Преп. Сергий / К началу

Карта сайта


ОПЫТ КАТЕХИЗАЦИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ФИНЛЯНДИИ
(на примере Хельсинкского прихода в 60-90-е годы
XX века)
 

Бакалаврская работа

студентки IV курса

Р.-Х. Кемппи

МОСКВА
2001

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход в православие из Лютеранской церкви заставил Православную церковь решить вопрос о том, как научить вере людей, переходящих в нее. До 1960-х годов число переходящих в православие было низким, а впоследствии оно стало постоянно расти.

Почему именно с 60-х годов многие бывшие лютеране стали переходить в православие? Некоторые причины объясняются историей: до войн 1939-40 и 1941-44, кроме Восточной Финляндии и некоторых городов, в Финляндии было очень мало православных. Поэтому до того православие являлось для большинства финнов мало знакомым. Вследствии войн население финской Карелии эвакуировали и поселили по всей стране. Среди этого населения было много православных. Сначала отношение лютеран к православным было осторожным и иногда отрицательным, но со временем оно изменилось. В течении нескольких десятилетий Православная церковь восстановилась и лютеране могли познакомиться с ее богослужебной жизнью.

Кроме того, в обществе появились новые ценности, и время однородного лютеранского общества кончилось. Особенно в 50-60-е годы общество сильно изменилось. Многие ушли из Лютеранской церкви. Некоторые из них остались вообще вне христианства, а некоторые нашли путь в Православную церковь. Особенно резко число переходящих в православие стало увеличиваться с начала 90-х годов. В настоящее время в Хельсинкском приходе оно больше, чем число крещеных в детстве.

Больше всех в православие переходят образованные женщины среднего возраста и студенты. От лютеранства их отталкивает пиетизм, рационализм, секуляризованность, неустойчивость. Многие, кто начинают искать ответы на вопросы жизни, не находят их в Лютеранской церкви. Многие чувствуют, что в Православную церковь легко войти, и они находят в ней богатую богослужебную жизнь и традицию Церкви, из которых можно черпать мудрость. В центре веры и жизни Церкви — Воскресший Христос, и об этом свидетельствуют богослужения. Тайна вечной жизни и многие другие вещи открываются в православной традиции гораздо глубже, чем в лютеранской. Многие находят в православной вере крепость, на которую можно опереться и построить христианскую жизнь.

Переходящих в православие надо научить православной вере. В Хельсинкском приходе научение происходит и в группах и индивидуально. До второй половины 60-х годов, когда мало людей переходило в православие, оглашение проводилось только индивидуально. В конце десятилетия стали проводить и групповую катехизацию. Но, на самом деле, они мало отличаются друг от друга, потому что в обоих случаях оглашение происходит достаточно индивидуально. Единственным исключением является огласительная группа в Эспоо.

Научение строится в некоторых примерах или на истории спасения, или на Символе веры. Во многих примерах особенной структуры нет, и тогда на оглашении просто проходят разные темы о православии по усмотрению катехизатора или по потребности оглашаемого. На центральном месте на оглашении стоит  участие в богослужениях. Это очень важно и хорошо, потому что они лучше чем что-нибудь другое передают православную веру. В Финляндии служат на современном финском языке, и поэтому содержание богослужений более или менее доступно всем.   Особенное внимание уделяют темам, которые лютеранам мало знакомы: православная догматика, православное учение о таинствах, почитание святых и икон. Таким образом, оглашение довольно хорошо отвечает на некоторые из тех нужд, которые есть у бывших лютеран, но общим недостатком является отсутствие изучения Священного Писания, и то, что мало руководства к личной молитве, и мало говориться об этике. Кроме того, во многих случаях православная вера не передается целостно, а как бы в отдельных кусках. Также часто не хватает общности, и каждый оглашается достаточно индивидуально. Огласительная литература есть, но недостаточно. Ее не хватает особенно по тем темам, о которых мало говориться на оглашении: Библия, молитва и этика.

