Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

о. ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР

15-ая неделя по Пятидесятнице.

О наибольшей заповеди. Вопрос законника

00.00.78.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Один законник подошел к Иисусу Христу и спрашивает Его (вы слышали об этом в сегодняшнем евангельском чтении): «Учитель! Какая заповедь в За­коне Божием самая большая?» Законник знал все заповеди, и его со­вершенно не интересовал ответ Иисуса Христа, из которого он бы мог что-нибудь для себя узнать полезное и нужное... Спаситель про­поведовал и Его проповедь вызывала среди законников и фарисеев величайшее неудовольствие и даже негодование, потому что она очень многое критиковала в религиозном, нравственном законе, по которому жило тогдашнее общество. Спаситель очень многое из того, что предписывал закон (а закон предписывал всё, он регулировал всю жизнь: религиозные обряды, обычаи, весь быт, всё было ему под­чинено), скажем, критиковал, отвергал. Законнику нужно было узнать что-то от Спасителя, что он мог бы прибавить к тем недовольст­вам, которые уже существовали в обществе и к тому суду над Иисусом Христом, который Его - как якобы опровергающего религиозный и нравственный закон - и привёл на Голгофу. Поэтому и сказано в сего­дняшнем Евангелии, что «искушал» Его законник этим вопросом.

Но Спаситель, отвечая ему, совсем не рассматривал, не критико­вал ни закон в целом, ни отдельные его положения. Его Он не трогал, но ответил так, что показал сущность закона религиозной и нравст­венной жизни. Он указал законнику на самую суть закона. Сущность закона есть любовь, любовь к Богу и к ближнему. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всею душою своею, всем разумени­ем своим и ближнего своего - как самого себя». Вот первая и вторая заповедь, подобная ей, на которой держатся, как сказал Спаситель, весь закон и пророки, всё!

Самая сущность закона веры, закона нравственной жизни - лю­бовь. Это - душа закона. И когда любви нет ни к Богу, ни к человеку, то какие бы заповеди закона, какие бы постановления, обряды, какая бы верность закону ни проявлялась людьми - это всё ничего не стоит! Совсем ничего! Почему? Потому что душа закона и каждого его пра­вила, каждого постановления, обязывающего человека делать то или другое, это - любовь к Богу и к ближнему. А если души в нём нет, то он становится мёртвым, безжизненным, лишённым какого бы то ни было смысла и какой бы то ни было силы. Вот о чём говорит нам Гос­подь Иисус Христос, вот какую сущность закона веры и нравствен­ной жизни открыл Он и этому законнику в Своем ответе.

Братья и сестры! Мы с вами очень хорошо знаем и из своего опыта, живя в мире полном безлюбия, отсутствия любви, как такая жизнь горька, тяжела, несчастлива, и сколько радости есть тогда, когда лю­ди любят друг друга хотя бы тою малою любовью, которой мы способны любить, заменяя ею ту, большую, которую проповедовал Гос­подь Иисус Христос.

Иоанн Богослов в своем Евангелии (в XIII главе) говорит, что вся проповедь, всё Евангелие, всё благовестие Христа есть новая запо­ведь любви. Повторяю: мы из собственного опыта знаем, что даёт лю­бовь людям и как тяжко жить в мире, лишённом любви, в безлюбии. Но, спрашивается: как можно любить Бога, которого мы не видим, ко­торого мы не знаем? Мы ведь любим всё-таки, даже своей маленькой любовью, кого-то, кого знаем. Вот - он, близкий нам человек, родст­венник или не родственник, но близкий человек, любимый. Мы его знаем... И те блага - материальные, вещественные и духовные - мы их любим, потому что их знаем, видим перед собой - вот они. Но Бога? Как можно любить Бога, если мы Его не видим, не знаем, если Бог есть какая-то отвлеченная идея, мысль, если мы только верим в то, что есть Бог, верим своим умом, своим сердцем, но Его не видим... Как можно любить Бога?

А между тем, если нет любви к Богу, то нет и любви к человеку. Ни­когда! Более того: там, где нет любви к Богу, там очень часто даже лю­бовь к человеку обращается в свою противоположность и пропове­дует ненависть! Вы подумайте: сколько перегородок разделяет людей в любом обществе! Это перегородки социальные, классовые, нацио­нальные, перегородки которые ставит между людьми культура. Вот этот круг людей принадлежит одной культуре, одному уровню куль­турному, а вот - круг людей, у которых уровень культуры гораздо ни­же, меньше, круг другой культуры... И уже между ними есть что-то, что совсем не похоже на любовь, а наоборот! Более того, проповедуется, повторяю, ненависть вместо любви, «во имя любви». Очень часто борьба между нациями, между классами даже, между расами - во имя каких-то ценностей, во имя какой-то любви к «человечеству», а на са­мом деле - проповедь к ненависти. Т.е. любовь обращается в противо­положность.

