***
Осноположник «неопримитивизма»
НА СНИМКЕ: двор А. В. Шевченко по Рымарской, 19. Июль 1992 г.
Имя замечательного художника Александра Васильевича Шевченко известно теперь многим почитателям русского и украинского авангарда XX столетия. Оно стоит в одном ряду с именами других выдающихся художников — современников Шевченко: М. Ларионова, Н. Гончаровой, Р. Фалька, Н. Альтмана, З. Серебряковой, А. Фонвизина. Его творческие эксперименты сравнивают с поисками В. Татлина, К. Малевича, Д. Штеренберга, П. Кузнецова. Искания же А. Шевченко позволяют считать его одним из основоположников «неопримитивизма» и «лучизма».
Александр Васильевич был художником широкого кругозора, что позволяло ему успешно участвовать в выставках «Салона независимых» в Париже, «Мира искусства», «Ослиного хвоста», «Мишени», «Союза молодежи», а позже «Маковца» и «Цеха живописцев».
Мало кому из харьковчан известно, что детство и юность А.В. Шевченко тесно связаны с нашим городом, где он родился и начал творческий путь. Эти годы оставили такой яркий след в памяти художника, что воспоминания о них в разнообразнейших вариациях оживали на полотнах Шевченко на протяжении многих лет.
О харьковском периоде жизни Александра Васильевича до недавнего времени было известно очень мало, хотя художник сумел оставить краткие воспоминания о детстве. К счастью, сохранившиеся материалы Государственного архива Харьковской области, краеведческого отдела библиотеки им. В.Г. Короленко и Исторического музея г.Харькова позволили обнаружить и опубликовать ряд неизвестных ранее биографических сведений о самом художнике и его семье.
Дневники художника подсказали мне возможность поиска родословной его деда и бабушки Добачевских — по спискам дворян Харьковской губернии. Оказалось, что его дед, ротмистр Николай Петрович, был сыном чиновника 9-го класса Петра Семеновича и внуком коллежского советника Семена Ильича Добачевских. Их род утвержден во дворянстве в начале XIX века за заслуги в Крымской кампании.
Дед Александра был не из бедных и получил в центре Харькова, на улице Рымарской, 19, около 15 десятин земли, а недалеко от города — небольшой лесок. Сейчас на этом месте стоит большое серое здание бывшего доходного дома, построенного в 1914 году по проекту архитектора А.И. Ржепишевского. А тогда здесь был огромный сад и несколько флигелей. Именно здесь, в бабушкином доме, 24 (12) мая 1883 года родился будущий художник, а через десять дней был крещен в Крестовоздвиженской (Мироносицкой) церкви, располагавшейся на месте нынешней Зеркальной струи. Установлено это было случайно из книги родившихся в Крестовоздвиженской церкви в 1883 году, где под номером 52 записано: родившийся — Александр; родители — мещанин города Сумы Василий Ефимович Шевченко и законная жена Анна Николаевна. Там же записано полное имя и отчество бабушки: Анна Ивановна.
С 1803 года церковь из кладбищенской превратилась в приходскую. Свое название она изменила после реконструкции, когда главный престол был освящен во имя креста Господня. А с 1837 года церковь была одним из самых лучших храмов города.
Ранее все эти сведения оставались неизвестными, и даже днем рождения Александр Васильевич называл 26 мая 1882 года.
Отец художника Василий Ефимович умер очень рано, когда сыну было всего три года. Происходил он из запорожских казаков. Прадед его был казачьим полковником, но после ликвидации Екатериной II запорожского войска не захотел никуда уезжать с родной Украины. Его сын (дед Василия Ефимовича) стал «швецом», откуда и пошла фамилия дальнейших поколений Шевченко.
Родители Александра после женитьбы жили на Москалевке, отец работал бухгалтером мануфактурного магазина. Жили счастливо, но бедновато, поэтому после рождения сына было решено перебраться к бабушке на Рымарскую.
