История
моего прапрапрапрадеда, рассказанная архивными документами
Гавриил Иванов,
унтер-офицер.
(11 июля 1779
– 3 мая 1852)
Мой
прапрапрапрадед.
Родился 11 июля
1779 г. в сельце Воробьево Красновской
волости Кашинского уезда (вскоре вошедшей во вновь образованный
Корчевский
уезд). Отец – крестьянин Иван Федоров. А принадлежало сельцо
помещику
Новосильцеву.
Метрическая
запись № 32, л. 260 (ГАТО, 160-1-14256).
У его отца и
матери, которую звали Степанида Васильева, было несколько детей.
В 1788 г., когда
мы впервые находим Гавриила в Исповедной
ведомости, семья состояла из родителей и трех сыновей. Старшему брату
Ефиму - 14
лет, младшему Григорию – 7.
Л. 259 (ГАТО,
160-1-17157).
Исповедные
ведомости говорят о том, что несколько последующих
лет состав семьи не менялся. В 1793 г. Ефима женили на Авдотье Карповой.
16 января 1797
года женят и Гавриила. К сожалению,
метрическая запись о браке содержит ошибочную информацию –
Гавриилу записали не
ту жену! Видимо, священник, делавший запись, был уже совершенно пьян,
как это
было обычно в то время (о чем можно узнать из
«Воспоминаний» академика Е.Е.
Голубинского).
Метрическая
запись № 3, л. 134 (ГАТО, 160-1-15117).
На самом
деле последующие документы свидетельствуют, что
женой Гавриила стала не дочь дворового человека Прасковья Евдокимова, а
дочь
крестьянина Дарья Семенова.
Исповедная
ведомость села Красного за 1798 г. Л. 408 (ГАТО,
160-1-17167).
Последующие
несколько лет состав семьи, судя по Исповедным
ведомостям не менялся, пока в 1804 году из них не исчезают Гавриил
Иванов и его
жена Дарья Семенова и тогда же откуда ни возьмись в семье появляется
ребенок
Платон (от чьего имени и происходит фамилия его потомков - наша
фамилия), а
Григория женят на Матрене Артемьевой.
Исповедная
ведомость села Красного за 1804 г. Л. 723 (ГАТО,
160-1-17172).
Судя по этой и
некоторым другим записям Платон – сын Ефима
Иванова и Авдотьи Карповой, но на самом деле настоящие родители Платона
–
Гавриил Иванов и Дарья Семенова!
Ревизская сказка
1811 года (6-я ревизия) открывает нам эту
семейную тайну.
Ревизские сказки
1811 г. Л. 79 (ГАТО, 312-6-259).
Дело в том, что в 1802 году Гавриил Иванов был отдан в рекруты, т.е. призван в армию. Жена его Дарья Семенова, как это изредка бывало, отправилась вслед за мужем, а сына своего они решили скрыть от бдительного государства, приписывавшего детей рекрутов в солдатское сословие, и избавить его от судьбы кантониста. А может быть, это решение принял глава семьи – Иван Федоров, ведь у старшего его сына Ефима не было своих детей.
Одна из потомков помещика
Новосильцевых в середине 19 в. оставила интересные семейные мемуары
"Семейные записки Т. Толычовой", в которых рассказывается и о
сельце Воробьево. Событие, происшедшее около 1802 г., -
сожжение крестьянами нового помещичьего дома, - возможно имеет
отношение и к моему предку, т.к. именно в 1802 г. Гавриила Иванова
отдали в солдаты. «Крестьяне не видали
никогда своих господ» - рассказывала моя бабушка:
«и пришли в ужас, когда узнали, что мы собираемся
жить в Воробнове.» Они посоветовались, и нашли наконец
радикальное средство для отвращения предстоявшей им напасти:
сожгли только что выстроенный дом. Но моего деда было
одинаково трудно и напугать, и переспорить. Узнав о пожаре,
он тотчас потребовал лошадей, и отправился в Воробново. Брат
мой, которому досталось в последствии имение, слышал об этом деле
интересный рассказ от старого крестьянина: «Послали
обьявить в город, говорил он, a тем временем дедушка ваш
приехал, и сам все дело разобрал. И ведь как? Все тихим манером, никого
щелчком не тронул. Потребовал на лицо всех молодцов, которые
были мало-мальски на замечании (а народ у нас со всячинкой
был), и давай каждого спрашивать, да с первых слов и спознал,
кто прав, а кто виноват: как ножом отрезал, ни в одном человеке не
ошибся. Ума палата была! Кого сейчас домой отпустил, а кого
под караул посадил; да тем же днем супод караула еще раз
опросил, сперва по одиночке, а потом всех вместе. Ну, дело известное:
стали путать, да друг на дружку выводить; так все дело и
вышло наружу. Приехали судейские, да только один денек у нас
и погостили, а то сколько бы они народу понапрасну
перепытали! Вот что настоящий барин-то значит!»
