№ 95
ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА АЛЕКСЕЯ ДУХОВЕНСТВУ, БАСКАКАМ, СОТНИКАМ И БОЯРАМ ЧЕРЛЕНОГО ЯРА С ПОУЧЕНИЕМ ХРИСТИАНАМ И ИЗВЕСТИЕМ О РЕШЕНИИ СПОРА ПО ПОВОДУ ЦЕРКОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ИХ ЗЕМЛИ МЕЖДУ САРАЙСКИМ ЕПИСКОПОМ АФАНАСИЕМ И РЯЗАНСКИМ ЕПИСКОПОМ ВАСИЛИЕМ В ПОЛЬЗУ ПОСЛЕДНЕГО И О ВЫДАЧЕ ВАСИЛИЮ УКАЗНОЙ ЗАПОВЕДНОЙ ГРАМОТЫ НА ЧЕРЛЕНЫЙ ЯР. [МОСКВА. 1356 Г., ФЕВРАЛЯ 1 - 1357 Г., ФЕВРАЛЯ 3].
94. Послание Алексея, митрополита всея Руси, на Рязань.
Благословение Алексея, митрополита всея Руси, ко всем крестияном, обретающимся в переделе Черленого Яру и по караулом возле Хопор, до Дону, попом и дияконом, и к баскаком, и к сотником, и к бояром.
Молюся богови и святой богородици, да будете душею и телом вси добри, здорови, да исполнивали бы есте заповеди божии. Глаголеть бо Христос: "Имея заповеди моя и съблюдеть я, и той есть любяй мя". Да возлюблени будете от Христа, исполнивайте заповеди его. Имейте веру праву к святей и единосущней троици, в ню же крестистеся, любовь и мир друг к другу, правду, целомудрие, милостыню, исповедание грехов своих, ибо господь бог Исус Христос тако рекл своим учеником и апостолом: "Шедше в весь мир, проповедайте евангелие всей твари. Иже веру иметь и крестится, спасен будеть, а не веруяй, осудится". И паки ту же благодать дал им и власть: "Елико аще свяжете на земли /л.215/ грех ради человечьских, связани будут на небесех; елико аще разрешите на земяи, будуть разрешени на небесех". И паки тако глаголеть: "Слушая вас, мене слушает, а отметаяся вас, мене ся отметаеть".
Ту же благодать пресвятого духа приял и яз грешны[й] от пресвященнаго патриарха вселенскаго и от святого сбора, и приехал есми к Святой Софии, в митрополью всея Руси, в Киев, и ко всем християном, обретающимся во всей Руской земли, пастух и учитель: имею великую тягость на себе, что ми молвити и учити всех на вся душеполезная и спасеная. И того ради многажды и Феогност митрополит писал к вам, к детем своим, елико есть на пользу душам вашим.
Вы же, как то и время являеть, что моих слов и моего поучения не слушаете, но исполниваете волю телесную и дела темная, а слова моего не слушаете. Не ведаете ли, что всее Русские земли владыки под моею властию суть и в моей воли? И яз их ставляю от благодати пресвятого духа. Такоже и подана власть владыце вашему. Вы паки как его слово не приимаете, но странных пастухов приимаете; и как то видится, несте /л.215 об./ от паствы истиннаго пастуха Христа, но противънаго духа: ибо овца словесныя Христовы гласа Христова слушають и последують слова нашего. Мы бо Христовы есмы и Христова слова глаголем, кий же есть Христов, слушаеть нас и сотворяеть елико пишу, кий же не слушаеть нас, не есть божий. Ибо истинный християнин и верный от дел своих является, якоже и апостол глаголеть: "Вера без дел мертва есть, тако же и дела без веры".
Того ради, дети, стваряете дела светла, всяка бо злоба и горесть, и ярость, и гнев, блуд и прелюбодейства, обида и зависть, убийство и пьянство да отъимется от вас, зане апостол глаголеть: "Братья, не прельщайтеся; ни блудници, ни прелюбодейци, ни идолослужетели, ни творяще блуд рукою, ни мужоложници, ни лихоимци, ни татеве, ни грабители царства божия не наследять". Сии слышаще, възлюбленнии, от святых, всегда покайтеся и обратитеся к богу, поучитеся благая сьтваряти и стерезите себе. Поминайте всегда смерть и воскресение, и суда оного страшнаго /л.216/ и судию оного великаго и страшнаго, сведый сердца человечьская и помышления и деяния, а праведным вечный покой, а грешником вечную муку. Вся та, аще имете поминати, николи не согрешите, ни ослушиватися имете нас, иже постави дух святый пастухов и учителев ко всем крестияном.
К церквам всегда прибегайте с женами и с детми. И что имеете в руках, приносите к церквам и к святым. А священников и мнихов любите и просите молитвы их. Вдовиць и сирот, и полоняников, и странных милуйте и призирайте. Иже в темницах посетите, да сподобитеся блаженаго оного святого гласа истиннаго Христа, глаголюща: "Придете, благословении, отца моего и наследуйте уготованное вам царство от сложения мира: алчен бех, накормисте мя, и жаден, напоисте мя, странен бех, и введосте мя, болен и в темници, посетисте мя". А злая створше и безаконная, и немилостивии, и нежалостивии, поити им во тму кромешнюю. Иже /л.216 об./ имете исполнивати се, спасени будете, и не тяжко се есть.
О том же переделе, по Великую Ворону, возле Хопор, до Дону по караулом, церкви, что тот передел, как то пишуть грамоты брата моего Максима митрополита и Петра, и Феогноста, что сбором створили на Костроме, и владыка Софоний дал грамоты из уст своих, что ему от тех мест по тем грамотам нелзе въступатися в тот передел чюжий, и явлено есть и вси ведают, что тот передел не сарайский.
Ныне же паки владыка Афанасий сарайский уведал то, видев грамот тех, и за вину его покажнен от митрополита писанием, отступился того передела. И от сих мест владыце Афонасью сарайскому нет власти в том переделе, но власть резанская, попы и дияконы поставляющаго владыки и власть дающаго. И ныне послал есмь к вам владыку рязанского Василья с грамотою своею. И вы поминайте его, а пошлину церковную давайте ему по обычаю.
Аже исполните, как то пишю к вам, душеполезная и спасеная, а грамоты послушаете, да и пошьлину церковную дадите, и милость божия и святой /л.217/ богородици и мое благословение да будеть с вами, и с женами вашими, и с детми, и со всеми християны...

