[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
ПРОТОПРЕСВИТЕР НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ АФАНАСЬЕВ
(4-1Х-1893—4-ХП-1966) Н. Н. Афанасьев родился 4 сентября 1893 г. в г. Одессе. Отец его, Николай Григорьевич Афанасьев, присяжный поверенный, скончался, когда его дети, Николай и Зинаида, были еще в гимназии. Воспитали его мать, Прасковья Яковлевна, и бабушка Афанасьева. Окончил Н. Афанасьев гимназию в 1912 или 13 г., с опозданием по болезни. По окончании гимназии поступил в Новороссийский Университет, на медицинский факультет, где пробыл один год, затем перешел на физико-математический факультет. С 15 ноября 1915 г. по 15 мая 1916 года был в Сергиевском Артиллерийском училище в Одессе. С 16 мая 1916 г. по ноябрь 1920 г. проходил военную службу в Томской Береговой Артиллерии (по флоту). Во время немецкой войны 1914 г. был в Ревеле, а в период гражданской войны жил в Одессе, Новороссийске, Севастополе. В перерыве, в 1918 г., вновь поступил на Математическое отделение и служил в банке. После эвакуации в ноябре из Севастополя, Н. Н. Афанасьев прямо из Константинополя попадает в Королевство С.Х.С. и весной 1921 года поступает на только что открытый Богословский факультет в Белграде и принимает участие в Белградском Православном Кружке. По окончании Богословского Факультета в октябре 1925 г. венчается в Праге в ноябре того же года. С этого же времени состоит преподавателем Закона Божия в женской гимназии в Скоплье (временно в гор. Штине). Становится (негласным) советником митр. Варнавы, будущего патриарха. Готовит докторскую диссертацию на тему «Государственная власть на вселенских соборах». Диссертация одобрена проф. А. П. Доброклонским. Осенью 1929 г. получает стипендию Русской Академической Группы в Белграде для подготовки докторских экзаменов и для дополнения (по желанию Богословского Факультета) диссертации. Диссертация не была защищена и экзамены не были сданы, так как в октябре 1929 г. Н. Н. должен был уехать по болезни из Белграда в Давос и Ментону и в Югославию не вернулся по семейным обстоятельствам. В марте 1930 г. получает стипендию Православного Богословского Института в Париже и осенью этого же года получает место в Религиозно-Педагогическом Кабинете при Православном Богословском Институте, руководимом В. В. Зеньковским. В октябре этого же года, после вступительной лекции в Богословском Институте, назначается с 1930 по 1931 г. в Институт для чтения одной лекции в неделю на тему: источники церковного права. С 1932 по 1940 год состоит доцентом Православного Богословского Института в Париже (преподает Церковное право и греческий язык). Написал много статей, которые были напечатаны, и много неизданных и незаконченных трудов. 7 января 1940 г. рукоположен в диаконы, 8 января того же рукоположен в священники митр. Евлогием. Водили вокруг престола о. Сергий Булгаков и о. Киприан Керн. Н. Н. Афанасьев принимает участие в работе Р.С.Х.Д. в 1930 годах. С 1934 г. по 1939 г. Николай Николаевич часто ездит в лагеря, руководимые А. Е. Матео, и помогает ей в ее работе с молодежью. С мая 1940 по июнь 1941 г. — беженство (По, Ст.-Рафаэль). С 18 июля 1941 г. по август 1947 г. о. Николай состоит настоятелем Русского Православного прихода в г. Тунисе; впоследствии — настоятелем в г. Бизерте и временами заменяет греческого священника. Приход был рассыпан по всей стране. Большинство прихожан были бывшими офицерами Русского Флота. С августа 1947 г. по осень 1950 г. состоит доцентом Православного Богословского Института в Париже. 