[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Голубинский Евгений Евсигнеевич
Содержание
I. Портреты |
|
|
II. Его работы |
|
|
А. Опубликованные |
|
|
Б. Неопубликованные |
|
|
III. О нем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г. Цитирования |
|
|
|
|
|
V. Переписка |
|
|
VI. Именной указатель |
|
|
VII. Предметный указатель |
|
|
VIII. Хроника жизни. |
|
|
IX.
Академик
Е.Е. Голубинский - |
|
|
X. Библиография |
|
|
|
|
|
Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви против еретиков и раскольников DJVU 839.39 kB
Святые Константин и Мефодий - апостолы славянские (1 часть. Опыт полного их жизнеописания в сокращении из "Богословских трудов" pdf)
"Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской" (pdf 28 MB) new
О так
называемой Иоакимовской летописи Татищева: Речь, произнесенная на
годичном акте в Московской Духовной Академии 1 октября 1881 г.
DJVU 397.27 kB
История Русской Церкви. 1-й полутом I-го тома (pdf – 63 MB).(Из 1 полутома: Крещение Руси (Киева, всей Руси, сопротивление, инородцы, Владимир - просветитель, Резюме, Десятинная церковь, нравственный характер Владимира). Византиизм и московитизм new). История Русской церкви. Т.1, полутом 2 (pdf 53 MB); История Русской церкви. Т.2, полутом 1 (pdf 46 MB); История Русской церкви. Т.2, полутом 2 (pdf 42 MB). 2-ой полутом II -го тома. Окончание (неизданные главы) "Монашество" и др. Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Преп. Сергий Радонежский
"Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра" (Серг.Пос.,1892; 2-еизд.- М.,1909).
"К нашей полемике со старообрядцами" (М., 1896)
Сборник "О реформе в быте Русской церкви" (М., 1913). I. Благія желанія относительно русской Церкви. II. Повесть о хорошем человеке. III. Замечания на статью Тихомирова: Каноническое достоинство реформы Петра Великого IV. Желательно ли упразднение Св. Синода и восстановление патриаршества. V. Русская церковь в отношении к желаемым в ней улучшениям. VI. К вопросу о церковной реформе.
О реформе в быте Русской церкви (Из сб. "На запросы духа". М., 1914)
Е.Е.Голубинский о реформе в Русской церкви. Реферат А.Платонова
"Воспоминания" (Кострома, 1923).
Речь о значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г.III. О нем.
Глубоковский Н.Н. Академик Е.Е. Голубинский
И.А.Голубцов. Вступительная статья к "Описи"
В.О. Ключевский, В. С. Соловьев. Докторский диспут в МДА 16 декабря 1880 г.
Л. Мюллер. Голубинский Е.Е.new
А. Платонов. Академик Евгений Евсигнеевич Голубинский – церковный историк и человек (статья опубликована в сокращении в журнале "Отечественные архивы". - 2003.- № 3. - Сс. 20-28.)
А.Платонов. Голубинский Евгений Евсигнеевич
А.Платонов. Голубинский Евгений Евсигнеевич // БРЭ
А. Платонов. Книжник, наученный Царству Небесному.
А. Платонов. "Настоящая история" академика Евгения Голубинского.
А. Платонов. "Опись библиотеки Е.Е.Голубинского" (о неизвестной работе И.А.Голубцова)
А. Платонов. К 170-летию со дня рождения академика Евгения Голубинского
Анатолий Просвирнин (архим. Иннокентий). Митрополит Макарий (Булгаков) и академик Е.Е. Голубинский
Библиография
Обзор литературы по истории Русской Церкви
База отзывов
База упоминаний
Н. Серебрянский. Материалы о семинарской жизни питомца Костромской духовной Семинарии академика Евгения Евсигнеевича Голубинского. (по документам из семинарского архива)
Выпускники Костромской духовной семинарии
База документов
V. Переписка
База писем
VII. Предметный указатель
Историография Русской церкви - OLIV
Предсоборное Присутствие -
IX. Академик
Е.Е. Голубинский -
церковный историк и человек.
Содержание.
Вступление. .
Статьи о Голубинском, даже энциклопедические, не говоря уже о каких-то кратких замечаниях, полны ошибок, недоговоренной или непроверенной информации, скоропалительных оценок. Можно и должно полностью изучить все касающиеся его архивные документы, переписку, его работы, литературу о нем и цитирование его трудов и затем дать точные и насколько возможно полные сведения о его жизни и трудах, опубликованных и неопубликованных, указав вместе с тем на ошибки и заблуждения, встречающиеся в литературе о нем.
Глава 1. Биография Е.Е. Голубинского.
Глава 2. Обзор трудов Е.Е. Голубинского.
Глава 3. Обзор литературы о Е.Е. Голубинском, а также связанных с ним архивных источников.
Заключение.
(28.II.1834, с.Матвеево Кологривского уезда Костромской губ.-7.I.1912, Сергиев Посад)
историк Церкви, академик.
Из семьи священника.
В 1858 окончил Моск. духовную академию.
Определен профессором словесности в Вифанскую семинарию.