№ 96.I
ТОЛКОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СВЯТИТЕЛЬСКОЙ МАНТИИ И ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ "ПАТРИАРХ", "АРХИЕПИСКОП", "ЕПИСКОП", "АРХИМАНДРИТ", "ИГУМЕН", "ПРОТОПОП", "ПРОТОДЬЯКОН", "АРХИДЬЯКОН", "ПРЕЗВИТЕР", "ДЬЯКОН": 68 ГЛАВА РУССКОГО ИЗВОДА СЕРБСКОЙ РЕДАКЦИИ КОРМЧЕЙ.
95. Глаголють от взискующей трудолюбне о сих, еже от мантии патриархов или архиепископа и епископа и о прочих яже зде, иже на прьсех мантии две скрижали, юже реша - едину Ветхаго закона, другую - Нова. А еже посреди темнообразныя мантия или багровидныя, или прочая от таковых, на них же источници белы, яко свет, еже сюду и сюду иже еси от обою страну вместо оного сианиа въсприатие и с плоти твоея люча божественыя исхождаху. Сие образуеть Христовы плоти и ризы подобие, якоже речеся и пакы: "Веруяй в мя, реки от чрева потекуть воды живы", понеже иерей бога вышняго подобие божие на себе носяй превысочайшаго ради образ почитаем есть благоподобне. Друзии же источници глаголють быти, яко спасителеву Исуса Христа учение отвсюду, сиречь от обою страну, яко источници изливахуся обильне жажющим божественая словеса. Сице подобне по оному Христову образу лепо патриарху или архиепископу, или епископу такоже божественая учения /л.217 об./ отвсюду всегда простирати и изливати, якоже источници. "Вы бо есте, рече господь, свет миру", еже есте должни просвещати мир божественых писаний и учений.
Аще въпрошаеть тя, глаголя "что есть патриархово именование?", отвеща ему: "патри" - толкуется отцем, а еже "арх" - "начало" сказуется, яко быти патриарх, еже есть всем отцем начало малейшим и великим".
Митрополита же чин глаголеть "матере градовом"; превеликый град, идеже есть такоже глава отцем преподобным и святителем.
Архиепископа же чин сказается "архи" - начало, а еже "епископ" - сиречь посетителем и святителем прочим верховным и меншим начало и глава тех.
Аще бо тебе кто въпрошаеть, что есть епископ, вещай ему: "Епископ бо сказуется холм высочайший, на нем же епископ подобне высокаго степене сущая подо областию своею, посещая присно и пекыйся, яко пастырь о стаде словесных овець, якоже речеся апостолом "ти то бдят о душах ваших", яко слово въздати хотяще ового же от святых некоего, инако сказание и есть и глаголется епископа же чин, иже святое миро скончавая разума поклоннаго и святыя троица".
Аще ли кто /л.218/ вопрошаеть тя, что есть архимандрит, вещай ему: "Архи" сказается начало, а иже архимандрит - сиречь пастве, яко бы ти купно рещи, начало пастве Христова стада, архимандрит нарицается".
Аще бо кто въпрошает тя, что игумен нарицается, отвеща ему: "Игумен толкуется, яже о Христе братии к спасению вождь и наставник, и престатель отчьскым и братним душам вкупе".
Что есть протопоп, к сим же отвещай вопрошающиму: "Первый, а еже есть поп, иерей и священик, или первый ерей разумевается". Протодиякон же первый, вящьший от инех сказуется. Архидиякон же такоже подобне преже реченным начало дияконом сказуется. Презвитера же, иже в разуме сущих просвещая ум и ложный разум погубляя. Диякона слово имать, иже к священным подвигом поучая ум и страстны помыслы отгоня от себе.

№ 96.II
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЧИНА ПОСТАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ НА ОРЛЕЦЕ.
О поставлении иерарха на орлеце.
Егда поставляему иерарху хотящему быти посреде церкви на месте,на нем же написанный от изографа орел простертыма крилома преудержевающа град,и крепце ногами наступи/л.218 об./вшю с забралы ис толпы, о нем же сказание образне. Ибо еже великому в пророцех Моисею, преуподоблеющу орлу, божие съхранени возлюбленаго и Израиле, рече бо обыде его и наказа его и сохрани его, яко зеницю ока, яко орел покрыти гнездо свое и на птенца своя вжеле простер криле свои, и прият их, и подъат их раму своею. Сице иерарху обрадованне и богоподобне предстательствовати и съблюдати недреманне зело очима иже от бога врученный град и боголюбезное стадо покрывати и заступати тех от искушений видимых и невидимых враг и греховнаго тля и злобления, в бодрости душа присно паствити сих, яко слово воздати хотяще от сих по божественому апостолу, яко с дерзновением глаголеть богу и владыце всех: "Се яз, господи, и дети мои, яже ми еси дал".

№ 96.III
ОТРЫВОК ИЗ СОЧИНЕНИЯ ИОАННА ДАМАСКИНА.
Ивана Дамаскына. Яже от снедей честная и сладкая предлагаема множицею не точию алчющая привлачит, но и егда и уже насыщенныя раздражають, якоже и о питьи, зело сладостная и благовонная не жаждущая точию, но убо и спротивне ко восприятию понуждають, такожде пакы любобогатныя, егда великая има/л.219/ния удержат, желание присно понуждает искати вины. Тем же и вас, честнейшая...

№ 97.I
ОТПИСНАЯ ГРАМОТА ("ОТПИСЬ") КОЛОМЕНСКОГО ЕПИСКОПА НИКОНА МИТРОПОЛИТУ СИМОНУ ОБ ОСТАВЛЕНИИ ИМ ВЛАДЫЧНОЙ КАФЕДРЫ "СВОЕА РАДИ НЕМОЩИ". [МОСКВА ? 1502 Г., МАЯ 1 - 1505 Г., ОКТЯБРЯ 28] .
96. А се отпись владыкы каломеньского.
Государю пресвященному Симону, митрополиту всея Руси, многогрешный чернець бывший каломеньскый епископ Никон челом бью.
Государь, своеа ради немощи оставил есмь свою епископью и степень своего святительства коломеньскаго. А по сих, оже ми еще бог повелит живу быти, и аз к тому ничтоже не хощу святительскых преданий действовати, ни въступатися никоторыми же делы, ни именоватися епископ, ни учити, но учиму быти, зане бо уже несмь епископ, вся бо дела святительскаа оставих и сим своим писанием отрекохся всего, а изволих себе жити в монастыри, в чернечьском житии пребываа.
