[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Статья отсканирована из 6 тома «Православной энциклопедии»
БРАТОТВОРÉНИЕ [греч. Adelphopoiêa, Adelphopoiêsis, лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem], средневек. обряд церковного благословения двух христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у мн. народов, и христ. практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих — как самых близких родственников (Ин 3. 3–5; Мф 12. 48–49; Мк 3. 34; Лк 8. 21).Евангельские основания. На первый взгляд, чин Б. кажется излишним: все христиане, безусловно, являются братьями друг другу как дети Отца Небесного (Мф 23. 8–9; 1 Петр 2. 17; Рим 8. 11–17, 19). Сам Христос, по словам ап. Павла, «первородный между многими братьями» (Рим 8. 29), не стыдится называть этим именем верующих в Него (Евр 2. 11–12; ср. Мф 12. 47–49; 23. 8; Ин 20. 17). Однако истинное согласие и дружба возможны лишь между людьми, «имеющими одинаковые добродетели и намерения» (Ioan. Cassian. Collat. 16. 28). Любовь (agapê) необходимо оказывать всем, даже врагам (Мф 5. 44), но сердечное расположение (diathesis) возможно лишь к немногим. Поэтому в правосл. аскетике братская любовь стала рассматриваться как ступень, необходимая для достижения совершенной любви. Б. имело и практическое значение, ведь «двоим лучше, нежели одному... если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл 4. 9). В разные эпохи христиане являли примеры истинного «нелицемерного братолюбия» (1 Петр 1. 22; Рим 12. 10; Евр 13. 1): прежде всего сами апостолы, к-рые были отправлены Христом на проповедь по двое (Мк 6. 7; Лк 10. 1), а затем прославляемые Церковью двоицы мучеников (Сергий и Вакх, Кир и Иоанн, Косма и Дамиан) (по мнению блж. Иеронима, потому что «любовь не пребывает с одним» (Hieron. In Mark. 2); подробнее см.: Флоренский).
Побратимство в традиционных обществах.Независимо от религ. верований, у разных народов всегда имели большое значение и часто ставились выше кровнородственных связей особые формы ритуального родства: кумовство, «соотцовство», «названное братство» (напр., черногорские «задруги», куначество на Кавказе и т. п.), к-рые играли важную роль в сохранении рода и наследовании имущества (см. материалы международного симпозиума: Ritual Brotherhood in Ancient and Medieval Europe: A Symp. // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 261–381).
Церковное каноническое право, формировавшееся в эпоху господства рим. права, восприняло и его двойственное отношение к побратимству. С одной стороны, из-за широкого распространения этого обычая в вост. провинциях Римской империи наследование через побратимство признавалось у иностранцев (apud peregrinos), но для рим. граждан законным считалось лишь усыновление (в основном по муж. линии) (CJ. 6. 24. 7. (4 дек. 285). Характерно, что в рим. литургических книгах молитвы на Б. не встречаются, хотя обычай побратимства был известен (Giraldi Cambrensis Opera / Ed. J. F. Dimock. L., 1867. Vol. 5. P.167).
Негативное отношение к Б. перешло и в визант. законодательство: «Побратимство не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, «понеже иногда прилучается нам не имети чад», а для побратимства нет ни одного благословного предлога» (Matth. Blastar. Syntagma. Littera b. 8; ср. Basilic. 35. 13. 17). Тем не менее даже по рим. праву составитель завещания мог включить в него под именем брата любого человека, к к-рому питал «братскую любовь» (fraterna caritas) (Dig. 28. 5. 59 [58]. 1), что, видимо, практиковалось и в визант. эпоху, т. к. по церковным канонам духовное родство любого рода (крестный отец и крестник, духовник и его чада), подобно гражданскому приемному родству (adoptio, adrogatio) (Dig. 23. 2. 17), стало рассматриваться как препятствие для брака, а вступившие в духовный союз — как родственники 1-й степени (53–54 прав. VI Всел.; см. Macrides. Kinship by Arrangement. P. 110).
В послеиконоборческую эпоху гос. и церковное законодательства все более смешиваются. При имп. Льве VI (886–912) становится общеобязательным церковное благословение брака, как единственно легальный вводится церковный чин усыновления («детотворения») (Novell. Leo. 24, 89). По-видимому, воцерковление традиц. побратимства началось неск. раньше, потому что запрет на совершение чина Б. монахами, как влекущего за собой серьезные правовые и экономические следствия, несовместимые с монашеским отречением от мира, встречается уже в сочинениях прп. Феодора Студита (Theod. Stud. Epist. 10 // PG. 99. Col. 941C; Testamentum // PG. 99. 1820B; ср. комментарий Константина Арменопула (1320–1380) на 7-е прав. VI Всел. (PG. 150. Col. 124)).
