[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Антон Владимирович Карташев
КАРТАШЕВ Антон Владимирович (1875-1960), рус. правосл. историк, богослов и библеист. Род. в семье уральского шахтера. Богословское образование получил в Пермской ДС (1894) и СПб.ДА (1899), где до 1905 был доцентом по каф. церк. истории. Уйдя из ДА, К. преподавал историю религии на Высших женских курсах (1906-1918). Поиски путей обновления церк. жизни сблизили его с кружком Мережковского и с Булгаковым. Широта воззрений К. никогда не отдаляла его от Православия, к-рому он оставался верен до конца дней. Как публицист, К. выступал с резкими обличениями церк. недугов. Принципиальность и интеллектуальная честность особенно проявились в его поздних трудах: «История Русской Церкви» (Париж, 1959) и «Вселенские Соборы» (Париж, 1963). К. издавал газету «Вестник Жизни», состоял председателем Религ.-филос. общества (1909) и был сотрудником Петерб. публичной библиотеки. После падения царского режима К. занял пост обер-прокурора Синода, но через 10 дней, по его же инициативе, эта должность была упразднена, и К. назначили министром вероисповеданий. От имени Временного правительства он открыл 15 августа 1917 Поместный собор Рус. Правосл. Церкви и принял в его работе деятельное участие. Когда министерство было ликвидировано, К. основал «Братство св.Софии», в к-рое входили представители духовенства и церк. интеллигенции (в т.ч. и Тураев). В 1919 К. выехал из России. В Париже он стал одним из основателей и проф. Свято-Сергиевского богословского ин-та (1925-60). К. принимал участие в Византологическом конгрессе (Палермо), в деятельности экуменич. конгрессов (Оксфорд, Эдинбург). Свято-Сергиевский богосл. ин-т удостоил его звания доктора церк. истории «гонорис кауза». В ин-те К. нек-рое время вел курс Свящ.Писания ВЗ. Он создал первый правосл. учебник по этому предмету, в к-ром учитывались все достижения новой исагогики. Его курс, обнимавший тему «Пятикнижие», издан не был, но материал из него вошел в знаменитую актовую речь, к-рую К. произнес 13 февраля 1944. Эта речь, вышедшая через 3 года отдельной книгой («Ветхозаветная библ. критика», Париж, 1947), произвела смущение в академич. кругах. «На нее, — пишет еп.Кассиан (Безобразов), — болезненно реагировал и такой бесстрашный человек, как покойный митрополит Евлогий. Владыка был, конечно, неправ. Можно соглашаться или не соглашаться с теми конкретными результатами, к которым пришла или приходила библейская наука в Западной Европе. Теория Велльгаузена о происхождении Пятикнижия вызывает и чисто научные возражения. Но нельзя отрицать за ученым-богословом право критического исследования, искания человеческих истоков богодухновенных писаний. Тем более, что верность Антона Владимировича Халкидонскому догмату утверждает не только право человеческого начала, но и примат Божественного. Этим приматом Божественного начала отмечено все служение Антона Владимировича. Ему верна и его библейская работа. С какою силой он проступает в этой книжке, которая вызвала столько толков!». Основные идеи К., изложенные им в его программной работе, сводятся к следующему. 1. Все виды библ. критики: текстуальную, историко-литературную, историческую и др. — необходимо ввести в православную экзегезу по соображениям как научно-апологетич., так и догматическим. 2. «Библия есть не только Слово Божье, но и слово человеческое в их гармоническом сочетании, точнее, слово богочеловеческое. Наше обычное выражение "слово Божие" догматически бесспорно, но неполно, как и выражение "И.