле или, как он говорил, в стиле каменных церквей русского Севера. Строительная комиссия остановилась на втором варианте. Место для нового однокупольного храма со звонницей выбрали в северо-западном углу кладбища, наиболее защищенном городского шума, где из-за скального грунта нельзя было хоронить. Осуществление проекта было связано с трудностями, которые поначалу казались неодолимыми. Шли тяжелые послевоенные годы. Средств на строительство не было. Восстановительные работы в стране привели к дефициту стройматериалов и их строгому нормированию. В то же время храм на кладбище был очень нужен. В воскресные дни здесь хоронили до десяти покойников, а гробы, прибывавшие в течение недели, за отсутствием места оставляли под открытым небом, покрывая брезентом.
Благодаря крупным пожертвованиям предусмотренная сметой сумма была в конце концов собрана. Удалось также приобрести кирпич, полученный от разборки поврежденных зданий, и некоторые другие материалы. В 1951 было дано разрешение на строительные работы, которые возглавил техник-строитель Б. Пауламо. Надзор за строительством члены комиссии выполняли безвозмездно. 2 сентября 1951 епископ Гельсингфорсский Александр, совместно с духовенством прихода, торжественно заложил храм. К лету 1953 здание вчерне было готово и 15 июля было освящено малым освящением. Внутренняя отделка осталась незавершенной, - из-за недостатка средств ее пришлось отложить. Несмотря на это, в церкви сразу начались отпевания.
Белый оштукатуренный храм возведен в новгородском стиле, поэтому во внутренней отделке требовалось сохранить тот же стиль и высокий художественный уровень. В 1955 было принято решение сделать двухъярусный дубовый иконостас, который вырезал И. В. Репин в мастерской И. Хейнцмана по эскизу автора храма. В Париже в обществе Икона заказали образа Г. В. Морозову и кжн. Е. С Львовой. Кроме икон в Париже были также написаны: запрестольный образ Нерукотворного Спаса, Взятие на небо пророка Илии, Успение Пресвятой Богородицы, Распятие с предстоящими и хоругви. Паникадило взяли из снесенной часовни-памятника, стоявшей около Успенского собора. К лету 1958 работы по внутреннему убранству закончились. Хранившиеся на складе прихода пять колоколов подняли на звонницу, после чего храм был готов к торжественному освящению, которое 28 сентября 1958 совершил Преосвященный Александр в сослужении приходского клира.
Благодаря ценным вкладам прихожан внутренний облик храма постепенно стал соответствовать внешнему. Особого внимания заслуживают иконы свт. Николая с житием (дар М.А. Фаберже), древний образ Спаса, складень с Владимирской Божьей Матерью (дар Е.А. Буман) и другие. На северной стене помещен киот в форме креста в память русских моряков, погребенных на кладбище, с указанием имен и дат жизни. Снаружи церковь украсили мозаичные иконы, исполненные и пожертвованные финской художницей Инной Коллиандер.
Поскольку храм стоит на склоне, входы в него находятся на разных уровнях. Весь верхний уровень площадью 11 кв.м. занят церковью, из алтаря которой по винтовой лестнице можно спуститься на нижний этаж. Террасы, с южной стороны окружающие здание, связаны меж собой наружной лестницей, которая ведет к звоннице на западном фасаде. Между арками звонницы находятся пять керамических рельефов, сделанных безвозмездно местным скульптором Михаилом Шилкиным. Перед входом стоит бронзовая фигура молящейся старушки работы финского скульптора Нины Сайло.
Кладбищенская церковь принадлежит Гельсингфорскому православному приходу, главным храмом которого является Успенский собор. Причт собора и обслуживает церковь.

Источники

1.РГИА. Ф. 218. On. 4. Д. 2124.
2.Гельсингфорсский приходский листок. 1916. 3. С. 7.
3.Д.Л. Казанцов. Приходское кладбище и могилы некоторых исторических лиц (рукопись). 1950.
4.Heikki Koukkunen, Mikael Kasanko. Helsingin ortodoksinen seurakunta. [827-1977. Helsinki, 1977. S. 98-119.
5.Pyhan Elian kirkko Helsingin ortodoksisella hautausmaalla / Ильинская церковь на кладбище в Гельсингфорсе. Helsinki, 1986.