2-го июля 1950 г. защищает диссертацию на тему «Церковь Духа Святого». Оппонентами были еп. Кассиан и проф. Вейдле. С осени 1950 г. назначен ординарным профессором Православного Богословского Института. (Вместо докторских экзаменов делает доклад в на тему: неудавшийся Церковный Округ). В Богословском Институте читает лекции: Церковное право, История церкви (древняя). По церковной истории лекций становится все больше и больше после отъезда о. А. Шмемана в Америку и смерти А. В. Карташева. В период от 1947—1966 пишет многочисленные труды, главным образом по экклезиологии, изданные и не изданные. С 1953 г. начинает много печататься по-французски. В 1952 г. кладет начало, вместе с о. Киприаном, литургическим конференциям в Православном Богословском Институте и участвует в многочисленных экуменических встречах. Одновременно с педагогической и ученой деятельное о. Протопресвитер Николай Афанасьев принимает деятельное участие в церковном Управлении Экзархата и потом Архиепископии. Митрополит Владимир назначает его Каноническим Советником Епархиального управления и Председателем Канонической Комиссии в 1952 г. Затем Митрополит Владимир назначает его Председателем Духовного Судебного Присутствия. После получения Граматы Вселенского Патриарха от 22 ноября 1965 года о. Протопресвитер Николай принимает деятельное участие в оформлении нового канонического положения с авторитетом, который давали ему его исключительные знания Канонического Права. Здоровье о. Николая начало очень слабеть за последние 3-4 года. Скончался о. Николай 4 декабря 1966 г. Похороны о. Протоспресвитера Николая Афанасьева состоялись в четверг 8 декабря. Храм Сергиевского Подворья был полон молящихся, служение совершалось по церковно-славянски, гречески и французски. По окончании отпевания гроб с телом почившего пастыря при перезвоне колоколов и пении «Помощник и Покровитель», был обнесен вокруг храма, и тело отбыло в Сент-Женевьев-де-Буа, где было предано земле, после совершения литии на кладбище. Могила Протопресвитера о. Николая Афанасьева находится недалеко от могилы его друга Протопресвитера о. Василия Зеньковского. Вестник РХД 82. IV-1966. Был членом Братства Святой Софии. |
Его труды: Отдельные издания: Государственная власть на вселенских соборах (на сербском языке - Државна власт на васельенским саборима). Скоплье, 1927, 62 стр. Провинциальные собрания Римской империи и Вселенские соборы (К вопросу об участии государственной власти на Вселенских соборах). Трапеза Господня. П., 1952, 93 стр. (репринт., Рига, 1992). Трпезе господња (3 главы на серб. яз.). Цетиње 1996. Вступление в Церковь. Париж, 1952. (2-е доп. изд., М., 1993). Служение мирян в Церкви. П., 1955, 78 стр. (репринт., М., 1995). Ministry of Laity in the Church. Экклезиология. 1. Вступление в клир. Париж, 1968. (репринт., Киев) Церковь
Духа Святого. Париж, 1971. (репринт., Рига, 1994). Церковные соборы и их происхождение. M., 2003. Неопубликованные труды: Статьи: Каноны и каноническое сознание. -
Путь, (1933). Две идеи вселенской Церкви. - Путь, N45 (1934). Памяти А.П. Доброклонского - Вестник РСХД №2 (1938). Неизменное и временное в церковных канонах. - сб. Живое Предание, Париж, 1937. (репринт., М., 1997). Народ Святой. - Православная мысль (Труды Православного Богословского Института в Париже), вып.6 (1948). Границы Церкви. - Православная мысль, вып.7 (1949). Таинства и тайнодействия. - Православная мысль, вып.8 , (1951). Неудавшийся церковный округ. - Православная мысль, вып.9 (1953). Апостол Петр и римский епископ. - Православная мысль, вып.10 (1955). L'apôtre Pierre et l'Évêque de Rome Кафолическая Церковь. - Православная мысль, вып. 11 (1957). Ей, гряди, Господи Иисусе! - Вестник РСХД, N82 (1966), стр. 69-81.. «Мир» в Священном Писании. - Вестник РСХД, N86 (1967), стр.3-22. L'Eglise de Dieu dans le Christ (ch. III de la seconde partie, inachevée, du présent ouvrage: "Les Limites de l'Eglise"). Pensée Orthodoxe № 13, 1968, pp. 1-38. План книги "Границы Церкви" Avant‑propos "Les Limites de l'Eglise" Le Sacrement de l'Assemblee // "Internationale Kirchliche Zeitung", 1956/4, 200 - 13; "Messager Orthodoxe", № 27 - 28, 1964, р. 30 - 43. L’Eglise qui preside dans l’Amour // «La Primaute de Pierre dans l’Eglise Orthodoxe», Neuchatel, 1960. Рр. 9 — 64. Церковь, первенствующая в любви Idem: The Church which presides in Love, dans The Primacy of Peter in the Orthodox Church (Library of Orthodox Theology and Spirituqlity, n 1). Londres, 1963 Le Concile dans la théologie orthodoxe russe Евхаристия, основная связь между католиками и православными Una Sancta Проблема истории в христианстве. Доклад Учение о коллегиальности (со стороны православного) <Христианство и социальный вопрос> // Православная община. 