ГУМАНИТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА
ОГЛАВЛЕHИЕ
Примечания
- В
основу данной главы положены заметки, составленные в марте-апреле 1968 г
по просьбе директора Солковского института биологических исследований (Salk Institute of Biological studies).
Я надеялся при этом, что они смогут помочь в движении от лишенного ценностей
технологизирований к гуманистически ориентированной философии биологии.
Оставляя в стороне все очевидные пограничные вопросы биологии, я
сосредоточился на том, чем, как мне кажется, пренебрегают или что
неправильно толкуют – если рассматривать все это со специфической позиции
психолога.
- Полнее
эта тема рассматривается в моей книге "The Psychology of Science: A
Reconnaissance" (Maslow, 1966 a).
- Я
использую здесь прописные буквы так, как это делает О.Вейнберг
- Значение
утраты пиковых переживаний для стиля жизни было очень хорошо раскрыто во
"Введении в новый экзистенциализм" Колина Уилсона (Wilson,
1967).
- Я
был вынужден придумывать термины, поскольку английский язык несправедлив
по отношению к хорошим людям. В нем нет достаточного набора слов для обозначения
добродетелей. А
некоторые прекрасные слова оказались дискредитированы, например
"любовь".
- Дальнейшие
исследования доступны каждому, кто в них заинтересован. Некоторые такие
исследования выполнены мною совместно с моими студентами. Например, в одном
очень простом эксперименте, осуществленном только для того, чтобы
показать, что это можно сделать, мы обнаружили, что для студенток колледжа
источником пиковых переживаний чаще всего служит то, что их любят, а для
студентов-мужчин – победы, успехи, преодоления и достижения. Это совпадает
как с нашим обыденным знанием, так и с клиническим опытом. Можно
осуществить много других исследований того же типа; здесь открывается
широкое поле, особенно теперь, когда мы знаем, что пиковые переживания
можно целенаправленно вызывать с помощью фармакологических средств.
- С
самого начала я хочу избежать смешения слова "должно", как я его
здесь использую, с "невротическим долженствованием",
рассматриваемым К.Хорни, например, в главе 3 ее книги "Невроз и
развитие личности" (Homey, 1950)*.
То, чего ожидают от человека, часто есть внешним, произвольным, априорным,
ориентированным на совершенство – одним словом, нереалистичным. Я же
использую здесь слово "должно" для характеристики внутренних
качеств организма, реального потенциала, который может быть реализован и
которому надо реализоваться под тяжестью причиняемых болезнью страданий.
- Самобытность,
подлинность, самоосуществление и т.д., разумеется, не решают автоматически
все этические проблемы. Даже после того, как постепенно исчезают
псевдопроблемы, остается много реальных. Но, конечно, даже эти реальные
проблемы лучше поддаются решению, если с ними работать без шор на глазах.
Честность по отношению к самому себе и хорошее знание своей собственной
природы – это обязательные предпосылки аутентичных нравственных решений.
Но я не хочу сказать, что достаточно быть аутентичным и знать себя.
Подлинное знание себя, разумеется, недостаточно для многих решений, хотя
абсолютно необходимо. Я также оставляю в стороне здесь несомненные воспитательные
функции психотерапии, то есть невольное приобщение пациента к ценностям
психотерапевта уже потому, что последний задает образец. Возникают
вопросы: что есть главным, а что – второстепенным? Что нужно
максимизировать, а что – минимизировать? Стремимся ли мы, применяя
вскрывающую психотерапию, к чистому самооткрытию пациента? Какие цели
правильны с прагматической точки зрения? Я хотел бы также отметить, что
отказ "навязывать себя" пациенту или приобщать его к своим
ценностям может быть достигнут либо посредством фрейдовской
"зеркальной отстраненности" от пациента, либо на основе
проникнутой бытийной любовью "встречи" в терминах
экзистенциальных психотерапевтов.
- Реальное
Я также частично конструируется и изобретается.
- Одновременное
принятие и слияние, казалось бы, противоречащих друг другу восприятии
находит многие параллели в религиозном языке. Проиллюстрируем это примером
из письма религиозной женщины: "Я нахожу параллель между идеей
"рост или сохранение" и дихотомической идеей "эгоизм или
альтруизм", с одной стороны, и идеей "актуальное или
потенциальное", с другой. Бог видит и любит нас в нашем нынешнем
состоянии и в то же время видит наш потенциал и требует от нас роста для
реализации этого потенциала. По мере того, как мы становимся более богоподобными,
не можем ли мы также принимать любого человека в его нынешнем состоянии,
одновременно поощряя его к следующему шагу в направлении роста?".
- "Неверный",
"плохой", "точный" – тоже такие
познавательно-оценочные слова. Еще одной иллюстрацией может быть рассказ о
преподавателе английского языка, назвавшем студентам два некрасивых слова,
которых он не хотел бы видеть в их сочинениях. Одно из них – "lousy"
("вшивое"), другое – "swell"
("шикарное"). После выжидательной паузы один студент спросил:
"Так что это за слова?"
- Под
рубрикой "восприятие должного" я объединяю несколько различных
видов восприятия. Один из них – восприятие векторно-гештальтных
(динамических, направляющих) составляющих перцептивного поля. Другой –
восприятие будущего как существующего теперь (иначе говоря, восприятие
потенциалов и возможностей для будущего роста и развития). Третий – это
объединяющий тип восприятия, при котором относящиеся к вечности
символические составляющие перцепта воспринимаются одновременно с его
конкретными, непосредственными и ограниченными составляющими. Я не могу с
уверенностью сказать, насколько сходным или отличным от этого есть то, что
я назвал "онтификацией", – осознанное восприятие деятельности
как цели, а не только как средства. Поскольку это все же разные операции,
я пока буду рассматривать их отдельно.