Христос — Бог" верно, но неполно; точнее — "Богочеловек". Стало быть, формула: "Бог — автор священных книг" должна звучать как монофизитский уклон в сторону от нашего Халкидонского православия. Таким же уклоном было бы исключительное держание за одно только выражение "слово Божие". С лозунгом: "слово богочеловеческое" мы утверждаемся на незыблемой скале Халкидонского догмата. Это чудесный ключ, открывающий путь к самым центральным спасительным тайнам нашей веры, и в то же время это благословение на... построение в православии критического библейского знания» (с.72). 3. Сотни разночтений в рукописях библейских требуют тщательной текстуально-критич. работы. «Критика не портит текста, который неизбежно удаляется в процессе исторического существования от своей изначальной чистоты, а возвращает и приближает его к подлиннику» (с.17). 4. «С догматической стороны вопрос об авторстве священных книг, и особенно так называемых учительных книг, довольно безразличен — раз данная книга признана Церковью богодухновенной» (с.22). Вопрос этот решают не столько предания, сколько историко-лит. исследования Библии. Они, в частн., допускают возможность древних «редакционных переработок, дополнений, приспособлений к своему времени» (с.23). При атрибуции книг Писания экзегеты должны учитывать специфич. отношение к авторству на Древнем Востоке. 5. Большинство пророчеств ВЗ о Христе осмысляется только в свете новозав. Откровения. 6. Следует признать обоснованность теорий, к-рые отстаивали постепенность образования Пятикнижия. В пользу этих теорий говорит хотя бы тот факт, что Исторические кн. ВЗ не знают многих законов Пятикнижия. «Вся излагаемая ими история народа протекает в вопиющем и потому непонятном противоречии с самыми основными культовыми предписаниями писанного Моисеева законодательства» (с.47, см. ст.Пятикнижие). 7. Следует признать надежными выводы о составном характере Кн. прор.Исайи, о написании Кн.Даниила в Маккавейскую эпоху (2 в. до н.э.) и др. теории новой исагогики, к-рые нисколько не умаляют прообразоват.-пророч. характера этих книг. Эти выводы нужно «творчески воспринять, усвоить и преобразить в лоне церковного богословия и церковной истины» (с.96). Сам К. не успел детально развить сформулированные им тезисы, но он с предельной ясностью поставил перед правосл. библеистикой задачи и наметил пути ее дальнейшего развития. Очерки по истории русской церкви, т.1-2, Париж, 1959; то же, М., 1991; Вселенские Соборы, Париж, 1963; то же, М., 1994; Был ли ап.Андрей на Руси? ХЧ, 1907, № 7; Толкование 67 псалма, ПМ, 1947, № 5; Православие в его отношениях к историч. процессу, там же, 1948, № 6. Зернов Н., Рус. религ. возрождение ХХ в., Париж, 1974; его же, А.В.К., в кн.: Русская религ.-филос. мысль ХХ в., Питсбург, 1975; К а с с и а н (Безобразов С.С.), Антон Владимирович К., ПМ, 1957, № 11. Из "Библиологического словаря" прот. А. Меня Соч.: Краткий историко-критический очерк систе-матической обработки русской церковной истории: Из чтений по истории рус. церкви (СПб., 1903); Русская церковь в 1905 г. (СПб., 1906); К вопросу о православии Феофана Прокоповича //Сб. ст. в честь Кобеко; Реформа, реформация и исполнение церкви (Пг., 1916); На путях к Вселенскому собору (Париж, 1932); Ветхозаветная библейская критика (Париж, 1947); Воссоздание Святой Руси (Париж, 1956; М., 1991); Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2, (Париж, 1959; М., 1991); Мои ранние встречи с Сергием [Булгаковым, 1904-07, 1917-18 гг.] //Правосл. мысль. 1951. Вып. 8; Церковь в ее историческом исполнении //Вест. РСХД. 1960. № 58/59; Автобиография Антона Владимировича Карташева (1875-1960) //Там же; Лев Платонович Карсавин //Там же; Вселенские соборы (Париж, 1963); 35 лет издательства "УМСА - Press" //Карташев А. В., Струве Н. А. 70 лет издательства "УМСА -Press", 1920-1990. Париж, 1990; Русское христианство //Север. 1992. № 9. Библиогр.: L'emigration Russe: Index gen, des articles. Paris, 1988. Справ.: НЭС; Гражданская война и военная интервенция: Энц. 1983; Политические деятели 1917: Биогр. слов. М., 1993. Лит.: Кассиан, еп. Антон Владимирович Карташев //Правосл. мысль. 1957. Вып. 11; Кононова A.M. Проф. А. В. Карташев - ученый, православный богослов //Наша дань Бестужевским курсам: Восп. б, бестужевок за рубежом. Париж, 1971; Зернов Н. М. А. В. Карташев //Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург, 1975; Колоницкий Б. И. А. Ф. Керенский и круг Мережковских //Петроградская интеллигенция в 1917 году: Сб. ст. и материалов. М.; Л., 1990; Русское политическое масонство: 1906-1918 гг.: (Док-ты из арх. Гуверов, ин-та войны, революции и мира) //История СССР. 1990. № 1; Гиппиус 3. Н. Петербургские дневники, 1914-1919. Нью-Йорк; Москва, 1990; Ее же. Дмитрий Мережковский //Живые лица. Тбилиси, 1991; Ее же. "Черные тетради" //Звенья. 1992. № 2; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1905-1908) //Лица: Биогр. альм. 1. СПб., 1992; Линвик Ю. В. Антон Владимирович Карташев (1875-1960) //Север. 1992. № 9; Церковь и революция: Документы из арх. Помест. Собора Правосл. Рус. церкви, 1917-1918 //Минувшее. 1993. № 12; Петербургское Религиозно-философское общество (1907-1917) /Предисл., публ. и прим. Е. В. Бронниковой //Вопр. философии. 1993. № 6; Колеров М. А. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1903-1905) //Там же. №11; Колеров М. А., Локтева О. К. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1906-1907) //Лица: Биогр. альм. Вып. 5. М. ; СПб., 1994. 100-летие. С. 474. Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1906, № 60. Некр.: Вест. РСХД. 1960. № 58/59; Возрождение (Париж). Тетр. 106. Иконогр.: Правосл. мысль. 1957. Вып. 11; Вест. РСХД. 1960. № 58/59; Наша дань Бестужевским курсам...; Булла. Групповое фото. |
Реформа, реформация и исполнение Церкви
Благоустройство Церкви Русской (гл. из кн. "Воссоздание Святой Руси") Церковь и государство Церковь как фактор социального оздоровления России Вселенские соборы и соборность (гл. из кн. "На путях к Вселенскому Собору") Временное правительство и Русская церковь Поражение и победа Православия. 1927 г. Объяснение (по поводу обвинения в еретическом модернизме) Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет Влияние Церкви на русскую культуру Наш долг перед апостолом Андреем Русское христианство Святой князь Владимир - отец Русской культуры Судьбы "Святой Руси" Смысл старообрядчества Русская церковь периода империи Церковь в ее историческом исполнении Православие в его отношении к историческому процессу Церковь и национальность Пути единения Соединение церквей в свете истории Лик Пушкина Лев Платонович Карсавин Непримиримость Ветхозаветная библейская критика Очерки по истории Русской церкви. Т.1. Киевский период ; Московский период Очерки по истории Русской церкви. Т.2. Патриарший период. Синодальный период Вселенские соборы. О нем: Кассиан, еп. Антон Владимирович Карташев Зернов Н. М. А. В. Карташев Зеньковский В., прот. Памяти проф. А.В. Карташева Князев А., прот. Памяти проф. А.В. Карташева Мейендорф И., прот. А. В. Карташев — общественный деятель и церковный историк Прот. Г. Митрофанов. Антон Владимирович Карташев - русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель Из БД ПСТГУ "Исповедники и новомученики" А.Н.Сахаров. Апостол истории "Святой Руси" Антощенко А.В. Национально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева С.П. Бычков. Антон Владимирович Карташев. Годы становления личности ученого (1875 - 1906 гг.) Сомин Н.В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства Платонов А., д. Карташев Антон Владимирович // Большая Российская энциклопедия |