Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека] [Вестник РХД]

1934 1935 1936 1937 1938 1939 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

 

 

In memoriam

Патриарх Павел

Епископ Герцеговинский Афанасий (Евтич),
на покое

Святейший Патриарх Сербский Павел

(1914-2009)

 

В воскресенье, 15/2 ноября 2009 года от Рождества Христова, упокоился о Господе Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич). Он родился на праздник Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме Свв. Апостолов Петра и Павла (недавно, в 1991 году, разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко. Их с братом, рано оставшихся без родителей, вырастила тетя Сенка, которой он за это был благодарен всю свою жизнь. Низшие классы гимназии окончил в Тузле, а шестилетнюю семинарию в Сараево (1930 — 1936). Перед самым началом Второй мировой волны он окончил Богословский факультет в Белграде (1936 — 1941), при этом параллельно учился в Медицинском институте (два года, прервав учебу из-за войны). В начале войны (6 апреля 1941 года) он был вынужден бежать из своего родного села в Хорватии (захваченного немцами и хорватскими усташами, убившими его брата Душана). В Белград он прибыл вместе с многочисленными сербами-беженцами, пережившими террор усташей.

В начале войны, чтобы содержать себя, работает строителем на белградских стройплощадках. Потом, в 1942 году, он оказывается в монастыре Св. Троицы в Овчарско-кабларском ущелье в центральной Сербии. В годы оккупации Сам Господь дважды спас его от смерти, грозившей ему от немецких оккупационных войск. В 1944 году преподает Закон Божий в г. Баня Ковиляча и воспитывает детей-беженцев из Боснии. Спасая мальчика, тонувшего в захваченной половодьем реке Дрине, простудился и тяжело заболел туберкулезом, но скоро, чудом Божиим, был исцелен в монастыре Вуян, где в благодарность Христу вырезал деревянный Крест. Тогда он решил принять монашеский постриг и таким образом всю свою жизнь посвятить Господу. С юных лет от жил скромно, подвижнически, скромно питался и мало спал, но много молился. Подвиг поста, воздержания, девственности и молитвы совершал он, крохотный и слабый, до конца свoей земной жизни, всегда будучи воздержанным в питании и одежде, не имея никакой собственности, кроме скромного количества книг, подобно свт. Василию Великому.

По принятии пострига в овчарско-кабларском Благовещенском монастыре, когда своим духовником Макарием, человеком святой жизни, был наречен апостольским именем Павел (Благовещение, 1948), он с 1949 по 1955 год состоял в братии монастыря Рачча на реке Дрине, в которой тогда подвизались отец Иулиан (Кнежевич) и отец Антоний (Джурджевич), в войну узник немецкого концлагеря Дахау), который впоследствии, по Промыслу Божию, 1 декабря 1990 года, на Соборе Сербской Православной Церкви из трех кандидатов вынул жребий с именем будущего Патриарха — Павла. Из монастыря Рача его посылают в аспирантуру в Афины, где он остается с 1955 по 1957 год. Оттуда он едет на богомолье ко Гробу Господню и Святым Местам. В Афинах узнает, что 29 мая 1957 года Святой Архиерейский собор Сербской Православной Церкви избрал его епископом Рашко-Призренским (главой Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархии). Его хиротония состоялась 24 сентября 1957 года. До сих пор в Греции и на Афоне рассказывают о его скромной монашеской жизни, кротости и мудрости и о большом духовном опыте. Позже, будучи епископом, он из Призрена чаще паломничает на Афон, водя на богомолье и своих священников, монахов и верующих.

Тяжкие тридцать четыре года Христовых оп прожил в страдальном сербском Косово и Метохии, в этих исконных древних сербских православных краях, пострадавших под длительным турецким игом и в особенности в войну 1941-1945 годов от албанских балистов-фашистов, а после войны от безбожных коммунистов. Но смиренный владыка Павел кротко носил свой архипастырский крест и, по мере своих сил, апостольски возрождал веру в народе, а также святые храмы и монастыри в этой древней епархии (в которой и сейчас, вопреки всем страданиям и разрушениям, остается свыше тысячи святынь и святилищ, то есть храмов и монастырей, воздвигнутых с XII по XX век). В этот период он написал монографию о монастыре Девич, а потом принял участие в издании монументальной книги «Задужбине Косова — споменици и знаменьа Српског народа» (Призрен-Београд, 1987, 880 стр.), которая на широком документальном материале свидетельствует о сербском православном характере Косово и Метохии.

