[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Глубоковский Николай Никанорович (6.XII.1863,с.Кичменгский Городок, Никольского уезда, Вологодской губ.- 18.III.1937, София) Богослов-библеист, историк Церкви, член-корреспондент Имп. АН. Из семьи священника. В 1884 г. после окончания Вологодской дух. семинарии поступил в Московскую дух. академию. В 1887 г. был на год отчислен из Академии из-за спора с начальством о правах студентов (см. статью Н.Г. "По поводу письма проф. Н.И.Субботина к К.П.Победоносцеву".- СПб., 1914). За время учебы опубликовал ряд серьезных работ: "Теософическое общество и современная теософия (Вера и разум.-1888.-N 8);"Свобода и необходимость (против детерминистов)"(ibid.-1888.-NN 14,15); " Преображение Господа (критико-экзегетический этюд)"; (Православное обозрение.- 1888.- NN 8,10);"Разбор учения Гартмана об Абсолютном, как безсознательном" (Вера и разум.- 1888.- NN 20,21,24);"Путешествие Евреев из Египта в землю Ханаанскую" (Чтения в Общ.люб.дух.просвещ.- 1889.- NN 1-4); "Происхождение, сущность и значение монархианства (по поводу взглядов Адольфа Гарнака на монархианское движение)" (ibid.- 1889.- N 9); "О значении надписания псалмов Lamnazzeach"(ibid.- 1889.- N12). По окнчании курса первым кандидатом состоял с 16.VIII.1889 по 16.VIII.1890 профессорским стипендиантом при каф. общей церковной истории.5.V.1890 защитил диссертацию на степень магистра богословия "Блаженный Феодорит, епископ киррский" (В 2-х тт.- М., 1890). В этом труде Н.Г. проявил себя, как достойный ученик проф. А.П.Лебедева и проф.Е.Е.Голубинского, взяв от первого прекрасное знание современного состояния западной науки, а от второго - глубокий, критический подход к проработке источников. Диссертация, исчерпывающе раскрывшая всю эпоху V в. в восточной церкви, была удостоена от Св.Синода полной Макариевской премии (отзыв проф.В.В.Болотова в ж."Христианское чтение".- 1892.- II) и сразу же приобрела известность среди западных ученых. 18.X.1890 Г. назначен преподавателем Свящ.Писания в Воронежскую дух. семинарию. 21.X.1891 приглашен в Санкт-Петербургскую дух. академию на каф. Свящ.Писания Нового Завета. 11.X.1894 стал экстраординарным профессором. С XI.1893 по V.1894 - помощник редактора "Церковного вестника" и "Христианского чтения". 21.I.1898 утвержден в степени доктора богословия и 28.I.1898 - в должности ординарного профессора после защиты диссертации "Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование" (СПб., 1897; часть "Благовестие св.Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие". СПб., 1896; М., 1998), за которую Н.Г. вторично был удостоен полной Макариевской премии. Эта диссертация позже выросла в трехтомник (СПб., 1905;1910;1912). "Самое ценное в данной работе - ... самостоятельный экзегезис, состоящий во все исчерпывающем - филологическом и сравнительном анализе данных терминов и понятий и строго-научном выведении смысла и объёма содержания их, на основании библейско-богословских, исторических и филологических изысканий" (Поснов М.Э. Библиография: Н.Н.Глубоковский. Благовестие св. ап.Павла... В 3-х кн.- Киев,1914). Помимо экзегезиса Н.Г. дает здесь критику рационалистических теорий о происхождении благовестия Ап.Павла. Начиная с докторской диссертации, главным предметом своего изучения Н.Г. сделал жизнь и деятельность Ап.Павла. Вместе с этим у Г. возникает план раскрыть три главных аспекта Евангелия Христова: Евангелие христианской свободы (Послание к галатам); Евангелие христианской святости (Послание к евреям); Евангелие христианской славы (Апокалипсис). Первому аспекту посвящена работа "Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам" (СПб.,1902; София, 1935; М., 1999); второй аспект Г. начал разрабатывать в таких работах, как "Ходатай Нового Завета" (Серг. Посад, 1915), "Христос и Ангелы" (П., 1915); "Искупление и искупитель" (П.,1917) и завершил в послереволюционный период в эмиграции ( "Послание к евреям и историческое предание о нем".- София, 1937). Третий аспект раскрыт в посмертно изданном "Благовестии христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова" (Джорданвилль, 1966; СПб., 2002). Новозаветной экзегезе и филологии, истории первохристианства также посвящены следующие работы: Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. ап. Павла // Христианское чтение, 1894, 11. "О пасхальной вечери Христовой" (Богословский вестник.- 1895.N9); "О пурпуровом списке евангелий" (Христианское чтение.- 1893.- N 7-10); "Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении" (Христианское чтение.- 1895.- N 1-4); "Евангелие и евангелия" (Вера и разум.- 1896.-N 7); "Греческий рукописный Евангелистарий" (СПб., 1898); Обращение Савла и Евангелие св. апостола Павла: речь, произнесенная на торжественном годичном акте СПбДА 17 февраля 1896 г. СПб., 1896. Из: ХЧ, 1896. ";Греческий язык Библии,- особенно в Н.