А ты, государь, смилуйся бога ради, мене, грешнаго, благослови и прости, и помяни в /л.219 об./ своих святых молитвах, дабы всемилостивый господь бог нашь по своей его милости и молитвами и молением пречистыя его матере и всех святых, да и твоими, государь, святыми молитвами наставил на путь покааниа и даровал усердие и разум к спасению...

№ 98
МИЛОСТИННАЯ ГРАМОТА МИТРОПОЛИТА СИМОНА ВСЕМ ХРИСТИАНАМ МОСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ, ДАННАЯ СТАРЦУ АФОНСКОГ КСИРОПОТАМСКОГО СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ МОНАСТЫРЯ ГЕРАСИМУ ДЛЯ СБОРА ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА ИСКУПЛЕНИЕ ЕГО ИЗ "ТАТАРСКОГО" ПЛЕНА И В СЧЕТ ЕЖЕГОДНОГО "ОБРОКА", КОТОРЫМ ОСМАНСКИЙ СУЛТАНАТ ОБЛОЖИЛ КСИРОПОТАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. [МОСКВА. 1502 Г., АПРЕЛЯ 14 - 1505 Г., ОКТЯБРЯ 28] .
/л.220/ 97. Грамота Святыя Горы старцу.
Благословление Симона, митрополита всея Руси, о святем дусе сыновом нашего смирениа, благоверным князем и боголюбивым архиепископом, и епископом, и боляром, и велможам, и в градех наместником, и воеводам, и волостелем, и гостем, и купцом, и всем людем земьскым, и во вся пречестныа обители святых монастырей настоятелем духовным, архимандритом и честным игуменом, и протопопом, и всему священничьскому чину, и иноком, и инокиням, и всем православным християном, иже в благочестии цветущим богопросвещенным господним людем, и всему сущю народу истиннаго великаго нашего православия. От господа бога вседержителя свыше благодать и мир, и милость и пречистыя его богоматери, нашего же смирениа благословение и молитва да есть всегда с вашим благотворением и богоугождением.
Ныне убо, сынове и чада сущии о Христе, пишю вам славы ради и имени великаго благочестиа, възвещая о сих, что пришол къо святем дусе възлюбленному к господину и сыну нашего смирения, к благородному и благоверному, и христолюбивому великому князю Ивану Васильевичю, к государю к самодержьцю всея Руси, и к его сыну, к благородному и благоверному /л.220 об./ великому князю Василью Ивановичю и всея Руси к нашему смирению, и ко всем православным християном русскаго нашего православиа из Святые Горы, от честныя обители святых четыредесяти мученик, из общего монастыря из Ксиропотамона, от протато Козмы и от игумена Никифора, и от всей братьи, старцев тоя обители, инок старець Герасим, прося милостыни на прекормление и на подможение тоя честныя обители, занеже деи пришед турки, тую обитель розграбили, а дают деи с тое с Святые Горы турецкому царю оброка двесте рублев и осмьдесят рублев на всякы год. Государь же князь велики, самодержець всея Руси, почтив его и удоволил, как ему, великому государю, бог положил на сердце, да и отпустил его ко Святой Горе. И на пути деи татарове, ограбив его, да и полонили да и продали его в Васторохань, а из Асторохани в Казань, а ис Казани выкупили его на Москву. И ныне, сынове, тот преждереченный инок Герасим пошел до вашего истиннаго православия, прося и желая прияти от вас милостыню на подможение той честной обители от того горкаго нахождения и пленения безбожных агарян и на искупление своего пле/л.221/нения.
И того ради, сынове, послахом к вам сию свою грамоту, прославляя и възвеличая имя господне, иже в Русскых наших землях провосиявшаго благочестия. И благослов[л]яю вас,своих детей, всех купно православных, да подайте ему милостыню по силе вашей за спасение и очищение грехов единородных своих бесмертных душ, помняще евангельское Христовых уст слово, глаголющее: "Блажени милостиви, яко тии помиловани будут". И пакы: "Даяй, рече, убогу, в самые Христовы руце влагает и самому Христу дает, а от него сторицею мзду въсприимет и жизнь вечную наследит". Милостыня бо дръзновение имеет к владыце невозбранно о душах грешных и от уз тяжкых раздрешает и к богу на небеса возводит. Творяй бо милостыню, той друг божий наречется и въсприимет достойныа дары от Спаса нашего Христа в царствии небеснем, а в страшный он грозный день великаго божиа суда неизмолимаго Христа умилостивит и добре свободит душю свою от вечных мук, а наипаче небеснаго бесконечнаго его царствиа от него сподобится въсприяти, его же молю и вам получити.
А милость божиа и пречистыя его богоматери...

№ 101
ПОСЛАНИЕ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА ИОАКИМА МИТРОПОЛИТУ ГЕРОНТИЮ, БЛАГОСЛОВЛЯЩЕЕ ГЕРОНТИЯ И ВСЮ ЕГО ПАСТВУ, ПЕРЕДАННОЕ С [НОВГОРОДСКИМ ?] КУПЦОМ ГРИГОРИЕМ РУСИНЫМ, ОТЫСКАВШИМ ПАТРИАРХА ПРИ ДВОРЕ ЕГИПЕТСКОГО СУЛТАНА [АЛ-АШРАФА САЙФА АД-ДИНА КАИТ-БАЯ. КАИР.] І480 Г., ИЮНЯ [3].
100. Послание патриарха Иоакима Иерусалимьскаго Геронтию митрополиту.
О святем дусе возлюбленному сыну нашего смирения, пресвященому митрополиту господину Геронтию, в стране Русской, в граде, зовемом Москва.
Ведомо есть святыни ти, еже по времени человек именем Григорей Русин дошел до нас до Иерусалима, яко купец, и наше смирение обрел в Египте о каких делех, еже имели есмя до салтана. И слышел нас той человек и доехал нас, нашего смирения, и просил и молился нам, дабы есмя дали свое благословение и писание к твоему святительству и порадование и приятельство. И от того есмя слышели о тебе величайшу хвалу и мужьство благодати, яко твориши /л.224/ и учиши свою паству, христоименитое людство много, ибо хвалу той Григорей нам явил и премудрости слово, и добродетели разума.
И того ради святительству твоему посылаем благодать и благословение и с твоею паствою с православною, христоименитым людством, благодать и милость с всеми вами. Аминь.
А писана в лето 6988-е месяца иуниа.
А подписал Иоаким, патриарх милостию божиею иерусаяимскы[й].