10.II.1859 получил степень магистра богословия за курсовое сочинение "Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви, против еретиков и раскольников" (М., 1859; 2-е изд.- М., 1860), тема которого была задана Св.Синодом.
12.I.1861 назначен бакалавром Мос.Дух.Академии по кафедре истории рус. церкви.
В 1869 г. за исследование "Константин и Мефодий, апостолы славянские" получил Уваровскую премию Академии Наук. Работа осталась в рукописи, так как содержащаяся в ней критика легендарных сказаний, в особенности о еп.Клименте, не могла быть пропущена в то время цензурой.
28.IX.1870 возведен в звание экстраординарного профессора.
В мае 1872 командирован на полтора года в Грецию, православные славянские земли, Иерусалим и Италию для ознакомления с современным состоянием и памятниками исторической жизни православных церквей.
16.XII.1880 защитил докторскую дисс.-"История рус. церкви"(т.1. Период первый, Киевский или домонгольский, 1-я пол.- М., 1880; 2-я пол. опубл. в 1881). За это сочинение награжден Уваровской премией Ак.Наук.
14.VI.1881 избран ординарным профессором Мос.Дух.Академии.
29.XII.1882 избран в члены-корреспонденты Акад. Наук по разряду историко-политич. наук.
С янв. 1884 г. по апр. 1893 г. был помощником ректора по церковно-историческому отделению и членом правления Мос.Дух.Академии.17.I.1886 утвержден в звании заслуженного профессора. В марте 1893г. получил премию митр.Макария за сочинение "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра" (Серг.Пос.,1892; 2-еизд.- М.,1909).
В июле 1895 г. вышел в отставку.
19.III.1903 общим собранием Акад. Наук избран ординарным академиком по отделению русского языка и словесности.
В 1906-1907 гг. был членом Предсоборного Присутствия при Св.Синоде, в связи с чем издал брошюру "К вопросу о церковной реформе" (М.,1906).
Член Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее (с 1870), Общества истории и древностей Российских (с 1878), Киев. общ-ва Нестора-летописца (с 1880); почетный член Болгарского книжного дружества в Софии (с 1884), Ростовского музея церковных древностей (с 1887), Харьковского университета (с 1894), Мос. Дух.Академии (с 1898).
-Автор трудов: "Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской" (М., 1871) -это капитальное исследование, впервые ясно осветившее историю этих церквей.
"К нашей полемике со старообрядцами" (М., 1896, 2-е изд.-М., 1905) - здесь собраны исторические и археологические материалы, объективно разрешающие многие спорные вопросы, приведшие к расколу. Так указывается на древность и православность двоеперстия. Эта книга вызвала нападки тех противораскольнических деятелей, целью которых было не присоединение старообрядчества к церкви, а его уничтожение.
"История канонизации святых в Русской Церкви" (Серг.Посад, 1894, 2-е изд.- М., 1903) - эта работа не только раскрыла историю канонизации в русской и греческой церквях, но и стала пособием при дальнейшей деятельности по канонизации, сыграв роль в канонизации преп.Серафима Саровского.
"О реформе в быте Русской церкви" (М., 1913) - сборник статей, написанных в 1881-1906 гг., по ключевым вопросам церковной жизни, отношений церкви и государства, значения церкви в жизни русского общества, до сих пор не утратил своего значения. О РЕФОРМЕ В БЫТЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. Благія желанія относительно русской Церкви. Повесть о хорошем человеке.
Ряд исследований опубликованы в журналах "Православное обозрение", "Богословский вестник", "Известия ОРЯС".
"Воспоминания" (Кострома, 1923) ярко описывают быт провинциального духовенства середины XIX века, духовное училище и семинарию, бытовую и научную атмосферу Мос.Дух.Академии на протяжении нескольких десятилетий. Митрополит Филарет
При жизни Г-го было издано более 70-ти его работ ("Список трудов академика Е.Е.Г-го" опубликован в "Отчете о деятельности ОРЯС за 1912 г."- СПб., 1912).
Главный труд - "История русской церкви" (т.I (2-е изд.)-II, М.,1900-1917), охватывает период с X до сер. XVI века. (Переиздание: М., 1997-98).
Здесь впервые дана картина народно-религиозной жизни, освещен ход христианского просвещения русского народа, проведен критический анализ источников русской церковной истории. Е.Г. стремится из каждого памятника взять все то существенное, что помогло бы составить общее понятие о направлении просвещения, и делает вывод, что в допетровской Руси не было настоящего просвещения, а только грамотность и начитанность, не живая осмысленная христианская вера и нравственность, а обрядоверие. Несмотря на внешнее совпадение оценки культуры Древней Руси у Г-го и западников, позиция нашего ученого совершенно самостоятельна. Г.- апологет христианского просвещения, и в своих оценках исходит из найденного им в процессе изучения истории Церкви, церковно-общественного идеала.
В своей критике источников, Е.Г. использует два методологических приема - очищение поля зрения от загораживающих истину неверных показаний и накопление новых фактов путем всестороннего анализа известий, признанных надежными.
