Григорьев Д., свящ. О. Василий Зеньковский // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под ред. Н.П.Полторацкого. Одел славянских языков и литературы Питтсбургского университета. Машинопись. Питтсбург, 1975. 594с., 3с.
Протопресвитер о. Василий Зеньковский
совмещал в себе пастыря, проповедника и церковного деятеля, философа, богослова
и историка русской мыли, неутомимого общественного работника и руководителя
православной студенческой молодежи.
Василий
Васильевич Зеньковский родился 4 июля 1881 года в городе Проскурове на юге
России в семье директора гимназии и происходил из украинского шляхетского рода.
Дед его, кавалерийский офицер, выйдя в отставку, стал священником. С детства,
как пишет сам о. Василий в своих автобиографических заметках [1], он был
религиозным мальчиком. Но в 15 лет, учась в Киевской гимназии, он увлекался
Писаревым, принял его натуралистическое мировоззрение и утратил веру в Бога.
Однако, еще в гимназии, непрестанно расширяя и углубляя свой умственный кругозор
чтением, пытливый юноша начинает сомневаться в утверждениях Писарева,
заинтересовывается психологией и начинает серьезно заниматься
философией.
Уже с этого
раннего возраста определяется широта научных интересов о. Василия. Одновременно
с занятием философией он увлекается естествознанием, поступает в 1900 году на
естественный факультет Киевского университета и собирается впоследствии заняться
медициной и стать врачом. Тогда же, в связи с пятидесятилетием смерти Н.В.
Гоголя в 1902 году, по инициативе своего гимназического преподавателя
словесности студент естественных наук Зеньковский пишет большую работу о Гоголе
и посещает литературоведческие лекции.
В 1904
году, сдав все зачеты и работы на естественном факультете, Зеньковский перешел
на филологический факультет и занимался в философском и классическом отделениях.
По окончании университета в 1909 году, Зеньковский был оставлен при нем в
качестве профессорского стипендиата и одновременно читал курсы «Введение в
философию» и «Психология детства» на Женских курсах А.В. Жекулиной. Вскоре же он
занял место директора Института дошкольного воспитания.
Незадолго
до первой мировой войны Зеньковский ездил в Германию для работы над своей
магистерской диссертацией на тему «Проблема психической причинности», вышедшей
книгой в Киеве в 1915 году. С 1916 года Зеньковский был экстраординарным
профессором философии в Киевском университете.
Еще в
ранние студенческие годы произошло возвращение молодого студента-естественника в
Церковь. Произошло это, как вспоминает о. Василий, под влиянием чтения
«Апологетики» прот. П.Я. Светлова, повлекшего за собой серьезное чтение Отцов
Церкви и иных сочинений по религиозным вопросам, а также увлечение Владимиром
Соловьевым.
Когда в
девяностых годах в среде русской интеллигенции начался так называемый
Религиозный Ренессанс, Зеньковский принял активное участие в возникшем в Киеве
религиозно-философском обществе, а по окончании университета был избран его
председателем. В это же время он стал писать на религиозно-философские темы в
разных изданиях, сблизился в С.Н. Булгаковым, марксистом, впоследствии
выдающимся священнослужителем и богословом, и по инициативе последнего
подготовил к печати книгу о Гоголе. Книга не была издана, а манускрипт ее пропал
в революционные годы. Уже на самом склоне своей жизни Зеньковский напишет новую
книгу о Гоголе, которым он никогда не переставал заниматься.
В годы
революции и гражданской войны Зеньковский был вовлечен, как он сам говорит, в
политическую работу на юге России и занял пост министра культуры у гетмана
Скоропадского на Украине. В ведение этого министерства входили и церковные дела.
Зеньковского даже выдвигали на кафедру митрополита Киевского, но он
категорически от этого отказался, во-первых, потому что кафедра эта была занята
митрополитом Антонием, а во-вторых, он не считал себя готовым принять
монашество.
По
окончании гражданской войны Зеньковский покинул Россию и несколько лет проживал
в Югославии, став профессором богословского и философского факультетов
Белградского университета. Здесь же началась его уже не прекращавшаяся до конца
жизни работа с православной молодежью – он стал принимать активное участие в
православном студенческом кружке.
В 1923 году
Зеньковский принял участие в Общеэмигрантском педагогическом съезде и был избран
председателем созданного в Праге Педагогического бюро по зарубежным русским
школьным делам. Переехав на жительство в Прагу, Зеньковский занял кафедру
экспериментальной и детской психологии в новом Высшем Педагогическом институте.
В том же году в Чехословакии в городе Пшерове состоялся съезд русской
православной студенческой молодежи, съехавшиеся, из разных стран эмигрантского
рассеяния. На этом съезде решено было объединить все существовавшие религиозные
движения, бессменным председателем которого и стал о. Василий, положивший много
труда для его создания.
