ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ
К 50-летию пастырской и церковно-писательской деятельности прот.Дм.Константинова.
Настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора в Сан-Франциско, отец Виктор Соколов написал краткую юбилейную статью, которая была опубликована в "Записках Русской Академической Группы" и перепечатана в этом издании.
О Церкви - церковно
К пятидесятилетию пастырской и церковно-писательской деятельности Д.В.Константинова
О том, что один в поле не воин, мы давно знаем и с поговоркой этой
спорить не собираемся. В то же время, и Священное Писание, и сама жизнь
учат нас тому, что эта житейская мудрость не избавляет нас от высокой
ответственности за свои действия или бездействие. Кроме того, истинно
верующему и живущему по правде и невозможно представить себя совершенно
одиноким. Златая цепь праведников, правдолюбцев и правдоискателей
никогда не прерывалась и не иссякнет до конца дней.
В 1920-30-х годах жил и трудился в Русском Зарубежье Иван Аркадьевич
Лаговский. Он был богословом и церковным писателем, из-под пера
которого в "Вестнике Русского студенческого христианского движения"
вышло немало острых статей, объединенных рубрикой: "Там, где с Богом
борются". Когда те, кто с Богом боролся, пришли в Эстонию, Иван
Аркадьевич был в числе первых, кого арестовали и вскоре расстреляли в
застенках НКВД. Такова цена правды. Такова цена веры. Но ни ту, и ни
другую истребить нельзя. Исчезла рубрика "Там, где с Богом борются",
родилась другая: "На религиозном фронте".
Дмитрий Васильевич родился 8/21 марта 1908 года в Санкт-Петербурге. В
1925-27 годах он обучался в Ленинградском Богословском институте, в то
же время являясь студентом Педагогического техникума им. Ушинского. В
1930 г. Константинов окончил Редакционно-издательский институт, а в
1933 г. - аспирантуру Научно-исследовательского института книговедения.
В Константинове преподавателей привлекали пытливый ум ученого и
настойчивая зоркость исследователя, и он был в звании старшего научного
сотрудника оставлен в НИИ и одновременно приглашен преподавать в высших
и средних учебных заведениях Ленинграда. В те же годы им было
опубликовано несколько книг ("Оформление советской книги" и т. п.) и
статей. Докторская диссертация на тему "Петр Великий и его издательская
деятельность" была написана накануне Второй мировой войны, которая
помешала ее защите.
Мобилизованный в первые же дни войны, Константинов был удостоен
офицерского звания. В 1944 году он попал в немецкий плен, после войны
избежал выдачи опричникам Сталина и остался на Западе. Началось его вот
уже полувековое служение Церкви. 19 ноября 1944 года митрополит
Анастасий (Грибановский) рукоположил Димитрия в диаконы, а на следующий
день митрополитом Серафимом (Ляде) он был рукоположен во священника.
Служил отец Димитрий в походных церквах Русской освободительной армии
(РОА) и на приходах Русской Зарубежной Церкви в Западной зоне Германии.
Этот период своей пастырской деятельности он описывает в книге "Записки
военного священника РОА" (1980). В 1949 году о.Димитрий перебрался в
Аргентину, а с 1960 года он священствует в США, на приходах
Автокефальной Православной Церкви в Америке. В сан протоиерея
о.Димитрий был возведен в 1955 году.
Все эти годы о.Димитрий не прерывает своей церковно-публицистической
деятельности. Уже в Аргентине он основал и редактировал
церковно-общественную газету "Новое Слово" (1949-60). Там же, в Буэнос
Айресе, в 1952 году он опубликовал свою первую в Зарубежье книгу, "Я
сражался в Красной армии" - эта работа принесла ему широкую
известность. В 1954 году началось плодотворное научно-исследовательское
сотрудничество свящ. Константинова с Мюнхенским Институтом изучения
СССР. Под обложкой научных побликаций этого замечательного центра, в
1971 году павшего жертвой американских бесхребетных уступок режиму
Хрущева, было обнародовано немало серьезных и глубоких трудов
о.Димитрия, посвященных положению религии в СССР. В те же годы
протоиереем Константиновым публиковались многочисленные статьи во
многих русских зарубежных изданиях.