В странах Вост. Средиземноморья по крайней мере с эпохи эллинизма слово «брат» являлось также сакральным именем соправителя или приближенных монарха (Schelkle K. H. Bruder // RAC. T. 2. Col. 631–636). В Римской империи «братьями» именовались тетрархи (два Августа и два Цезаря), к-рые не были кровными родственниками (Euseb. Vita Const. 4. 11). В визант. эпоху к этим традиц. титулам стали прилагать определение «духовный» (pneumatikos, spiritualis), заимствованное из церковной практики (Const. Porphyr. De ceremoniis. II 48). В то же время источники сообщают о братских союзах, заключавшихся в церкви визант. императорами (Михаил III, Василий I и др.) (Leo Gramm. Chron. P. 234; Theoph. Contin. P. 228). Кроме того, с древности под видом побратимства заключались военно-политические или династические союзы (fraternitatis foedus) с соседними племенами и народами (Caes. De Bello Gallic. I 33. 2; Tac. Annal. XI 25), а равные по положению правители именовались «братьями» (т. н. «братство князей» (fraternitas regum) (Dölger. Col. 641). Этот обычай был известен и на Руси. В частности, митр. Иона в 1450 г. благословил братский союз польск. кор. Казимира IV c вел. кн. Василием Васильевичем (Никольский. С. 372–373).
История обряда. В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже ее испитием), обменом именами, оружием, одеждой (Herodot. Hist. IV 70; Lucian. Toxar. 37, 39–40; Vergil. Georg. 2. 510; ср. Herman.), что нашло отражение и в христ. обычае обмена нательными крестами.
В I–III вв., когда все христиане назывались «братьями» (Clem. Alex. Strom. 2. 9. 41. 2; Tertull. Adv. Marcion. 1. 1. 1), а Церковь — «братством» (Iren. Adv. haer. 2. 31. 2; Euseb. Hist. eccl. 5. 19. 2; Tertull. De pudic. 7. 22; De virg. veland. 14. 2), вступление в к-рое совершалось через Крещение (Iust. Martyr. I Apol. 1. 65; Tertull. De bapt. 20. 5), необходимости в особом чине Б., действительно, еще не было. Христианизация империи привела к тому, что в литургическую жизнь Церкви стали включаться существовавшие социальные отношения. Лица, желавшие заключить братский союз, вместо языческих клятв стали прибегать к священническому благословению, к-рое подкреплялось совместным Причащением Св. Даров (Ioan. Chrysost. In Matth. 79(80). 1 // PG. 58. Col. 718C; In Hebr. 25. 3 // PG. 63. col. 177A). Со временем для этих целей были составлены специальные молитвы и целые последования, включавшие ектении, чтения из Свящ. Писания, песнопения и сложный ритуал.
Молитвы. По рукописям греч. Евхология известен целый ряд молитв на Б.: 1) «Kurie o theos êmôn, o panta pros sôtêrian êmоn charisamenos» (Господи Боже наш, даровавший нам все ко спасению); 2) «Despota Kurie o theos êmôn, o ton choron tôn agiôn sou apostolôn ekleksamenos eis mian poimnên» (Владыко, Господи Боже наш, лик святых Своих апостолов собравший в одно стадо); 3) «Kurie o theos êmôn, o tês agapês phutourgos» (Господи Боже наш, любви Насадитель); 4) «Kurie o theos o pantokratôr, o poiêsas ton anthrôpon kat’ eikona sou» (Господи Боже Вседержителю, сотворивший человека по образу Твоему); 5) «Despota Kurie o theos êmôn, o ta panta pros to sumferon» (Владыко, Господи Боже наш, Кто все на пользу); 6) «Kurie o theos êmôn, o endoxazamenos en boulê agiôn» (Господи Боже наш, прославляемый в совете святых); 7) «Kurie o theos êmôn, o sunathroisas tois agious sou apostolous en nephelais» (Господи Боже наш, собравший святых Своих апостолов на облаках); 8) «Kurie o theos êmôn, o en tê kata sarka sou oikonomian Iakôbon kai Iôannên, toisj uious Zebedaiou, kataksiosas adelphous genesthai» (Господи Боже наш, Своим по плоти домостроительством удостоивший Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, быть братьями); 9) «Kurie o theos êmôn, o en upsêlois katoikоn» (Господи Боже наш, в вышних живущий); 10) «Kurios o theos êmôn, o dia tês aphatou sou oikonomiaa katakaxiôsas adelphous kalesai» (Господи Боже наш, называющий через Свое неведомое смотрение нареченными братьями); 11) «Anthêron êmin kai polupothêton» (Цветущее и многожеланное нам); 12) «Kurie o theos êmôn, o tachinê akoê» (Господи Боже наш, скорое слышание).