Он жил в скромном братском корпусе в царском городе Призрене (это была турецкая гостиница, в конце XIX века выкупленная для сербского епископа русским консулом в Призрене И.С. Ястребовым). Это здание недавно сожжено и разрушено албанцами-мусульманами, исполненными ненависти к сербам и Православной Церкви, которым в злодеяниях оккупации и разрушения всего сербского и христианского поддержку, к сожалению, оказывают и евро-американские военныс силы под названием НАТО, а в этой поддержке свое содействие оказывает и так называемое «Европейское сообщество». За все время своего епископского служения владыка Павел старался и о Призренской семинарии, за которой он не только духовно надзирал, но и читал в ней богословско-литургические и духовно-пастырские лекции.

Дело богословско-духовного и особенно литургического и пастырского поучения и созидания своей паствы он продолжил как Патриарх, в Белграде. До сих пор вышло около десяти его произведений, посвященных этим темам, а также его проповедей, поучений и архипастырских посланий. Как председатель Синодальной комиссии он принимал участие в новом переводе на современный сербский язык Нового Завета и Служебника, вышедших в свет в качестве официальных изданий Священного Синода Сербской Православной Церкви. Он был редактором нового издания Сербляка (Сборника служб сербским святым) и других богослужебных книг. При нем в Диптих святых были внесены многие новые сербские священномученики и новомученики.

В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему звание почетного доктора богословия, а спустя немного времени такое же звание ему было присвоено и Свято-Владимирской Духовной академией в Нью-Йорке. В 1990 году, 24 апреля, он принял участие в свидетельствовании об истине о церковно-народном, православном характере древнего сербского края Косово и Метохии в американском Конгрессе и продолжил свидетельствовать об этом как Патриарх, когда евро-американские воинские части HATO жестоко бомбили Сербию и Косово и потом насильно вступили на территорию Косово и Метохии, впоследствии передав ее мусульманским шиптарам, которые и прежде, а особенно с тех пор насильственно выгоняли сербов с насиженных мест и из их святынь, все еще оскверняемых и разрушаемых.

Сорок четвертым Предстоятелем Сербской Православной Церкви он был избран на Архиерейском соборе в Белграде 1 декабря 1990 года. На следующий день состоялась его интронизация в Белграде, а потом в древней Печской Патриархии, где веками была и по сей день находится кафедра Печских Архиепископов и Патриархов всех Сербских и Поморских земель.

На своей интронизации он отметил, что единственная «программа» его деятельности есть Евангелие Христово, и этой программы он последовательно придерживался. Почти каждодневно служил Божественную Литургию, особенно в период злосчастной последней войны, вспыхнувшей при развале Югославского государства (1991 — 1995), и потом, во время шиптарского сецессионистского восстания и последовавшей за этим безумной бомбежки силами НАТО невинной Сербии и самого Косово и Метохии (которая длилась семьдесят восемь дней: с 24 марта по 10 июня 1999 года).

Как Патриарх он неустанно посещал свой многострадальный православный народ в изгнании, в больницах и лагерях для беженцев, навещая раненых и заключенных, и для всех он был великим утешением веры и надежды. Он был свидетелем Христовым и проповедником человеколюбия, мира и любви. В самые тяжелые дни войны он свидетельствовал и ходатайствовал о мире и правде, осуждая всякое злодеяние и преступление, особенно разрушение и осквернение религиозных святынь. Всем всегда говорил и подчеркивал: «Будем людьми!» — и эти слова как бы слились с его именем, поэтому дети часто так произносили его имя: Патриарх Павел — Будем людьми! (Так, несколько дней по его погребении, вышло в свет новое издание книги журналиста Й. Янича под названием «Будем людьми — жизнь и слово Патриарха Павла»; она опубликована и на французском: «Soyons des hommes vie et paroles du Patriarche Serbe Paul», 2008.)

Святейший Павел, и как иеромонах, всегда богослужил смиренно и глубоко молитвенно; он был на редкость музыкальным, пел он умильным голосом, не только служа Божественную Литургию, но часто и на клиросе. В православном мире, среди патриархов, иерархов, священства, монашества, в народе, среди богословов и ученых, культурных людей, поэтов и художников, он пользовался глубоким и искренним уважением. Патриарх Павел посетил все Православные Церкви в мире и принял всех православных патриархов и предстоятелей Церквей, а также многих прелатов иных вероисповеданий и религий. Во время войны, пытаясь добиться прекращения военных действий и установления мира, он встречался с религиозными и политическими лидерами соседних народов и государств.

Искреннее и глубокое уважение к своему любимому Патриарху сербский народ выразил особенно за пять дней поклонения его о Господе упокоившемуся телу, когда спокойный золотистый оттенок его лица излучал свет, как лики святых Божиих угодников, к которым, мы твердо уверены, Господь причислил и этого Своего верного первосвященника. В период своей двухлетней болезни святейший Павел регулярно, каждодневно причащался. Так он сознательно и с молитвой на устах принял Святые Тайны и в последнее утро на земле, в воскресенье 15/2 ноября 2009 года, и мирно почил о Господе в 10 часов 45 минут.

Его тело перенесли в кафедральный собор в Белграде, где оно покоилось пять дней. В четверг, 19 ноября, состоялось его всеправославное отпевание в храме Святого Саввы на Врачаре, в сослужении Патриарха Константинопольского Варфоломея, посланцев Русской и других Православных Церквей и всех иерархов Сербской Церкви, сонма духовенства и монашества и миллионного верующего народа. Патриарх похоронен, согласно его завещанию в монастыре Раковица под Белградом, рядом с могилой патриарха Димитрия.

Ежедневно в теченис пяти дней всенародное поклонение упокоившемуся Патриарху в городах и селах Сербской Церкви звонили в колокола и служили Божественную Литургию.

На Божественной Литургии в понедельник 16 ноября в кафедральном соборе в Белграде было произнесено это «Слово», посвященное блаженной памяти патриарху Павлу:

Евангелие есть слово вечной жизни. Апостол Иоанн, любимый ученик Христов и девственник в откровении на Патмосе видел Ангела, носящего вечное Евиигелие (Откр. 14:6). Это вечное Евангелие есть Сам Сын Человеческий, Господь Христос Богочеловек, Который, воплотившись, стал человеком на всю вечность.. Это вечная Божия Благовесть, благая весть Святой Троицы миру и роду человеческому, но – в личности Христа, воипостозированная в лице Единородного Сына Воплощенного, данная нам, людям, для вечной жизни. Каждый человек, как живая икона Христова, есть словесное Евангелие, ибо каждый человек создан для рая и жизни вечной.

Архиерей и святейший патриарх Павел, ученик Христов, был живым, воплощенным Евангелием, ходячим Евангелием среди нас, недостойных. Куда бы ни пошел, он Евангелие нес, Евапгелие воплощал, Евангелие исповедовал и проповедовал. Отроду носил он его в себе, всем сердцем следуя за Господом, первым Евангелиеносцем и Евангелиеделателем. А потом получил имя Павла, пятого евангелиста Христова. Павел значит «малый», малого роста, но и этот Павел, как тот, превзошел и третье Небо.

Малый Павел Стойчевич, из села Кучанцы в Славонии, из Призрена и с Косова, из Белграда и Сербии на гористых Балканах, вчера достиг третьего Неба. Великая радость на Небесах — и великий плач в сербских землях и краях от Дуная до моря. Но здесь это плач, пронизанный радостью, так же как и первые христиане плачем и радостью жили и с плачем и радостью проводили святого первомученика Стефана. Чудесное сочетание, непостижимое. Никакая наука, меньше всего психология, или мелкие человеческие логики и логистики не могут постичь тайну грустно-радостной истины Евангелия, крестно-воскресной жизни Евангелия. «Крест носить нам суждено»,— сказал сербский Владыка на Цетине. Но крест ведет в Воскресение и дает Воскресение. А без Креста нет и Воскресения.

Как апостол Павел, и новый Павел Всесербский и Всеправославный с детства страдал. Страдал он и в ту и в эту воину. И в ту и в эту войну его чуть не убили. Он служил Господу и в слабом теле, чудном и светлом, и святом, каким мы видим его здесь, каким мы видим его здесь, перед нами. Когда Святейший два года тому назад внезапно ослаб, он спросил одного Владыку: «Пойдешь ли ты на похороны Патриарха Павла?» Тот ответил: «Это будут не похороны, а перенесение мощей!»

Братья и сестры и дoрoгие дети, мы являемся свидетелями того, что перед нами воплощенное Евангелие. Пострадавшее или, лучше сказать с детства выстраданное Евангелие. Павел страдал особенно в Косово — тридцать три с половиной Христовых года. Гонимый, преследуем, битый, ругаемый, оплевываемый, унижаемый. Он никогда не жаловался, никогда не отвечал ненавистью. А говорил он о достоинстве богообразности человека, о достоинстве народа, о том, что только это христообразное достоинство войдет в Царствие Небесное.

И тогда некоторыс говорили, может быть, и сейчас есть такие, которые говорят, что Павел был «полемохарис», что якобы хотел войны. А он на это так отвечал: «Есть война против зла, но в этой войне нельзя пользоваться злом. Будем людьми и среди нелюдей! Архангел Михаил повел войну на небе против диавола (Откр. 12:7 — 10) именно из-за зла и против зла, чтобы стать между Ангелами и диаволом, но притом он не пользовался злом против зла». Малый Павел выпрямился, чтобы защитить свой народ и в Косово, и Метохии, и в Сербских землях и краях. И я верую, что нас и наш народ православный отныне на Небесах еще больше будет защищать, представляя перед Господом свои молитвы и страдания, которые он сам пережил и воочию видел, все душевные и телесные страдания, перенесенные им в жизни, особенно в те годы, когда он был Патриархом Печским и Белградским и всех Сербских и Поморских земель. Но он будет приносить Богy и свои молитвы за всех людей и за весь мир.

Он всегда следовал Евангелию. И он был живое воплощение Евангелия. Отец Иустип (Попович) сказал: «Каждый человек создан для Евангелия. И каждый человек носит, и свидетельствует, и проповедует Евангелие, и пишет Евангелие, продолжает его писать». Это то, добавляет oтец Иустин, что евангелист Иоанн, завершая свое Евангелие говорит: Многое и другое сотоворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25). Что же это? Гипербола? Нет, но в каждом человеке пишется, продолжается Христово бессмертное Евангелие. Каждый человек своей жизнью, позвольте мне сказать, переписывает и дописывает его. Или, к сожалению, помрачает его в себе. Евангелие одно, но разны лучи света и благодати Евангелия, ибо оно — полифоническая симфония, полифоничны, но однвременно и симфоничмн, лучи света Евангелия Спаса. Павел светил Евангелием, как мало кто в нашем мире, в нашем пространстве и времени.

И еще скажу: патриарх Павел был свидетелем и носителем любви ко всему творению Божию, любви ко всем детям Божиим. Он не был ни самолюбцем, ни чревоугодником, он не пестовал культ тела, но и не презирал тело. Он старался о своем слабом теле. И нам оставил как пример и завещание, что надо уважать каждое творение Божие, даже само тело, но не служить ему, как это, к сожалению, бывает сегодня. Люди стали рабами тела, ибо у них уже дух порабощен. У святейшего Павла дух был свободным, поэтому он освобождал и тело. Он заботился о теле, ибо и оно есть творение Божие. Неправда, что православные ненавидят мир и тело. Они только сознают, что грех и зло возможны и в мире, и в теле (1 Ин. 5:19; 2:15-17). А грех и зло — самая большая пагуба и гибель для богообразного человеческого существа; каждый грех и каждая страсть, особенно самолюбие, алчность и насилие, эгоизм и ненависть к людям, которая человекоубийственна, как у самого большого человекоубийцы диавола.

Патриарх Павел любил людей и детей. И был он живым ходящим ребенком Божиим. В Евангелии Господь особенно хвалит детей, говоря, что все люди должны быть как дети (Мф. 18:2—5). Сегодня Павел — дитя у Господа своего со всеми своими детьми, исстрадавшимися, ранеными, рассеянными, но все же богообразными и христообразными. И сегодня он на Небесах в соборе духов праведников, достигших совершенства (Ев. 12:22—23).

Блажен nymь, воньже идет днесь душа его, яко уготована ей место упокоения. Да даст ему Господь место вечного покоя. А вечный покой — это не значит, что он спит где-то, охраняемый ангелами, вечный покой есть вечное движение, рост и кипение в вечном источнике жизни Божией, это согревание и радование на вечном очаге любви Святой Троицы. Это «вечно движущееся стояние, и вечно стоящее движение», по словам святого Максима Исповедника. Это жизнь вечная во Христе Богочеловеке, Который есть Земля живых. Это струи жизни вечной, замечаемые и ощущаемые у всех, кто во Христа живо верует, кто воскрес уже здесь, и особенно в Царствии Небесном. Это журчание той живой воды, которую ощущал и переживал в себе святой старец епископ Игнатий Богоносец, когда его вели в римский Колизей, чтобы он пострадал за Христа.

Святейший Владыко, молись Господу Человеколюбцу за всех детей твоих, за Косово и Метохию, за Сербию, Славонию, Йадовно, за Печ, и Дечаны, и Грачаницу. За всю вселенную и весь мир. Не забывай нас в своих Богу угодных молитвах, как не забывал ты нас и в этой жизни. Молись за всех нас, особенно за народ этот, который так остался верен тебе и остался верен Евангелию — верен Христу Богу и Спасу Твоему и нашему. Ему слава и благодарение во веки веков.

А Тебе вечная память у Господа и у всех нас — в Церкви Бога Живого.

 

«Вестник русского христианского движения». № 196. I – 2010.

Rambler's Top100