З.,- по современному состоянию науки" (СПб., 1902); Учение св. апостола Павла о христианской жизни в «Духе» и его самобытная независимость // ХЧ, 1904, апр., с. 751-787. Учение книги Премудрости Соломоновой о Божественной Премудрости или Духе - по сравнению с апостольским // Христианское чтение, 1904, май. Учение св. апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой // Христианское чтение, 1904, июль–авг. "Вера по учению св. Ап. Павла" (Христианское чтение.- 1905.- N5); Благовестие св. апостола Павла и мистерии // Христианское чтение, 1909, апр., июнь–июль; "Хронология Ветхого и Нового Завета. Перевод с англ. с введением и в редакц. Н.Н.Г-го" (Киев,1911); "О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым" (Киев, 1913); "Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового Завета" (Киев, 1914); "О втором послании св. Ап.Павла к Фессалоникийцам" (П., 1915); Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. Пг., 1915. "; "Дидаскалия и Апостольские постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению" (П., 1916; София, 1935). С 1905 г. Н.Г. - редактор "Православной богословской энциклопедии" (тт. VII-XII.1905-1911 гг.), где были опубликованы такие его статьи, как "Библейское богословие", "Воскресение из мертвых", "Гарнак Ад., проф.". Велико было значение Н.Г., как профессора СПб. дух. Академии. Задачей изучения своего предмета - Св.Писания Нового Завета он считал "точнейшее усвоение божественных постановлений внимательным проникновением в богодухновенное слово человеческое". Н.Г. принимал большое участие в обсуждении церковно-общественных вопросов, в первую очередь, касающихся духовной школы, в деятельности многих комиссий и совещаний при Св.Синоде. В 1896 г. работал в комиссии по вопросу об изменении академического устава, в 1905-1906 гг. по выработке правил наблюдения за произведениями духовной литературы, куда представил сообщение относительно "Индекса" в западной и восточной церквах ("К вопросу о духовной цензуре"); по выработке нового академического устава; в 1907 г.- по исправлению славянского текста богослужебных книг. В 1906-1907 гг. он был членом Предсоборного Присутствия при Св.Синоде, куда внес две записки "Об основе духовно-учебной реформы и желательных типах духовно-богословских школ" и "К вопросу о постановке высшего богословского изучения в России". В "Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе" (СПб.,1906) митрополит С.-Петербургский Антоний (Вадковский) поместил записку Н.Г. с предложением учредить православные богословские факультеты в университетах, чтобы снять бюрократические узы, препятствующие свободному развитию русской богословской науки. Отстаиванию свободы духовной науки Н.Г. посвятил также вызвавшие большой резонанс статьи "По вопросам духовной школы" (СПб.,1907) и "Своеобразная защита Учебного Комитета" (СПб., 1908). Н.Г. также был поднят вопрос о преподавании Св.Писания в духовных семинариях. В Предсоборном Присутствии, помимо преобразования духовных школ, Г. внес важный вклад в разрешение проблемы отношений церкви и государства, указывая, что монарх или всякий иной правитель не может обладать в церкви исключительными правами, но равен всем своим подданным и действует в церкви только как свободно подчиненный церкви наиболее могущественный ее член. В 1907 г. в совещание о реформе дух. школы подал две записки об организации школьного пастырского приготовления и об устройстве богословско-пастырских училищ и реорганизации Учебного комитета при Св.Синоде. В 1909 г. принимал участие в особом совещании при Св.Синоде для выработки проекта положения о поводах к разводу и опубликовал статью "Развод и его последствия по учению Христа Спасителя" (Богословский вестник.- 1895.- N 9). С 1909 г. Г. - член-корреспондент Имп. АН по Отдел рус.яз. и словесности. Он участвует в подготовке в АН "Словаря русского языка", пишет отзывы о сочинениях представленных на соискание премий АН (отзыв о сочинении проф. Прокошева "Didascalia Apostolorum..." (Томск, 1913) удостоен золотой медали АН). Статья Г. о МДА "За тридцать лет (1884-1914 гг.)" опубликована в юбилейном сборнике "У Троицы в Академии" (Серг.Пос., 1914; Церковно-исторический вестник. 1999. 2-3). В 1917 г. по поручению АН Г. написал работу "Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии" (Изд. в сокращении: Варшава, 1928; М., 1993). По русской церковной истории Г. написал: "Св.Киприан, митрополит всея России, как писатель" (Чтения в общ.люб.дух.просв.- 1892.- N 2); "Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский"(1909); "Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский" (1909); "Высокопреосв.Смарагд (Крыжановский), архиеп. Рязанский"(СПб., 1914); "Православное рус. белое духовенство по его положению и значению в истории" (П.,1917). Принимал участие в "Русском биографическом словаре" А.