Древнейшими молитвами, видимо, являются 1-я и 4-я,, т. к. чин Б. сводится только к одной из них в отражающих доиконоборческую практику рукописях Sinait. gr. 959, XI в. (1; то же — в Sinait. gr. 957, X в.) и Vat. Barb. gr. 336, VIII в. (4; то же — в Sinait. gr. 1036, X–XII вв.).
В Евхологиях Crypt. G. b. I, XI в., и Paris. Coislin. 213, 1027 г., отражающих к-польскую традицию XI в., основой чина Б. служит молитва 1, к к-рой прибавлены 2 и 3 (в Crypt. G. b. I молитва 3 входит в чин Б., в Coislin. 213 выписана отдельно).
В Евхологиях, отражающих периферийную (палестинскую и южноитал.) практику X–XII вв., основой последования, как правило, служит молитва 4; к ней могут прибавляться молитвы: 5 (РНБ. Греч. 226, X в.), 6 (Crypt. G. b. VII, X в. и Sinait. gr. 966, XIII в.).
В глаголическом Евхологии Sinait. slav. 37, X–XI вв., приведены, с одной стороны, молитвы к-польской традиции (1, 3), с др.— молитва 4; соединение молитв 1 и 4 наблюдается и в ряде греч. рукописей XV в. (напр., S. Sepulcri. gr. 8; Pantel. gr. 364), где к этим молитвам добавлены еще и 7 и 8 (однако в Евхологии Patm. gr. 104, XIII в. чин Б. содержит только молитвы 1 и 8).
Молитвы 9–12 встречаются в рукописях редко (напр., 9, 10 — в Sinait. gr. 966; 11 — в Crypt. G. b. VII; 12 — в Sinait. gr. 973, 1153 г.), как правило, в комбинации с характерными для периферийных Евхологиев молитвами 4 и 6 (тем не менее в Sinait. gr. 973 в чин Б. входят только 5, 12).
В слав. Требниках встречается набор молитв, характерный для чистой к-польской традиции (молитвы 1, 2 — ГИМ. Син. 675, кон. XIV–XV вв.), и смешанный тип (1, 3, 4 — РГБ. Ф. 87 (Григор.). 34/М. 1715, XIV–XV вв.; 1, 2, 4 — ГИМ. Син. 310, нач. XVI в.). В рус. печатных дореформенных Потребниках московских изданий 1625, 1633, 1636, 1639, 1651 гг. чин Б. содержит молитвы 1, 2, 4 (в издании 1639 г. присутствует также 3).
Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (agapê). Напр., в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», к-рые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». В 4-й вспоминаются св. апостолы Петр и Павел, Филипп и Варфоломей, мученики Сергий и Вакх, ставшие братьями не по крови, но по вере и любви. В др. молитвах содержатся прошения о даровании любви и единомыслия вступающим в братский союз. Большое разнообразие молитв на Б. может свидетельствовать как о нестабильности чина, так и о его широком распространении.
Чинопоследование. Древнейшие Евхологии не описывают подробно порядок Б. и содержат лишь заглавие чина и, возможно, указание на главопреклонение перед одной из молитв. В Sinait. slav. 37 уже приведено целое последование, названное «молитвой на братосотворение». Сначала священник произносит ектению, в к-рой присутствуют прошения «даровати им целомудрие и любовь нелицемерну», «О даре преждесвященнем честнаго Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа». После 1-й молитвы читается Евангелие, затем произносится ектения и следует др. молитва, далее — лобзание мира и литургия Преждеосвященных Даров. Окончание, видимо, отражает нек-рые национальные особенности: после Причащения священник берет «старейшего» из побратимов за руку, а тот — своего нового брата, и они, держась за руки, с пением стиха Пс 79. 15 идут «на обед» (ср. в рус. былинах: один из побратимов всегда считается старшим, хотя оба принимают обет взаимного послушания (напр., «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»), а в летописях упоминаются братские пиры — братчины (ПСРЛ. Т. 2. Л. 83); подробнее см.: Громыко. С. 116–125).
