В начало GenealogiaГенеалогия libraryБиблиотека galaxyЭл. издания fotoФотографии

Григорович-Барские




2017
Марки почтовой службы горы Афон с рисунками Василия Григорович-Барского


Иван (1600-е)

Кирилл (Кассиан) Иванович - монах, духовник монастыря
Григорий Иванович (+1737) - купец

Василий Григорьевич (1701-1747) - паломник, монах, путешественник, писатель
Параскева Григорьевна (+1748)
Анна Григорьевна (ок. 1710)
Иван Григорьевич (1713-1791) - архитектор, райца магистрата, купец
Феодора Григорьевна
Екатерина Григорьевна

Михаил Иванович (1745)
Александр Иванович (1749-1794) - купец, бургомистр
Иоаким Иванович (1751-1815) - купец, бургомистр
Иван Иванович (1755 - 1831) - чиновник, надворный советник, помещик.
Степан Иванович (1759)

Иван Александрович (1777-1831)
Роман Александрович (1780-1839)

Наталья Иоакимова Сидорецкая (1777)
Мария Иоакимовна Нечаева (1781)
Елена Иоакимовна Миславская (1790-1866)
Иван Акимович (1787)
Петр Акимович (1794)
Александр Акимович (1798-1864)

Василий Иванович (1790-1853) - капитан артиллерии, помещик.
Иван Иванович (1797-1844) - майор.
Михаил Иванович (1799-1887) - поручик, помещик

Мария Романовна Савицкая (1811)

Петр Александрович (1823-1907)
Николай Александрович (1824-1905)
Виктор Александрович (1834-1905)

Григорий Васильевич (1830)
Дмитрий Васильевич (1832)

Екатерина Степановна Савицкая (1838-1901) - дочь Марии Романовны Барской, вторая жена Н.С.Лескова

Василий Михайлович (1857) - судебный следователь, коллежский советник.

gerb 

Василий Григорьевич (1.1.1701-7.10.1747)

exlibrisСын Григория Ивановича и Марии Григорьевны. Знаменитый путешественник-странник, монах.
Биографические сведения о нем, сообщенные его братом Иваном Григорьевичем, помещены в предисловии к первому изданию путевого дневника Василия Григорьевича.
"Сего Василия дед Иоанн родом был из города Бара, который в Польше на Волынии за рекою Бугом,  где, женясь на благовоспитанной девице именем Евдокии, выехал из сего города около 1648 года по причине бывшего там тогда гонения на исповедающих веру Греческую и междуусобной брани, приехал в Малороссию со всеми своими детьми между коими было и два сына: старший Кирилл, который принял монашество и жил в Киево-Выдубицком монастыре, где был духовником именуясь в монахах Кассианом, тамо и преставился; а младший Григорий, отец сему Василию, жил при отце своем Иоанне по его кончину; а по смерти его женился в Малороссийском местечке называемом Летки на девице Марии, матери сего Василия; в скором времени перешел в Киев, в Печерскую подмонастырную слободу, где имел промысл купечества и жил по 1710 год; а после вышел в поле по причине бывшей в том году в Киеве жестокой моровой язвы, потом перешел на Подол, и поселился близ Соборной Церкви Успения Богородицы, и имел детей из коих первый сын был Иаков, вторая дочь Евдокия, третий сын Василий - сей самый, который и странствовал; четвертая дочь Параскевия, которая уже умре, от ней остались дети, внуки  и правнуки; пятая дочь Анна, которая в самое моровое время родилась в поле, она и ныне в живых находится и живет в Киеве вдовою, имеет детей и внуков женатых; шестый сын Иван, который также в живых находится, в Киевском мещанстве и при Магистрате райцею, то есть ратманом, ратсгером или советником, имеет промысл в купечестве и в архитектурном художестве, а живет в том же отеческом дворе на Подоле, где ныне выстроил каменныя палаты, имеет жену и детей, в живых три сына женатых [1], а два холостых [2] и  пять дочерей, седьмый сын Герасим умре, осьмая дочь Өeoдора, которая живет  в Киева, имеет и детей и внуков, девятая Елена умре, десятая и последняя Екатерина и та уже умре, а оставшиеся от нее дети и внуки служат в Гусарских полках офицерами. Портрета сего отца Василия нет, а приметами был он таков: возраста высокого, волосы на голове и бороде черные без всякия седины, лицем смугл, телом дороден, брови черные, высокие, большие и почти вместе сошедшиеся, глаза острые, карие, нос короткий; как одеянием, так и произношением речей и осанкою похож был на грека; почему и мать его родная по возвращении его в дом после 24 лет путешествия не могла и чрез час в разговорах узнать; в прочем был нрава веселаго и шутливаго, любопытен ко всяким наукам и художествам, а наипаче к рисованию, и имел еще с детских лет охоту видеть чужие страны, и что самым делом исполнил. Список его путешествия собственной руки и путевые его свидетельства, также и присылаемые от него во время странствования из различных мест родителям письма, находятся в целости в том же доме у означеннаго брата Ивана Григоровича. Что же касается до чертежей принадлежащих к путешествию его книги, которые он будучи в пути рисовал пером, то оные имел намерение он как и путешества своего книгу, исправив, переписать и все те чертежи по своим местам расположить, что было уже и начал, но за последовавшею ему вскоре смертию оное пресеклось. Он назвался по приятии монашескаго чина также Василием, потому что принимал монашеский чин в самый день своего Ангела Св. Василия, Архиепископа Кессарии Каппадокийския Генваря 1 дня 1734 года (зри в книге сей стран 397); а прозвания в путешествии имел разныя то есть: Григорович, Барский, Плака, и Албов. Умре во дворе отца своего, где ныне живет и брат его Иван Григорович, 7 Октября 1747 года и погребен в Киевoбратском Училищном монастыре за церковию против самого большаго олтаря. Погребение тела его отпевали: преосвященный Макарий, митрополит Өиваидский, бывший в то время в Киеве, и архимандрит Братский Сильвестр Ляскоронский, понеже митрополит Киевский Рафаил Заборовский был уже тогда болен и скоро после того, а именно 22 Октября и сам умре.
Смерть добродетельного и трудолюбивого сего мужа оплакивали все, которые знали его достоинства. Академии Киевской учители и ученики почтили смерть его многочисленным собранием, провождая в нарочитом порядке тело его от дому до Богоявленскаго монастыря при колокольном во всех Киевских церквах звоне и отборные из осьми Латинских классов студенты говорили ему надгробные речи яко питомцу сего училища.