Александр Васильевич писал: «Совсем другое дело было у бабушки. Она тоже не была богатой… Жизнь на пенсию на положении офицерской вдовы была, конечно, тоже не из сладких. Но у бабушки было одно неоценимое качество, умение стоически переносить все удары судьбы…»
От бабушки Александр узнал многое о своей семье, и особенно об умершем деде — Николае Петровиче. «Он был очень добр и не умел никому ни в чем отказывать. Он любил искусства, и когда городские купцы задумали построить при Коммерческом клубе свой оперный театр, то, зная слабую струнку деда и его щедрость, решили обратиться к нему за помощью. И он дал. Отдал и большую часть своей земли, и денег купцы перебрали у него на постройку немало. Потом понадобилось в саду Коммерческого клуба построить летний театр, потом цирк, а потом и шантан. И все это не без дедовых денег….»
Коммерческий клуб был открыт на месте старого оперного театра в 1858 году, а после того, как в его саду был построен деревянный театр, известный меценат Савва Мамонтов открыл в этом театре в 1886 году спектаклем «Снегурочка» сезон русско-итальянской оперы.
Бабушкин дом находился бок о бок с театром и садом Коммерческого клуба. Часами просиживал Александр со своим другом и наставником Колей Улихом в декорационной мастерской театра у Ивана Аристарховича Суворова, который помогал молодым художникам.
В 1891 году Шевченко поступил в реальное училище. Новое трехэтажное его здание было возведено за весну и лето 1877 года: строили тогда быстро и надежно. А 16 августа в нем уже начались занятия.
За 130 лет дом прекрасно сохранился. Сейчас в нем находится институт механизации и электрификации сельского хозяйства. А в конце XIX века это было самое лучшее школьное здание города.
Курс училища был приспособлен к различным требованиям практической жизни. В начальных четырех классах было широко поставлено преподавание рисования. Эти уроки вел замечательный художник и педагог А.И. Бесперчий, ученик самого Карла Брюллова.
В этом же 1891 году по проекту архитектора Б. Михаловского переоборудовали здание театра и вынесли сцену в сторону сада, устроив на ее прежнем месте оркестровую яму.
Театральная среда, жизнь актеров, постоянно снимавших комнаты во флигелях Добачевских, оставили неизгладимый след в жизни и творчестве А. Шевченко.
Исключительные способности и хорошая подготовка, полученная во время учебы в реальном училище, позволили Александру в 1899 году поступить в Строгановское училище на отделение декоративной живописи и чеканки. Его учителями были самые выдающиеся русские художники К. Коровин и М. Врубель, скульптор Н. Андреев.
Когда Александр перешел на II курс, в возрасте 40 лет умерла его мать. В последий раз он приезжал к бабушке в Обоянь в 1904 году, а после начала революционных событий и закрытия Строгановки, в 1905 году, уехал в Париж, где по совету Максимилиана Волошина поступил на учебу в Академию Жюльена. Уже через месяц ушел и поступил к Каррьеру, принесшему огромную пользу в учебе Шевченко. После смерти Каррьера Александр пользовался советами Дине и Прине.
Многое дала художнику в Париже и дружба с Волошиным, у которого он познакомился с Бенуа, Альтманом, Дягилевым и другими. О Волошине он вспоминает: «Макс Волошин был тогда совсем другим человеком. Если мы в России знаем его как полупророка, полуэллина, полуголого, в античной одежде и с золотым обручиком на голове, с длинным пастушеским посохом, в античных сандалиях, всегда в толпе учеников и почитателей, то в Париже, в молодости, он был очень милым, веселым, общительным и очень простым человеком, превосходства которого никто никогда не чувствовал… Был прост в обращении и очень радушен, говорит тихо и даже как будто робко. Когда мы бывали у него, он показывал свои рисунки, живописные работы и часто читал стихи, свои и чужие…
Совсем другим был Александр Бенуа…
Разговаривал он неохотно, мало, тоном мэтра, не терпящего возражений. Он оживлялся только тогда, когда его о чем-нибудь спрашивали, просили совета…»
В сентябре 1906 года А. Шевченко возвращается в Москву и продолжает прерванную учебу в Строгановском училище, которое заканчивает в 1907 году.