В греч. Евхологиях c XIII в. (напр., Sinait. gr. 966, Sinait. gr. 982) отмечается усложнение ритуала: один из участников кладет руку на Евангелие, второй — свою руку поверх его, иерей знаменует их, а после отпуста братья целуют Евангелие и друг друга. В ркп. Sinait. gr. 973, 1153 г., побратимы держат друг друга за руки, а иерей с крестом в руках трижды читает Пс 132. С XIII в. в Евхологиях помещаются уже полноценные последования, к-рые обычно начинаются с возгласа «Благословенно Царство» или «Благословен Бог» и включают в свой состав ектению и 3 молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 179–180, 215).
В поздних рукописях чин открывается началом обычным, далее следуют тропарь или кондак дня, молитва, чтения из Апостола и Евангелия, др. молитва, ектения (содержащая прошения о совершенной любви, «неразлучном житии», целомудрии, соединении в духовное братство, познании апостольского единства, о том, чтобы побратимы сподобились «славы честным Крестом»), главопреклонная молитва и в конце — «Помилуй нас, Боже», «Еще молимся», «Господи, помилуй» (12), «Честнейшую Херувим» и отпуст (напр.: Там же. С. 466–467, 569).
В S. Sepulcri. Gr. 615 [757], 1522 г., приводится чин Б. для 3 человек. В этом случае 1-й из побратимов кладет руку на Евангелие, 2-й свою сверху, потом 3-й, иерей же опоясывает их, а в ходе службы они держат зажженные свечи (Там же. С. 743–744). После тропаря святого и дня дважды поется тропарь 5-го гласа «Tô sundesmê tês agapês» (см. ирмос 5-й песни канона Великого четверга «Союзомъ любве»; то же и в ркп. Sinait. gr. 989, XVI в.: Там же. С. 897). Из заключительных слов cледует, что этот чин совершается отдельно от литургии. В том случае когда братский союз заключается на литургии, в ектению после чтения Евангелия и при отпусте делаются соответствующие вставки (Там же. С. 744).
В ряде рукописей (Sinait. slav. 37, ГИМ. Син. 310, также РНБ. Соф. 836, XVI в.) указано Причащение побратимов Преждеосвященными Дарами. Согласно рубрике в Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1639 г., Причащение совершается по усмотрению священника, если он сочтет побратимов готовыми (Никольский. С. 375, 385–386).
По рус. Требнику (ГИМ. Син. 310) вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после Причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс 79. 15; 111. 1; 132. 3), то же встречается иногда и в греч. Евхологиях.
В Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1-й стих Пс 132 поется в качестве прокимна (на 4-й глас) перед чтением Апостола, а также вместе с Пс 79. 2 — при целовании Евангелия (Никольский. С. 387–388).
Библейские чтения. В Евхологии Sinait. slav. 37 в чин Б. входит вся 17-я гл. Евангелия от Иоанна, содержащая молитву Господа об учениках («да будут вси едино»). Согласно Sinait. gr. 973, чтениями являются 1 Кор 13. 4–10 и Ин 15. 17–16. 2, согласно ГИМ. Син. 310 — 1 Кор 12. 27–13. 8 и Ин 17. 18–26, согласно московскому Потребнику 1639 г.— Рим 8. 28–39 и Ин 17. 1–13. В этих чтениях говорится о жертвенной любви, к-рая превосходит все духовные дары и подвиги, о Христе как «первородном между многими братиями» и о единстве Церкви («вы — тело Христово, а порознь — члены»).