- Эти
заметки еще не представлены в окончательном виде и не образуют полной
структуры. Они основываются на идеях, изложенных в моих книгах "На
подступах к психологии Бытия" и "Мотивация и личность" (Maslow,
1954; 1962 b),
и развивают эти идеи в направлении их идеального предела. Заметки были
написаны в период моей работы в качестве гостя-стипендиата в Западном
институте поведенческих наук в Ла Джолла (Калифорния) в 1961 г.
Дополнительные соображения по психологии Бытия приводятся в моих статьях (Maslow,
1964 а; 1963 а).
- Здесь
и ниже имеется в виду креативность, свойственная самоактуализирующимся
людям.
- Смотри
главу 3 моей книги "На подступах к психологии Бытия" (Maslow,
1962).
- Речь
идет о докладах Шарлотты Бюлер, Херберта Фингаретта, Вольфганга Ледерера и
Алана Уоттса, представленных 15 декабря 1961 г. на собрании
Психологической ассоциации штата Калифорния в Сан-Франциско. Руководитель
симпозиума Лоуренс Н.Соломон подытожил позиции этих авторов следующим
образом: "В основном докладе д-р Бюлер отходит от психоаналитической
ориентации, с тем чтобы рассмотреть основные тенденции жизни в качестве
возможного базиса ценностной системы, созвучной с природой. Она
представляет некоторые эмпирические подходы к исследованиям в этой
области, предлагая свой метод, представляющийся ей в настоящее время
наиболее перспективным.
- Д-р
Фингаретт обсуждает философскую проблему моральной вины и поднимает
глубокий вопрос, всегда ли поведение должно отражать внутреннее принятие (на
некотором уровне осознания) желания, стоящего за поступком. Положительный
ответ автора на этот вопрос ведет к некоторым интересным выводам,
касающимся различия между моральной и невротической виной.
- Д-р
Ледерер делится своим опытом психоаналитика, специально останавливаясь на
тех важных событиях, которые привели его к убеждению, что в наше время
психотерапия должна быть ценностно-ориентированной. Психотерапевт не может
более "...слушать долго и молча, со свободно плавающим вниманием, без
критики, не давая советов – не будучи вовлеченным в дела пациента".
Ценности входят в психотерапию, когда психотерапевт оказывается в
достаточной мере освобожденным, чтобы следовать своему собственному
пониманию и совести в терапевтическом взаимодействии с сегодняшним пациентом
– молодым человеком, который не нашел себя.
- Доклад
д-ра Уоттса содержит то, что для западного читателя может предстать как
новая и в то же время принципиально важная концептуализация человеческой
природы. Исходя из даосских традиций, он описывает человека и окружающий
мир, границей между которыми, принадлежащей и тому и другому, служит
поверхность кожи. Из таких рассуждений вытекает концепция поведения
единого поля, и выводы, значимые для любой теории ценностей и
нравственности.
- Как
можно понять, студенты подкрепляли своими улыбками случайные кивки
профессора. – Ред.
- Рут
Бенедикт (1887-1948) была профессором антропологии в Колумбийском
университете и поэтом (под псевдонимом Энн Синглтон). Главной областью ее
интересов были американские индейцы. Во время Второй мировой войны она
была экспертом по японской культуре, обеспечивая пропаганду союзников
против Японии. В числе ее книг: "Модели культуры", "Раса,
наука и политика", "Хризантема и меч". (Прим.
Х.Ансбахера, редактора американского издания.)
- В оригинале
употреблены те же термины "secure" и
"insecure",
которые применительно к обществам и культура мы переводим как
"уверенный" и "неуверенный". – Ред.
- Эта
глава основана на заметках, сделанных весной 1967 г. в начале семестрового
семинара для старшекурсников и аспирантов в Брэндейсском университете. В
дополнение к стандартному комплекту гипотез, правил и проблем для изучения
в рекомендуемых источниках и написания работ по ним, я составил эти
заметки, которые, как надеялся, помогут группе держаться в рамках
эмпирических и научных изысканий.
- Формальное
описание семинара в проспекте гласило: "Утопическая социальная
психология: семинар для дипломников по специальностям
"Психология", "Социология", "Философия" и
любым социальным дисциплинам. Обсуждение избранных утопических или
эвпсихических сочинений. Семинар будет посвящен эмпирическим и
реалистическим вопросам: Насколько хорошее общество допускает человеческая
природа? Насколько хорошую человеческую природу допускает общество? Что
возможно и осуществимо, а что нет?
- Приложение
Б – в качестве этого приложения в оригинальном издании книги Маслоу
помещена статья Маслоу А., Рэнд X., Ньюмэн
С. // Некоторые параллели между сексуальным и доминантным поведением
приматов и фантазиями пациентов в психотерапии (с. 351-368 издания 1971
г). В
настоящее издание это и другие приложения не включены.
- Я
размышлял над возможностью того, что "познание" в этой легенде
также означает "познание" в старом значении этого слова –
совокупление, то есть, съев яблоко, люди открыли запретную сексуальность,
потеряв невинность именно в этом смысле, а не согласно традиционной
интерпретации. Отсюда,
возможно, и проистекает традиционная христианская антисексуальность.
- Перечень,
усовершенствованный по сравнению с главой 6 книги "На подступах к
психологии Бытия" (Maslow, 1962). В
главе 7 названной книги приводятся характеристики личности, которая
осуществляет Б-познание (своего Я) в пиковых переживаниях.
- Я
настолько уверен в этом, что предлагаю основать компании, занимающиеся
мета-мотивационными исследованиями. Они должны быть столь же прибыльны,
как и те, что специализируются на так называемых мотивационных
исследованиях.
ОГЛАВЛЕHИЕ
|