Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Антон Владимирович Карташев

КАРТАШЕВ Антон Владимирович (1875-1960), рус. правосл. историк, богослов и библеист. 

Род. в семье уральского шахтера. Богословское образование получил в Пермской ДС (1894) и СПб.ДА (1899), где до 1905 был доцентом по каф. церк. истории. Уйдя из ДА, К. преподавал историю религии на Высших женских курсах (1906-1918). Поиски путей обновления церк. жизни сблизили его с кружком Мережковского и с Булгаковым. Широта воззрений К. никогда не отдаляла его от Православия, к-рому он оставался верен до конца дней. Как публицист, К. выступал с резкими обличениями церк. недугов. Принципиальность и интеллектуальная честность особенно проявились в его поздних трудах: «История Русской Церкви» (Париж, 1959) и «Вселенские Соборы» (Париж, 1963). К. издавал газету «Вестник Жизни», состоял председателем Религ.-филос. общества (1909) и был сотрудником Петерб. публичной библиотеки. После падения царского режима К. занял пост обер-прокурора Синода, но через 10 дней, по его же инициативе, эта должность была упразднена, и К. назначили министром вероисповеданий. От имени Временного правительства он открыл 15 августа 1917 Поместный собор Рус. Правосл. Церкви и принял в его работе деятельное участие. Когда министерство было ликвидировано, К. основал «Братство св.Софии», в к-рое входили представители духовенства и церк. интеллигенции (в т.ч. и Тураев). В 1919 К. выехал из России. В Париже он стал одним из основателей и проф. Свято-Сергиевского богословского ин-та (1925-60). К. принимал участие в Византологическом конгрессе (Палермо), в деятельности экуменич. конгрессов (Оксфорд, Эдинбург). Свято-Сергиевский богосл. ин-т удостоил его звания доктора церк. истории «гонорис кауза». 

В ин-те К. нек-рое время вел курс Свящ.Писания ВЗ. Он создал первый правосл. учебник по этому предмету, в к-ром учитывались все достижения новой исагогики. Его курс, обнимавший тему «Пятикнижие», издан не был, но материал из него вошел в знаменитую актовую речь, к-рую К. произнес 13 февраля 1944. Эта речь, вышедшая через 3 года отдельной книгой («Ветхозаветная библ. критика», Париж, 1947), произвела смущение в академич. кругах. «На нее, — пишет еп.Кассиан (Безобразов), — болезненно реагировал и такой бесстрашный человек, как покойный митрополит Евлогий. Владыка был, конечно, неправ. Можно соглашаться или не соглашаться с теми конкретными результатами, к которым пришла или приходила библейская наука в Западной Европе. Теория Велльгаузена о происхождении Пятикнижия вызывает и чисто научные возражения. Но нельзя отрицать за ученым-богословом право критического исследования, искания человеческих истоков богодухновенных писаний. Тем более, что верность Антона Владимировича Халкидонскому догмату утверждает не только право человеческого начала, но и примат Божественного. Этим приматом Божественного начала отмечено все служение Антона Владимировича. Ему верна и его библейская работа. С какою силой он проступает в этой книжке, которая вызвала столько толков!». 

Основные идеи К., изложенные им в его программной работе, сводятся к следующему. 

1. Все виды библ. критики: текстуальную, историко-литературную, историческую и др. — необходимо ввести в православную экзегезу по соображениям как научно-апологетич., так и догматическим. 

2. «Библия есть не только Слово Божье, но и слово человеческое в их гармоническом сочетании, точнее, слово богочеловеческое. Наше обычное выражение "слово Божие" догматически бесспорно, но неполно, как и выражение "И.Христос — Бог" верно, но неполно; точнее — "Богочеловек". Стало быть, формула: "Бог — автор священных книг" должна звучать как монофизитский уклон в сторону от нашего Халкидонского православия. Таким же уклоном было бы исключительное держание за одно только выражение "слово Божие". С лозунгом: "слово богочеловеческое" мы утверждаемся на незыблемой скале Халкидонского догмата. Это чудесный ключ, открывающий путь к самым центральным спасительным тайнам нашей веры, и в то же время это благословение на... построение в православии критического библейского знания» (с.72). 

