ГУМАНИТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА
Примечания
- In Time and Eternity, A Jewish Reader, edited by Nahum N.Glatzer (New York: Schocken Books, 1946).
- Правда, такое использование термина
"искусство" не согласуется с терминологией Аристотеля, который
разграничивает "искусство изготовления" и "искусство пользования".
- Самоубийство как патологический феномен не противоречит этому общему принципу.
- Под "наукой о человеке" я имею в виду
более широкое понятие, чем конвенциональное понятие антропологии.
Линтон употреблял термин "наука о человеке" в сходном смысле. См. The
Science of Man in the World Crisis, ed. by Ralph Linton, Columbia
University Press, New York, 1945.
- Аристотель. Никомахова этика, 1102а, 17-24, – Соч. в 4-х томах т. 4. М., 1984.
- Там же, 1099а, 3-5.
- Б. Спиноза. Этика Часть III, опред. 6, М.-Л., 1932.
- Ср. Там же, ч. IV, теорема 24.
- Ср. Там же. Предисловие.
- Маркс высказал точку зрения, сходную
спинозовской: "Чтобы знать, что полезно для собаки, – говорит он, –
надо изучить природу собаки. Эта природа сама по себе не может быть
выведена из принципа полезности. Если приложить это к человеку, то тот,
кто стал бы оценивать все человеческие поступки, движения, отношения и
т. д., исходя из принципа полезности, должен был бы сначала иметь дело
с человеческой природой вообще, а затем с человеческой природой,
модифицированной каждой исторической эпохой. Бентам легко разделывается
с этим. С полнейшей наивностью он принимает современного лавочника и в
частности английского лавочника, за нормального человека". – Ср. Карл
Маркс, Капитал, т. 1, М. 1978, с. 623.
Спенсеровский взгляд на этику,
несмотря на значительные философские отличия, также состоит в том, что
"хорошее" и "плохое" зависит от особенностей ситуации человека, а наука
о поведении основывается на нашем знании человека. В письме к
Дж.С.Миллю Спенсер говорит: "Точка зрения, на которой я настаиваю,
состоит в том, что нравственность, т.е., так называемая наука о
правильном поведении, должна установить, как и почему одни способы
поведения пагубны, а другие – благодетельны. Эти хорошие и плохие
результаты не могут быть случайными, а являются необходимыми следствиями устройства вещей" – Цит. по кн. Spenser. The Principles of Ethics, vol. I, New York, 1902, p. 57.
- John Dewey and James H. Tufts. Ethics. N.Y. 1932, p. 364.
- John Dewey. Problems of Men, N.Y. 1946, p. 254.
- Ibid., p. 260.
- John Dewey, "Theory of Valuation", in International Encyclopedia of Unified Science, Chicago, 1939, XI, No. 4, p. 34.
- John Dewey. Human Nature and Conduct. N.Y. 1930, pp. 34 f.
- Ibid., p. 36.
- Утопии скорее дают образы целей, чем
указывают средства для их осуществления, и все же они не лишены смысла;
напротив, некоторые утопии внесли огромный вклад в прогресс мысли, не
говоря уже о том, что они значили для поддержания веры в будущее
человека.
- John Dewey. Human Nature and Conduct, p. 86.
- Небольшим по объему, но значительным
вкладом в проблему ценностей с точки зрения психоаналитического
рассмотрения является статья Патрика Малэхи "Ценности, научный метод и
психоанализ" (Patrik Mullahy. Values, Scientific method and
Psychoanalysis", Psychiatry, May, 1943). В то время как я просматривал
рукопись данной моей книги, была опубликована работа Дж.К.Фладжела
"Человек, нравственность и общество" (J.C.Flugel. Man, Morals and
Society, N.Y. 1945), которая представляет собой первую систематическую
и серьезную попытку психоаналитика применить открытия психоанализа к
этической теории. Очень ценную постановку проблем и глубокую критику –
хотя и идущую дальше, чем нужно – психоаналитического взгляда на этику,
можно найти в кн. Mortimer J. Adler. What Man Has Made of Man. N.Y.
1937.
- Ср. John Dewey. Problems of Men,
pp. 250-272, и Philip B. Rice, "Objectivity of Value Judgment and Types
of Value Judgment", Journal of Philosophy, XV, 1934, 5-14, 533-543.
- З.Фрейд. Я и Оно. – В кн. З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989, с. 433.
- Более подробное рассмотрение совести – в главе IV.
- The Psychoanalytic Review, XXXI, No. 3, July, 1944, p. 329-335.
- S. Freud, New Introductory Lectures on Psychoanalysis, N.Y. 1937, pp. 240-241.
- Я употребил этот термин
безотносительно к терминологии экзистенциализма. Во время
редактирования рукописи я познакомился с работами Жан-Поля Сартра
"Мухи" и "Экзистенциализм – это гуманизм". Я не считаю, что есть
основания для каких-то изменений или дополнений. Хотя существуют
определенные точки совпадения, я не берусь установить степень согласия,
поскольку не имел еще доступа к основным философским произведениям
Сартра.
- Четыре темперамента
символизировались четырьмя элементами: холерический = огонь = теплый и
сухой, быстрый и сильный; сангвинический = воздух = теплый и влажный,
быстрый и слабый; флегматический = вода = холодный и влажный, медленный
и слабый; меланхолический = земля = холодный и сухой, медленный и
сильный.
- Ср. также Charles William Morris. Paths of Life. N.Y. 1942. (применение им типологии темпераментов к культурным явлениям).
- Свидетельством смешения темперамента
и характера служит тот факт, что Кречмер, вообще последовательный в
обращении с понятием темперамента, дал своей книге название
"Телосложение и характер" вместо "Темперамент и телосложение". Шелдон,
чья книга озаглавлена "Разновидности темперамента", тем не менее,
путался при клиническом применении своей концепции темперамента. Его
"темпераменты" включают чистые свойства темперамента, смешанные с
чертами характера, как они обнаруживаются в личностях определенного
темперамента. Если большинство субъектов определенного типа
темперамента не достигли полной эмоциональной зрелости, они обнаружат
определенные черты характера, которые имеют сродство с этими
темпераментами. Примером может служить неразборчивая общительность,
которую Шелдон причисляет к свойствам висцеротонического темперамента.
Но только незрелый, неплодотворный висцеротоник будет неразборчиво
общителен; плодотворный висцеротоник будет разборчив в общении. Черта,
указанная Шелдоном, – это не свойство темперамента, а черта характера,
часто проявляющаяся при определенном темпераменте и телосложении,
свидетельствуя, что большинство субъектов этого типа принадлежат к
одинаковому уровню зрелости. Поскольку метод Шелдона полностью основан
на статистической корреляции "черт" и телосложения без всякой попытки
теоретического анализа этого характерного синдрома, ему трудно было
избежать ошибки.
- Leland E. Hinsie and Jacob Shatzky. Psychiatric Dictionary, N.Y. 1940.
- Если читатель желает начать с картины всех типов, он может обратиться к схеме на с. 113-114.
- См. с. 112. Предложенное описание
неплодотворных ориентаций, за исключением рыночной, следует клинической
картине прегенитального характера у Фрейда и других авторов.
Теоретическое различие становится очевидным при обсуждении
стяжательского характера.
- Исследование истории и функций современного рынка см. в кн. K.Polanyi. The Great Transformation. N.Y. 1944.
- То, что отношение к себе и отношение к другим взаимосвязаны, будет объяснено в главе IV.
- Различие между сообразительностью и разумом будет рассмотрено позднее на с. 101-102.
- См. Ernest Schachtel, "Zum Begriff
und zur Diagnosis der Personelichkeit in "Personality Tests",
Zeitschrift für Sozialforschung, Jahrgang 6, 1937, pp. 597-624.