Творчество мастера по-настоящему сформировалось в десятые годы, когда борьба различных направлений в русском искусстве стала особенно острой. И если в начале XX века Шевченко испытывал влияние импрессионистов и художников «Мира искусства» (С.Судейкина и В. Борисова-Мусатова), то теперь на смену им пришел «неопримитивизм». Его, как и М. Ларионова, увлекли художественные приемы народного лубка, русской иконы, провинциальной вывески и фотографии. Однако при всем многообразии экспериментальных поисков в творчестве художника прослеживаются свойственные только ему одному качества: лиризм, обращение к народному быту, серебристость цветовой гаммы, доброжелательность, обобщенность.
Детство и юношество, проведенные в теплой атмосфере бабушкиного уютного дома, провинциальных двориков старого Харькова в районе Рымарской улицы, Мордвиновского и Харинского переулков, воспоминания о прачках, купальщицах, рынках, народных празднествах — все это выплеснулось на полотна художника.
Еще и сегодня сохранилась часть дворика по Рымарской, 19, где находилась усадьба Добачевских, и растут старые акации, о которых часто вспоминал Александр Шевченко.
Новый период в его творчестве начался после революции. Шевченко совмещает творческую работу с общественной деятельностью в комиссии по делам искусств и охраны памятников при Совнаркоме и комиссии ИЗО Наркомпроса.
В 1920 году он избирается профессором живописи ВХУТЕМАСа, в 1921 — профессором Украинской Академии художеств в Киеве; в 1929 — профессором ленинградского ВХУТЕИНа. В то же время он, в числе других выдающихся художников — Кончаловского, Фалька, Машкова, Осьмеркина, Кузнецова, Штеренберга, Германа Федорова — уходит из московского ВХУТЕИНа из-за несогласия с его руководством.
В двадцатые годы Шевченко, испытывая увлечение П. Сезанном, преломлял достижения великого мастера под углом собственных творческих устремлений. Он сумел соединить воедино наивно-примитивистские тенденции с поисками классически ясного монументального стиля.
В 1926 году он организует общество «Цех живописцев», куда, как и в группу «13», вошел ряд лучших его учеников.
Художник стремился быть ближе к натуре, искать ее тонкие тональные отношения, музыкальный ритм и вместе тем простоту, живописность и мягкость. В этот период он пишет такие прекрасные работы, как «Купание после дождя», «Блондинка», «Портрет дочери», «Возвращение с рынка», «Курдянки», «Натюрморт с лимонами» и ряд других произведений.
Наибольшей поэтичностью и приближением к сложнейшим законам световоздушной среды овеяны картины, написанные А.В. Шевченко в конце 30-х и 40-х годов: «Островок», «Лето», «В устье реки Созь», «Материнство».
«Вся моя работа последних лет, — писал художник, — сводится к тому, что я хочу найти такую новую современную форму, при которой я мог бы выразить все, что я люблю».
Потребность творить красоту была присуща Шевченко всю жизнь. А умер Александр Васильевич в 1948 году в Москве.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В начале июня 1992 года на доме №19 по улице Рымарской была установлена мемориальная доска в память о нашем выдающемся земляке-харьковчанине. Однако несколько лет назад она была украдена. Поэтому я обращаюсь к городским властям помочь восстановить справедливость, заново установив мемориальную доску Александру Васильевичу Шевченко.
Не будем также забывать, что строительство оперного театра и создание сада имени Шевченко в нашем городе состоялось благодаря бескорыстной помощи деда великого художника.
Илья ЛУЧКОВСКИЙ