№ 102
РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ("ПРОЩЕННАЯ") ГРАМОТА ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХА ИОАКИМА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ [II] ВАСИЛЬЕВИЧУ [ТЕМНОМУ] , ИЗВЕЩАЮЩЕЕ ОБ ОТПУЩЕНИИ ЕГО ГРЕХОВ. [ИЕРУСАЛИМ? ОКОЛО 1462 Г., МАРТА 27].
101. Послание от патриарха иерусалимьскаго Иоакима великому князю Василью Васильевичю.
Славнейшему и благородному великому князю московскому и всея Руси, господину Василью, о святем дусе возлюбленному сыну нашего смирениа, благодать и мир, и милость, и здра вие душевное и телесное, победою и нравом видимых и невидимых врагов, и все благо вкупе и спасително.
Молится о благородьи твоем смирение наше богу вседержителю. Мы еже разумеваем о господарстве ти, еже еси человек благочестивый и православен, и православным и христолюбивым родителем наследник, и въсприятель, и ближний сын, и друг святыя Христовы церькви. И сего ради, еже еси явил всегда послушающих к ней верою и покорением, и честью, и того ради и мы имеем тя благословена от бога и прощена, и еже по достоинству твоему, еже имеет тя, опроче иных, смерение наше благородье твое прощено от предающаго тое власти и благодать от пресвятаго и жи/л.224 об/воначалнаго духа связанию разрешение. И елико еже он, яко человек, съгрешил словом и делом, и помышением, волею и неволею, и сия и духовным изрече отцемь, еже имеет наше смирение господарство твое прощено в всём церковьном запрещении волное и неволное - дерзостию пался еси и заповеди отеческыя преступил еси, ведая и не ведая, или от клятвы святительскиа или от священника будет, или от отца и матери заповеди преступил будешь, или иным проклятьем пался будешь, и елико неразрешимых множьство исповедаемых и неисповедаемых, исцелился еси.
И молиться о сем смерение наше - и получиши прощенье благородье твое от всеблагаго человеколюбца бога, и еже не осужену предстати ти на страшном его судищи и с праведными благую часть получити, и небеснаго царствиа достойну быти. Сия убо благодать отпущаеть ти и по времени прощенная грамота нашего смирения...

№ 103
ДУХОВНАЯ ГРАМОТА МОСКОВСК0Г0 ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА [ТЕМНОГО. МОСКВА. 1462 Г., МАРТА 5 – 27]
/л.225/ 102. Духовная грамота великого князя Василья Васильевича.
Во имя святыя и живоначялныя троиця, отця и сына и святого духа, и по благословенью отця нашаго Феодосия, митрополита вс[е]я Руси, се яз,многогрешный худый раб божий Василий при своем животе в своем смысле пишу сию грамоту душевную, дая ряд своим детем и своей княгини.
Приказываю свои дети своей княгини. А вы, мои дети, живите заодин, а матери своей слушайте во всем в мое место, своего отца.
А сына своего старейшаго Ивана благослов[л]яю своею отчиною, великим княженьем. А даю ему треть в Москве и с путми, и с моими жерьбьи, чем мя благословил отець мой, Добрятинским селом з бортью и Василцовым стом, и числеными людьми, и ординци, и Коломною с волостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, Володимерем с валостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, Перяславлем с волостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, Кострама с волостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, Галич с волостми и с путми, и с селы, и с Солою, и со всеми пошлинами, Устюг с валостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами. Да даю своему сыну Ивану землю Вятскую. Да даю ему Суздаль с волостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, да Новгород Нижней и с волостми, и с путми, и с селы, и с всеми пошлинами, да Муром с волостми и с путми, и с селы, и с всеми пошлинами, Юрьев с волостми /л.225 об./ и с путми, и с селы, и с Великою Солью, и со всеми пошлинами. Да даю своему сыну Ивану Боровеск и с волостми, и с путми, и с селы и со всеми пошлинами, как было за княземь за Васильем, и Суходоль с Ыстьею и с [Ы]стервою, и с Красным селом, да Колугу и с Олексиным, и с волостми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, как было за княземь за Иваном за Можайским. А из московскых сел даю своему сыну Ивану село Островиское и с Орининским, и с Костянтиновьским, и с Малаховъским и з д[е]р[е]внями, и что к тем селом потягло, да село Красное над Великим прудом у города и з дворы з городскими, и что к нему потягло, да луг большой у города по Москве по реце.
А сына своего Юрья благословляю трет[ь]ю в Москве княжа Володимеровъскою с сыном своим с Ондреем з Болшим по половинам, а держать по годом. Да Юрью же сыну придаю год в Москве княжы Костянтиновский Дмитреевича. Да даю ему Дмитров со всеми волостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с замос[ковс]кими волостми и с всем с тем, как было за князем за Петром. Да ему же даю Юлку с Юлоцскими борътники и что к Юлке потягло, да Серебожь, да Бускутово, да Рожеств[е]ное, и с вс[е]м с тем, что к тем волостем потягло. Да даю сыну же своему Юрью Можаеск с валостми и с путми, и селы, и с всеми пошлинами, и с Медынею, и что к Медыни потя/л.226/гло, да Серпохов, да Хотунь со всегли пошинами. А чем его благословила моя баба, великая княгини Софья, его прабаба, и в духовно[й] ему в своей написала, Семчинским селом у Москвы з дворы с городскими и [с] Самсоновым лугом, да Кжелью, да и своим прикупом селцом Воробьевским и с Семено[в]ским и з д[е]р[е]внями. Да на Похре селом Мячковым и с Фаустовым, и с Лодыгиным, и с Федоровым Левонтьева, и с Тяжиным, и с рыболовлими д[е]р[е]внями, а ис коломенских сел Велина Гора, Кривцево, Бронничо, Чевырово, Марчюково, да Рожок, да починок у Щелина озера, а из юрьевских сел турабье[в]ские села вси, да Кучка, да Деревенька, да Шадрино, ино то его и есть. Да к тем селом к тарабьевским придал есми ему село Шипиловское со всем. А на Костроме дала ему баба село Качаловское, да Ушаковское, да Святое село, а на Валогде масленицьскии села, да янгусарьскии, да говоровскии села и что к тем потягло, ино то его и есть. А всхочет мой сын Иван выменити у своего брата Урья коломенскии села, ино сын мой Юрьи те села ему променит, а сын мой Иван выменить у него те села, его не изобидить.