Церковь Апостолов Петра и Павла в Хамина

Raatihuoneentori, FW-49400 Hamina

После заключения в 1721 Ништадтского мира, по повелению шведского короля Фридриха, в основанном в 1653 городе Векелакс была заложена крепость, а сам город Ништадт в честь короля переименован в Фредриксхамн (по-русски Фридрихсгам). По Абосскому миру 1742 город перешел к России и стал гарнизонным, что потребовало сооружения православного храма, указ о постройке которого 25 января 1749 был принят Военной коллегией. Первоначально солдаты и офицеры молились в домовой церкви, освященной 25 декабря 1744.
Новая церковь была деревянной, однопрестольной и освящена в 1749, в царствование Елизаветы Петровны. Ее автором принято считать архитектора Трезини из Петербурга. Им, скорее всего, мог быть Пьетро Трезини.
Маленькая деревянная церковь быстро обветшала, и поэтому потребовалось построить новую. Когда в 1783 крепость посетила Императрица Екатерина II, приехавшая на встречу с королем Густавом П1, она пожертвовала для этого 600 рублей и принесла в дар хрустальное паникадило, сохранившееся до наших дней. В том же году старая церковь была разобрана и близ Выборгских ворот началась Постройка новой, тоже деревянной, как предполагают, по проекту Н. А. Львова. В 1785 состоялось освящение этой церкви. Во время своей службы во Фридрихсгаме А.В. Суворов подарил церкви две иконы, которые сохранились, а также колокол весом в 850 кг. Простоявшую 36 лет церковь посещали три Императора: Павел I, Александр I и Николай I.
В 1809 в городе, в круглой башне, между Россией и Швецией был включен мирный договор, по которому Финляндия отошла к России.
Так как здание сильно пострадало от пожара, бушевавшего в городе в 1821 и истребившего две трети города, то по повелению Императора Николая I оно было разобрано, ибо не подлежало первоначально намеченному ремонту. При этом в 1827 открылось, что все строение совершенно обветшало. По бедности жителей... нет ни малейшей надежды, чтобы они в состоянии были поддержать от упадка сие церковное здание. Богослужения стали совершать в помещении городского магистрата. В это время православных в городе насчитывалось 1280 человек, большинство которых были солдатами гарнизона. Священник окормлял также больных в военном госпитале.
Постройка нынешнего каменного Петропавловского храма была начата в 1832 при живом участии генерал-губернатора Финляндии графа А.А. Закревского, испросившего средства у Императора. Строительный комитет возглавил комендант города. Храм был возведен на месте сгоревшей лютеранской кирки, на главной площади, на месте, указанном 1 апреля 1830 при посещении города самим Николаем I. Постройка стоила 140 тыс. руб., взятых из Комитета Духовных училищ, была завершена в 1835 подрядчиками, местными купцами Вавулиным и Ушаковым и освящена 21 февраля 1837. Автором проекта принято считать петербургского архитектора Висконти. Вероятно, это был Давид Висконти.
Храм-ротонда стоит на гранитном цоколе. Фасад оформлен прилегающими трехчетвертными дорическими колоннами, находящимися в нишах. Внутри он имеет вид греческого креста; в простенках находятся диаконник и ризница, а также лестницы: одна ведет на звонницу, другая - на хоры. Центральную часть храма завершает широкий цилиндрический барабан, перекрытый куполом. Высота здания с цоколем и крестом - 34 метра.
Архитектор И.Н. Кудрявцев, знаток русского церковного зодчества, изучал историю постройки церкви, однако его работа не увенчалась успехом. В архиве отделения исторических зданий Управления Музеев Финляндии ему удалось найти чертежи с надписью: Высочайше утверждены 2 августа 1830 года, подписанные инженер-подпоручиком Волошиным и членом строительного комитета Крюковским, но они не являются оригиналами. В 1836 на месте разобранной церкви была построена круглая каменная часовня, автором которой был, несомненно, тот же неизвестный пока архитектор.
В ночь с 9 на 10 мая 1840 храм пострадал при сильном пожаре, но приход был по бедности своей не в состоянии собственным иждивением покрыть издержки на сумму 2104 руб. серебром. Только через два года причту было дозволено для ремонта употребить неприкосновенные средства.
Первоначальное размещение колоколов в объеме храма оказалось неудачным - их звон мешал богослужению. Поэтому в 1862 отдельно от храма была построена каменная шатровая колокольня в византийском стиле высотой в 14 сажень (29,8 м). На колокольню подняли семь колоколов, самый большой из которых весит 1,6 тонны.
Кроме вышеупомянутых двух икон, подаренных Суворовым, и хрустальной люстры Императрицы Екатерины II, к достопримечательностям церкви можно отнести две иконы в больших золоченых киотах, стоящих перед клиросами: апп. Петра и Павла и свт. Николая Чудотворца. Первая получена в 1742 из Выборга, вторая в 1811 подарена гарнизонным Невским полком. Серебряные ризы этих икон сделаны в 1838 из вещей, оставшихся от прежней церкви. В церкви есть также много старинных икон, которые перенесены из других храмов.
Внешний вид города, долго - как отмечали путеводители -сохранявший тип городов XVIII столетия, стал быстро преобразовываться после 1887, когда значительная его часть была уничтожена пожаром. На территории Хаминского прихода действуют и другие церкви: Казанской Божией Матери (кладбищенская) и Воздвижения Креста Господня в г. Коувола (бывшая русская военная церковь, 1911) и часовня в Мюллюкоски, освященная в честь Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. В приходе числится около 1 000 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Лео Хууринайнен.

Источники

1.РГИА. Ф. 796. On. 30. Д. 570; Ф. 797. On. 3. Д. 12048; On. 12. Д. 30994.
2.ИСС. Т. 4. СПб., 1875. С. 106-119.
3.Религиозно-нравственный отчет по приходу Фридрихсгамской Петро-Дловской церкви за 1903-й год. Акт ревизии 1904 года января 2 дня.
4.Н.А. Львов. Избранные сочинения. Кельн; СПб., 1994. С. 374. 15.
5. Aamun Koitto. 1953. 17. С. 122-123.
6. И. Кудрявцев. Православная церковь в Хамина (Фредриксгамне) // fUskon viesti. 1980. . 5. S. 4-5; 6. S. 4-6.

Церковь мц. Царицы Александры в Турку

Yliopistoratu 19, FIN-20100 Turku

Александринская церковь - главный храм Туркуского православного прихода, центр которого находится в городе Турку (Або), лежащей на берегу Ботнического залива. Або был главным городом Финляндии в тот период, когда она входила в состав Швеции. Церковь стоит в центре, на рыночной площади, и резко выделяется своим видом и цветом среди окружающих модернистских зданий.
После присоединения в 1809 Финляндии к России в Або был расквартирован русский гарнизон, приехали маркитанты, ремесленники, чиновники и другие православные. Местом духовного окормления стала временная полковая церковь, которую приходилось переносить с места на место, ибо хозяева домов всегда, под разными предлогами, старались избавиться постоя от нее. Попытки военных в 1811-1812 выстроить в городе каменную церковь св. Александра Невского оказались безуспешными - денег на нее не было. Однако, поскольку полковая церковь была невелика, финляндский Сенат в 1835 выступил c ходатайством о постройке в Або приходской церкви и послал в Петербург чертежи. Их отвергли, и весной 1837 архитектор Карл Людвиг Энгель, автор Свято-Троицкого храма в Гельсингфорсе, составил новый проект.
5 января 1838 вышло повеление Императора Николая I соорудить^ эту небольшую каменную церковь, которая должна была обслуживать гарнизон. Строительство началось в 1839 и завершилось в 1844. После мерти в 1840 Энгеля работами руководил городской архитектор Петр Юхан Гюлих. Двухъярусный иконостас был сделан в ампирном стиле, и 17 икон для него написал в Петербурге финский художник Бернд Абрахам Гудэелм. Расходы по постройке храма приняла на себя казна - они составили 67886 руб., из них 7 000 руб. пошло на иконостас.
Восемь священников освящали церковь 21 августа 1846 во имя мц. Александры - небесной покровительницы Императрицы Александры Феодоровны, супруги Николая I.
Согласно клировым ведомостям в 1873 прихожанами были военные мужского пола, нижние чины местной команды, - 26, женского пола - 22, городских сословий мужского пола - 27, женского - 16, итого - 91 человек. Так как в это время в городе насчитывалось примерно 17000 жителей, то православные составляли в нем всего полпроцента. Церковь окормляла также гарнизон на Аландских островах.
Здание построено в стиле позднего ампира и в плане имеет форму равноконечного креста. С четырех сторон фасад отмечен четырехколонными дорическими портиками. Длина храма 29 м, ширина 21 , высота с крестом - 30,6 м. Зеленый купол увенчан лантерной с крестом. Внутреннее пространство имеет вид красивой ротонды и декорировано 16 композитными колоннами белого стюка. Стены окрашены под стюк, подкупольное пространство синего цвета усыпано золотыми звездами. Двухъярусный, белый с золотом иконостас имеет в нижнем ряду девять, а в верхнем - четыре иконы.
В 1896 ко входу была пристроена, по проекту С. Михайлова, колокольня, на что Синод отпустил тысячу рублей. Самый большой колокол - весом 122 пуда 13 фунтов - был отлит на литейном заводе К. М. Орлова в Або на деньги, пожертвованные старостой храма П.А. Ананьевым. В 1930 из-за непрочности фундамента колокольню пришлось разобрать. Так как средств для постройки новой не оказалось, колокола поставили на паперти храма.
В 1883 из города ушли казачьи части, и приход стал состоять из бедных отставных нижних чинов и их семейств. Церковь только когда богослужение совершалось на финском языке, была переполнена местными иноверными жителями. После того как Финляндия стала независимой, русское православное население в Турку резко сократилось, но в город начали переезжать православные карелы. Они ^говорили по-фински, и потому приход в 1920-е перешел на этот язык. Долгие годы в нем числилось 600-700 человек. Положение сильно изменила эвакуация населения из восточных частей страны накануне и после советско-финской войны. Переселенцы окончательно закрепили господство в общине финского языка.
; Православным г. Турку дважды угрожала опасность лишиться своего храма. В конце 1920-х - начале 1930-х его содержание стало обременительным для маленького и бедного прихода. Появилось предложение передать здание городу за определенную компенсацию и вместо Него построить скромную деревянную церковь вдали от центра, но этого, к счастью, не произошло, так как сторонники сохранения храма Ьзяли верх при голосовании.
Во второй раз угроза возникла в 1950-е, когда храм настолько обветшал, что потребовался срочный капитальный ремонт. Был объявлен сбор средств и ревнителям сохранения храма, в конце концов, удалось провести ремонт под руководством и наблюдением профессора-архитектора Эрика Брюггмана. В настоящее время здание охраняется государством как памятник архитектуры.
В церкви много хороших образов. Среди них можно выделить иконы: св. царицы Александры, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца, пожертвованные старостой Александром Дементьевым, а также большие образа на золоченом фоне начала XX века: прп. Серафима Саровского и прп. Арсения Коневского. В правом киоте помещена в серебряном окладе икона Божией Матери, другая икона Богородицы в золоченом лепном киоте пожертвована в 1857 семьей Александры Михайловны Куреткиной.
В приходе, входящим в Хельсинскую епархию, ныне насчитывается около 2300 зарегистрированных членов, в их числе - жители Аландских островов. На территории прихода имеются три часовни: свт. Ни колая Чудотворца (1956) в г. Раума, Воздвижения Креста Господня в г. Сало и Воскресения Христова (1881) на кладбище.
Богослужения совершаются на финском языке и лишь раз в месяц -на церковно-славянском языке, иногда на румынском. Настоятелем служит свящ. Петри Ратилайнен.

Источники

1.РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 5287; Оп. 5. Д. 19646; Ф. 796. Оп.. 177. Д. 1529.
2.ИСС. 1875. Т. 4. С. 136-138.
3.Turun ortodoksinen Pyhan Aleksandran kirkko - The Orthodox Church of Saint Alexandra. 1976.
4.Turun Sanomat. 15.5.1988; 1.6.1997.
5. Aamun Koitto. 1996. 4. S. 25-26; 11. S. 109-110.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лаппеенранте

Kristiinankatu, 3, FIN-53900 Lappeenranta

Покровская церковь в г. Лаппеенранта - самая старая православная церковь в Финляндии. Когда в 1741 русские войска взяли Вильманстранд (Лаппеенранта), расположенный на южном берегу Сайменского озера, гарнизоном в крепости был оставлен Владимирский пехотный полк. Выборгский губернатор кн. Ю. Репнин испросил у Императрицы Елизаветы Петровны разрешения переделать существовавшую в крепости шведскую кирку в православную церковь и выделить необходимые для это деньги. Дело, однако, затянулось, и Владимирский полк на свои средства решил построить в крепости небольшую деревянную церковь, освященную в 1744 во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1775 архитектор Коллегии экономии Карл Паульсен подал смету на 6 823 руб. да постройку нового храма, но деньги снова выделены не были.
К этому времени население крепости значительно увеличилось: в 1769 в ней значилось 302 человека в гарнизоне и 113 гражданских лиц. Здесь стояли две роты Фридрихсгамского гарнизонного полка, артиллерийская, инженерная и провиантская команды. 14 ноября 1747 в крепости, в семье гевальдигера (офицера военной полиции) родился будущий драматург Александр Петрович Сумароков. В 1805 в городе уже жило 1400 военных и 200 гражданских лиц.
В 1780 Императрица Екатерина П утвердила план застройки в Вильманстрандской крепости, по которому намечалось и сооружение новой каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной. Ее заложили только в 1782 на юго-восточной стороне крепости. Кто автор проекта, установить не удалось. Строительство шло три года, и на храм было истрачено 4 тыс. руб. Его освящение состоялось 26 августа 1785, в день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии. Чин освящения совершил о. Стефан Васильев. На торжестве освящения храма присутствовали генерал-поручик К.X. Гюнцель, выборгский губернатор и местный комендант полковник Барбот де Марии. ; Храм был построен на казенные средства. Существует предание, будто его строителем был русский полководец граф А.В. Суворов-Рымникский, но это не соответствует действительности. Суворов помещал церковь во время пребывания в Финляндии в 1773,1791-1792, 1795, молился и читал Апостол. Согласно достоверному источнику, он изготовил своими руками аналой для церкви и пожертвовал икону двунадесятых праздников. Судьба этих вещей неизвестна. Здание возведено из кирпича на фундаменте, сделанном из неотесанного гранита. Постройка производилась под наблюдением командующего Старо-Финляндского инженерного округа генерал-майора Алексея Тучкова. Строительный материал подвозили по Сайменскому озеру. На колокольне висели пять колоколов, из которых самый большой был весом в 85 пудов (1,5 тонны).
Только в 1849 на церкви появился купол. Когда в 1835 квартировавшие в Финляндии пехотные полки были превращены в Финляндские линейные батальоны, стоявший в крепости батальон пехотного полка. в память своего пребывания в крепости, собрал среди своих чинов средства, которые передал настоятелю на неотложные нужды церкви. Деньги долго лежали без употребления и только в 1848-1849 были использованы на сооружение купола и общий ремонт здания. В 1866 приход насчитывал всего 80 человек, ибо гарнизон к этому времени был выведен. Алтарь церкви отделен от остального пространства каменной перегородкой с тремя дверными проемами. Трехъярусный иконостас сделан, вероятно, в начале XIX века. В 1903 церковь была расширена, и сводчатый потолок стали поддерживать колонны; по бокам появились нефы. С этого времени площадь храма равняется 500 кв. м. Главными его прихожанами были солдаты и офицеры гарнизона.
Многое в эти годы сделал для благоукрашения церкви купец Николай Иванович Волков. Он за свой счет провел электрическое освещение, пригласил регента, приобрел облачения и утварь. Его усердней и иждивением церковный свод был украшен изображением четырех евангелистов, а в середине свода изображено Всевидящее Око. В 1912 Волков был вынужден оставить место старосты по состоянию здоровья. В благодарность причт и прихожане поднесли ему бювар в серебряной оправе с выгравированным изображением храма.
В церкви есть немало вещей XVIII века: серебряные сосуды (чаша, потир и пр.) 1757, два напрестольных креста 1774 и 1795 гг., напрестольное Евангелие 1781 и много богослужебных книг.
Покровскую церковь посещали российские Императоры: Александр I и Александр III. Александр I был в ней 30 мая 1803, прибыв в воскресенье к началу литургии, после чего уехал на водопад Иматру. Александр III посещал церковь дважды: 23 июля 1885 вместе с Августейшим семейством и 25 июля 1891 - в память о чем была сооружена икона св. блгв. кн. Александра Невского с соответствующей надписью-
На территории Лаппеенрантского прихода также действуют: церковь свт. Николая Чудотворца в Иматре и часовня в честь святителей, учителей Карельских, в Париккала. В приходе около 1500 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Маркус Петсало, которому помогают священник, диакон и регент-псаломщик.
Покровская церковь в Лаппеенранте является главным храмом Лаппеенрантского прихода, который входит в Хельсинскую епархию.

Источники

1.РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 1556; Ф. 797. Оп. 1. Д. 2983. Л. 3; Оп. 16.
2.Д.Л. Казанцов. Исторический очерк возникновения во Вильманстрандской крепости церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы (рукопись).
3.ИСС. Вып. 4. СПб., 1875. С. 122-126.
4.М.У. Церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы в г. Вильманстранде // Рождественский листок 1896 года Братства свв. Сергия и Германа.
5. Aamun Koitto. 1935. 36. S. 281-283.

Церковь свт. Николая Чудотворца в Ваасе

Koulukatu, 45, FIN-65100 Vaasa

Церковь свт. Николая Чудотворца в г. Вааса (Ваза) - главный храм Ваасавского православного прихода, входящего в Оулусскую епархию. После присоединения Финляндии к России в старинном шведском роде Ваза, основанном в 1606, был расквартирован русский гарнизон. Сюда приехали из России маркитанты, чиновники, ремесленники, купцы. Одними из первых прибыли купцы: Иван Лисицын, Артемий Семенов, Михаил Грачев и Василий и Григорий Смирновы, благодаря усердию и самоотверженной деятельности которых в городе позже дл возведен православный храм.
Особенно добрую память о себе оставил Лисицын. Он прибыл в в 1809, когда ему было 25 лет. Поначалу его торговля была очень мной, но уже в 1820-1830-е он разбогател и сделался крупным жертвователем и благотворителем. В 1842 купец создал фонд своего имени, в который внес 11 500 финских марок.
Первая попытка Лисицына получить разрешение на постройку в Вазе церкви оказалась безрезультатной - прошение было отклонено из-за малого числа православных. В 1822 купец подал новое прошение, вписанное также Артемием Семеновым и Михаилом Грачевым. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим поддержал просьбу, но она застряла в инстанциях. Все же в Вазу был назначен фи батальонах военный священник, которому предписывалось окормлять также гражданское население.
В 1845 Лисицын вновь возбудил ходатайство. К этому времени количество православного населения увеличилось, богатство купечества -тоже, и на строительство русской церкви купец был готов пожертвовать крупную сумму. Выборгский губернатор поддержал прошение, архитектор Э.Б. Лорман, интендант Управления публичных зданий, составил проект, 28 февраля 1852 Высочайше одобренный.
3 августа того же года в Вазе произошел большой пожар. В считанные минуты пламя охватило деревянный город, и он сгорел дотла: отстоять удалось только несколько частных домов, ратушу и здание где размещалась скромная полковая православная церковь. Его спасли солдаты, которые непрерывно поливали стены водой.
Главный город губернии было решено выстроить заново, ближе к морю, и переименовать в честь Императора Николая I в Николайштадт. В 1855 Государь утвердил план нового города, который находится на высоком полуострове и является одним из самых живописных городов в Финляндии. Губернский архитектор К. А. Сеттерберг, автор плана города и лучших его зданий, разработал чертежи православной церкви, которые 27 августа 1858 получили одобрение Синода, поскольку православные между городами Або и Торнео лишены всяких средств к соблюдению обрядов своей религии. Средства на постройку были к этому времени уже собраны: Лисицын пожертвовал 3 000 руб. серебром, из строительного капитала Духовного ведомства поступило 10 200 руб., казна выделила 6 000 руб.
Закладку каменного храма совершил 9 мая 1861 священник 82-го пехотного полка о. Иоанн Лекторов. Здание возводилось подрядчиком Линдалем под надзором автора проекта. Стоимость строительства составляла 17 142 руб. серебром. В 1864 началась отделка, а 21 сентября 1866 состоялось освящение нового храма, которое провел настоятель о. Николай Попов, гельсингфорсский благочинный, прибывший в Николайштадт вместе с дьяконом Василием Голубковым и пономарем Громовым. На освящении присутствовал также финляндский генерал-губернатор граф Н.В. Адлерберг. В это время приход насчитывал около 200 человек, в основном, военных.
Длина этой однокупольной церкви - 26,5, ширина - 18, высота с крестом - 24,5 м. Над притвором возвышается стройная колокольня. Внутри храм выкрашен белой краской, причем нижняя часть стен покрашена под мрамор. Купольный свод - ультрамаринового цвета И украшен позолоченными звездами.
Иконостас был привезен морем из Петербурга. Иконы в нем сделаны способом метахромотипии по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. В киотах находятся образа свт. Николая Чудотворца и прп. Серафима ;, Саровского. Первый подарен командиром и офицерами 9-го стрелкового полка, второй - строителем Шиловым. Хоругви были получены в дар от прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Много пожертвовал Лисицын: икону Христа Вседержителя в серебряном окладе, лампады, ризницу, колокол и другие ценные вещи. Достопримечательность храма - плащаница, написанная на белом бархате. Она принадлежала госпитальной церкви Бомарзундской крепости на Аландских островах. После разорения крепости во время Крымской войны плащаница была увезена в Париж, где ее обнаружил русский подданный Речинский, который, выкупив, передал ее Финляндскому Духовному правлению, а оно, в свою очередь, отправило плащаницу в 1864 в церковь свт. Николая Чудотворца.
После Первой мировой войны из Валаамского монастыря в церковь были привезены и размещены на стенах четыре большие иконы: свтт. Московских Петра и Алексия, прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, свтт. Иоанна и Геннадия Новгородских, свтт. Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. Эти иконы датируется серединой XIX столетия. У После провозглашения независимости Финляндии городу Николайштадту, где жило около 15 тыс. человек, в 1918 было возвращено его первоначальное наименование - Вааса, данное в честь основателя - шведского короля Густава Вазы.
Во время советско-финской войны 1939-1940 церковь дважды пострадала от авианалетов: 31 декабря 1939 и 12 января 1940, но была быстро отремонтирована. За свою историю храм неоднократно подвергался ремонту В 1979-1980 был произведен последний капитальный ремонт: реставрацию прошли интерьеры, включая роспись стен И купола. В Вербное воскресенье, 30 марта 1980 обновленный храм заново освятил митрополит Лев.
Кроме церкви свт. Николая Чудотворца на территории Ваасавского прихода действуют часовни: апп. Петра и Павла в Каухава, прав. Симеона и прор. Анны в г. Коккола, прп. Серафима Саровского в Ла-Пуа и прор. Илии и прав. Анны в г. Пиетарсаари. Приход ныне насчитывает около 1000 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Раймо Хутту, которому помогают священник и регент-псаломщик. Все службы свершаются на финском языке.