А.Половцева. Важный вклад внес Н.Г. в разъяснение расхождений различных христианских конфессий, в частности статьей, написанной для американского журнала "The Constructive Quarterly" (Vol. I, No. 2: June 1913) "Православие по его существу"; (СПб., 1914; М., 1991). Г. вел переписку с В.В.Розановым, о.П.Флоренским (Вестник РХД.- 1989.- III; 1990.- III), Е.Е.Голубинским. Г. состоял штатным членом Училищного Совета при Св.Синоде; Honorary Correspondent of Society for Biblical Study (Лондон); почетным членом Киевской, Московской и Казанской дух. академий (с 1915), Общ.люб.дух.просвещения в Москве (с 1909), Московского братства св. митр. Петра, Церковно-исторического и Археологического общ. при Киевс. дух. академии, Орловского Церковного историко-археологического общ., Московского им. императора Николая II Археологического инст., Александро-Невского братства при Никольском духовном училище, Витебской ученой архивной комиссии (с 1909), Имп. Петроградского Археологического инст., Киев. православного религиозно-просветительского общ. (с 1915); действительным членом Имп. Общ.истор. и древн. Рос. при Мос.универ., Исторического общ. преп.Нестора-летописца при Киев.универ. им. св.Владимира, Тульской Епархиальной палаты древностей, Тульской губ.ученой архивной комиссии; пожизненным членом братства преп. Сергия в Мос. дух. академии, Общ. вспомоществования недостающим студентам Петроград. дух. академии (с 1915), Казанской дух. академии, Богоявленского при Киев. Дух. академии братства для вспомоществования служащим и студентам академии (с 1915); членом комитета рус.правосл. церкви в Биаррице (Франция); попечителем церковных и земских школ Кобыльского прихода в Никольском у. Вологодской губ. (с 1904); членом Исполнительного комитета по созыву Международного исторического съезда в С.-Петербурге в 1918 г. В эмиграции в 1921-1923 гг. - профессор университетов в Праге и Белграде. С 1923 г. профессор Богословского факультета Софийского университета. Читал лекции в Свято-Сергиевском Богословском ин-те, публиковался в "Православной мысли" и "Пути" (Париж). Много статей о православной русской церкви при большевиках, о христианском единении во многих периодических изданиях. Работы, изданные в эмиграции: Tract on Ortodox Church and the Reunion of Christians (1924); Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе // Путь, 1926, № 4, С. 139–144. Граматика на грецкия библейски език Ветхи и Нови Завет (София,1927); Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству // Путь, 1928, № 10, с. 43-52. Бог-Слово. Экзегетический эскиз "пролога" Иоаннова Евангелия (1:1-18) // Православная мысль, 1928, 1, с. 29-121. ; Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и его искупительном деле.- София, 1932; Св. апостол Лука, Евангелист и Дееписатель.- София, 1932 (М., 1999); Славянская Библия (1933); Петербургская Академия во время студенчества Патр.Варнавы.- Ср.Карловцы, 1936 (Церковно-исторический вестник. 1999. 2-3). Литература о Н.Г.: Афанасьев Н.И. Современники. Т. II.- СПб., 1910; Лаговский. Вестник (Париж).- 1937.- N 3-4.- Сс.17-21; Аверкий, архиеп. Очерк жизни и деятельности проф.Н.Н.Глубоковского в кн.: Глубоковский Н.Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе.- Джорджанвилль,1966; Игнатьев А. Памяти проф.Н.Н.Глубоковского//ЖМП, 1966, N8. С. 57-77. А.Платонов Опубликовано в энциклопедии "История Отечества" и энциклопедическом словаре "Русская философия" |
См. также: Н.Н.Глубоковский. Христово уничижение и наше спасение Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии Письмо к В.В. Розанову с критикой иерархии, духовной цензуры и идеи восстановления патриаршества. Смысл 34 апостольского правила: [Ответ на возражения проф. Н. А. Заозерского] Вместо эпилога к моей полемике о 34-м Апостольском правиле Начало организованной духовной школы: (Комитет об усовершенствовании духовных училищ) Академические
обеты и заветы: [Богословие как наука; Во имя академических заветов]
«Война и мир» в Финляндской Православной Церкви О нем: Автобиографические воспоминания Переписка в кн.: Сосуд избранный. СПб., 1994. По поводу 40-летия ученой деятельности // Православная мысль И. Лаговский. Заслуженный профессор Д-р Богословия Н.Н, Глубоковский (некролог) Из Библиологического словаря о.А.Меня Иером. Петр (Еремеев). Софийский архив Н.Н. Глубоковского Диакон Дмитрий Юревич. Профессор Н.Н. Глубоковский: библеист, опередивший время. Т.А.Богданова. Н.Н. Глубоковский и В.В. Болотов Богданова Т.А. (Санкт-Петербург). Н.Н.Глубоковский: исход из «Петроградского Египта» Т. Богданова. Деятельность профессора Н. Н. Глубоковского в беженстве Кн. Ратиев. Воспоминания о профессоре Глубоковском Н.Н. Никола Казански. Патриарх православного богословия в Болгарии |