А сына своего Андрея благослов[л]яю, даю ему с старешим, его братом с Юрьем треть в Москве княжу Володимеровскую по половином, а держать по годом. Да даю ему Углич со всеми волостми и с путми, и с с[е]лы, и со все/л.226 об./ми пошлинами, и [с] Устюжнаю, и с Р[о]жаловым, и с Велетовым, и с Кистмою, и со всем с тем, как было за княземь за Дмитреем за Шемякою. Да даю ему Бежицкой Верх и с волостми, и с путми, и с селы, и с всеми пошлинами, да Звенигород с волостми и с путми, и [с] сълы, и со всеми пошлинами, а у Москвы село Сущовское и з дворы з городскими, и что к нему потягло. А чем его благословила баба его, Вышелесом, ино то его и есть.
А сына своего Бориса благослов[л]яю в Москве годом княжим Ивановым Можайского, да в городе на посаде дворы около Егорья, каменые церкви Марьиньские Федоровы. Да даю ему Ржеву с волостми и с путми, и с сълы, и с пошлинами, и з бортью. Да даю ему Волок с волостми и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, да Рузу с волостми, и с путми, и с селы, и с пошлинами. А што его благословила моя мати, великая княги[ня] Софья, баба его, на Волоце белевутовскими селы, Спаским селом и з дер[е]внеми , да Издетемлею [о]кораковскими селы, ино то ему и есть. А што ему дала Марья Федорова Голтяева на Коломне села Проскурниковское да Веденьское и з деревнями, и на Городне деревня, и на Москве за Похрою розсудовския села, Зверевское и Борановское, и иные села, и з деревнями и с пустошми, и в Володимери симизинскии села, и Лаза/л.227/ревское и Котязино, и что к те[м] селом потягло, как было за Марьею, да у города у Валодимеря Евнутьевьское село, да на Костраме на Волзе Нижьняа слобода со всеми деревнями, да Базеевское, да Мануиловское и з деревнями, да на Валогде Турутаевское, да Понизовное, да кобылинскиа села, да Горка, да на Шоме деревни, да у Москвы село Шарапово з деревнями, да Лошаково з деревнями, да луг на реце на Москве под Крутицею, да в Берендееве село Ростовцовское и з д[е]р[е]внями, да в Кинеле Суровцово, да Тимофее[в]ское, да Микульское, ино то его и есть. Да што ему дала Марья же; двор свой внутри города на Москве, ино то его и есть.
А сына своего Андрея Меншаго благослов[л]яю в Москве годом княжим Петровым Дмитреевича, да у Москвы село Танинское со всем, да Ясеневское со всем, да Раменейцо со всем. Да даю ему Вологду и с Кубеною, и с Заозерьем со всем, и что к Вологде и к Кубене, и к Заозерью потягло, и с пошлинами, да Иледом, с Обнорою и с Комелою, и с Волочком, да Авнегу, да Шиленгу, да Пелосму, да Бохтегу, да Ухтюжку, да Сяму, и Отводное с перфушковскими селы, да Тошну, да Янгосарь и с всем с тем, што к тем волостем потягло.
А княгини своей даю Ростов и со всем, што к нему потягло, и с сълы своими, до ея живота. А князи ростовские что ведали при мне, при великом князи, и они по тому и держат и прй моей /л.227 об./ княгини, а княгини моя в то не вступается у них. А возмет бог мою княгиню, и княгиня моя дает Ростов сыцу своему Юрью, а он держит его по тому же, как держала его мати, что князи ведали свое, и они по тому же держат. А что ее купля городок Романов княже Михаилово Деева и княжих Лвовых детей, и княжо Давидова Засекина, и Усть-Шоксны, што собе купила у князя у Семена и у князя у Василья у Шаховских, ино то ее и есть, в то ся дети мои не вступают. А что были волости Заволские и по реце по Шексне княжи Иванова Можайского и села его, и езы, и те есмь все волости, и села, и деревни тех сел, и езы дал есми своей княгине, и с Пироговскими селы Костянтиновича, да Усть-Угль с всем и с езы. Да даю своей княгине Нерьхту с варницями и со всеми пошлинами. А из московских сел даю своей княгини Напрудское у города и з дворы з городскими, и что к нему потягло, да Ходынскую мелницу и с лугом Ходынским, да опосле княгинина Василисина живота села Ногатинское моей княгини и дворы з городскими, и со всем, што к нему потягло, да Новинки. Да даю своей княгини озерьцские села и з деревн[я]ми, да Михайловское и з д[е]р[е]внями, да Олешну и з деревнями. А што есмь у своей княгини взял Селивановское село в Медушах, да и дал к святей Троици, и яз в то место даю своей княгини села свои луж/л.228/ские и Павшинское, и д[е]р[е]вни Петровские Костянтиновича на Истре. А из удела сына своего Иванова ис Коломны, даю своей княгини волостей Город, Брашеву и с Селцом и з Гвоздною, и с-Ыванем, да Усть-Мерьску, да Песочну, да малинскии села. Да даю своей княгини село Серкизовское и с Мезынькою, и со всеми селци и з д[е]р[е]внями, да село Высокое и з бортью, и з д[е]р[е]внями, да село Шкинь и з д[е]р[е]внями, и з Федоровским селцом Степанова сына, и с Свербеевским, с куплею своею, да село Лысцевское и з д[е]р[е]внями, да Бабышево у города у Коломны, что ей дала моя мати, великая княгини, и з дворы з городскими, что к нему потягло, да село Чюхистово, что дал ей Михайло Сабуров, и со всем с тем, что к нему потягло. А в Переславли даю своей княгини село Рюминское и з дворы з городскими, да Марьину слободу, да село Доброе з дворы з городскими, которыя дворы к путнику тянули. А в Юрьеве даю своей княгини село Фроловское с [Е]лхом, да село Красное, да Курчеева, да Елци, да Варварино, да Кузминдемьянское, да Голенищово, да Добрынское, да Волстриновское, да Сурогошино, да Петроковскии села Костян[тин]овича Матфеищово, да Вороново, и с-ыными селци. А в Суждале даю своей княгини Шокшов да Давыдовское. А на Костроме даю ей Михайловскии села Данилова со всем, что к ним потягло. /л.228 об./ Да что .дал ей Михайло Сабуров колдамские села, ино ей и есть. А на Устюзе даю ей, своей княгине, к ее купле, к Левонтиевъскому, да к Пятницкому, да к Вондокурье свои села, село Мошемьское и з д[е]ревнями и с присельи, да Дымкову сторону и з дер[е]внями и с приселки. А у сына у своего у Андрея у Болшого из удела даю своей княгине Елду, да Катку, да Васильевьское и з деревнями. А у сына у своего у Бориса из удела даю своей княгине Издетемлю, да Июдову слободу, да Ядрово, да в Рожьтве село Ондреевское. А у сына своего у Андрея у Меншого даю своей княгине из его удела Иледам с Комелою и с Обнорою. А возмет бог мою княгиню, а у которого сына в уделе волости и села, что есмь ей подавал, ино того то им и есть, опричь ее купли. А что ее купли, Романов городок и Шоксна, [и] иные волости и села, в которых городех ни буди,в том вольна моя княгини, опосле своего жывота - которому сыну восхочет дать своему, ина тому даст.
