В начало | Генеалогия | Библиотека | Эл. издания | Фотографии |
Дикторский текст к украинскому фильму «Иван Григорович-Барский»
Перевод
на русский язык
Может быть, эти рисунки и помогли Ивану выбрать свою путь в жизни.
Сделаны они старшим братом Василием, известным путешественником.
Но Ивана интересовали не святые места, а удивительные сооружения, архитектура.
Он хорошо рисовал, в Киевской академии учился гравированию.
Но аргументы отца представлялись важнее: искусство не прокормит.
Отец был известным на Подоле торговцем, почтенным человеком, старостой церкви Боргородицы Пирогощи.
После смерти отца Иван должен заботиться о всей семье.
Но и оставить академию он не мог. Так проходят 3 года. И вот он женится, ему уже 31.
Похоже на то, что жизнь ставит точку на его колебаниях.
А еще через 3 года Киев получит одного из выдающихся своих строителей – Ивана Григорьевича Григоровича-Барского.
Иван Григорович-Барский
Он, видимо, и не собирался становиться архитектором.
Григорович-Барский строит крайне необходимый городу водоём, демонстрируя необыкновенное инженерное дарование. Это была совершенно оригинальная система гидравлических сооружений, с помощью которых в колодец попадала вода от источников c окружающих холмов. Фонтан был частью этой системы, а павильон над ним довольно красив. Фундаментальный павильон в виде ротонды стал достопримечательностью Подола.
Почти сразу магистрат предлагает ему должность инстигатора, говоря современным языком, главного архитектора города.
Произошло это в 1748 году. Фонтан «Фелициал», известный сейчас под названием «Самсон», Григорович-Барский построил на месте, которое на карте конца 17 столетия обозначено, как Колодец.
Обозначены тут и деревянные церкви: Константиновская, Покровская, Николы Набережного. Главный архитектор со временем построит под теми же самыми названиями новые церкви из камня. Возведет на старых местах, не разрушая старых строений. В страшные пожары 1811 год тот Подол погиб. Но сооружения Григоровича-Барского доносят до нас дыхание 18 столетия.
Вот знаменитое общежитие студентов академии – бурса. Второй этаж уже в 19 столетии надстроил Андрей Маленский, а первый – это Киев Григоровича-Барского.
Для архитектора не было второразрядных сооружений. Для известной церкви святого Илии он пристраивает ограду с воротами. Этот уголок Подола сразу дает ощущение особого очарования.
Звонница церкви Николы Доброго была возведена в традициях шатровой архитектуры. Григорович-Барский эффектно достраивает аркаду в стиле украинской храмовой и гражданской архитектуры.
Колокола Николы Доброго были памятны для Михаила Булгакова. Звонница едва ли ни единственный свидетель его венчания с Тасей Лаппа. Сегодня церковь Николы Доброго можно увидеть только на фотографии. К сожалению, погибло много звонниц, которые возвел Григорович-Барский. Они формировали ансамбль Межигорского монастыря, Петропавловской церкви, церкви Константины и Елены.
Погибла и звонница Кирилловского монастыря. Она интересна тем, что была первой в Украине надвратною колокольней с часовней на уровне второго этажа.
В Кирилловском монастыре Григорович-Барский построил несколько сооружений. Про первоначальный вид этих сооружений свидетельствует только барочный шатер самой Кирилловской церкви. Кирилловская церковь построена в 12 столетии. Каким смелым человеком надо было быть, чтобы дать освященному веками зданию совсем новый облик, перестроив даже купола. Сегодня мощный фасад украшает большой волнообразный фронтон со сложным орнаментом. Это одна из жемчужин украинского барокко.
В следующем 19 столетии в Кирилловской церкви Михаил Врубель, опираясь на древние традиции, создаст росписи, неподвластные времени. Этой церкви присущ особый характер. На протяжении столетий она вдохновляла таких непохожих между собою мастеров.
Стиль украинского барокко архитектор придал и трапезной Софии.