- См. с. 113 и след.
- Hal Falvey. Ten Seconds That Will Change Your Life. Chicago, 1946.
- Термин "плодотворность", используемый
в данной книге, означает расширительное толкование понятия
спонтанности, описанного в "Бегстве от свободы".
- Но авторитарный характер склонен не
только подчиняться, он хочет еще и властвовать над другими. В
действительности, у него наличествуют всегда и садистская, и
мазохистская сторона, и они отличаются соответственно лишь уровнем их
силы и их подавления. (См. рассмотрение авторитарного характера в
"Бегстве от свободы", с. 124-153 и след.).
- Интересную, хотя и незавершенную,
попытку анализа плодотворного мышления представляет посмертно
опубликованная работа Макса Вертхеймера "Плодотворное мышление" (Max
Wertheimer. Productive Thinking, N.Y. 1945). Некоторые из аспектов
плодотворности затрагивали Мюнстерберг, Наторп, Бергсон и Джемс;
Брентано и Гуссерль – при анализе психического "акта"; Дильтей – при
анализе художественного творчества, а также О.Шварц в "Медицинской
антропологии" (О. Schwarz. Medizinische Anthropologie, Leipzig, 1929).
Во всех этих работах, однако, проблема не рассматривалась в связи с
характером.
- Аристотель. Никомахова этика. 1098 а, 8.
- Там же, 1098 в, 32 – 1099 а, 4.
- Спиноза. Этика. IV. Определение 8.
- Там же, IV. Предисловие.
- Там же, IV. Теорема 20.
- Гете. Фауст. – Пер. Н.Холодковского.
- Там же, часть II, акт V. – Пер. Б.Пастернака.
- Г.Ибсен. Пер Гюнт, действие V, сцена VI. – Собр. соч. Т. 2. М., 1956, с. 599-601.
- Это понятие отношения как синтеза
общности и уникальности во многом сходно с понятием
"обособленность-привязанность" у Чарльза Морриса в кн. "Пути жизни"
(Charles Morris. Paths of Life, N.Y. 1942), единственное отличие в том,
что у Морриса в основу положен темперамент, а у меня – характер.
- Глава IV. Себялюбие. Любовь к себе. Личный интерес.
- Ср. Аристотель о любви: "Кажется, что
дружба состоит скорее в том, чтоб любить друга самому, а не в том, чтоб
быть любимым им. Это видно по тому наслаждению, какое испытывает мать
от любви к детям. Ибо иногда матери отдают своих детей на воспитание
другим людям, и зная, что это их дети и любя их, они не ищут ответной
любви, раз невозможно и любить и быть любимой, но им, как видно,
довольно видеть, что с их детьми все хорошо, и они отдают им свою
любовь, даже если по неведению дети не воздают матери того, что ей
полагается". – "Никомахова этика". 1159 а, 27-33.
- Max Wertheimer. Productive Thinking. N.Y., 1945, p. 167. См. также p. 192.
- См. рассмотрение этого вопроса в
"Идеологии и утопии" К.Мангейма (K.Mannheim. Ideology and Utopia. N.Y.,
1936). См. перевод фрагментов указанной работы в кн. Утопия и
утопическое мышление. М. 1991. С. 113-169. – Прим. перев.
- Включая любовь, которая
рассматривалась вместе с другими проявлениями плодотворности ради более
полного описания природы последней.
- Значение понятий, заключенных в скобки, будет объяснено в следующем разделе.
- См. Erich Fromm. "Selfishness and
Self-Love", Psychiatry, November, 1939. Предложенное рассмотрение
себялюбия и любви к себе отчасти повторяет эту раннюю статью.
- Iohannes Calvin. Institutes of the
Christian Religion, trans. by John Alien (Philadelphia: Presbyterian
Board of Christian Education, 1928), в частности Book III, Chap. 7, р.