Источники

1. РГИА. Ф. 797.Оп. 27 (2 отд. З ст.). Д. 35.
2. ИСС. Вып. 4. СПб., 1875. С. 134-136.
3. C.-B. J. Petander. Vaasan ortodoksisen kirkon lyhyt historiikki Vaasa 1982.
4. Aamun Koitto. 1980. 11-12. S. 226-227.

Церковь Апостолов Петра и Павла в Торнио

Lukiokatu3, FIN-95400 Tornio

По Фридрихсгамскому мирному договору 1809 Россия получила от Швеции всю Финляндию до реки Торнео. Основанный в XVII веке одноименный город Торнео (Торнио), находившийся на острове в дельте реки, стал пограничным, утратив былое торговое значение. В 1819 здесь уже стояла казачья стража и жил русский купец Федор Чечулин, но священника после 1811 не было. Первая православная церковь в Торнео была основана в 1826 по ходатайству генерал-адъютанта А.А. Закревского, финляндского генерал-губернатора. Она была походной с полотняным иконостасом и размещалась в деревянном доме, построенном усердием и иждивением Чечулина, который - как и позже его сын - попытался содержать храм на свои средства.
Иконостас, образа, богослужебные книги и церковная утварь были приобретены в Петербурге за счет Кабинета Его Императорского Величества, а облачения пожертвовал сам купец. Эскиз иконостаса сделал архитектор Ткачев. Над алтарем был устроен купол, а в 1829 пристроена колокольня, для которой петербургский купец Василий Зыков пожертвовал три колокола. После этого походная церковь стала выглядеть как настоящий храм.
Прихожан в ней было немного: плац-майор, смотритель провиантского магазина, фельдшер, отряд донских казаков с офицером, 10 человек нижних чинов и несколько мастеровых. Церковь содержалась за счет Военного министерства, отпускавшего ежегодно 100 руб. серебром, и подчинялась протоиерею Свеаборгской крепости. В начале 1830-х границы прихода расширились - в него вошла не только Улеаборгская (Оулуская) губерния, но и часть губернии Ваза.
Летом 1854, во время Крымской войны, к устью реки Торнео подошли шведские корабли, с которых были спущены шлюпки с десантом. Казаки отступили в ближайшие деревни, церковь перевели в деревню Во-яккала (в шести верстах от города), а большой колокол зарыли в церковном саду. Англичане, войдя в Торнео, разрушили казармы и другие здания, но дом с церковью не тронули, и вскоре жизнь прихода вернулась в привычное русло.
Благодаря пожертвованиям Чечулина и других православных, церковь в Торнео постоянно украшалась иконами и утварью. С годами улучшилось и ее материальное положение - церковный капитал к 1868 возрос до 1000 рублей, но сам храм пришел в такую ветхость, что пришло время подумать о другом для него помещении. Проект и смету новой постройки выполнил местный плац-майор подполковник С.И. Титов. В 1879 было решено пришедший в совершенную ветхость храм сломать и на месте его возвести новую церковь, ассигновав на это 5 тыс. руб.
В 1882 казаки покинули город, и в нем осталось всего 7 жителей, православного вероисповедания, однако имеющий общегосударственное значение православный храм, находящийся на крайнем севере I Балтийского побережья, ведено было сохранить. К этому времени старая церковь совсем обветшала, и летом 1883 Главное управление публичных зданий Финляндии заключило с ревизором Карлом Хандолиным контракт в 16 тыс. марок на постройку нового храма. Богослужения в нем начали совершать в ноябре 1884, хотя здание в это время еще не было закончено.