1999. № 5 (53). Библиография трудов протопресвитера Николая Николаевича Афанасьева О нем и его трудах: К. Х. Фельми. Евхаристическая экклезиология о. Николая Афанасьева Мариамна Афанасьева. Как сложилась "Церковь Духа Святого" Епископ Георгий (Вагнер). (Рецензия). Прот. Николай Афанасьев, Церковь Духа Святого. Париж 1971 YMCA-PRESS, 332 стр. Протопресвитер Н. Н. Афанасьев (некролог) Архимандрит АЛЕКСАНДР (СЕМЕНОВ ТЯН-ШАНСКИЙ). ПАМЯТИ ПРОТОПРЕСВИТЕРА О. НИКОЛАЯ АФАНАСЬЕВА Protopresbyter Alexander Schmemann. Father Nicholas Afanasiev / + December 4, 1966/ In Memoriam Прот. Александр Шмеман. Памяти отца Николая Афанасьева 40-я годовщина со дня кончины отца Николая Афанасьева, 40e anniversaire du déecès du Pére Nicolas Afanassieff, Veertigste sterfdag van Protopresbyter Nicolas Afanassieff Прот. Александр Мень. АФАНАСЬЕВ Николай Николаевич (Из Библиологического словаря). Протопр. Иоанн Мейендорф. Заметка о Церкви Иерархия и народ в
Православной церкви Профессор-протопресвитер Виталий Боровой. Об актуальности богословского наследия о. Николая Афанасьева Священник Владимир Савельев. Комментарий к книге прот. Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого» (VII и VIII гл.) Иеромонах Иов (Смакоуз), Андрей Свинарев. ПРЕДИСЛОВИЕ к книге о. Николая Афанасьева «Вступление в клир» Андрей Платонов. Евхаристия и церковь «с малой буквы»: о восприятии евхаристической экклезиологии о. Николая Афанасьева, Андрей Платонов. Епископ в церкви: Предание Церкви и искажения в церковной практике: О статье о. Николая Афанасьева Statio orbis и комментарии о. Георгия Кочеткова Андрей Платонов. Жизнь и учение протопресвитера Николая Николаевича Афанасьева Dom Olivier Rousseau. In memoriam: Le R.P. Nicolas Afanasieff. Irenikon, 1967, #2, pp.291-297. Hieromonk Symeon. Archpriest Nicholas Afanasiev. Eastern Churches Review, vol.1, #3, 1967, pp. 304-305. Marianne Afanassieff. Nicolas Afanassieff (essai de biographie). Contacts, # 66, II-1969, pp.99-111. Schultze B. Ekklesiologischer Dialog mit Erzpriester Nikolas Afanasieff // Orientalia Christiana periodica 33 (1967), 380-403. Ks. Roscislaw Kozlowski. Koncepcja Kosciola w mysli teologicznej Mikolaja Afanasjewa. Warszawa 1990. Резюме Summary Ks. mitrat prof. dr hab.
Roscislaw Kozlowski. Z eklezjologii ks. Mikolaja Afanasjewa Nichols Aidan. Theology in Russian Diaspora: Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanas'ev (1893-1966). Cambridge: Cambridge University Press, 1989. Keith P. Dyrud on the book of A.Nicols. Пер. рецензии на русский яз. Plekon M. ‘Always Everyone and Always Together’-The Eucharistic Ecclesiology of Nicolas Afanasiev's The Lord’s Supper Revisited,” St. Vladimir’s Theological Quarterly, 41, 2/3, 1997, 141-174. Перевод: "Всегда все и всегда вместе" Plekon M. Living Icons: People of Faith in the Eastern Church and Holiness in Our Time, University of Notre Dame Press, 2002. Перевод: "Всегда все и всегда вместе" Plekon M. The Church of the Holy Spirit - Nicolas Afanasiev’s Vision of the Eucharist and the Church; pdf Плекон Михаил, свящ. Евхаристия и Церковь в видении отца Николая Афанасьева Александров Виктор. Заметки о критике «евхаристической экклесиологии» Николая Афанасьева Aleksandrov V. Nicholas Afanasiev's Ecclesiology and Some of Its Orthodox Critics Ігор Кисилевич. КОНЦЕПЦІЯ ЄВХАРИСТІЙНОЇ ЕКЛЕЗІОЛОГІЇ У БОГОСЛОВСЬКІЙ СПАДЩИНІ МИКОЛИ АФАНАСЬЄВА (1893-1966) zip Вассилиадис П. Эсхатологическая экклезиология: выходя за пределы традиционной евхаристической экклезиологии |