В связи с
сокращением деятельности Педагогического института из-за прекращения
государственной субсидии, Зеньковский воспользовался представленной ему
Рокфеллеровской стипендией и поехал на девять месяцев в Соединенные Штаты для
изучения постановки религиозного воспитания в Америке.
С 1927 года
Зеньковский жил в Париже, заняв кафедру философии в Православном Богословском
институте, а с 1944 года, после смерти о. С. Булгакова, стал его деканом. Вскоре
по приезде в Париж Зеньковский создал Религиозно-Педагогический кабинет с его
совещаниями и издательской деятельностью, а также Высшие женские богословские
курсы – любимое дело о. Василия, высоко ценившего участие женщины в христианской
миссии. С этого времени о. Василий принимал активное участие в различных
международных экуменических встречах и имел возможность познакомиться с жизнью
неславянских православных церквей.
В самом
начале второй мировой войны, в нервной предгрозовой обстановке, по каким-то
необоснованным подозрениям Зеньковский, в числе других русских эмигрантов, был
арестован французскими властями и провел 40 дней в одиночной камере Парижской
центральной тюрьмы, а затем больше года в лагере для интернированных на юге
Франции. Вот в это время у Зеньковского созрело желание принять священство.
Вскоре по возвращении в Париж, в марте 1942 года, Зеньковский был рукоположен
митрополитом Евлогием во иереи.
Священническая деятельность о. Василия
проходила в домовой Введенской церкви Русского Студенческого христианского
движения в Париже. Он был замечательным пастырем и проповедником. Вот как писал
о нем недавно скончавшийся маститый писатель Борис Зайцев:
«Не
удивительно, что, будучи всегда христианином, он в некую минуту, из профессора
христианской философии, психологии обратился в священника о. Василия, в рясе и с
крестом на груди. Ряса не помешала ему впоследствии написать ни «Апологетику»,
ни недавно вышедшего «Гоголя», ни разное другое, но она еще приблизила его к
человечеству, на природную его склонность наложила особый
высше-миститический оттенок. Вот он исповедует перед причастием, он должен
ободрять, укреплять, утешать – тут особенное поле его делания. И это чувствуют.
Сразу почувствовали в нем «пастыря доброго». Мягкость, сочувствие, излучение
какого-то природного оптимизма, человечность – как нуждается в этом несущее
крест человечество!
А когда
говорил о. Василий в храме – всегда кратко, просто и содержательно – речь его
доходила особенно [2].
О. Василий
принимал видное и активное участие в церковной жизни. Он был членом и в течение
ряда лет председателем епархиального совета Западно-европейского русского
Экзархата и часто председательствовал на епархиальных съездах. Митрополит
Евлогий предлагал ему епископство и намечал его в свои приемники, но о. Василий
по свойственному ему смирению отказался от этой чести, как раннее в Киеве. (О.
Василий никогда не был женат). О. Василий имел все церковные награды, включая
митру, сан протопресвитера и право ношения второго креста, но, ни митры, ни
второго креста никогда на себя не возлагал. «Есть натуры, которых увлекают
пышность облачений, торжественность сослужения», - говорил о. Василий, - «во мне
же всякая пышность вызывает и критику, и резкое отталкивание. Именно потому я
никогда не надевал и никогда не надену митры» [3].
О. Василий
отказался от всякого общественного празднования своего восьмидесятилетия и
пятидесятилетия научной деятельности, согласившись лишь отметить эти даты в
небольшом семейном кругу Движения и прихода.
О. Василий
был крупным русским ученым и выдающимся представителем православной мысли.
Перейдя от естественных наук к философии, психологии и педагогике, он посвятил
себя заграницей созданию христианской науки о человеке – христианской
антропологии, очень мало развитой до него. Во взглядах и построениях о. Василия
особенно надо подчеркнуть его глубокое убеждение в свободе человека. «Если
человек зависит от природы, от социальной среды, то все же бесспорным является в
нем акт свободы», писал о. Василий в очерке о своей философской системе» [4]. Но
свобода осуществляется в положительном творчестве, если она сочетается с
благодатное помощью «свыше». Без этого сочетания свобода часто ведет человека во
власть разрушительной силы зла, что так убедительно показал Ф.М. Достоевский.
Эта мысль вытекает из библейского учения о падении человека. О. Василий
пишет:
«Только
используя богословское понятие «первородного греха», мы можем понять
одновременно наличие свободы в человеке и ограниченность ее. Раз, будучи
принятым, понятие первородного греха неизбежно привело меня к пересмотру
основных начал метафизики, а затем гносеологии. Без понятия первородного греха
нельзя понять раздвоение познавательной силы в человеке (раздвоение разума и
сердца). Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства
человеческого духа через Церковь привело меня к пересмотру всех философских
построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим
взглядам: «опыт христианской философии» [5].