Запрет чина Б. В совр. литургических книгах правосл. Церкви чин Б. не печатается. Уже в печатных венецианских греч. Евхологиях XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах» (ср.: Goar. Euchologion. P. 706, 709). О недолжном использовании обряда свидетельствуют 2 неопубликованных постановления (Didaskaliai) К-польского Патриарха Афанасия I († ок. 1315), в к-рых Б. характеризуется как источник безнравственности (RegPatr. Vol. 1. Pt. 4. N 1762. P. 541; N 1777. P. 554). Известны также 2 слав. рукописных сборника канонов XVI–XVII вв. (Vindob. 104 и 113), из к-рых становится ясно, что одной из причин запрета было проникновение в христ. обряд языческих обычаев (за «побратимство с турчанином или с христианином», при к-ром совершается испитие крови друг друга, положено лишать Причащения на 5 лет — см. Hološnjaj. S. 64).В Требнике митр. Петра (Могилы) самого текста чина Б. уже нет. То же и в принятом ныне в Русской Церкви Большом Требнике, где 101-я гл., озаглавленная «Последование к братотворению духовному», содержит следующие слова: «Ведомо буди, яко сие последование от церковнаго и царскаго закона возбранено бысть навершатися, сего ради и мы зде не изобразихом». В 165-м прав. Номоканона говорится: «Такожде и братотворения да не твориши, законопреступна бо суть сия». Согласно 50-й гл. Кормчей книги, священник, совершающий чин Б., на время запрещается в служении (Никольский. С. 378). В XIX в. в Элладской Церкви были изданы специальные окружные послания (11. 6. 1859; 26. 9. 1862; 11. 1. 1863), также запрещавшие чин Б. (см. Eu. Mantzounea).
Однако, несмотря на все канонические запреты, случаи совершения Б. иногда встречаются, особенно в Балканских странах, где обычай побратимства приобрел национальную окраску и был связан с противостоянием османскому владычеству. Более того, в слав. рукописях из Загребской б-ки (№ 405, XVIII в.) встречается его апология — «Слово како сътвори Господь побратимство» (Hološnjaj. S. 65). В совр. рус. практике чин Б. неизвестен.
В сер. 90-х г. XX в. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги амер. медиевиста-католика Дж. Босуэлла (умер в 1994 от СПИДа) (Boswell J. Christianity, Social Tolerance and Homosexuality. Chicago, 1980; idem. Same-Sex Unions in Pre-Modern Europe. N. Y., 1994), к-рый пытался доказать, что в ср. века Б. служило легальным прикрытием мужеложства. На основании этого тезиса представители сексуальных меньшинств стали использовать чин Б. при заключении однополых браков, что является кощунством и вызывает протесты верующих. Несмотря на внешнее сходство с чином венчания (побратимы держатся за руки, священник обводит их вокруг аналоя, поется тот же тропарь, что и на венчание, в конце бывает Причащение Св. Таин), такое понимание Б. не соответствует его действительному содержанию и входит в противоречие не только с библейскими заповедями, но и со всеми церковными и гражданскими постановлениями визант. эпохи в отношении мужеложства (смертная казнь по светским законам (Novell. Just. 77, 144), длительные сроки покаяния по церковным (18 лет по 4-му прав. свт. Григория Нисского, 15 лет по 7-му и 62-му правилам свт. Василия Великого)). В связи с изменением культурной ситуации чин Б. в наст. время, скорее всего, будет неадекватно воспринят обществом, поэтому возврат к его духовному пониманию и введение его в литургическую практику вряд ли возможны.
Лит.: Никольский К., прот. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 371–388; Срећковић П. Чин братотворению // Гласник Срспког Ученог Друштва. Београд, 1885. Т. 63. С. 274–287; Веселовский А. Н. Гетеризм, побратимство и кумовство в купальной обрядности // ЖМНП. 1894. Т. 291. С. 287–318; Марков Н. Ф. Братотворение // ПБЭ. T. 2. C. 1078–1079; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 456–463. Примеч. 808–811; Dölger F. Brüderlichkeit der Fürsten // RAC. T. 2. Col. 641; Пандурски Ив. В. Изчезналият «Чин на побратимяване» (Из историята на частно богослужение) // ГДА. 1950/1951. Т. 1 (27). С. 3–44; Patlagean E. Christianisation et parentes rituelles: Le domaine de Byzance // Annales. 1978. Vol. 33. P. 625–636; Mantzounea Eu. Ê Adelphopoiêsis ek Kanônikos Apopseôs. Athênai, 1982; Громыко М. М. Обычай побратимства в былинах // Фольклор и этнография: у этногр. истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 116–125; Herman G. Ritualized Friendship and the Greek City. Camb., 1987; Macrides R. J. Kinship by Arrangement: The Case of Adoption // DOP. 1990. Vol. 44. P. 109–118; Hološnjaj B. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Diss. R., 1995.
А. А. Ткаченко