Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека] [Вестник РХД]

1934 1935 1936 1937 1938 1939 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Журнал “Вестник РСХД” за 2009 год

№ 195, I.

Содержание


Памяти патриарха Алексия (1929–2008) — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Перевод Псалтири. Псалмы 142–150 — Георгий Федотов   
О женском священстве — прот. Александр Шмеман   

Материалы конференции, посвященной прот. Александру Шмеману

Поэзия как вести — Ольга Седакова   
Экклезиология: теоретические и практические проблемы — игумен Петр (Мещеринов)   
«Встреча»: отец Александр Шмеман и А.И. Солженицын — Никита Струве    
Наследие прот. Александра Шмемана в российском контексте — Александр Кырлежев   
Заключительное слово Иулиании Сергеевны Шмеман на Парижской конференции

Материалы международного семинара, посвященного прот. Александру Шмеману

«Зато слова: цветок, ребенок, зверь...»: размышления о религиозном языке в «Дневниках» прот. Александра Шмемана — Светлана Панич   
Категория «отнесенности» у прот. Александра Шмемана и Андрея Тарковского: сходство и различие — прот. Вячеслав  Перевезенцев   

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

О Константинопольской кафедре — прот. Валентин Асмус   

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ
 
Разные виды прикровенной любви к Богу — Симона Вейль   

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Письма А.И.Солженицына к Н.А.Струве (1971–1974)   
Дантовское вдохновение в русской поэзии — Ольга Седакова
Слово о Пушкине — Юрий Кублановский   

«Вестник РСХД» 50 лет назад

Памяти Н.В.Гоголя (к 150-летию со дня рождения) — прот. Василий Зеньковский   

ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ

Из книги «70 лет русской эмиграции» — Никита Струве
Гаяна и родная земля — Доминик Десанти    
Неравнодушный. Попытки беженца из СССР помочь невольникам за «железным занавесом» — Павел Проценко   

В МИРЕ КНИГ

Режис Ладу о Н.Н.Неплюеве — Никита Струве   
«По-над нарами табачный дым», или еще одна страница истории ГУЛага — Тамара Приходько
Альманах «Христианос» (Рига), выпуск 17 — Светлана Панич

ХРОНИКА

Значение личности и наследия прот. Александра Шмемана для современной Церкви — Наталья Ликвинцева
Конференция, посвященная Солженицыну — С.
Русско-французские семинары в издательстве «ИМКА-Пресс» — Татьяна Викторова
Отзывы читателей о журнале «Вестник РХД»

ПАМЯТИ УШЕДШИХ

Наталья Леонидовна Трауберг — Ольга Седакова   
Оливье Клеман и РСХД — Михаил Соллогуб   
Памяти Олега Витальевича БеликоваНикита Струве   



РЕЦЕНЗИИ

Андрей Мартынов
Эмигрантский взгляд на русское православие
О женском священстве и латентной любви к Богу

НГ-Религии от 21.10.2009 г.

Главная тема нового номера — жизнь и творчество протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983). Повод не случаен. В конце прошлого и в начале этого года в Париже и Великом Новгороде прошли конференция и семинар, посвященные знаменитому богослову и церковному историку.
Среди докладов конференции выделяется текст Ольги Седаковой «Поэзия как вести», в котором теология отца Александра преломляется через поэзию и одновременно рассматривается влияние последней на его богословствование. Тема языка развивается и в сообщении филолога Светланы Панич. Она обращает внимание на то, что Шмеман стремился вернуть религиозному языку его первоначальную сущность — проявления жизни в свете Царства. Для этого необходим тот тип теологии, который «ближе к поэзии, чем к учености». Не менее важна постоянная проверка языка как в свете личного опыта, так и «исторических форм христианства».
Представлен в журнале и текст самого отца Александра. В данном случае это «Письмо другу, члену Епископальной Церкви «О женском священстве». Шмеман избегает формальной аргументации, основанной на догматическом, каноническом и духовном неприятии нового института. Он пытается его понять, видя в основе комплекс вины и «наивное, почти детское убеждение, что каждое новое направление в западной культуре оправдывает радикальный пересмотр всей христианской традиции». Шмеман апеллирует именно к традиции и одновременно к аргументам сторонников женского священства, обвиняя их в потакании сиюминутной конъюнктурной ситуации и капитуляции перед современной культурой. Спорный взгляд? Но читать увлекательно.
Тема Шмемана продолжена публикацией писем Александра Солженицына Никите Струве. В послании от 14 мая 1972 года он признавался: «Давно уже я с духовным наслаждением слушал по «Свободе» воскресные проповеди отца Александра… И думал я: вот чей храм, чьи службы хотел бы я посещать. Недавно в одну из ночей я услышал его беседу… о моем письме Патриарху и был совершенно растроган: что именно мой любимый проповедник одобряет меня. Это и было мне духовной наградой за письмо и окончательным подтверждением моей правоты».
Из других материалов номера интересна статья Никиты Струве памяти Патриарха Алексия II. Автор описывает свои ощущения в тот момент, когда он узнал, что на патриарший престол был избран сын эмигрантов (Алексей Ридигер родился в независимой Эстонии). Он вспоминает о встречах с Алексием, оценках, которые высказывал Патриарх. Так, Струве подтверждает информацию ряда инсайдерских источников, что Алексий II не был «большим сторонником канонизации царской семьи из-за возможного политического ее использования, полагая, что канонизация великой княгини Елизаветы Федоровны закономерна и всех удовлетворит». Не верил Патриарх и в возможность нормализации отношений с Карловацким Синодом...
Безусловно, любой текст французского религиозного мыслителя Симоны Вейль представляет ценность своей глубиной, граничащей с парадоксальностью. Не являются исключением и «Разные виды прикровенной любви к Богу». Автор «Укоренения» выделяет несколько вариантов латентной любви к Богу. В их числе восхищение красотой мира, любовь к ближнему и дружба. Подобная «предварительная любовь не может иметь Бога своим предметом, ибо Бог в душе не присутствует и еще никогда не присутствовал. Значит, она обращена к другому предмету. И все же она предназначена стать любовью к Богу».
Такой вот парадокс. И не единственный. Вот еще: «Убивающий камень, накормляющий кусок хлеба имеют ту же качественную силу, но только если Христос присутствует в начальной точке, как и в заключительной. Дары жизни и смерти равны».
Парадокс, пожалуй, не менее сильный, чем критика женского священства со стороны протопресвитера Александра Шмемана.


Rambler's Top100