Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека] [Вестник РХД]

1934 1935 1936 1937 1938 1939 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Журнал “Вестник РСХД” за 2008 год

№ 193 (I)

К 90-летию Февраля и Октября — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ

Плюрализм и Православие — прот. Александр Шмеман
Дневник духовный (1928–1935) (Окончание) — Ю.Н.Рейтлингер
Перевод Псалтири (Псалмы 118–127) — Георгий Федотов

Памяти митрополита Антония (Сурожского)
Жизнь православного христианина в современном мире — игумен Петр (Мещеринов)
Хесед: о повседневной святости в учении митрополита Антония — А.И.Шмаина-Великанова

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

Альтернатива (Трудовой договор или крепостная зависимость) — свящ. Павел Адельгейм
Сжитие со свету настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц священника Павла Адельгейма  — Виктор Яковлев
Письма Н.П.Хирьякова митрополиту Евлогию (Георгиевскому) — Публ. и коммент. А.Гуревич
Стояние за веру в эпоху хрущевских гонений — мать Магдалина (Некрасова)

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ

Памяти кардинала Иоанна Люстиже (1926–2007) — Н.А.Струве
Страсти Христовы в истории — кард. Ж.М.Люстиже  

К 90-летию русской революции

Пореволюционные мысли (1918) — Н.Бердяев  
Происхождение великой смуты (1923) — Г.Ландау
 
ЛИТЕРАТУРА

Все только начинается  — М.Бузник

Памяти К.В.Мочульского: к 60-летию со дня смерти

К.В.Мочульский: Жизненный и творческий путь — Т.Викторова
Слово на собрании друзей К.В.Мочульского в Париже в связи с его кончиной в 1947 году — Р.С.Клячкина
Переписка К.В.Мочульского и Д.И.Лаури
Письма К.В.Мочульского А.М.Ремизову
Письма К.В.Мочульского Н.А.Бердяеву

К 125-летию со дня рождения Б.К.Зайцева

О «Дальнем крае», «Путниках» и их «Голубой звезде». Переписка Бориса Зайцева, Наталии Соллогуб и о. Павла Грибановского (1965–1992) (Окончание)  

ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ

Из книги «70 лет русской эмиграции» — Н.Струве

ХРОНИКА


Паломничество в Равенсбрюк — Т.Викторова
О паломничестве в Равенсбрюк. Беседа с о.Владиславом и Юлией Трембовельскими
Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского — Наталья Ликвинцева
«Зарубежье» в Нижнем Новгороде — Людмила Оболенская-Флам
YMCA-Press и «Русский путь» в Оренбурге — Н.Струве
YMCA-Press и Библиотека-фонд «Русское Зарубежье» в Словакии — Т.Боровинская

В МИРЕ КНИГ

Антуан Нивьер. Православные свщеннослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе (1920–1995)



РЕЦЕНЗИИ

Андрей Мартынов
Плюрализм революций
Что лежало в основе событий 1917 года — народный протест или заговор?

«НГ-Религии» от 03.12.2008 г.