Совсем не так, когда человек любит Бога, когда он любит Бога как Отца своего, Отца всех людей, Творца любимого творения. Тогда он непременно чувствует себя братом каждого человека, всякого чело­века. Всякий ему - ближний. И нет вопросов: «Кто - мой ближний, а кто - нет? А где границы той любви, которой я должен и могу любить людей?» Нет этих вопросов, если есть вера в Бога. И поэтому-то лю­бовь к Богу - первая заповедь, и вторая, подобная ей - любовь к чело­веку - они связаны. Эти две заповеди связаны и представляют собою душу всего закона веры и всей настоящей, истинной, нравственной жизни в любви, той жизни, которая нас спасает, которая несёт в этот мир радость, в каждое сердце - настоящее тепло и настоящую ра­дость, настоящее, мы с вами говорим, «счастье». Этого слова в Еванге­лии нет, но есть слово «радость».

Но вы всё-таки скажете (мы все всегда это и говорим), что та лю­бовь - великая, Божественная любовь, которую проповедовал Господь Иисус Христос, нам не по силам, мы не в состоянии так любить Бога, которого не видим, и веру в которого оберегаем борьбой с нашим постоянным неверием и соблазнами. Как можно так любить Бога? Как можно так любить людей, как учил, требовал, заповедовал нам - заповедь оставлена нам! - Господь Иисус Христос? Не будем забывать, что любовь есть чудо! И та любовь, о которой говорит Спаситель, ко­торою мы должны любить Бога и людей, для того, чтобы быть насто­ящими людьми, та любовь раскрывается в нас тоже силою чуда. И вот какого чуда: Бога мы не видели и не можем увидеть, не можем Его уз­нать так, как мы узнаём любимого человека перед собой. Может быть... Но в лице Господа Иисуса Христа был вочеловечившийся, во­плотившийся Бог. И мы знаем Его жизнь, мы имеем Его слово перед собой, и мы знаем его. Мы знаем о Его страданиях, мы видим эти страдания и понимаем, в чём их смысл... Мы знаем Его, именно поэто­му Иисуса Христа, Богочеловека, любить мы можем.

И эта любовь к Нему никогда не остается безответной! Вот ещё одна сторона этого чуда любви. Любовь ко Спасителю, к Иисусу Хри­сту, к Богу в лице Иисуса Христа, никогда не остается безответной! И всегда навстречу ей раскрывается и в нас наша любовь к Богу и вмес­те с тем к человеку. Обязательно, и к Богу и, вместе с тем, сразу же и к человеку! Раскрывается, разгорается от того пламени, от того огня, о котором Спаситель говорил, что «Я пришёл сюда, на землю и принёс с собой огонь. И как бы Я желал, чтобы от этого огня возгорелись сердца людей!» Вот именно этот-то благодатный огонь, благодатная сила, которую Он принёс, она-то и раскрывает в нас любовь к Богу и к человеку.

И никогда не думайте, что эта заповедь о любви непосильна, что мы не можем возложить на себя крест такой любви к Богу и к челове­ку, что он невыносимо тяжёл, что этот путь невыносимо труден, ни­когда не думайте об этом! И никогда не отвергайте того голоса сове­сти своей, который есть голос, как раз, пробуждающейся любви к Бо­гу и к людям. Никогда его не отвергайте, а слушайте его, потому что «невозможное человеку - возможно Богу». И именно Бог и соделывает это чудо в нас, раскрывая в нас любовь - ту самую сущность человека, в которой он со-образен Богу, потому что Бог есть Любовь. И мы, Его творение, со-образное Ему, и мы во внутреннейшей своей сущности, мы и есть тоже - любовь. И она раскрывается в нас благо­датною силою - силою помощи Божией. И потому-то нам и дана за­поведь о любви, о которой вы слышали сегодня, заповедь вполне нам посильная, вполне нами исполнимая. Каждый из нас может её испол­нить, раскрыть в себе эту любовь. Потому что, повторяю, навстречу одному только хотению исполнить эту заповедь, идет помощь Божия, которая чудесным образом раскрывает в нас возможность лю­бить Бога и людей.

Глубоко в сердце, в сущности человека, в его душе, в его совести живёт эта любовь. И зов - любить Бога и людей - всегда получает ка­кой-то отклик в нашей совести. По совести мы знаем, что человек мо­жет любить и Бога, и людей. И пусть в нашей жизни всегда нас судит голос этой совести любви. Прежде чем предстанем мы перед другим судом - Судом Большой Любви - Божиим Судом, который поставит нас ошую или одесную Престола Божия на веки вечные, пусть преж­де послушаем суда собственной совести - любви, и попробуем следо­вать ему при помощи Божией, для того чтобы стать и в другой жизни не ошую, а одесную со Христом и чтобы и в этой жизни было гораз­до больше, чем есть у нас, и света, и тепла, и радости. Аминь.

Rambler's Top100