Среди многих книг этого автора запомнились такие, как "Православная
молодежь в борьбе за Церковь в СССР"(1956), "Религиозное движение
сопротивления в СССР" (1967), "Гонимая Церковь" (1967), "Зарницы
духовного возрождения. Русская Православная Церковь в СССР в конце
шестидесятых и в начале семидесятых годов" (1973). Объединяющий,
сквозной характеристикой этих и вообще всех публикаций о. Димитрия
является его непоколебимая церковность. Его точка зрения - не позиция
постороннего наблюдателя, он сам является активным членом Церкви,
живущим в ней и ее таинствами вскормленый. Боли и болезни Церкви - его
страдания. Победы Церкви - его радость. Отец Димитрий бескомпромиссно
отстаивает чисто православную, не замутненную конфессиональными и
юрисдикционкыми наслоениями точку зрения на Русскую Церковь. "Неужели
надо снова объяснять, что Русская Православная Церковь и Московская
Патриархия - не одно и то же... Это совершенно различные понятия. Если
под Церковью... Мы разумеем весь церковный народ, весь клир и
епископат, то под Московской Патриархией понимается лишь ее высшее
церковное управление и только", не устает объяснять свою принципиальную
и богословски неуязвимую позицию прот. Константинов.
Этого исследователя и публициста невозможно обвинить в соглашательстве
или в недобросовестности в отношении правды о положении религии в СССР:
вся полувековая деятельность протоиерея Константинова свидетельствует в
пользу его неподкупности и целостности его мировоззрения. Это отнюдь не
означает, что о. Димитрий - беспристрастный наблюдатель, холодным умом
исследующий лично не затрагивающие его процессы. Отстраненность
непременно привела бы к большой неправде, ибо Церковь как Путь доступна
пониманию лишь тех, кто этим Путем шествует. В то же время,
пристрастность и личное участие вовсе не исключают объективности. И
отцу Димитрию приходится вновь и вновь растолковывать эти истины своим
оппонентам: концентрированно внимания "только на отрицательных моментах
жизни и деательносги РПЦ" и нежелание "видеть положительных сторон ее
жизни и деятельности", по совершенному справедливому его убеждению, -
"необъективно, несправедливо и просто грешно".
Вот это последнее слово, немыслимое в устах нецерковного церковного
писателя, под живым пером прот. Константинова не только не корежит слух
и не шокирует читателя, но замечательным образом переводит весь диспут
в совершенно иной план, возводит вопрос о Церкви на единственно
достойный ее уровень - сакраментальный. Церковь Бога живаго не есть
человеческая организация. Ни одна человеческая организация - партия,
общество, правительство - не пережила двух тысячелетий. Только Церковь.
Церковь, члены которой с изначала были людьми маленькими, слабыми,
грешными, испорченными... эта самая Церковь пережила все и все
выстояла, несмотря на все наши немощи и все наше недостоинство. Почему?
Да потому, что Церковь - свята, и свята она не нашей с вами святостью,
а Иисус Христовой. И это Господь, Кому Церковь обязана своей Святостью
и самой жизнью своей. И жизнь эта дается Церкви, то есть нам с вами, ее
членам, в Святых Таинствах и, прежде всего, в таинстве Святой
Евхаристии. Только такой настоящий член Церкви, как протоиерей
Димитрий, может таким образом обосновывать свои убеждения: "Главное,
несокрушимое, непобедимое, великое и беспредельно святое - это
Евхаристия. Пока совершается Евхаристия, Церковь существует и живет.
Нет Евхаристии - нет и Церкви".
Церковный историк, богослов и проповедник (а отец Димитрий опубликовал
немало и проповедей и церковно-катехизических бесед) неразрывно
смыкаются в творчестве протоиерея Димитрия Константинова. Это, с одной
стороны, делает его труды едва ли преемлемыми для марксистски
подкованных преподавателей общественных наук в западных вузах. С другой
же стороны, именно эта естественная позиция и мировоззрение делают в
глазах церковного народа работы отца Димитрия не только достоверными,
но и провидческими: процессы в сегодняшней церковной России во многом
были прозорливо предсказаны прот. Константиновым. И не только
предсказаны, но и приближены: его острое слово, его мудрое понимание
происходящего немало помогли нам еще там, где с Богом боролись,
разобраться в церковной ситуации и определить свою позицию на
религиозном фронте.
Будущие историки несомненно по достоинству оценят ту героическую
работу, которую вели в весьма трудных условиях эмигрантские ученые и
публицисты. Выдающееся место среди них занимал и продолжает активно
занимать неутомимый, пристального взора наблюдатель и исследователь,
въедливый читатель и собиратель, целый научно-исследовательский
институт, весь штат которого состоит из одного человека - протоиерей
Димитрий Васильевич Константинов.
Священник Виктор Соколов. Сан-Франциско