Главными проблемами катехизаторы называли следующие вопросы: трудность новообращенным найти свое место в Церкви, индивидуализм, трудности в восприятии лютеранами некоторых вещей в православной традиции, нереальное представление о Православной церкви, отсутствие общего решения о содержании катехизации и слабость этической проповеди церкви. Первые два вопроса явно связаны с тем, что не хватает общности, как мы упомянули. Также ясно то, что поскольку слабым местом церкви является этическая проповедь, то это видно и в катехизации.  Нереальное представление  о Православной церкви возникает легко, если обращают внимания лишь на ее внешние стороны. Катехизация должна помочь именно в этом, увидеть то, что существенно. То, что касается общего решения, было бы плодотворно, если бы катехизаторы обменивались опытом, и обсуждали, какие вещи являются главными, и какие второстепенными. Иначе со всем приходится справляться в одиночку. Есть много, чего не хватает, и катехизацию нужно развить. Как о.Вейкко Пурмонен говорил, “оглашение у нас является только первой помощью”.

            Все катехизаторы считают оглашение более или менее нужным. Разница взглядов о необходимости оглашения в том, что одни считают его нужным для всех, а другие принимают в Церковь без оглашения людей, у кого православные корни или брак с православным. У последнего взгляда слабые основания, потому что нет никакой гарантии в том, что православные корни или супруг воцерковляют этих людей.

            Катехизация в Хельсинкском приходе отличается  от опыта других приходов в том, что в некоторых случаях она более организованная и целостная.

С опытом древней церкви мы нашли много общего. Мы упомянули некоторые недостатки в опыте Хельсинкского прихода, и это именно те вопросы, на которые много обращали внимания в древней церкви: Священное Писание, молитва, этика. Кроме того, оглашаемые в древности были тесно связаны с конкретной евхаристической общиной.

Кажется, что одним из главных вопросов в катехизации и в переходе в православие в целом является вопрос о Церкви и евхаристической общине. Об этом говорил о. Хейкки: “И опять мы сталкиваемся с вопросом об общине: что есть Церковь и членом чего человек конкретно становиться, когда он входить в Церковь? ” Он считает, что тема катехизации связана с жизнью Церкви целостно, как с внутренним ростом евхаристической общины, так и ее присутствием и миссией в обществе. Не случайно один из оглашаемых размышлял о том, что есть Церковь, и хотел стать православным, потому что хотел стать членом евхаристической общины.  Но найдется ли она?

Переход в православие из протестантских конфессий происходит не только в Финляндии, но во всем мире. Выше мы уже упомянули замечания митрополита Антония Сурожского в Англии об этом. Отец Иоанн Мейендорф рассказывал о ситуации в Америке, о том, что там “особенно в последние годы многие неправославные американцы семьями переходят в православие”. [39] По его мнению, в принципе, единственной миссией в христианстве является “прииди и виждь”, то есть, богослужение. [40] “В нашем диалоге с протестантизмом мы должны уметь представить, передать им понятие Церкви не как внешнего авторитета, а как место общины, где человек приобщается к Богу непосредственно и понимает Библию силою Святого Духа. Это более органическое понимание экклезиологии, основанное на совершении Предания Церкви”. [41]

Наконец, в общем можно сказать, что многие переходят в православие из лютеранства, и находят сокровище в Православной церкви. Какая-то часть из них участвует в катехизации, которая в большинстве случаев передает самое необходимое о православии. Но что происходит после оглашения? Некоторые из катехизаторов  не стали обсуждать плоды катехизации, потому что считают это невозможным, а остальные вообще ничего не сказали по этому вопросу.  Наверное, многим новообращенным трудно найти место в Церкви, потому что оглашение больше передает знания, чем помогает сознавать свои дары и найти свое место в Церкви. Но, по крайней мере, те студенты, о которых мы писали, нашли то, что искали, и они считают, что катехизация им очень помогла.

[39] Мейендорф, 20.

[40] Там же, 18-19.

[41] Там же, 14.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет