[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
о. ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР
4-я неделя по Пятидесятнице.
О римском сотнике
08.07.79.
Сошёл Господь Иисус Христос с горы, с которой он произнес Свою проповедь перед великим множеством народа, проповедь, поражающую и сейчас великое множество людей глубиной того учения, которое содержится в Нагорной проповеди. И вот, когда Он входил в Капернаум, сопровождаемый очень многими, слышавшими эту проповедь и следовавшими за Ним, к Нему подошёл римский сотник.
Что это такое - римский сотник? Капернаум, как и вся Палестина, был завоеван римлянами и в Капернауме стоял гарнизон завоевателей. И вот офицер, сотник (не такой уж маленький чин у этого офицера), подошёл к Спасителю и просит: «У меня отрок болен, дома... лежит. Исцели его!» А Спаситель ему на это отвечает: «Приду и исцелю!» Сотник поражён: «Как придешь? Ко мне? Я недостоин встретить Тебя под кровом своего дома. Ты не можешь ко мне придти!»
Сотник слышал о Господе Иисусе Христе многое, потому что весь Капернаум говорил о Нём, да и не Капернаум один - по всей Палестине уже знали о том, какой Христос обладает чудодейственной, чудотворной силой, творящей столько добра страждущим людям. Сотник это знал. Он к Нему подошёл и попросил об исцелении отрока своего. «Но приходить ко мне в дом?!.. Я не могу Тебя принять под своим кровом, я - грешный человек.. Я этого недостоин. Ты скажи только одно слово, и он будет здоров, он исцелится!» Иисус Христос так и поступил: сказал только одно слово, и в тот же час отрок исцелился -совершилось чудо. Спаситель обращаясь к людям, которые Его сопровождали, сказал: «И в Израиле, (то есть в своём, избранном, в верующем народе) Я не нашёл такой веры, как у этого чужестранца-язычника, римлянина-сотника.» Вера, полная смирения и благоговения... Благоговение и смирение родили такую веру, которая даже Господа Иисуса Христа удивила, как рассказывает нам сегодняшнее евангельское чтение.
Один раз ученики Спасителя (вы знаете, что это были самые простые, но очень опытные рыбаки, всю жизнь этим занимавшиеся) всю ночь ловили рыбу в озере, на котором стоял Капернаум, и ничего поймать не смогли. И вот утром на берегу стоит пришедший Христос и спрашивает: что у них есть? И они Ему говорят: «Сегодня такая погода, в которую ловить рыбу нельзя. Мы всю ночь трудились - и тут, и там ловили, и ничего не поймали!» Христос говорит Симону Петру: «Отплыви немного дальше, в глубину и закинь сеть!» Пётр начинает с Ним спорить, как рассказывает Евангелие. И он, и другие ученики говорят: «Это невозможно, незачем сеть забрасывать! Мы уже много раз это делали, трудились столько времени! Пойми: такая погода, такое время, когда поймать ничего нельзя. Мы, рыбаки, природные условия знаем хорошо. Сегодня ничего поймать нельзя!» Однако же Пётр сел в лодку, отплыл несколько от берега, закинул сеть, и поймал столько рыбы, что наполнили одну лодку, а потом и другую, так что сеть прорывалась... Была явлена сила Божия, властвующая над природой... И вот когда Пётр сошёл на берег, он подошёл ко Христу и сказал Ему: «Уйди, я - грешный человек!»
Как эти слова похожи на те слова, которые сказал римский сотник «Не приходи ко мне, я не достоин, чтобы Ты вступил в мой дом. Я - грешный человек!» Одни и другие слова произносились из глубины тех благоговения, веры и смирения - одинаковых и в одном, и в другом случае - которые и рождают такую веру. А ей удивился Сам Спаситель. Есть в Евангелии ещё один рассказ, когда Иисусу Христу пришлось услышать о любви. Вы, конечно, помните и очень хорошо знаете рассказ об исцелении Иисусом Христом бесноватого на Гергесинской земле. Опять-таки явлением той же чудотворной, спасительной, Божественной силы Он изгнал из него бесов, хотя казалось, что это совершенно безнадёжно больной человек, так мучивший гергесинцев. Господь Иисус Христос его совершенно исцелил, но бесов из него изгнал в стадо свиное, и оно погубило себя в озере. Когда гергесинцы вышли и увидели это, они сказали Христу: «Уйди от нас!». Вот это было другое «уйди». Тут никакого благоговения не было. Тут был выбор: или Бог и Божья сила, которая способна исцелять даже таких несчастных и делать столько добра людям, или свиньи. И выбор был сделан в пользу свиней... «Нам они дороже, нужнее...»
Братья и сестры! Мы с вами, слава Богу, никогда не заодно с гергесинцами. Но спрашивается, а есть ли у нас такая вера, рождающаяся в таком смирении и в таком благоговении, как у римского сотника и как у апостола Петра? И если в нашей жизни, в нашей судьбе мы далеко нечасто чувствуем эту спасительную силу, то, может быть, именно потому, что такой-то веры у нас мало? Такую веру среди нас встретить нечасто можно, нечасто...
И вот, заканчивая проповедь о римском сотнике, о котором вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, я хочу напомнить вам ещё один поразительный образ веры в Бога. Перед нами этот образ ставит Библия, Ветхий Завет, книга многострадального Иова. Если бы нужно было в двух словах сказать, а в чём, собственно, содержание этой книги, чему она нас всех учит, то я бы решился на это сказать: вера в Бога - есть вера в Божественный миропорядок, в котором все испытания, все страдания - самые невероятные - мы принимаем тоже на веру. Эта вера в Бога есть вера в глубочайший смысл, всегда сокровенный смысл всех страданий, всех испытаний, которые выпадают на долю каждого живого существа, проходящего земное странствие. И нам надо всегда молиться Богу, нам надо всегда просить у наших небесных и земных ходатаев духовных за нас о том, чтобы Господь дал нам именно такую веру, спасающую нас, преображающую всю жизнь и вводящую в Царство Божие. Аминь.