Во гроб с ним положена на Славенском языке печатанная во Иерусалиме и патриархом тамошним подписанная прощальная грамата, с коей здесь сообщается копия.

"Хрисанф, милостию Божиею Патриарх Святаго Божия града Иерусалима и всея Палестины. Умерение наше от благодати, милости же и власти Всесвятаго и Животворящаго Духа, данное от Спаса нашего Иисуса Христа Божественным Его учеником и Апостолом, рeкшаго им: Приимите Дух Свят и им же отпустите грехи, отпущены будут, и им же держите, удержатся: и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От оных убо и на нас другоприимательне прешедшей той же благодати Божественней, имамы прощенна сего духовнаго нашегө чада раба Божия Василия Россианина, и елика он, яко человек сущ, согреши и Бога прогнева, словом, делом, помышлением, волею, или неволею и всеми своими чувствы, аще под клятвою отчею или матернею, аще под отлучением Архиерейским, или Иерейским бысть, или своему проклятию подпаде, или клятвою закляся, и сию преступи, или инными некиими согрешении связася, и сия вся духовным Отцем исповеда и еже от них правило от сердца прят и  исполнити усердствова, но не исполни: сих убо всех в них же связан бе, разрешаем и свободна его творим, всесильною властию и благодатию Всесвятаго и Живоначальнаго Духа; елика же забвения ради неисповеданна остави и она вся да простит ему Премилостивый Бог молитвами Пресвятыя Богородицы и присно Девы Мариии, и Святаго Славнаго и Всехвальнаго Апостола Иакова брата Божия, и первейшаго Святителя Иерусалимского, и всехь Святых, aминь". На подлинной грамате по Гречески подписал тако: Хрисанф Божиею милостию Патриарх Святаго Божия града Иерусалима и всея Палестины.