619. Со слов "ибо как самая..." перевод мой с латинского оригинала –
Iohannes Calvini Institutio Christianae Religionis. Berolini, 1935,
par. I, p. 445.
- Ibid., Chap. 12, par. 6, p. 681.
- Ibid., Chap. 7, par. 4, p. 622.
- Следует отметить, что даже любви к
ближнему, хотя это один из основных догматов Нового Завета, Кальвин не
придавал должного значения. Явно противореча Новому Завету, Кальвин
говорит: "То, из-за чего ученые мужи высказываются за превосходство
милосердая над верой и надеждой, это просто игра больного
воображения..." – Op. cit, Chap. 24, par. I, p. 531.
- Вопреки выдвижению Лютером на
первый план духовной свободы индивида, его теология, хотя и отличается
во многом от кальвиновской, проникнута той же убежденностью в
изначальном бессилии и ничтожестве человека.
- Ср. И.Кант. Критика практического
разума, ч. I, кн. I, гл. I, пар. VIII, примеч. II. – И.Кант. Сочинения
в шести томах, т. 4 (ч. I). М., 1965., с. 356.
- Там же, ч. 1, кн.1, гл. III, с. 415-416.
- И.Кант. Основы метафизики нравственности, разд. второй. – Указ. соч., с. 285
- И.Кант. Критика практического разума, ч. 1, кн. 1, гл. III. – Указ. соч., с. 389.
- И.Кант. Метафизика нравов, ч. 1, § 49. – Указ. соч., т. 4 (ч. 2), с. 239-240.
- Там же, с. 242.
- Ср. И.Кант. Религия в пределах только разума, ч. 1. – И.Кант. Трактаты и письма. М., 1980, с. 89-124.
- Чтобы слишком не затягивать эту
главу, я рассмотрю только современную философию. Изучающие философию
знают, что Аристотель и Спиноза в своей этике считали любовь к себе
добродетелью, а не пороком, в отличие от Кальвина.
- Max Stirner. The Ego and His Own, trans. by S.T.Byington, London: A.C.Fifield, 1912, p. 339.
- Одна из его позитивных формулировок
такова: "Но как человеку обходиться со своей жизнью? Пусть она будет
подобна свече, которую он зажег... Наслаждение жизнью – вот на что
употребляется жизнь". Ф. Энгельс ясно увидел односторонность
штирнеровских формул и попытался преодолеть ложную альтернативу между
любовью к себе и любовью к другим. В письме к Марксу, где он
рассматривает книгу Штирнера, Энгельс пишет: "Если, однако, конкретный
и реальный индивид является истинной основой для нашего "человечного"
человека, то очевидно, что эгоизм – конечно, не только штирнеровский
эгоизм разума, но также и эгоизм сердца составляет основу нашей любви к
человеку". – Marx-Engels Gesamtausgabe. Berlin: Marx-Engels Verlag,
1929, p. 6.
- Фридрих Ницше. Воля к власти, 246, 326, 369, 373 и 728. – Полное собр. соч., т. 9. М., 1990.
- Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла, 258. – Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1990, с. 380.
- См. G.A.Morgan. What Nietzsche Means. Cambridge Harvard University Press, 1943.
- Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. – Сочинения, т. 2, с. 43-44.
- Фридрих Ницше. Воля к власти, 785.
- Там же, 935.
- Так говорил Заратустра, с. 44.
- Там же, с. 64.
- См. Фридрих Ницше. Сумерки идолов,
35. – Соч., т. 2, с. 561; Ессе Homo, – там же, с. 699-700; Nachlass.
Nietzsche werke. Leipzig. A.Kroener, pp. 63-64.
- Такое положение вещей было
подвергнуто пристальному рассмотрению в работах: Karen Horney. The
Neurotic Personality of Our Time (New York: W.W.Norton and Company,
1937; Robert S. Lynd. Knowledge for What? (Princeton University Press,
1939).
- Б.Спиноза. Этика. VI. Теорема 20.