А что моя томга московскаа, и яз даю сыну своему Ивану треть тамги со всеми пошлинами, а другую треть, княжу Володимеровскую, даю сыну своему Юрью да Ондрею Болшему по половинам, а третью треть даю сыну своему Борису да Ондрею Меншему по половинам. А ис тех изо всех трех третей дал есмь половину тамги своей княгини, со всеми /л.229/ пошлинами до ее живота, а по ее животе и она отдасть им их жеребьи по сей духовной, как им писано.
Да даю своей княгине из Новагорода из Нижнего половину пошлин своих всех, как было за моею матерью, за великою княгинею, да и ее села,которыи были за моею матерыз за великою княгияею со всеми пошлинами, и что к ним потягло, и с Козловским селом, и с Кержанцом. А из Мурома даю своей княгини селцо Муромское да Шарту, и в то дети мои не вступаются. А как почнут мои дети жити по своим уделом, и моя княгини и мой сын Иван, и мой сын Юрьи, и мои дети пошют писцов , да уделы свои писци их пишут по крестному целованью, да по тому же писму обложат по сохам и по людем, и по тому окладу моя княгини и мои дети выход учнут давати сыну моему Ивану и с своих уделов. А переменит бог Орду , и моя княгини и мои дети возмут дань с своих уделов себе, а сыя мой Иван в то у них не вступается.
А где есмь ни подовал своей княгини волости и села в вуделех детей своих, в чьем ни буди, и те волости и села данью и судом потянут к моей княгине, а дети мои в то не вступаются. А волостелей моих и посельских, и тивунов, и ключников, и довотшиков, судит моя княгини.
А которым есмь детем своим села подовал в чьем уделе ни буди, ино того суд и на[д] теми селы, кому дано.
А кому буду дал свои княземь и бояром, /л.229 об./ и детем боярьским своим села в жалованье, или хотя в куплю кому буду дал, ино те села моим де[те]м, в чьем уделе, ино то тому и есть.
А по грехом у которого у моего сына вотчины оттоимется, и моя княгини уимет у своих сынов из их уделав, да тем того вотчину исполнит, а дети мои из ее воли не вымутся.
А сына своего Ивана благослов[л]яю крест Петров чюдотворцов, да крест золот Парамшинской, да шапка, да бармы, да сердоличная коробка, да пояс болшей золот с каменьем.
А сына своего Юрья благослов[л]яю икона Филофеевская да крест золот, что мя благословила моя мати, великая княгини, да пояс золот на червчате ремени. А сына своего Андрея Болшего благословляю крест золот княжь Дмитреевский Меншего с чепечкою.
А сына своего Бориса благослов[л]яю крест золот, что мя благословила моя мати, великая княгини, коли есми шол к своей отчине, к Великому Новугороду.
А сына своего Андрея благослов[л]яю Меншего икона золота на изумруте.
А приказываю свою княгиню и своего сына Ивана, и Юрья, и свои меншии дети брату своему, королю польскому, великому князю литовскому Казимиру, по докончальной нашей грамоте, на бозе и на нем, на нашем брате, как ся учнет печаловати моею княгинею, и моим сыном Иваном, и моими детми.
А дети свои приказал есми своей княгине. А вы, дети мои, слушайте своей матери во всем, а из ее во/л.230/ли не выступайте ни в чом. А которой мой сын не учнет слушати своей матери, а не будет в ее воли, на том не буди моего благословенья.
А вы, дети мои, чтите и слушайте своего брата Ивана старейшего в мое место, своего отця. А сын мой Иван держит своего брата Юрья [с] своею братьею меншею в братстве и без обиды. А кто моих бояр имет служити моей княгини, а живут в вуделех детей моих, и тех бояр дети мои блюдут с [о]д[и]ного.
А кто будет моих козначеев или моих деяков прибыток мой от мене ведали, или посельских, или тивунов, или кто женился у тех, ино те все не надобе моей княгини и моим детем.
А хто сию мою грамоту переступит, ино по евангельскому словеси, а кто ся преслушает отця и матери и заповедей не сохранит, смертью да умр[е]ть.
А у духовной седели: мой духовной отець спасьско[й] архимондрит Трифон, да Афанасей архимондрит симоновской, да мой боярин князь Иван Юрьевич, да Василей Иванович, да Федор Васильевич.
А грамоту писал дьяк мой Василей Беда.

№ 104
ПОУЧЕНИЕ [РОСТОВСКОГО И ЯРОСЛАВСКОГО] АРХИЕПИСКОПА [ФЕОДОСИЯ БЫВАЛЬЦЕВА] НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ПОПУ ИЛИ НАСТОЯТЕЛЮ МОНАСТЫРЯ. [РОСТОВ. 1454 Г., ИЮНЯ 23 - 1461 Г., МАЯ 3].
/л.230 об./ 103. Поучение архиепископа имярек игуменом и попом.
Се тебе, чадо, господь поручи священия службу страшне и тайне рукоположениемь вселенских сбор и послушеством разумных сил, в ня же желают и сами приникнути. Дело же ваше буди учитися закону господню день и нощь и заповедь прехвалных апостол и вселенских шести сбор, и поместных святых отець правила, съставления бо святителества божиа писаниа истинная хитрость. Не мощно чясто, не почитая божественаго писания, спасти себе, да будеши правя евангелие истинное слово, а не превращай по похотению сердца своего на плотное, приемля послушество божественых писаний. Да не будеши лже послужа богови, чрес волю его божественая краде.
Се приал еси от вышняго промысла, не токмо себе ползовати, но и блаженим в показани[и] духа и силы, дела бо и веру съвершену должен еси показати добронравне святителскаго подобия - любовь, кротость, целомудрие, пощение, тръзвение, удержание всех сластий. Не буди къщюнник, ни игрець, ни срамословник, ни буй, ни горд, ни величав, ни яр, ни пьяница, ни складов пировных твори, но инем възбраняй, ни резоимець, и накладов не емли. Да не будеши мя[те]жник, ни ротник, ни поручяяся, ни би верна согрешающа, ни неве/л.231/рна обидяща.
