В начало | Библиотека | |
ГУМАНИТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВАVII
В мифе, как и в сновидении, рассказывается о событиях, происходящих в
пространстве и во времени. В этом повествовании на языке символов
выражаются религиозные и философские идеи, передается внутреннее
состояние человека, и в этом подлинное значение мифа. Те, кому не
удается понять истинный смысл мифа, истолковывают его либо как
донаучное, наивное изображение мира и истории, либо – такова
точка зрения ортодоксальных верующих – как правдивый рассказ о
«реальных» событиях, происходивших на самом деле. Только
эти два варианта считались возможными в западной культуре в XIX и
начале XX в.; однако потом постепенно получил распространение иной
подход, согласно которому на первый план выдвигалось религиозное и
философское значение мифа, и явное содержание его рассматривалось как
выражение этого значения в символах. Было даже установлено, что явное
содержание мифа следует понимать не просто как порождение фантазии
«первобытных» народов, в нем содержатся заботливо хранимые
свидетельства прошлого. (Историческая достоверность некоторых мифов
установлена благодаря множеству находок, сделанных в течение последних
десятилетий в ходе раскопок.)Символы в мифе, сказке, обычае и романе Первопроходцами, проложившими путь к новому пониманию мифов, были Иоганн Якоб Бахофен и Зигмунд Фрейд. Первый из них с непревзойденной глубиной и блеском раскрыл религиозное, психологическое и историческое значение мифов. Благодаря второму стало возможно более глубокое понимание значения мифов с помощью языка символов, ключом к пониманию которого стала его теория толкования сновидений. Роль Фрейда в изучении мифов была скорее косвенной, нежели прямой, поскольку он был склонен видеть в мифе, как и в сновидении, лишь выражение бессознательных антисоциальных побуждений, а не древнюю мудрость, выраженную особым языком – языком символов. |
||