Отвергая
принцип «автономии» разума и исходя из христианского учения, что истина открыта
не индивидуальному разуму, а разуму церковному, о. Василий говорит, что
метафизическую опору познания надо искать в Церкви. По христианскому учению,
Христос – глава Церкви. «Мы приходим к христоцентрическому пониманию знания,
т.е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая
познавательные процессы, исходит от Христа (согласно формуле в Евангелии от
Иоанна гл. I о Христе, как свете, который просвещает всякого человека, грядущего
в мир)» [6].
Разойдясь с
неоплатоническим аспектом построений Вл. Соловьева и отвергнув присущие ему
пантеистические элементы, о. Василий основывает свою метафизику на учении о
тварности бытия, не отвергая при этом возможности свободной эволюции земли. И
здесь, в метафизике бытия о. Василий базируется на понятии первородного греха в
соответствии с космологией ап. Павла (Рим., гл. 8, ст. 19-23). «Учение о
поврежденности природы впервые разъясняет страшную силу «случайности» в природе,
как расстройства первоначальной ее гармонии» [7].
Первородный
грех и прямой результат его смерть ярче всего проявления в метафизической
судьбе человека. Христианское учение исходит из веры в воскресение людей в
Царстве Божием, в восстановление единства тела, души и духа, нарушаемого, но не
разрушаемого смертью. О. Василий говорит, что цельность человека
восстанавливается в силу внутреннего закона, или «своего креста», который по
учению Господа должен нести каждый человек, и который «обеспечивает
несравнимость и своеобразие каждой личности». О. Василий
пишет:
«Отсюда
понятна центральность в человеке его моральной жизни; освобождение всего состава
человека есть вместе, с тем наша подготовка к торжеству вечной жизни в человеке.
Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на
то, чтобы юное существо могло «найти себя» и творчески преображать свой состав,
какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и
духовных влияний» [8].
Вот именно
делу воспитания детей, юношества и молодежи посвятил себя о. Василий и на эту
тему написал ряд книг. В 1923 году вышла его книга «Психология детства», в
следующем году переведенная на сербский язык, а в 1925 году на польский. В 1929
году вышла его книга посвященная юношеству «На пороге зрелости», а
в 1934 году книга «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». С
1927 года о. Василий редактировал «Религиозно-педагогический бюллетень»,
посвященный вопросам христианской педагогики.
О. Василий
глубоко переживал разрыв между религией и культурой. Конечно, особый интерес к
этой теме характерен почти для всех представителей русской религиозной мысли,
начиная от ранних славянофилов, но о. Василий буквально жил идеей воссоздания
православной культуры, идеей преображения и оцерковления жизни. Отдавая себя
работе Студенческого Христианского Движения, и, как его председатель и, как его
духовник, о. Василий стремился к тому, чтобы в среде этого движения создавались
кадры новой русской интеллигенции преодолевшей идеи культурной автономии и
секуляризма своих отцов и дедов и органически воспринявшей цельное
православно-христианское мировоззрение. Этими чаяниями о. Василий обусловлен его
специальный интерес к Гоголю, в творчестве и жизни которого он видел мучительную
попытку преодоления раздвоенности сознания человека и общества. В своей книге о
Гоголе, о. Василий писал:
«…гениальность Гоголя оказалась больше в
смелости, чем в законченных формах, чем «свершении» того, чего искала душа
Гоголя. Отчего? Конечно, главная причина этого лежала в самой эпохе – в страшном
и роковом наследии секуляризма, который раздвинул Церковь и культуру,
религиозную сферу и реальную жизнь. Этим разделением болели многие у нас, но
только у Гоголя мы видим первые начатки того, что можно назвать идеей
«православной культуры», т.е. перестройки всей жизни в духе Православия. Для
Гоголя это не было делом конфессионального превознесения Православия, а было
делом правды Христовой, дух которой сохранился в полноте именно в Православии.
Гоголь с исключительной напряженностью стремился к тому, чтобы воссоединить с
Церковью все формы культурного творчества; этой идеей он жил, ею вдохновлялся.
Он не сумел построить цельное миросозерцание, охватывающее все темы жизни, все
проблемы истории, но он с исключительной глубиной чувствовал всю
основоположность самой темы о возврате культуры к Церкви. Гоголя по
справедливости надо считать «пророком православной культуры» [9].