А своими рукама никого же не удари, ни ловов твори, ни закалай животнаго, брашна и пития не приимай без времяни, но в подобно время в закон и в славу божию. Аще будеть на браце или в пиру позоры каковы, отходи прежде видениа, на тът брак не ходи, ни к двоеженец или треженець, или муж жену пустит, или жена мужа пустит без вины, или в племяни поимутся, никако же не ходи. На корм и на пир незван не ходи. Теци путем заповедя божиа, не суть бо тяжкы. Внимай учению и буди терпелив, в молитве пой разумно, от сердца, по силе.
Усердие имей без лсти к олтарю и в олтарь ходи с опасением сам в чистей съвести, а простым възбраняй олтарь - токмо попом и дьяконом. А четцемь пред олтарем и певцемь приемши рукъппложение от епископа, верх пострижен, нося кроткий фелоне, чести чтения Апостол, пети прокымены "Бог господь, аллилугиарь". А простым ни пети, ни чести. Пономарь избран не повинен ни в коем гресе, с благословением епископа нося священное знаменье. А к [со]судом священы[м] не прикасаются слуги, ни кодят. Да будеть свята церкви, а в олтарь не насити кутьи, ки пива, развее просфиры и свещи, и фамияна, и вина. Церковь держати чисто, без пороха и пучины, паче же олтарь. Книги ветшаныя и иконы постраивай. А на тряпезе не положи ничего, развее Евангелия и тайн. А во /л.231 об./ иже день служити, мьлвы не творити, ни прени стати служити, вражду имея на кого или гневаяся, да не проженеши утешителя святого духа.
В страсе и трепете предстои олтарю, ни мысли земных, ни озирайся никамо, нъ к единъму предлежащему царю и стоящим окрест его силам. Да не угодия ради человек потщишися скороти молитвы, таковым бо разсыпает бог кости, по пророку. А с отлучеными не служити. Ни стыдися, ни бо убоися никого же человека на грех себе, им же правила повелевают. А причастия недостойным не довай ни по до[б]ру, ни по любови, ни по страсти, но помни заповедь владычню и святы[х] его апостол: ″Не дадите, рече, святая псом, ни бисер ваших мещите пред свиньями″. Блюдите псов, и яже по сих, да не с ними осудишися.
Да не твоего ради небрежения мышь или ино что прикоснеться божественых таин, да не исплесневеет или одымееть, или приято будет от несвященых рук. В церкви повестити не давай, ни приноси приноса в божий жрътовник от неверных, ни от еретик, ни от блудник, ни от прелюбодей, ни от татий, ни от разбойник, ни от грабитель и властель немилосерд, ни от корчемника или резоимца и ротника, и кееветника, и поклепника, и лжипослуха, и волхва, и потво/л.232/рника, и игреца, и злобника, или кто томить челедь свою гладом и ранами, и ноготою. И кто будет от таковых, а не покающася, не приемли у них приноса просфиры. Приемли приношение от своих детей духовных, ведая житие их.
А духовныя дети учи и правляй - по мере грехов запрещай, епитемию давай, отлучай. И непокорника, в грехи впадающа, от церкви отлучи, от себе отжени, дондеже обратится к тобе. А от иного попа отгоненаго ты не приимай. Приимет ли кто таковаго, епископу възвестить.
А убогих, сироть или болит кто или умрет, или родить, слышав, незван прииди. Съшедшаго нас ради с небес будь страже день и нощь с крещением и покаянием, и причястием, и творити достойное правило с любовию, тихо, не борзяся. Младенець не разумеет, а мертвець не чюет, ты живым наказанием млад[е]нца крести и всякому человеку причастие давай, а мертву не мози дати. Аще кого изгубиши леностию или нерадениемь, мука их на тобе изыскома будет. А к треженцю никако же в дом не вниди, развее смертьнаго недуга. А к церкви, к ней же еси поставлен, не оставити ея во вся дни живота своего, развее великия нужа и то по съвету епископа своего, где тя поп благословить.
А в чюжем пределе не служи, не взем от епископа своего благословениа, без во/л.232 об./ли его не твори ничтоже. Имей епископа своего главу в всем, любовь к нему и боязнь, яко апостоли к Христу. А на собор приходи и на исправление церковных вещей, на приятие истиннаго разума.
Да можеши дати благодать послушающим тебе. И явися всем по имени твоем свет миру, имена бо твоя многа и велика, по господню словеси и святых его: свет миру, соль земли, врач болных, вождь слепых, наставник блудящим, учитель и светил[ни]кь, око телу церковному, столп премудрости, уста божиа, дая мир мирови, ангел господень, труба небесная, отець братьи своей, к богу нудитель, миру молитвеник, подражатель господне и апостольский подобник, кормник, источник воде, не сушу во источнице не в свое имя. Не словом бо, но делом мзды даются, весть бо бог, колико немощнии можем, ленящеся, не делоем. Отрокъвица, не съблюдши двъства, оскверни тело и душю, а не съхраниши завета, оскверни дух святый, въследуеть ненавистным и укор раны отлучения.
Се вам, братие, написах от святых писаний и правила святых апостол и богоносных отець, изложеших саны церковныя по горнему образу . Аще сия съхранить, блажени будете. Аще ли приступить или в обиду дадит, тъ ответ дадите на страшном суде и узрить в день испытания месть достойную приимет. И вы, сынове и ча/л.233/да, послужите богови верою, не приступающе писаных, славяще отца и сына, и святого духа и ныне и присно, и в веки веком. Аминь.

№ 105
ФОРМУЛЯРНЫЙ ИЗВОД ПОУЧЕНИЯ ПРЕСВИТЕРУ И ОБРАЩЕНИЯ [РОСТОВСКОГО И ЯРОСЛАВСКОГО] АРХИЕПИСКОПА [ФЕОДОСИЯ БЫВАЛЬЦЕВА К ЕЖЕГОДНО СОЗЫВАЕМОМУ В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ СОБОРУ ЕПАРХИАЛЬНЫХ СВЯЩЕННИКОВ. РОСТОВ. 1454 Г., ИЮНЯ 23 - 1461 Г., МАЯ 3] .
/л.233 об./ 104. Поучение архиепископа имярек попом.