3. Сотни разночтений в рукописях библейских требуют тщательной текстуально-критич. работы. «Критика не портит текста, который неизбежно удаляется в процессе исторического существования от своей изначальной чистоты, а возвращает и приближает его к подлиннику» (с.17). 

4. «С догматической стороны вопрос об авторстве священных книг, и особенно так называемых учительных книг, довольно безразличен — раз данная книга признана Церковью богодухновенной» (с.22). Вопрос этот решают не столько предания, сколько историко-лит. исследования Библии. Они, в частн., допускают возможность древних «редакционных переработок, дополнений, приспособлений к своему времени» (с.23). При атрибуции книг Писания экзегеты должны учитывать специфич. отношение к авторству на Древнем Востоке. 

5. Большинство пророчеств ВЗ о Христе осмысляется только в свете новозав. Откровения. 

6. Следует признать обоснованность теорий, к-рые отстаивали постепенность образования Пятикнижия. В пользу этих теорий говорит хотя бы тот факт, что Исторические кн. ВЗ не знают многих законов Пятикнижия. «Вся излагаемая ими история народа протекает в вопиющем и потому непонятном противоречии с самыми основными культовыми предписаниями писанного Моисеева законодательства» (с.47, см. ст.Пятикнижие). 

7. Следует признать надежными выводы о составном характере Кн. прор.Исайи, о написании Кн.Даниила в Маккавейскую эпоху (2 в. до н.э.) и др. теории новой исагогики, к-рые нисколько не умаляют прообразоват.-пророч. характера этих книг. Эти выводы нужно «творчески воспринять, усвоить и преобразить в лоне церковного богословия и церковной истины» (с.96). 

Сам К. не успел детально развить сформулированные им тезисы, но он с предельной ясностью поставил перед правосл. библеистикой задачи и наметил пути ее дальнейшего развития. 

Очерки по истории русской церкви, т.1-2, Париж, 1959; то же, М., 1991; Вселенские Соборы, Париж, 1963; то же, М., 1994; Был ли ап.Андрей на Руси? ХЧ, 1907, № 7; Толкование 67 псалма, ПМ, 1947, 

№ 5; Православие в его отношениях к историч. процессу, там же, 1948, № 6. 

Зернов Н., Рус. религ. возрождение ХХ в., Париж, 1974; его же, А.В.К., в кн.: Русская религ.-филос. мысль ХХ в., Питсбург, 1975; К а с с и а н (Безобразов С.С.), Антон Владимирович К., ПМ, 1957, № 11. 