Из
приведенной цитаты видно насколько о. Василий сам вдохновлялся идеей
воссоединения Церкви и культуры. Эта же мысль занимает центральное место в его
книге «Русские мыслители и Европа», изданной в Париже в 1926 году и вторично в
1955 году, и в этюде «Наша эпоха», Париж, 1952 год. Внимательно исследуя
развитие современной интеллектуальной жизни Европы и ее исторической
обусловленности о. Василий отмечает психологию недоверия и даже враждебности к
религии создававшуюся вокруг научного творчества. Однако он далек от навязывания
своей точки зрения инакомыслящим. Он всегда верен принципу свободы человека. Он
признает законность двух путей в знании – знания исходящего из веры в Бога и
знания независимого от веры: «…требуя свободы для христианского построения
миропонимания», - пишет о. Василий, - «мы защищаем свободу и для той научной
мысли, которая развивается вне христианства» [10].
Капитальный
труд о. Василий «История русской философии», изданный в Париже на русском языке
в 1948-1950 годах, в двух томах, вмещающих 950 страниц убористого текста,
переведенный затем на французский и английский языки, стал обязательным пособием
для каждого серьезно и объективно изучающего русскую интеллектуальную и духовную
жизнь. Стремясь к непредубежденному освещению всех течений мысли о. Василий не
отказывается и от своей собственной оценки взглядов отдельных мыслителей, исходя
из убеждения, что «ключ к диалектике русской философской мысли» в проблеме
секуляризма. О. Василий определяет в европейской философии три основных темы – о
личности, о свободе и о социальном устройстве, уходящих своими корнями в
христианское учение, но, как правило, рассматриваемых вне его, в соответствии с
характерной для Запада идеей полного размежевания разума и веры. В православном
понимании природы и человека, о. Василий верит, открывается путь к преодолению
этой раздвоенности [11].
В последние
годы своей жизни о. Василий работал над философской трилогии «Основы
Христианской философии», в которой должны были быть подытожены его опыты
построения своей системы. Вышли два тома, «Христианское учение о познании» и «
Христианское учение о мире». Третий том, посвященный вопросам христианской
антропологии, так и не вышел.
Надо
надеяться, что труды о. Василия, упомянутые и неупомянутые [12] в
этом кратком очерке, а также его многочисленные статьи, опубликованные в разных
журналах и сборниках эмиграции, а равно и в иностранных изданиях, когда-либо
будут собраны в одно цельное собрание сочинений. Это было бы достойным
памятником выдающемуся представителю русской религиозной мысли нашего времени,
человеку в котором так гармонически сочетались дело, слово и
творчество.
«В Страстную
субботу, после утомительнешей службы Великого Пятка, перед длинной
предпасхальной вечерней и литургией, - как рассказывает один из его прихожан, -
отец Василий находил еще время и силы объезжать со Святыми Дарами своих больных
духовных детей… в то памятное утро он успел уже побывать на другом конце города
и еще спешил куда-то. Ему было тогда 77 лет, и он прекрасно знал, что эти
посещения больных через весь Париж могут его лишить возможности участвовать в
субботней литургии, которую он так любил (в последний год своей жизни, совсем
уже больной, он все же побывал в церкви, в это утро), или в пасхальной заутрене.
Но отец Василий себя никогда не жалел ради других. Он действительно душу свою
полагал за други своя [13].
Отец
Василий умер в воскресение 15 августа 1962 года.
[1] Прот. В. Зеньковский. Очерк внутренней моей биографии. – «Вестник
Р.С.Х.Д.», Париж, 1962, № 66-67, стр. 8.
[2] Борис Зайцев. Ушедшему. Там же, стр. 23
[3] И. В. Морозов. Отец Василий – друг молодежи. Там же, стр.
32
[4] Прот. В. Зеньковский. Очерк моей философской системы, там же, стр.
37
[5] Там же.
[6] Там же, стр. 38
[7] Там же.
[8] Там же, стр. 39
[9] Проф. Прот. В. Зеньковский. Н.В. Гоголь, Париж, YMCA-PRESS, 1961, стр.
258-259
[10] Проф. Прот. В. Зеньковский. Основы Христианской философии. Париж,
YMCA-PRESS, 1950, t. 2, стр. 9
[11] Прот. В.В. Зеньковский. История русской философии. Париж, YMCA-PRESS,
1950, т. 2, стр. 465
[12] Перу о. Зеньковского принадлежат также следующие книги: «Апологетика»,
Париж, YMCA-PRESS, 1957; «Русская педагогика в XX веке», Париж, Изд.
Религ.-педаг. Кааб. При Богословском Институте, 1960; «Das Bild des Menschen in
der Ostkirche (Die Grundlagen d. Ortodoxen Anthropologie)», Stuttgart, 1951,
«Aus der Geschichte der aestetischen Ideen in Russ-Land», Haag,
1958
[13] Никита А. Струве. Памяти отца Василия. – «Вестник Р.С.Х.Д.», Париж,
1962, № 66-67, стр. 34