- Уильям Джемс очень четко выразил эту
концепцию: "Чтобы иметь Я, о котором я мог бы заботиться, – говорит он,
– природа должна наделить меня неким предметом, достаточно интересным,
чтобы заставить меня инстинктивно желать его присвоения... Мое тело и
то, что служит его потребностям, являются таким примитивным,
обусловленным инстинктами предметом моих эгоистических интересов. В
процессе эволюции интересными могут становиться другие предметы
посредством связи с такими вещами, как средства или привычные
сопутствующие обстоятельства; итак, тысячами способов примитивная сфера
эгоистических эмоций может расширяться и изменять свои границы. Этот
вид интереса реально соответствует значению слова "мой". – Principles
of Psychology, New York, 1896. 1. p. 319, 324. В другом месте Джемс
пишет: Ясно, что трудно разграничить то, что человек называет Я, и то,
что он просто называет "мое". Мы чувствуем и действуем относительно
определенных вещей, которые принадлежат нам, так же, как мы чувствуем и
действуем относительно самих себя. Наша репутация, наши дети, дело
наших рук могут быть нам так же дороги, как наше тело, а в случае если
они приносят нам ущерб, в нас рождаются те же ответные чувства и
действия... Однако в самом широком смысле человеческое Я представляет
собой суммарный итог всего, что человек может назвать своим, не только
свое тело и свои психические силы, но и свою одежду и дом, свою жену и
детей, предков и друзей, свою репутацию и работу, свою землю и лошадей,
свою яхту и счет в банке. Все эти вещи вызывают в нем одни и те же
эмоции. Если этих вещей все больше или они в отличном состоянии, он
чувствует триумф, если же их становится все меньше и они ухудшаются, он
чувствует уныние – не обязательно в одинаковой степени по отношению к
каждой вещи, но во многом то же самое по отношению ко всем им". –
Ibid., 1. р. 291-292.
- Пиранделло в своих пьесах отразил это понятие Я и связанное с ним сомнение в себе.
- Г.Ибсен. Пер Гюнт, действ. IV. – Собр. соч., т. 2. М., 1956, с. 507.
- In Time and Eternity, ed. by N.N.Glatzer. N.Y., Schocken Books 1946.
- На это отчетливо указал Фрейд в своей ранней концепции Я-идеала.
- Более подробный анализ отношений
совести и авторитета содержится в моем рассмотрении данного предмета в
Studien über Autorität und Familie, ed. by M.Horkheimer, Paris, 1934.
- Идея о том, что человек сотворен
"по образу Божьему", выходит за пределы авторитарной структуры этой
части Ветхого Завета и фактически представляет собой другой полюс,
вокруг которого развивалась иудеохристианская религия, особенно в лице
ее мистических представителей.
- Ф.Ницше. Генеалогия морали, II. 16. – Указ. соч., т. 2, с. 460-462.
- Там же, с. 461.
- См. рассмотрение анонимного
авторитета в демократическом обществе в "Бегстве от свободы", гл. 5, ч.
3. – Э.Фромм. Бегство от свободы. М., 1990, с. 158-174.
- Письмо Ф.Кафки к своему отцу, в
котором он пытается объяснить, почему всегда боялся его, представляет в
этом отношении классический документ. Ф.Кафка. Избранное. М., 1989, с.
509-537.
- Софокл. Антигона. Эписодий третий. Перевод Ф.Ф.Зелинского. – См. Софокл, Драмы. М. 1990. с. 145.
- Ф.Ницше. Генеалогия морали. II, 3. –
Указ. соч. т. 2 с. 441. См. также описание совести у Хайдеггера –
М.Heidegger. Sein und Zeit, 54-60, Halle a. s., 1927.
- Цит. по: J.LaFarge. A Talk about Hokusai (W.C.Martin, 1896). Ср. Б.Г.Воронова. Кацусика Хокусай. М. 1975. с. 72. – Прим. перев.