А один из приятелей его в Кеве написал ему следующую надгробную надпись:

Того Василия сей покрывает камень,
В душе котораго возжегшись веры пламень,
И лучь премудрости снизшед к его уму,
Святыя посвитить места влил мысль ему:
Он вдохновениям Божественным внимая,
Чрез двадцать с лишком лет ходя во край из края,
На суше и морях зла многа претерпел,
И все то замечал подробно, что ни зрел.
За Свято имут что и Римляне и Греки,
Чем древни славились и нынешнїe веки,
Церквей, монастырей и градов красоту,
Удолий глубину, гор знатных высоту,
Ступанием своим и пядию измерил,
И чрез перо свое Отечество уверил,
О маловедомых в Подсолнечной вещах,
И по безчисленных окончив жизнь трудах,
Оставил бренные составы здесь телесны;
А дух его прешел в селения небесны,
Читатель, ты его слезами прах почти,
И труд путей его с вниманием прочти.

30 Сентября 1778 года.

В Санктпетербурге В. Рубан"


***
Василий о своих записях: "мѣста, достойна изображенія, с многим трудом изобразих, не вѣдущи никаковаго художества, ниже землемѣрія, ниже иконописанія, но нѣкіим точію просвѣщеніем, еже мнѣ Бог свишше дарова, кромѣ всякаго художества, пером и чернилом, и моею рукою. Молю же Творца, да ми поможет и прочее путствованіе мое списати и к благому концу привести, да угодно будет Ему и Его благочестивому созданію".
***
Декабрист А.П.Беляев: "Этот последний каземат был скучнее прежних. Тут не было бульвара, как в Невской куртине, и вообще разлука с братом производила очень грустное настроение. Хотя участь наша была решена, значит, мучительная неизвестность исчезла, хотя нам давали книги и между романами, помню, была принесена огромная книга: "Путешествие к святым местам" Григоровича-Барского, которая доставила мне много наслаждений, но все же каземат давал себя чувствовать. Одиночное заключение действительно ужасно".  Lib.ru/Классика: Беляев Александр Петрович. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. Часть 1. 1882 г.

"Экслибрис" Василия Григоровича-Барского выполнен 4-правнучкой Галиной Севрук.
1 издание Рубана. На Google.
Григорович-Барский, Василий Григорьевич (1702-1747). Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха антиохийскаго, Путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, : Предпринятое в 1723, и окончанное в 1747 году, / Им самим писанное. - Изданное 3-м тиснением. -В Санктпетербурге : Иждивением Имп. Акад. наук, 1793. - 4° (26 см). -
Тираж каждой части 640 экз. СК XVIII 1636. I. Академическая типография (Санкт-Петербург).1. Европа -- Описание и путешествия русские -- 18 в.. 2. Азия -- Описание и путешествия русские. 3. Африка -- Описание и путешествия русские.

Источник электронной копии: ПБ Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха антиохийскаго, Путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся,. Ч. 1. Содержащая в себе странствование его с 1723 по 1735 год ; Ч. 2 : Содержащая в себе стра | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина (prlib.ru)
Место хранения оригинала: Владимирская ОУНБ
    Ч. 1: Содержащая в себе странствование его с 1723 по 1735 год ; Ч. 2 : Содержащая в себе странствование его с 1735 по 1747 год. - 1793. -XII, 411 (ч. 1), [2], 411-796 (ч. 2) с.. -
Алф. указ.: с. 787-796. - В экземпляре Владимирской ОУНБ части 1 и 2 сплетены вместе. Каждая часть имеет самостоятельный титульный лист.
Григорович-Барский, Василий Григорьевич (1702-1747). Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха антиохийскаго, Путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся : предпринятое в 1723, и окончанное в 1747 году. Ч. 1 : Содержащая в себе странствование его с 1723 по 1735 год. - Санкт-Петербург, 1819 (2016). - XII, 411 с.
На сайте РГО.

2 издание Барсукова.
Странствия-Василья-Григоровича-Барского-по-Святым-местам-Востока-с-1723-по-1747-г-(Части-I-IV)
В РГБ Странствования Василья Григорьевича Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. / Изд. Православным Палестинск. о-вом по подлинной рукописи, под ред. Николая Барсукова. Ч. 1-4 - Григорович-Барский, Василий Григорьевич (1701-1747) (rsl.ru)

Рукописи

1.  Михаил (1745), Александр (1749), Иоаким (1751) - А.П.
2.  Иван (1755), Степан (1759) - А.П.