Г. опровергает летописное предание о путешествии ап.Андрея по берегам Днепра и Волхова, известия о крещении - Аскольда и Дира, русского князя в Суроже, св.Ольги, повесть летописи об обращении и крещении св.Владимира и пр.
Помимо опровержения, в труде Г-го замечательна творческая работа, к достоверным данным он подходит с целым арсеналом вопросов (что? как? почему? для чего?), воскрешая прошлую жизнь в чертах живой конкретности, насколько это возможно при обнаруженной Г-м скудости фактического материала нашей церковной истории. Эта скудость не позволяет обрисовать древнерусских деятелей, как живых людей, а в истории, " ...подобно действительной жизни, которую она воспроизводит, всякий человек имеет значение только как живая нравственная личность, и поелику наше нравственное чувство ищет находиться в живом общении с историческими людьми и хочет знать, должны ли мы воздавать им почесть или произносить над ними строгий, т.наз. исторический суд".
История московского периода дает больше возможностей оживить лица и факты прошлого, и во II-м томе выяснены, напр.: биография св. митр.Петра, образ архим. Михаила Митяя, конфликты митр. Киприана с новгородцами, история митр. Исидора, митр. Даниила, митр. Макария с Стоглавым собором, преп. Максима Грека.
"История есть история лиц и затем учреждений... Учреждения же можно изобразить и при отсутствии материала,- помощью аналогий и обратных заключений от позднейшего времени к раннейшему. Наши церковные учреждения заимствованы из Греции; поэтому сведениями о греческих учреждениях можно восполнить недостаток сведений о наших русских учреждениях. Далее, учреждения не то, что люди: они устойчивы и долговечны. Поэтому от позднейшего времени допетровского периода истории можно делать заключения к временам более ранним".
Таким сравнительным методом, материалом для которого отчасти служит также история западных церквей, Г. реконструирует историю церковных учреждений домонгольского периода (епархиального управления, прихода и приходского духовенства, монастырей, церковной архитектуры).
Г. подчеркивает серьезные недостатки, возникшие в русской церкви: обширность епархий, отдалившая епископа от церковного общества; принудительное и искусственное формирование духовенства из крестьян и рабов; перенесение из Греции всех злоупотреблений, исказивших монашество, отступление после смерти преп.Феодосия Печерского от истинного монашеского (общинножитного) устава.
Строгая научность и беспристрастность сочетаются в труде Г-го с публицистичностью. "Говоря о недостатках прошедшего времени, иногда невозможно бывает не захватить... настоящего, по... причине, что иногда прошедшее еще продолжает... оставаться настоящим... Историк волей-неволей становится... публицистом". Публицистика в историке роняет свою цену тогда, когда выступает как предвзятое поучение, рассуждает Малышевский, рецензент Г-го. Но "совершенно другого рода публицистика нашего историка. Коренясь исходными мотивами в высших идеалах жизни, предносившихся мысли историка, она твердо опирается на научно определяемом отношении изображаемой прошлой жизни к ее идеалам и современной действительности, составляющей наследие прошлого. Так поставленная публицистика составляет несомненное достоинство в историке. Искренность, прямота, смелость, как черты любви к правде, к истине, возвышает это достоинство в нем". (Записки АН, т.41, СПб., 1882, стр.184-185).
"История Г-го не только учит, она воспитывает читателя, создавая в нем доброе, правдивое настроение. В этом отношении она самый лучший труд в нашей литературе, и в настоящий момент, когда русская церковная жизнь задает столько мучительных вопросов, удобнее всего взять за руководство труд нашего историка" (С.И.Смирнов).
В.О.Ключевский, бывший оппонентом Г-го на докторском диспуте, отмечал как недостатки метода "Истории русской церкви": "...во-первых, наклонность уединять церковно-исторические явления от их обстановки, ...вне связи с исторической средой, в котор. они возникли, и во-вторых, историко-критический скептицизм, излишняя подозрительность, с которой он относится к источникам нашей истории".
Отрицательное отношение Св.Синода и обер-прокурора К.П.Победоносцева к труду Г-го, сохранявшееся более 20-ти лет после выхода в 1880 г. I-го тома "Истории", помешало ученому закончить свою работу и исполнить обет молодости - в течение 35-ти лет написать Историю русской церкви допетровского периода.
Издание последнего полутома "Истории", готовившееся учеником Г-го С.А.Белокуровым, было прервано в 1917 г.
Ученики Г-го, среди которых такие крупные историки, как С.И.Смирнов, Н.Ф.Каптерев, А.П.Голубцов, Н.Н.Глубоковский восприняли от своего учителя дух смелой, беспристрастной, православной исторической критики и творчества, дух Г-го и его учителя А.В.Горского.
Лит.: Смирнов С.И. Евг. Евс. Голубинский //Памяти почивших наставников.-Серг.Пос.,1914;
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1.- Репринт. изд. YMCA-PRESS.- М.: Наука, 1991.-С.31-35;
Афанасьев В.В. Евг. Евс. Голубинский //Памятники Отечества, 1/1988 г., с.150-152.
Андрей Платонов
Отечественная история: Энциклопедия