- Ф.Кафка. Избранное. М. 1989. с. 34.
- Там же. с. 150.
- См. Н.Marcuse. "Zur Kritik des Hedonismus", Zschft. f. Sozialforschung, VII, 1938.
- Аристотель. Никомахова этика, 1173в, 21 и след.
- Там же, 1176а, 15-30.
- Там же. кн. VII. 11-13 и кн. X. 4, 7, 8.
- Спиноза. Этика, ч. III, Определение аффектов, 2. – Указ. соч. с. 127.
- Там же, теорема 42.
- H.Spenser. The Principles of Ethics (New York. 1902), vol. 1.
- Ibid, pp. 79, 82.
- Ibid, p. 99.
- Ibid., р. 183.
- Ibid., р. 159.
- Не представляется необходимым
указывать на ошибочность предположения, высказанного Бентамом, что все
удовольствия сходны по качеству и различаются лишь количественно. Вряд
ли кто-нибудь из психологов еще разделяют эту точку зрения, хотя
популярная идея "развлечения" подразумевает, что все удовольствия
качественно схожи.
- Эта проблема подвергалась анализу
в великолепной работе G.Bally. Vom Ursprung und den Grenzen der
Freiheit. B.Schwabe Co., Basel, 1945.
- Поскольку в данном случае я хочу
подчеркнуть различие между удовольствием дефицита и удовольствием
избытка, вряд ли стоит вдаваться в подробности проблемы голода –
аппетита. Достаточно сказать, что в аппетите всегда наличествует доля
настоящего голода. Психологическая основа функции насыщения ориентирует
наши ощущения таким образом, что полное отсутствие голода свело бы
аппетит к минимуму. Однако немаловажное значение имеет здесь и
мотивация.
- В классическом выражении "Omne
animal triste post coitum" (Всякое животное печально после соития) дан
идеальный образ сексуального удовлетворения на уровне дефицита в
применении к людям.
- H.Spenser. Principles of Ethics, vol. 1, p. 99.
- Ibid., р. 161.
- Антуан де Сент-Экзюпери в своем "Маленьком принце" превосходно описал эту ситуацию.
- H.Spenser. Op. cit., p. 138.
- Ibid., p. 186.
- A.Hitler. Mein Kampf. New York, Reynal and Hitchcock, Inc., 1939, p. 710.
- Распространенная, хотя и несколько
искаженная, версия высказывания Тертуллиана: "Mortuus est Dei filius;
credible est quia ineptum est: et sepultus ressurexit; certum est quia
impossibile est" / Умер сын божий – заслуживает доверия, ибо нелепо;
умерший воскрес – не подлежит сомнению, ибо невозможно (лат.).
- Английское слово "воспитание"
(education) происходит от латинского e-ducere, буквально – вести вперед
или делать явным нечто, наличествующее потенциально. Воспитание в этом
смысле ведет к существованию (existence), которое буквально означает
становление, выведение из состояния возможности в состояние проявленной
реальности.
- Р.Нибур, представитель современной
нео-ортодоксальной теологии, опять вывел на свет лютеровскую позицию,
комбинируя ее парадоксальным образом с прогрессивной политической
философией.
- Обе эти противоположные стороны фрейдовской установки нашли место в его работе "Будущее одной иллюзии".
- На эту идею обратили пристальное внимание К.Голдстейн, Г.С.Салливэн и К.Хорни.
- Предлагаемое рассмотрение невроза и
дефекта частично взято из моей статьи "Individual and Social Origins of
Neurosis", – American Sociological Review, IX, No. 4 (August, 1944).
- Спиноза. Этика. IV, теорема 44, схолия. – Указ. соч. с. 171.
- Книга А.Ранульфа "Моральное
негодование и средний класс" дает отличную иллюстрацию этого феномена.
Книга могла бы также называться "Садизм и средний класс".
- H.Spenser. Op. cit., pp. 258 ff.
- Ibid., р. 267.
|