Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека] [Вестник РХД]

Вестник русского христианского движения № 100 (II), 1971 г.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ВЕСТНИКА в 1949 г.

Мы живем в удивительное время. Для наших дней характерны полярные противоположности. Приближался ли когда-либо раньше мир к гибели от загрязнения всей биосферы — воздуха, земли, воды? И в то же время — посещал ли человек когда-либо раньше иные планеты? Имело ли в мире когда-либо такое широкое государственное применение безбожное и безчеловечное учение, которое процветает сейчас, в двадцатом веке? И в то же время — когда раньше бывало, что достижения науки раскрывают и в микро- и в макрокосмосе «нечто целое, исполненное невозмутимого строя»? Когда бывало, чтобы от лица науки требовалось «совмещение эстетики, этики и науки»? Можно ли было предвидеть, что в научных журналах будут писать: «...о сущности живого вещества и его роли в космосе и на планете, о значении в геологических процессах разума и воли человека, о судьбах науки, о начале и вечности жизни, о моральных принципах...»?

Однако, откуда взяты эти цитаты? Мы их черпаем не на относительно свободном Западе, а не безотносительно несвободном Востоке! Мы получаем эти сведения не только из научных, но даже из периодических и популярных изданий страны неслыханной диктатуры — Советского Союза, государства, являющегося оплотом современного мирового безбожия. Это звучит парадоксально, но это действительно так. Тот, кто следит за этой литературой, тот убедится в правоте слов:

...Чем глубже ночь, тем ярче звезды.
Чем больше скорбь, тем ближе Бог.

Наш Вестник живет в этом сложном, в этом слепотствующем и в этом прозревающем мире. Слово Вестника было и должно всегда быть зовущим нас «соработать» делу одухотворения мира. Это наш человеческий долг, ибо никому иному, как «сыну человеческому» повеливает Бог прорекать оживотворяющие слова (Пророк Иезекииль, глава 37, стих. 1-14, читаемые в Церкви на утрене Великой Субботы).

Вестник всегда был горячо любим в Движении. Я на всю жизнь запомнил, как, будучи еще совсем молодым священником, впервые участвовал на съезде Совета Движения (Буасси, 1935 год), и слушал доклад редактора Вестника И. А. Лаговского, моего учителя и друга. Этот волевой человек, смертью своей доказавший свое мужество, заплакал, говоря о непреодолимых финансовых трудностях для продолжения издания Вестника. Возможно, что именно это воспоминание, побудило меня дерзнуть взяться за восстановление Вестника спустя десять лет после вынужденного прекращения его в 1939 году.


1945 год... После войны, на военных развалинах нужно было начинать жизнь с начала. Была радость конца войны, было вдохновение. В это время в Мюнхене оказалась группа людей, готовых послужить основной идее Движения — воцерковлению жизни. Мы стали своими руками восстанавливать брошенный, разрушенный бомбами дом. Найдя в развалинах этого дома чудом сохранившийся образок преп. Серафима, мы приняли это как благословение свыше... Трудные условия жизни, полуголодное существование — только придавали нам энергии. В доме, названном «Милосердный Самарянин», создался храм Преп. Серафима, вокруг которого устраиваются просветительный, миссионерский и социальный отделы. Учебные заведения — детский сад, начальная школа, гимназия. Двухгодичные курсы «сестер-самаритянок» — совмещение медицинской и социальной работы с миссионерской. Амбулатория, лаборатория. Отдел социальной помощи. И главное: восстанавливается деятельность РСХД в Германии, и начинает издаваться Вестник, издание которого прервалось из-за войны.

Не случайно восстановление Вестника, как и работа Движения в послевоенной Германии, произошли именно в Мюнхене. Здесь, среди беженцев, оказались такие старые члены Движения как бывш. генеральный секретарь Движения А. И. Никитин, отец Сергий Щукин, Н. П. Хирьяков, Н. Н. Купфер. Тут были такие друзья Движения как проф. Ф. А. Степун, избранный впоследствии председателем Движения в Германии. Деятельными восстановителями Движения были, тогда еще более молодые, движенцы, отец Георгий Бенигсен с матушкой, моя матушка и я, матушка Тамара Лукканен, Маргарита Банг (теперь Гизетти), Димитрий Гизетти (теперь священствующий в Калифорнии), кипящий энергией Олег Родзянко, талантливый художник и иконописец Серафим Слободской (теперь священствующий в Америке), молодежь семьи Лопухиных и многие другие.

Беженцы, среди которых работало Движение, были, главным образом, люди из Советского Союза. Все сходились на одном и самом для нас главном, что и было отражено в редакционной статье первого изданного нами Вестника в 1949 году: «В служении Господу Иисусу Христу и Его Церкви, в хранении и создании православной культуры Движение видит путь к спасению Родины и родного народа».

Летом 1948 года к нам в Германию приехал первый представитель центра Движения, Л. А. Зандер. Только безграничная преданность Льва Александровича делу Движения могла «перенести» его через все существовавшие тогда пограничные кордоны. Он участвовал и в первом летнем съезде Движения.


Мы отмечаем большое и радостное событие — издание 100-го номера Вестника. Вестник делает дело огромной важности: он духовно служит каждому русскому человеку, вне зависимости, где живет этот человек. Вестник призван быть Вестником дела Божия в нашем поляризирующемся мире. Он из многообразия своего опыта может, утверждая, повторять за апостолом, что «для слова Божия нет уз» (2 Тим., 2, 9) и что «любящим Бога все содействует ко благу».

Не сохраняй Вестник ту атмосферу свободы, которая одна способна выявлять ценности человеческого духа, — не быть бы Вестнику тем, что он есть, и чем он еще может и должен быть.

Прот. А. КИСЕЛЕВ

Rambler's Top100