Деревянная на каменном фундаменте, крестообразная в плане церковь вмещала до 50 человек и имела площадь в 140 кв.м. Ее венчал небольшой купол, над входом возвышалась колоколенка, стены снаружи были окрашены в темно-коричневый, внутри - в белый цвет. Так как старый иконостас по своим размерам не подошел, то был сделан новый с резными деталями. Мастер Тихонов написал на цинке по золоченому фону семнадцать икон. За работу ему уплатили 2000 лей, из которых 400 пожертвовал финляндский генерал-губернатор гр. Ф.Л. Гейден.
Когда Финляндия стала независимой, здание церкви как имущество военного ведомства России отошло государству, а позднее было передано городу. В 1920-х храм перестроили, придав ему вид маленького жилого дома. Иконостас и церковная утварь между тем куда-то пропали. В 1928 в здании разместился краеведческий музей, находившийся в нем до 1962, после чего оно было отдано общине пятидесятников. С годами дом так обветшал, что в 1981 пятидесятники из него выехали.
Бывшему храму грозил снос, но в его защиту выступили православные жители города, решившие восстановить здание и вернуть ему первоначальный облик. Инициативу прихожан поддержал митрополит Оулуский Лев, а городские власти безвозмездно передали приходу земельный участок под зданием. Архитектор и священник Матти Поркка, изучив его историю, бесплатно разработал проект реставрации. Она длилась четыре года и обошлась в 1,7 млн. марок. Прежний вид церкви был полностью восстановлен. Иконы для нового иконостаса написала местная художница-иконописец Маргит Линту, ученица известного профессора А.А. Успенского из Парижа.
Торжественное освящение возрожденной церкви, совершенное митрополитом Львом в сослужении местного и приезжего духовенства, состоялось 12 июня 1987 по новому стилю, в день праздника свв. Апостолов Петра и Павла. Люди, самоотверженная деятельность которых позволила заново воссоздать храм, были удостоены церковных наград.
Петропавловская церковь в Торнио - одна из трех церквей Оулу-ского прихода, входящего в состав одноименной епархии. Главным храмом прихода считается построенный в 1958 Свято-Троицкий кафедральный собор в городе Оулу. Сейчас в приходе насчитывается около 2 500 зарегистрированных членов. Настоятелем служит прот. Раймо Киискинен. К приходу приписана церковь св. Иоанна Предтечи в г. Кеми (1977) и четыре часовни: Петропавловская в Хаукипудас (1961), Преображенская в Мухос (1955), Покровская в Виханти, прп. Трифона Печенгского в Тервола. Богослужения везде совершаются на финском языке.

Источники

1.РГИА. Ф. 519. On. 8. Д. 145; Ф. 796. On. 165. Д. 807.
2. ИСС. Вып. 4. СПб.. 1875. С. 269-271.
3.ПрЦВ. 1894. 24. С. 802-807.
4.J.Tasihin/ Tornion ortodoksinen Pietarin-Paavalin sotilaskirkko // Pohjois-Suomen historiallisen yhdistyksen vuosikirja Faravid. 1981. 5. 5. Karjalan heimo. 1984. 1-2. S. 12.
6.Aamun Koitto. 1986. 4. S. 53-55; 1987. 15-16. S. 261-261.
7.Ortodox tidning. 1987. 179.

