Карта сайта

О. ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР

4/

На Воздвижение Креста Господня

27.09.55

В память обретения Креста Господня на месте где в 335 году был построен затем храм Воскресения Христова, Церковь установила в сегодняшний день праздновать праздник всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. И вот повсюду во всем христианском мире днесь Крест воздвигается и верующие покланяются треблаженному древу, на нём же Христос пригвоздился,

Мы покланяемся Кресту и молимся ему: «Радуйся живоносне Кресте.., дверь райская.., церкве ограждение.. оружие непобедимое.... Кресте Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас грешных.... Мы обращаемся к нему, как к живому существу И когда нам очень тяжко, когда душа и тело изнемогают под гнетом разных трудностей, нам помогает чудодейственная сила Креста. Нам легче жить с ним. Горе им услаждается. Скорбь умаляется. Радости наши очищаются им. Вся наша жизнь освящается животворной его святой силой.

И конечно, наше почитание честного и животворящего древа Креста Господня есть поклонение и почитание божественной силы креста и тайны, являемой крестом. В чем же эта сила? В чем же эта являемая им тайна?

Мир Божий, в котором живем мы, четвероконечен. Вот он распростерся и в одну сторону, и в другую, и в высоту, и в глубину И в одной церковной песне - в них нам нужно бы получше вслушиваться, они все исполнены такого глубокого смысла! - поется, что эти четырё конца вселенной связываются четвероконечной силой Креста. В четвероконечный мир как бы вписано при сотворении его знамение креста. Образ креста начертал Творец также и во внешнем виде, в образе тела человека. Когда Моисей или Иисус Навин, или священник, служащий в храме литургию, простирают руки в молитве к Богу тогда лишь лучше видна эта крестообразность человека. Но это значит, что Бог начертал в мире и в человеке Свой собственный образ. Так по свидетельству Церкви, Крест и есть «Божий образ, назнаменованный миру».

О чем же говорит нам это священное знамение? Оно говорит о любви Божией к миру и человеку; о любви Творца ко творению.

Бог есть Любовь, и святой Крест есть ничто иное, как Божия любовь. Любовь крестна, и только и может быть крестной. Потому что Крест - это жертва, Крест - это жертвенность. Сила же и огонь, и природа истинной любви именно в ее жертвенности, то есть в ее крестоносности, в самоотречении, в самоотдаче, в вольном истощании ради любимого. Вне жертвы и без жертненности не может быть жизни для другого и в другом. Это значит, что вне жертвы не бывает настоящей любви. Потому-то истинная любовь крестна. И любовь Божественная и есть Крест. И крест, вписанный в мир и начертанный также и в образе человека, знаменует любовь Божию к миру и к человеку, И благословение Божие миру и человеку, осеняемым силой Креста.

Но тайна Креста еще глубже и выше. В Кресте сокровенно содержится образ Триипостасного Бога, Троицы во Единице. Церковь учит, что он есть знамение непостижимой Троицы, Крест трисоставный, «Троицы бо носит триипостасный образ». Крест есть откровение Пресвятой Троицы, явление Ее лиц.

Почему это так? Божественная жизнь во Пресвятой Троице есть вечная встреча и взаимность как бы в самоотдании Трех Божественных Лиц, Каждого другому. Для любви нет границ и пределов, нет их и для жертвенности. Самоистощаясь, но без умаления, воскресает в другом - таинство блаженства любви. И в Божественной единой жизни Трех, Троицы в Единице, эта тайна Креста, любви находит единственное, высшее, абсолютное осуществление. Так крест - как Любовь - оказывается знамением Самой Пресвятой Троицы.