С чем только не сравнивали творения украинского барокко. Кажется, что эти формы больше всего напоминают кучевые облака, которые после грозы обещают хорошую погоду.
Слава про мастера распространилась далеко за пределы Киева. Его приглашают построить в Красногорском монастыре под Золотоношей Преображенскую церковь.
Каменное сооружение продолжает традицию украинских деревянных церквей с их основным признаком – размещением в направлении восток-запад. Интересно проследить за мыслью архитектора, оказавшегося на площадке войсковой церкви. Безграничный простор покоряется рукотворной форме небольшого сооружения.
А мастер вновь возвращается на свой любимый Подол, куда его тянуло, где бы он ни был. Тут его пригласили возвести звонницы над Лаврскими пещерами. Он изготовил только эскизы, а реализацию доверил Степану Ковниру.
Именно на Подоле задумки Григоровича-Барского находили свое полнейшее выражение.
В Покровской церкви, что под Андреевской горой, он в полной мере реализует идеи, которые в Золотоноше только намечал. Чтобы церковь не затерялась среди городской застройки архитектор увеличивает размеры, существенно обогащая силуэт.
Появляются крылечки, один из элементов украинской деревянной традиции. Своим видом церковь напоминает дворец.
К сожалению, Покровская церковь сильно пострадала во время пожара 1811 года. Был утрачен декор, который с тех пор не восстанавливался.
Чтобы почувствовать, что такое декор Григоровича-Барского, нужно поехать в Козелец, что в 60 километрах от Киева, и посмотреть Собор Рождества Богородицы. Начинал его строить Квасов, архитектор из Петербурга, по заказу семьи Разумовских. Заканчивал строительство Григорович-Барский, которому принадлежат, в частности, крыльца, накрытые роскошными шатрами.
Декор Григоровича-Барского можно было бы сравнить с вышивкой белым по белому.
Думается, ни у кого из мастеров барокко не удастся найти такого утонченного рисунка светотени. Стена живёт, дышит.
А рядом с собором стоит одна из многих колоколен Григоровича-Барского.
Ближайшее от Козельца село по дороге на Чернигов – Лемеши, меньше десятка километров. Тут по заказу тех же самых Разумовских возведена Трехсвятительская церковь.
Колокольня с галереей достроена позднее. А вот сама церковь – несомненно украинское барокко 18 столетия.
В полной своей красе сохранился внутренний декор церкви. Среди света, льющегося сверху, ощущаешь, что ты, действительно, живешь на белом свете.
Некоторые исследователи считают, что это церковь Григоровича-Барского. Присмотримся внимательней к форме церкви, треугольным фронтонам, куполу. Дело в том, что в Киеве на Подоле стоит точно такой по форме храм Николы Набережного. А его, и это абсолютно достоверно, возвел Григорович-Барский. Кстати, и тут колокольня достроена позднее, в 19 столетии Иконниковым.
Эту, найденную гением архитектора мощную форму ни с чем нельзя спутать! Церковь в Лемешах можно рассматривать как своеобразный эскиз.
Среди признаков украинского барокко начинают просматриваться архитектурные формы будущего – ампира, классицизма. Уже знакомые нам треугольные фронтоны приобретают тут, на Подоле, большую выразительность.
Опробованный в Лемешах барабан купола приобретает скульптурную четкость, усиленную игрой света и тени.
Так незаметно проходила жизнь. Постоянно нужно было думать про семью из 15 душ. Да, в первую очередь он считал себя торговцем. Торговый дом Григоровича-Барского просуществовал до начала 20 столетия. А еще был кирпичный завод – здесь, на Лыбеди. А еще он был советником магистрата. Архитектором себя не считал. Он просто строил церкви и колокольни. Про это и написал в сочиненной про себя эпитафии, назначив себе срок до мая 1785 года. Но судьба подарила ему еще 6 лет жизни, может быть, для того, чтобы поразмышлять о своих земных делах.