В начало | Каталог | |
ГУМАНИТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА АНДРЕЯ ПЛАТОНОВАЯ видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в
своей жизни. В. Франкл Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей
последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле
жизни, значит, он серьезно болен». Не менее известно и другое его высказывание:
«В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в
подвале». Попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно
приводили к критической переоценке классического наследия. Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался
блужданиями по «подвалу» и создал в итоге собственную теорию, собственную
школу, диаметрально противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической
позиции венского патриарха, именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к
душевному здоровью, а утрату смысла — главной причиной не только нездоровья, но
и множества иных человеческих бед. Самая известная книга Франкла так и
называется «Человек в поисках смысла». Наверное, именно так можно было бы
охарактеризовать и ее автора. МЕЖДУ ФРЕЙДОМ И АДЛЕРОМ Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на
квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок — прообраз
Венского психоаналитического общества. Членов кружка еще можно было пересчитать
по пальцам, но в него уже входил ироничный скептик Альфред Адлер, который 6 лет
спустя со скандалом покинет ряды фрейдистов, чтобы основать собственную школу.
Уже было издано «Толкование сновидений», но почти половина первого тиража еще
пылилась на прилавках невостребованной, а в адрес Фрейда и его последователей
сыпались критические стрелы. Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг юношеского возраста и перед
ним остро встали проблемы профессионального и личностного самоопределения,
психоанализ уже оформился во влиятельное течение и получил широкое признание.
Еще школьником Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную
переписку. Фрейд благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора
Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа».
Однако молодого человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника»
Адлера, создавшего Вторую венскую школу психотерапии (первой по праву считалась
фрейдистская). Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам.
Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном
журнале индивидуальной психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В
1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество
индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили
отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах
присутствуют и Фрейд, и Адлер — как явные и неявные оппоненты. Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их
далеко позади... Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя
свое отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть
дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться
Гиппократом и Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их
предписаниям или методам хирургии. Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология — о
стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к
удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то,
что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание
человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно,
актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, — где-то, что я назвал
бы волей к смыслу? Эта воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как животное не
бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает
эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт,
который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден
игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств. Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь
создания собственной — Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им
учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших
жизненных испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.
ИММУНИТЕТ ПРОТИВ НИГИЛИЗМА О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я
прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через
крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против
нигилизма. Таким образом я создал логотерапию». Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 20-е годы, впоследствии в качестве
равноценного использовал термин «экзистенциальный анализ». «Логос» для Франкла
— это не просто «слово», как это обычно понимается в отечественной традиции.
(Так, основоположником отечественной психотерапии К.И. Платоновым термин
«логотерапия» использовался в значении «лечение словом» — в противовес
медикаментозному и хирургическому лечению, то есть как синоним психотерапии; в
этом значении термин распространения не получил. В некоторых отечественных
работах по коррекционной педагогике термином «логотерапия» обозначается
совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на
преодоление речевых нарушений.) Франкл опирается на более широкое понимание греческой основы: «логос» — это
«слово» не просто как вербальный акт, а как квинтэссенция идеи, смысла, то есть
это и есть сам смысл. Такая трактовка проясняет многие недоразумения при
толковании евангельского текста: «В начале было слово...» Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в
области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях,
опубликованных им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех
основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории —
логотерапии и экзистенциального анализа. Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и
возглавлял его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат
Нейропсихиатрической университетской клиники. В практической сфере он с 1929
года разрабатывал технику «парадоксальной интенции» — психотерапевтического
инверсионного метода, ориентированного на подкрепление опасений пациента и
достижение лечебного эффекта по принципу «от противного». В 1933 году им было
выполнено интересное исследование «невроза безработицы», имеющее (к сожалению!)
непреходящее значение, однако упоминаемое ныне редко. «ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ...» Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения
страны (а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Незадолго до
аншлюса у него была возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг:
полученное из Америки приглашение не распространялось на его родных, а Франкл
считал недопустимым их бросить. (Наверное, в науке о душе различия в
мировоззрении сказываются во всех сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с
женой и дочерью, не проявил никакой заботы о своих родных сестрах, и все они
сгинули в концлагерях.) Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности,
гестаповец, оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим
пациентом и вычеркнул его из списка. Но в 1942 году про доктора Франкла
вспомнили снова. Да и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской
Ротшильдовской еврейской больницы! Печи Освенцима и Дахау требовали топлива, и
Виктору Франклу предстояло стать одним из миллионов поленьев в их адском
пламени. Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность.
Случайность — что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть
(направлявшихся не по какой-то конкретной причине, а просто потому, что машину
смерти нужно было кем-то питать). Закономерность — что он прошел через все это,
сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называл способность
человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и
душу. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и
вряд ли удастся найти хоть одну психологическую теорию личности, которая была
бы в такой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой. Любая попытка восстановления внутренней силы узника предполагает в качестве
важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Слова Ницше:
«Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как» — могли бы стать девизом
для любых психотерапевтических и психогигиенических усилий... Горе тому, кто не
видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую
точку опоры. Вскоре он погибал. Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из этого опыта, Франкл описал в
книге «Психолог в концлагере», вышедшей вскоре после войны. Эта книга с 1942 по
1945 год фактически «писалась» им в уме, и одним из стимулов к выживанию было
стремление ее сохранить и в конце концов опубликовать. Хотя, как признавался
автор, книгу он «писал с убеждением, что она не принесет, не может принести
успех и славу», из всех его книг именно эта получила наибольшую популярность. После того как эта книга вышла в 1959 году на английском языке, она
выдержала баснословное количество переизданий на десятках языков по всему миру
и общий ее тираж уже перевалил за 2,5 миллиона (всего им написано 16 книг, их
совокупный тираж уже не поддается подсчету; на этом фоне особенно огорчительно,
в сколь узком кругу Франкл популярен в нашей стране — многие практические
психологи о нем даже не слышали). ВОПРОС К СЕБЕ Конец сороковых отмечен ярчайшим всплеском творческой активности Франкла.
Его книги — философские, психологические, медицинские — появляются одна за
другой. Среди его наиболее значительных работ (помимо названных) — «Доктор и
душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Воля к смыслу», «Время и
ответственность», «Подсознательный бог», «Психотерапия на практике». В 1946 году Франкл становится директором Венской неврологической больницы,
с 1947 года начинает преподавать в Венском университете, в 1949 году получает
степень доктора философии, в 1950 году возглавляет австрийское общество
психотерапевтов. В 60-е годы издание его трудов на английском языке принесло
ему всемирную славу, запоздало докатившуюся до наших берегов лишь к началу
90-х. Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о логотерапии, побывал во
многих странах, в том числе и в СССР (аудитория психологов в МГУ встретила его
овацией). Он умер в глубокой старости в своей родной Вене. В нашей стране его идеи еще ждут настоящего признания. Ведь логотерапия — это
не столько техника, сколько философия. В отличие от столь любимых многими
манипуляторских ухваток, его концепция не содержит директивных рекомендаций и
приемов. На вопрос, существуют ли таковые, Франкл любил отвечать: «Это все
равно, что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Ведь
смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен
осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос. Сергей СТЕПАНОВ Данная статья была опубликована в N 19/2001 (http://psy.1september.ru/2001/19) еженедельника "Школьный психолог" издательского дома
"Первое сентября". Все права на эту публикацию принадлежат автору и
издателю. ОГЛАВЛЕHИЕ |
||