Из "Библиологического словаря" прот. А. Меня

Соч.: Краткий историко-критический очерк систе-матической обработки русской церковной истории: Из чтений по истории рус. церкви (СПб., 1903); Русская церковь в 1905 г. (СПб., 1906); К вопросу о православии Феофана Прокоповича //Сб. ст. в честь Кобеко; Реформа, реформация и исполнение церкви (Пг., 1916); На путях к Вселенскому собору (Париж, 1932); Ветхозаветная библейская критика (Париж, 1947); Воссоздание Святой Руси (Париж, 1956; М., 1991); Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2, (Париж, 1959; М., 1991); Мои ранние встречи с Сергием [Булгаковым, 1904-07, 1917-18 гг.] //Правосл. мысль. 1951. Вып. 8; Церковь в ее историческом исполнении //Вест. РСХД. 1960. № 58/59; Автобиография Антона Владимировича Карташева (1875-1960) //Там же; Лев Платонович Карсавин //Там же; Вселенские соборы (Париж, 1963); 35 лет издательства "УМСА - Press" //Карташев А. В., Струве Н. А. 70 лет издательства "УМСА -Press", 1920-1990. Париж, 1990; Русское христианство //Север. 1992. № 9. Библиогр.: L'emigration Russe: Index gen, des articles. Paris, 1988. Справ.: НЭС; Гражданская война и военная интервенция: Энц. 1983; Политические деятели 1917: Биогр. слов. М., 1993. Лит.: Кассиан, еп. Антон Владимирович Карташев //Правосл. мысль. 1957. Вып. 11; Кононова A.M. Проф. А. В. Карташев - ученый, православный богослов //Наша дань Бестужевским курсам: Восп. б, бестужевок за рубежом. Париж, 1971; Зернов Н. М. А. В. Карташев //Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург, 1975; Колоницкий Б. И. А. Ф. Керенский и круг Мережковских //Петроградская интеллигенция в 1917 году: Сб. ст. и материалов. М.; Л., 1990; Русское политическое масонство: 1906-1918 гг.: (Док-ты из арх. Гуверов, ин-та войны, революции и мира) //История СССР. 1990. № 1; Гиппиус 3. Н. Петербургские дневники, 1914-1919. Нью-Йорк; Москва, 1990; Ее же. Дмитрий Мережковский //Живые лица. Тбилиси, 1991; Ее же. "Черные тетради" //Звенья. 1992. № 2; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1905-1908) //Лица: Биогр. альм. 1. СПб., 1992; Линвик Ю. В. Антон Владимирович Карташев (1875-1960) //Север. 1992. № 9; Церковь и революция: Документы из арх. Помест. Собора Правосл. Рус. церкви, 1917-1918 //Минувшее. 1993. № 12; Петербургское Религиозно-философское общество (1907-1917) /Предисл., публ. и прим. Е. В. Бронниковой //Вопр. философии. 1993. № 6; Колеров М. А. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1903-1905) //Там же. №11; Колеров М. А., Локтева О. К. С. Н. Булгаков и религиозно-философская печать (1906-1907) //Лица: Биогр. альм. Вып. 5. М. ; СПб., 1994. 100-летие. С. 474. Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1906, № 60. Некр.: Вест. РСХД. 1960. № 58/59; Возрождение (Париж). Тетр. 106. Иконогр.: Правосл. мысль. 1957. Вып. 11; Вест. РСХД. 1960. № 58/59; Наша дань Бестужевским курсам...; Булла. Групповое фото.
Реформа, реформация и исполнение Церкви

Благоустройство Церкви Русской (гл. из кн. "Воссоздание Святой Руси")

 Церковь и государство

 Церковь как фактор социального оздоровления России

 Вселенские соборы и соборность (гл. из кн. "На путях к Вселенскому Собору")

 Временное правительство и Русская церковь

 Поражение и победа Православия. 1927 г.

 Объяснение (по поводу обвинения в еретическом модернизме)

 Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет

Влияние Церкви на русскую культуру

Наш долг перед апостолом Андреем

Русское христианство

Святой князь Владимир - отец Русской культуры

Судьбы "Святой Руси"

Смысл старообрядчества

Русская церковь периода империи

Церковь в ее историческом исполнении

Православие в его отношении к историческому процессу

Церковь и национальность

Пути единения

Соединение церквей в свете истории

Лик Пушкина

Лев Платонович Карсавин

Непримиримость

Ветхозаветная библейская критика

Очерки по истории Русской церкви. Т.1. Киевский период ; Московский период

Очерки по истории Русской церкви. Т.2. Патриарший период. Синодальный период

Вселенские соборы.

О нем:

Автобиография

Кассиан, еп. Антон Владимирович Карташев

Зернов Н. М. А. В. Карташев

Зеньковский В., прот. Памяти проф. А.В. Карташева

Князев А., прот. Памяти проф. А.В. Карташева

Мейендорф И., прот. А. В. Карташев — общественный деятель и церковный историк

Прот. Г. Митрофанов. Антон Владимирович Карташев - русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель

Из БД ПСТГУ "Исповедники и новомученики"

Библиография А.В. Карташева

А.Н.Сахаров. Апостол истории "Святой Руси"

Антощенко А.В. Национально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева

С.П. Бычков. Антон Владимирович Карташев. Годы становления личности ученого (1875 - 1906 гг.)

Сомин Н.В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства    

Платонов А., д. Карташев Антон Владимирович // Большая Российская энциклопедия

Rambler's Top100