Новый номер «Вестника Русского христианского движения» в значительной степени посвящен осмыслению революций 1917 года. Спустя девять десятилетий со времени трагедий Февраля и Октября историки, социологи, антропологи и богословы так и не дали сколько-нибудь общих теорий причин возникновения событий, которые бы разделялись если и не большинством, то по крайней мере значительной частью научного сообщества. Как в среде историков классические труды Ричарда Пайпса противостоят не менее классическим работам Александра Солженицына, так и в области теологической и религиозно-философской взгляд владыки Антония (Храповицкого) малосовместим с точкой зрения Николая Бердяева, а оценка Ивана Ильина — с оценкой Семена Франка. В принципе в подобном плюрализме и отсутствии единственно верной точки зрения нет ничего плохого. Плохо лишь то, что и по прошествии десятилетий при доступности архивов научная и богословская мысль неспособна интерпретировать события в плане причинно-следственных звеньев (история) и этических оценок (богословие). Что лежало в основе Февраля: народный протест или заговор? Была ли революция благом или национальным грехом перед Богом и родиной?
В номере представлены две точки зрения на революцию. Христианский философ Николай Бердяев в статье «Пореволюционные мысли» 1918 года видел в перевороте внутренний «гнилостный процесс». Это «кара за русское религиозное народничество, обоготворяющее языческую народную стихию». Мыслитель справедливо отмечал, что «большевизм и есть настоящий социализм, доведенный до конца, до предела, явленный в чистом виде, как самодовлеющее, отвлеченное начало, всепоглощающее и всеразрушающее», ибо «большевизм и есть революция».
С Бердяевым полемизирует его современник социолог-эмигрант Григорий Ландау в статье «Происхождение русской смуты» 1923 года. Для Ландау русская революция — не банкротство секулярного рационалистического европейского гуманизма, не «внутренний органический процесс перелома роста и оскудения». Она была «фактом распада от механического внешнего давления войны, от недостатка сил и устойчивости».
Из других материалов номера любопытна статья богослова и историка Церкви протопресвитера Александра Шмемана «Плюрализм и Православие» 1966 года. В ней отец Александр рассматривает плюрализм прагматически. «Мы должны принять его, поскольку на сегодня это единственная защита от хаоса и фанатизма. В то же время мы должны отвергнуть его как единственное решение для создания «взрослого» общества». Шмеман мыслил современное плюралистическое общество как некую форму, которую надлежит наполнить религиозным, то есть «осмысленным содержанием». Интересно, каким образом дискурс плюрализма, a priori не допускающий возможности господства какой-либо одной идеи, может быть наполнен только лишь христианством.
Не менее парадоксально и утверждение другого современного богослова митрополита Антония Сурожского. Анна Шмаина-Великанова в статье «О повседневной святости в учении митрополита Антония» приводит три вида любви, которые, по митрополиту Антонию, «Бог принял как жертву веры, то есть приравнял к смерти за веру: любовь к родине, любовь к родным и любовь к правде». Думается, что при подобном раскладе в святые можно записать многих бойцов и командиров как Красной армии, так и Белого движения, искренне любивших свое Отечество и положивших живот за него.



№ 194 (II)

Содержание:

К кончине А.И.Солженицына

Памяти Солженицына — Никита Струве
Солженицын для будущего — Ольга Седакова    
Воспоминание о Вермонте — Юрий Кублановский    
Мои первые встречи с Солженицыным — Никита Струве
Из переписки прот. Александра Шмемана и Н.А.Струве

БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Перевод Псалтири (Псалмы 128–141) — Георгий Федотов

К 25-летию кончины прот. Александра Шмемана (1921–1983)

К вопросу о литургической практике — прот. Александр Шмеман    

К 100-летию кончины Н.Н.Неплюева (1851–1908)

Главным его даром было сердце, чуткое к любви — Наталия Игнатович

К 100-летию со дня рождения Симоны Вейль (1909–1943)

Отче наш — Симона Вейль

К 60-летию кончины Николая Бердяева (1874–1948)

О Церкви — Николай Бердяев    
Культура и апокалипсис — Николай Бердяев

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

Положение Русской Православной Церкви в 1920-х годах — Н.Н.Глубоковский
Два письма прот. Сергия Булгакова

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

К 40-летию французской студенческой революции: май 1968 года — Никита Струве
Письма о революционных событиях 1968 г. во Франции — Н.А.Струве, Л.Ф.Зуров

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Слово при вручении литературной премии Александра Солженицына Борису Петровичу Екимову — Никита Струве
110 лет со дня рождения сестры Иоанны (Ю.Н.Рейтлингер)
Византия и XX век в «Тайной Вечере» сестры Иоанны Рейтлингер — Н.П.Белевцева    
Сестра Иоанна и Братсво св. Албания и преп. Сергия — Т.К.Юдина

ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ

Из книги «70 лет русской эмиграции» — Никита Струве    
Встречи с матерью Марией: неверующая о святой — Доминик Десанти

ПАМЯТИ УШЕДШИХ

Александр Николаевич Богословский — Юрий Кублановский

ХРОНИКА    

Осенний съезд РСХД (Париж)


РЕЦЕНЗИИ

Вышел в свет 194-й номер «Вестника РХД»

Информационная служба СФИ, 20 мая 2009 г.

В прошлом году исполнилось 100 лет со дня кончины русского религиозного мыслителя и основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства Н.Н.Неплюева (1851–1908 гг.). Аристократ по рождению, он был аристократом по духу; избрав путь безбрачия, он все свои человеческие силы и материальные средства отдал на дело Божие — «устроение жизни на основах братолюбия», что и воплотилось в деятельности созданного  им  Крестовоздвиженского трудового братства. Памяти этого выдающегося человека в журнале «Вестник РХД» № 194 опубликована статья выпускницы СФИ Н.Д.Игнатович.
В 194-м номере «Вестника» содержатся также уникальные материалы — «К вопросу о литургической практике» (письмо моему епископу, 1973 г.) прот. Александра Шмемана, статья С.Вейль «Отче наш», опубликованные впервые доклады Н.А.Бердяева «О Церкви» и «Культура и апокалипсис», два письма прот. Сергия Булгакова, впервые переведенная с сербского языка статья проф. Н.Н.Глубоковского «Положение Русской православной церкви в 1920-х годах», псалмы 128–141 в переводе Г.П.Федотова и другие публикации. Открывают номер журнала статьи Н.А.Струве и О.А.Седаковой памяти скончавшегося в прошлом году А.И.Солженицына.


Андрей Мартынов
Воспоминания и апокалиптика
Неуслышанные пророчества литературы и конец культурной истории

НГ-Религии от 01.07.2009 г.

Текущий номер «Вестника» РХД можно назвать мемориальным. Он открывается блоком статей памяти Александра Солженицына. В колонке редактора Никита Струве пишет о парадоксе нобелевского лауреата: «Природа гения — в соединении противоположных даров и призваний. Русский до мозга костей, Солженицын достиг универсальности. Наделенный необычайной силой и волей, истинное призвание человека он видит в подвиге самоограничения».
О парадоксальности пишет и Ольга Седакова. Правда, не только о парадоксальности Солженицына, но и той культурной ситуации, в которой оказался и писатель, и его отечественные читатели. Книги не влияют на общественную жизнь России, несмотря на весь ее литературоцентризм: «Итальянцы говорят, что роман Алессандро Мандзони «Обрученные» сделал для объединения Италии больше, чем все политические движения этого времени. Англичане знают, что после романов Чарльза Диккенса многие вещи исправились в английской социальной действительности. Можем ли мы сказать, что «Бедная Лиза» Карамзина хоть немного ускорила отмену крепостного права?»
Так и литературный, и религиозный пафос Солженицына остается до конца непрочтенным и непрочувствованным. А он, по мысли Седаковой, «состоит в редчайшем и среди глубоко верующих людей знании силы воскресения, его «непобедимой победы».
Впрочем, разве это удел только лишь одного Александра Солженицына, а не всех настоящих пророков?
Тему Солженицына продолжает переписка протопресвитера Александра Шмемана и Струве. Отец Александр видел в авторе «Архипелага ГУЛАГ» пророка, глубинное явление нашей культуры, которому «нужно обрадоваться (в смысле «велий еси, Господи, и чудны дела Твоя»)». «Возможно, я рехнулся, но я пришел к выводу, что такой широты ума и сердца и подхода к жизни у нас не было с Пушкина (!)». На что Никита Струве соглашается: «Как и вы, я помешался, и будемте и впредь с вами двумя такими сумасшедшими».
В блоке религиозных материалов обращает на себя внимание комментарий французского теолога и философа Симоны Вейль к «Отче наш». Вейль дает развернутый комментарий к каждой строчке молитвы, а затем дает свое видение: «Шесть прошений отвечают себе попарно. В первых трех прошениях внимание повернуто только к Богу, а в трех последних внимание возвращается на себя, чтобы заставить себя превратить эти прошения в реальный, а не воображаемый акт».
Также приводятся два раннее непубликовавшихся конспекта докладов Николая Бердяева (тоже мемориальных — к 60-летию кончины мыслителя) «О церкви» и «Культура и апокалипсис». Рассуждая об эсхатологических перспективах христианства и цивилизационном развитии, он, в частности, писал: «Апокалипсис есть не только откровение конца истории. Существует также апокалипсис внутри истории, апокалипсис внутри культуры, страшный суд над культурой. Культура никогда не была вполне христианской, ибо христианство требует новой жизни, преображения мира, Царства Божьего». Но, обращает внимание Бердяев, «культура догматически оправдана фактом боговоплощения и боговочеловечения, которое продолжается во всей человеческой истории».
Из других текстов журнала хотелось бы выделить ряд статей, посвященных творчеству известного иконописца — сестры Иоанны Рейтлингер, письма отца Сергия Булгакова и воспоминания о студенческих беспорядках 1968 года в Париже. В их числе приводится свидетельство секретаря Ивана Бунина беллетриста Леонида Зурова. Он писал, что «Подлинный страх объял горожан. Этого страха я не чувствовал во время русской революции (ни в 17-м, ни в 18-м годах)».
Страх, ужас… чем не предчувствие наступающего (или уже наступившего?) апокалипсиса. Тоже в своем роде пророчество.


Rambler's Top100