заключил рассказщик».
Понятно, что в семейной помещичьей легенде история поджога представлена в лестном для помещика и нелестном для крестьян виде, но, вполне вероятно, что все могло обстоять и наоборот - например, помещик был охоч до крестьянских девок и молодух (что в то время было в ходе вещей), и крестьяне сожгли его дом за дело...
Служили в армии
в то время 25 лет. Значит, Гавриил служил с
1802 по 1827 год. За это время русская армия воевала в следующих войнах:
Русско-иранская
война. 1804-1813.
1805. Участие
России в III
антифранцузской (антинаполеоновской) коалиции.
1806 —
1807. Участие
России в IV антинаполеоновской коалиции
Русско-турецкая
война. 1806-1812.
Русско-шведская
война. 1808-1809.
1812 —
1814. Отечественная война 1812
г. и заграничные походы русской армии.
Есть упоминание
об участии унтер-офицера Гавриила Иванова в
войне 1812 г.
Может быть, это мой предок?! Весьма вероятно, учитывая, что предки-крестьяне были печники и плотники, и в армии, уже в 20 в. служили в саперных частях.
После службы
Гавриил Иванов с женой вернулись в родную
деревню.
Исповедная
ведомость села Красного за 1850 г. Л. 1506 (ГАТО,
160-1-17196).
К тому времени
их сын Платон давно уже обзавелся собственным
многочисленным семейством. У Гавриила Иванова и Дарьи Семеновой
появилось много
внуков.
Исповедная
ведомость села Красного за 1850 г. Л. 1489 (ГАТО,
160-1-17196).
3 июня 1851
года, в возрасте 71 года, умерла жена Гавриила
Иванова Дарья Семенова.
Метрическая
запись № 25, л. 712 (ГАТО, 160-1-15179).
Отставной
унтер-офицер Гавриил Иванов пережил жену на один
год и умер в возрасте 72 лет 3 мая 1852 года.
Метрическая
запись № 10, л. 897 (ГАТО, 160-1-15181).
Андрей Платонов
"свадьбы,
которые обильно орошались водкою
со стороны духовенства два раза — при их так называемом
укладывании и при самом
венчании. В нашем очень большом приходе также очень помногу
бывало свадеб, как и крестин — у каждого священника
редкий год менее 15 свадеб, а в иной год и по 20 — 25.
Свадьбы наиболее
пригонялись к последней неделе мясоеда (так как ранее не управлялись с
приготовлением к ним), почему и венчаемо было каждым священником
свадьбы по
три, по четыре в день. Свадебные поезда, приезжавшие в дом священника,
привозили с собою закуску и водку и угощались после венчания. Если
новобрачный
давал лишний полтинник, то попы говорили новобрачным речи, начинавшиеся
словами; "Нововенчанная чета!" Эти речи были откуда-нибудь
заимствованы. Первое браковенчание, предшествуемое небольшой выпивкой,
совершалось довольно как быть; второе браковенчание, после
основательной
выпивки, совершалось весьма с грехом пополам, а третье браковенчание,
после
второй основательной выпивки, совершалось уже решительно Бог знает
как..."
==========
"Укладыванием"
называется уговор крестьянина с причтом
относительно времени венчания и расплата за свадьбу, делавшаяся вперед.
Голубинский Е.Е. Воспоминания. Кострома, 1923.
См.
Щербинин П.П. Солдатские
жены в XVIII –
начале XX в.: опыт реконструкции социального статуса, правового
положения,
социокультурного облика, поведения и настроений // The
Journal of Power
Institutions in Post-Soviet Societies. Issue 4/5 | 2006. Military and Security
Structures in/and the Regions
& Women in/and the Military.
Копии
всех документов найдены на
сайте https://www.FamilySearch.org/
Неоценимую помощь в поисках оказала информация Генеалогического форума
ВГД http://forum.vgd.ru/
, особенно дневник Aljenkа
http://forum.vgd.ru/1350/