Церковь равноап. кн. Владимира и равноап. Марии Магдалины в Ханко

Taktomintie, FIN-10960 Hanko

Полуостров Ханко (Гангут), лежащий в 130 км к западу от Хельсинки и окруженный шхерами, вошел в русскую историю в 1714, когда русский флот одержал здесь блестящую победу над шведами. Первый православный храм в г. Гангэ (Ханко) возник почти одновременно со взятием в 1808 Гангутской крепости русскими войсками. Этот деревянный храм выстроил расквартированный в крепости Псковский гарнизонный батальон, который получил название Гангутского.
В 1816 храм переместили в Тавасгуст, и в Гангуте осталась только часовня, которую через девять лет снова обратили в церковь. В 1835 в эту Пантелеимоновскую церковь поступило имущество Нейшлотского егерского полка, и она стала числиться при 8-м Финляндском линейном батальоне. Здание к этому времени обветшало и требовало ремонта, но денег не было, так как прихожане, состоящие в малом числе людей и большею частию из одних воинских чинов, не могут вделать пособия.
В Крымскую войну старая шведская крепость не могла оказать сопротивление флоту союзников, и Император Николай I велел ее взорвать, а гарнизон вывезти. Пантелеимоновский храм был при этом собран, церковное имущество эвакуировано. В 1870-е городок решили сделать крупным портом для экспорта товаров; стали строить обширную гавань и подвели железную дорогу, что резко увеличило его население. Из Гангэ стали вывозить масло, лес и гранит. В конце XIX столетия количество православных в городе стало возрастать, особенно в летнее время, когда в Гангэ, сделавшийся модным климатическим курортом, из России пароходом или по железной дороге приезжали чиновники, купцы, фабриканты, чтобы отдохнуть на море и подышать чистым воздухом. Несмотря на это, православного храма в городке по-прежнему не было, хотя потребность в нем ощущалась все сильнее.
Два события в 1888 ускорили начало постройки: 900-летие Крещения Руси и чудесное спасение 17 октября царского семейства при крушении поезда около ст. Борки. Православные жители приняли решение построить в Гангэ храм в благодарность Господу за спасение Александра III и в память юбилея Крещения Руси.
Начался сбор добровольных пожертвований. Жертвовали не только русские дачники, но также местные жители-лютеране. Крупные суммы поступали и из самой России. Проект храма, составленный петербургским архитектором В И. Баранкеевым, был в 1894 утвержден, и 4 августа того же года была совершена закладка на земле, арендованной у города на 25 лет с символической платой по 10 марок в год. (В 1900 город согласился за эту же цену передать участок приходу до конца существования церкви).
2 июля 1895 состоялось освящение нового храма, которое совершил архиепископ Выборгский и Финляндский Антоний (Вадковский), в сослужении настоятеля Выборгского кафедрального собора прот. Михаила Казанского, настоятеля Абовской Александрийской церкви Константина Скородумова, военного священника Александра Якубова и диакона Гельсингфорсского Успенского собора Митрофана Лисовского. Первым священником нового храма был назначен о. Александр Якубов.
Деревянная церковь была построена из сосновых бревен на каменном фундаменте и снаружи и внутри обшита досками. Храм, имеющий пять главок, был окрашен в светло-серый цвет. Длина его от алтарной стены до западного входа 10, ширина средней части 4,5 саж высота - 9 саж. и 2/5 аршина. В здание вели три гранитных крыльца.
На колокольню было поднято семь колоколов, отлитых в Петербурге на колокольном заводе Орлова из меди, которую отпустили cq Свеаборгского артиллерийского склада старых орудий. Самый большой колокол весил 705 кг. Все колокола были украшены художественными изображениями и надписями.
Двухъярусный иконостас был вырезан из темного дуба. Иконы в нем написал художник П.И. Брусников в Петербурге. В первом ярусе помещались иконы Спасителя, Божией Матери, св. кн. Владимира и св. Марии Магдалины; во втором - Тайная вечеря и образ прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Большинство церковного имущества состояло из доброхотных пожертвований. Исключительно богатые и ценные дары были получены от действительного статского советника Арсения Михайловича Шишкова из Петербурга, в том числе - напрестольные Евангелия и кресты, запрестольные крест и образ, серебряные священные сосуды и дарохранительница. Особого внимания заслуживала шитая золотом по бархату плащаница и гробница под нее из красного дерева с позолотой, где по бокам помещались 12 икон в серебряных окладах.
От знаменитого прот. Иоанна Кронштадтского было получено в дар Евангелие со словами: Да процветает Православная Финляндская Церковь и с его подписью.
В 1897-1918 церковь была приходской, в 1919 ее приписали к православному приходу в Хельсинки. После войны 1939-1940 полуостров Ханко был арендован Советским Союзом под военно-морскую базу. Имущество храма прихожане вывезли, а новые хозяева города открыли в здании Дом культуры.
В декабрю 1941 в ходе упорных боев финские войска заняли Ханко, и он снова вошел в состав Финляндии, а после окончания войны советская база разместилась в Порккала-удд. Когда Ханко вернулся к Финляндии, в хельсинском приходе долго обсуждался вопрос о ремонте и реставрации здания церкви ввиду того, что в этом районе православных практически уже не было. Принятое решение было все-таки положительным, и после капитального ремонта и реставрации 24 августа 1958 последовало торжественное освящение здания, которое совершил епископ Гельсингфорсский Александр в сослужении причта хельсинского прихода и при участии многочисленных богомольцев. В восстановленную церковь удалось возвратить большую часть вывезенного в 1940 имущества.
Так как в настоящее время в округе насчитывается менее 100 православных, то богослужения совершаются нерегулярно, но, несмотря на это, церковь занимает видное место в жизни г. Ханко и является ценным памятником исторического прошлого. В октябре 2000 в Поркалла-удд в бывшей казарме был освящен православный храм, устроенный владельцем русского ресторана в Хельсинки. Со временем здесь предполагается основать мужской монастырь.
Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет