Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Паавали (Павел)
(1914–1988)
архиепископ православной церкви


Самым значительным достижением архиепископа Паавали можно считать то, что ему удалось приблизить финскую православную духовность к первоосновам раннего христианства. Паавали отошел от славянских традиций православного богослужения и «национальных» элементов, возникших в начальный период независимости, и вернулся к традициям единого христианского мира. По мнению многих современников, он был серьезным духовным наставником. Паавали также был автором церковной музыки, а также внес вклад в развитие экуменических и международных связей. Своей публичной деятельностью он преобразил представления лютеранской Финляндии о православии.

Паавали (по рождению имел имя Георгий Гусев) родился в 1914 г. в Петербурге. Через пять лет его семья переехала в Выборг и сменила свою фамилию на Олмари. Таким же образом имя Георгий на финский лад было заменено на Юрьё. В начале он учился в классическом лицее Выборга, но в 1932 г. оставил учебу из-за смерти отца. В том же году он поступил в Сортавальскую семинарию и в 1936 г. получил степень кандидата. После этого он пошел на срочную службу в армию.
Во время учебы в семинарии Юрьё Олмари руководил ученическим хором и работал заместителем руководителя хора православного кафедрального собора Сортавалы. Он начал переводить на финский язык славянские церковные песнопения и произведения русских композиторов. По инициативе тогдашнего ректора семинарии Николая Валмо (1890–1943, в должности ректора 1931–1942 гг.) Олмари знакомится с Валаамским монастырем. По не вполне понятным причинам, Олмари решил после окончания семинарии в конце 1937 г. уйти в монастырь. Уже на следующий год, то есть на редкость быстро, он был рукоположен в монахи и иеромонахи. В этой связи он получил имя Паавали.
В монастыре в обязанности Паавали входило руководство финноязычным хором послушников. Также он подготовил к изданию на  финском языке брошюры о жизни монастыря, опубликованные под названием «Подвижник». В октябре 1939 г. Паавали был призван на военную службу в качестве пастора. Поначалу зоной его деятельности были острова Валаам и Мантсинсаари. Паавали также участвовал в эвакуации монастыря на рубеже 1939–40 гг ("зимняя война"). После этого он был духовным пастырем переселенцев в Йоэнсуу и Каухава.
В начале войны-продолжения Паавали был призван священником в Олонецкий район, подведомственный Военному управлению Восточной Карелии. Здесь он и некоторые другие православные военные священники решительно противодействовали изначальным попыткам лютеранской церкви обратить в лютеранство православное население, оставшееся на территории Восточной Карелии. Паавали также выступил с предложением включить православное население Восточной Карелии в сферу деятельности Финской православной церкви. Из-за своих воззрений Паавали был удален из Восточной Карелии. Отработав некоторое время священником в лагере для военнопленных и преподавателем закона божьего на учительских курсах в Ямся, организованных для слушателей из Восточной Карелии, осенью 1943 г. Паавали возвращается пастором на фронт. Он вновь высказал мысль о том, что Восточная Карелия является «естественной» сферой деятельности Финской православной церкви. В целях укрепления православной духовной жизни Паавали совместно с другими священниками, работавшими в Восточной Карелии, весной 1944 г. основал Православную Братию Валаамского монастыря в Хейнявеси. Основной задачей Братии было укрепление православного духа ее членов и популяризация монастырской жизни. Братия издает выходящий четыре раза в год журнал «Хехкува Хийллос» («Пылающие угли»).
С наступлением мира Паавали был направлен исполняющим обязанности регента в приходе Йоэнсуу. Одновременно он был назначен главным редактором Совета по изданию православной литературы и ответственным редактором журнала «Аамун Койтто». В то время он, по-видимому, испытал духовный кризис, и в конце 1946 г. перешел на должность бухгалтера в акционерное общество «Савитеоллисуус» в Мюллюкоски, где, как следует из его послужного списка, также был духовным пастырем переселенцев. По некоторым сведениям, он подумывал об отказе от монашества и о женитьбе.
Кризис закончился в конце 1948 г., когда Паавали обратился к архиепископу Герману с просьбой о месте. Просьба была удовлетворена, и Паавали стал исполняющим обязанности регента православного прихода Куопио. Кроме этого, Паавали редактировал обновленные и снабженные комментариями требники и нотные сборники церковных песнопений. В ходе дальнейших преобразований богослужение было освобождено от элементов славянского происхождения, при этом было еще более усилено значение причастия. В народе обновленную службу стали называть «Литургией Паавали». Позже, уже будучи архиепископом, Паавали обработал песенник для евхаристии. Принятый в 1970 г., он был разработан специально для богослужения на финском языке. Ранее основой служил финский перевод русскоязычного текста.
В 1947–1954 гг. Паавали руководил праздничным хором на четырех православных песенных праздниках. Кроме этого, в летние месяцы 1949–1951 гг. по заданию руководства церкви он совершал внутренние миссионерские поездки в губернию Оулу и Лапландию.
На Церковном соборе 1955 г. Паавали был избран викарным епископом. В этой должности в его обязанности входило, среди прочего, поддержание отношений с Русской православной церковью, которая в 1945 г. предложила Финской православной церкви вернуться в состав Московской патриархии. Под руководством архиепископа Германа предложение было отклонено, и, в конце концов, Русская церковь «забыла» о нем. Окончательно вопрос был похоронен в 1957–1958 гг. Паавали был одним из трех членов делегации, которая в 1957 г. по приглашению Московской патриархии знакомилась с деятельностью Русской православной церкви. Кроме того, в мае 1958 г. он был одним из представителей Финской православной церкви на праздновании 40-летия основания Московской патриархии.
Второй его основной задачей на посту викарного епископа было духовное и религиозное возрождение Финской православной церкви. В частности, в 1955 г. Паавали был избран членом комиссии, в задачу которой входило повышение уровня регентов.
Духовная жизнь и связи с другими конфессиями находились в центре внимания Паавали и после того, как в 1960 г. он был избран архиепископом. При нем укрепились экуменические контакты Финской православной церкви в Финляндии и за ее пределами, а зарубежные связи были существенно расширены и стали охватывать все крупнейшие православные церкви мира.
Для нужд духовного воспитания в конце своей карьеры Паавали издал два произведения с наставлениями из области богослужебной деятельности: «Как мы веруем» и «Праздник веры». Первое было небольшим, но сжатым введением в раннехристианскую теологию. Позже оно было переведено на более чем десять языков. Второе, также не слишком объемное, давало развернутое представление о богослужении. В обоих исследованиях исходным моментом было раннехристианское наследие, то есть те ценности, которые православная церковь считает первоосновой своего учения.
Что касается традиций, то здесь Паавали вслед за хорошо ему известным крупнейшим теологом православной церкви Америки Александром Шмеманом (1921–1983) подчеркивал важность единого богослужения и индивидуальной молитвы. Первое, на его взгляд, приучает людей жить в угодной Богу социальной среде. Вторая необходима для самовоспитания.
Само по себе данное представление не было чем-то новым. Новым же было то, что Паавали более не подчеркивал национальный характер православия в той же степени, как это делал, например, архиепископ Герман, и возвращался к мысли о сообществе верующих, а не о конкретном народе. Одновременно он формировал для церкви идентичность, которая была в первую очередь православной, а не финской. Новым было также стремление Паавали побуждать прихожан к более частому причастию. Для этого по его инициативе архиерейский съезд в 1970 г. отдал распоряжение, по которому человек имеет возможность по разрешению своего духовника причащаться без предварительной исповеди, как предполагала прежняя практика.
Деятельность Паавали в сане архиепископа началась в то время, когда финское общество начало по-новому оценивать собственное отношение к православию. Люди начали относиться с уважением к тому, что ранее называлось не иначе как «церковью рюсся». На государственном уровне это проявилось в признании православной церкви в качестве второй государственной. Закон о Финской православной церкви был принят в 1969 г. и вступил в силу на следующий год. С точки зрения культуры, признаками произошедших изменений стало то, что Ново-Валаамский монастырь и Паавали стали символами православия в Финляндии. Интерес к православию и количество прихожан существенно выросли. Некоторые ортодоксы относились к так называемым новообращенным настороженно, но Паавали в своей статье, опубликованной в «Аамун Койтто», отметил, что сам факт прихода в лоно церкви не является проблемой, – так в свое время поступил апостол Павел. Проблема заключается в том, как человек в своей жизни претворяет учение церкви. С этой точки зрения «прирожденные православные» и «новообращенные» равны.
В сфере межцерковных отношений сближение Паавали с католической церковью проявилось, в частности, в том, что в конце 1960-х гг. он позволил католикам использовать в Финляндии православные храмы для отправления богослужений. Вместе с тем, он столкнулся с некоторыми проблемами. Первая возникла в 1978 г., когда архиепископ решил пригласить на празднование 60-летия духовной семинарии предстоятеля православной церкви Америки метрополита Феодосия (1933-, в сане с 1977). Эта церковь ранее находилась в ведении Московской патриархии, но Константинопольский Вселенский собор не признал самостоятельность Американской церкви, предоставленную Москвой в 1970 г. Константинополь вынудил Паавали отменить визит Феодосия. Это вызвало в церковных кругах Финляндии определенное противодействие, а также мысли о полной независимости – автокефалии. В конце концов, процедура получения автокефалии не была начата, вместо этого было пересмотрено епархиальное деление путем образования в 1980 г. Оулуской епархии. Это было шагом к автокефалии, потому как в полностью независимой церкви должно быть как минимум три епархии. После основания третьей епархии разговоры об автокефалии носили лишь спорадический характер.
Другой сложной проблемой стало признание лютеранской церковью Финляндии права женщин на пасторат. Немедленно после этого, 25 мая 1986 г., епископский собор Финской православной заявил: «До сих пор у нас [с лютеранской церковью] была возможность в духе братства вести диалог об учении, и даже о наших расхождениях во взглядах на роль пастыря, в надежде на сближении наших позиций… Осознанное допущение женщины-пастора нарушает… эти исходные позиции и, по меньшей мере в этом смысле, лишает почвы так называемый диалог об учении как фактор, способствующий достижению единства». В целом же, эта проблема в дальнейшем не стала препятствием для повседневного сотрудничества между церквами, в частности, при проведении экуменических мероприятий.
Тем не менее, отход церкви от национального статуса в направлении акцентирования православных ценностей означал определенное отдаление от гомогенной финской культуры. По определению Паавали, церковь не могла безоговорочно принять такие черты западного общества, которые не находились в гармонии с представлениями о неделимом христианстве. Одной из таких черт была демократия. Она, по мнению Паавали, сама по себе вовсе не была чем-то плохим, даже наоборот. Однако если демократия не признавала авторитета Бога, она не годилась для церкви.
Паавали не делал акцент на различиях между православием и тем же лютеранством. И все же различия существуют, что позволяет православной церкви обладать собственной, отличной от других христианских церквей идентичностью. Усиление последней, применительно к Финской православной церкви, стало характерной чертой пребывания Паавали на посту архиепископа.

 – ТЕУВО ЛАЙТИЛА

Приложение:
Георгий Гусев, с 1919 Юрьё Олмари, с 1938 Паавали. Род. 28.8.1914 Санкт-Петербург, умер 2.12.1988 Куопио. Родители: Алви Олмари (ранее Гусев), род. 1871, умер 1932, и Анна Водоменская, род. 1874, умерла 1963.

Из книги "Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий".  Издание общества финской литературы. 2004. http://www.kansallisbiografia.fi/pdf/kb_ru.pdf
Для публикации на сайте Golubinski.ru перевод отредактирован. А. Платонов.
Rambler's Top100
Читаем тут: https://remstroy31.ru