Потщися, о прозвитере, представи себе делателя непостыдна, правяща слово истинно: николи же да не станеши, вражду имеа на кого, паче же в время святого приношениа, да не отженеши духа святого, но всегда в церкви пребывай, малвы не твори, молися и почитай святыя книгы до часа, в [о]н же подобаеть ти свершити божественую службу, и тако предстани с страхом и с умилением, и чистым сердцем святому жертвенику, не озираася семо и овамо, но в страсе и трепете предстоя небесному царю. И блюди, кому предстоиши, и како служиши, и которым даеши причащение, не забывай владычня заповеди и святых его апостол : "Не дадите, рече, святаа псом", рекше недостойным, да не будеши, якоже Июда, предав господа июдеем на сребре. Смотри, да никого же мзды ради простиши, понеже благодать святого духа не продается на сребре. Да не убоишися человека, на грех тебе ведуща, аще и смертию ти претит. Не предай же сына божия в руки недостойных, да не вечным огнем мучен будеши. Не устадися никого же от славных земли, но стани, яко добр въинък Исус Христов.
Причащениа же дар достойным подовай, а им же божественнаа правила не повелевают, тем никако же не подовай, понеже недо/л.234/стойни суть, да и сам сана своего не извержен будеши и в будущем веце горце мучен будеши. Блюди, да не твоего ради небрежениа мышь или ино что прикоснется божественых даров, да не исплесневеет или изгнеет, или приаты будут от недостойных и от несвященных рук: сия же таковаа храняще, сам ся спасеши и сущии с тобою.
Послушай, о презвитере, понеже Христова стада еси пастуше и предстателю святей его трапезе, принося молитвы богу о всем мире. Паче всего хранися от пьянства, оскверняеть бо молитвы твоя и помрачаеть ти ум. Ни кощунай, яко еси богу съветник, и тело свое чисто съблюди, яко богу еси ходатай о людех, и кротко хожение имей, понеже на месте святе стоиши. Руце же от нечистоты съблюди, тема бо тело Христово подъемлеши. Чист имей язык от осужениа и злословесиа, понеже тем бога славиши. Укланяйся мирьскаго мятежа, да не съблазнно молитвы к богу съмирением възносиши. Не обязайся куплями житейсками, да всем сердцем печалуеши о порученном ти стаде. Почитай же книги часто, да имаши неразумныа научати. Не дай же лише потребы утробе свои, да не парою злою святый дух отженеши, на святыя дары исходящи. И стоа у святыя тряпезы, не часто озаряйся назад, но токмо очи к богу /л.234 об./ възводи. Мир же и покорение к всей дружине имей и у меншаго благословение и молитву испроси, да яко о всех и за вся представлен, без осужениа въздержеши руце от лихоиманиа очищене, и аще неси, има никому же досадил.
О сем же и еще тя молю, о служителю таин Христов - удалися от пьяньства: серафим бо еси плотяный и служиши бо телу Христову, не лепо ти есть упиватися, ни любодеанию прилежати. Горьдости же останися и гнева, и славохотениа, и кощун, всих бо сих, кроме суть ангельскаа воиньства, их же си чин въсприял и служиши с ними смешаясь: "Ныне бо, рече, силы небесныя с нами невидимо служат". Тем, брате, воспоминися и разумей, что еси, о чем служиши: работай господеви с страхом, всяки пустошныя нравы отверг, ангельскую бо еси службу приял святую, с говением и чистотою съблюди, да на небеса с ангелы будеши ликъствуа в бесмертный он век.
Слыши, о ерею, к тебе ми есть слово, понеже пареклъся еси земный ангел и небесный человек, ты с ангелы предстоиши, ты с серафимы носиши господа, ты сводиши дух святый с небеси и претворяеши хлеб в плоть и вино в кровь божию. Вы просвещаете человекы божественым крещением. Вы связа/л.235/ете на земли, бог не разрешает на небеси, вы разрешите на земли, бог не свяжет на небеси. Но смотряйте, како вяжете или разрешаете, аще по святым правилом, тобою бо свершает господь тайны спасеныа роду человеческому. Вас постави стража и пастуха своих овець, за не же бог нашь пролиа честную свою кровь, и вам предасть талант, его же хощет от вас истязати в вторый свой приход, како умножили будете данный вам талант, како будете упасли стадо словесное Христово, како будете съблюли святыню вашу бескверну, како будете не съблазнили верных. Рече бо господь: "Лучше навязати жерновь на выю, им же осел мелет, погрузити в мори, нежели съблазнити единого от человек", души бо человечьстей единой, не точен весь мир. Како же, иже многи душа съблазнили, не погрузит ли ся в огни негасимем? Простець бо съгрешивый, за свою едину душу ответ даст, иерей бо съгрешит, съблазнит ; многих и за тех душа осужен будет.
Отселе блюдетеся всякого греха и не работайте плоти, отверзите от собе пианьство, обьядение, лишитесь тяжь и сваров, вражды и хулы на друга, и скверннаго резаиманиа, поруки, клятвы и лжа, скупости, ненависти, лукавьства, и от всех дел сатанин и съблюдеши себе. И блюдете же и сущих /л.235 об./ под собою человек како научите, како непорочны на суде господни их поставите, како речет кто: "Се аз и дети, яже мне есть дал бог". Умножите талант, даный вам от бога в освящение.
Аз, смиреный архиепископ, вся си рекох вам и ничего же съкрых от вас, вас бо истяжет бог, аще с леностию начнете дело божие. Лжих книг не почитайте и еретик уклоняйтеся, глагалющих не от божественых писаний загражайте уста. Аще кто не умеет вас, мене въспросите - аз не леяюся глаголати вам. А кто въспротивится вашему правоверию, мне повежьте - аз обличю его и от церкве отжену. Разумейте же, како держати духовныа [дети], а не слабо, да не лениви будуть, ни жестоко, да не отлучатся, не дару деля пращающе, ни взятиа деля горка наскачюще. Разумейте, кого отлучити тела и крови господня, кого ли от церкви и кого ли от оглашеных на колико время. Аще сам недоумееши, въспроси разумеющаго, не стыдися прося, ибо почти божественаго, и ны наставит на нь. А не прося, и слеп ходит и слеп, иже у него кается. Службу страшную с трепетом сотворяйте, николи же внидите в святый олтар[ь] , вражду имущи с ким, и николи же разумного глаголании до обеда пребысть, принесеши жертву пречистую, но утишив помыслы, молитвы посли к своему богу и не озирайся назад, но ум весь имей горе, с ангелы бо служиши, и не мысли земных в той час, небеснаго бо царя въприемлеши /л.236/ в сердци своем и весь освящаяся им.
Аще кому спакостит враг любодейством или утопил будет душу свою в мнозех гресех и клятвах, да лишится службы, недостоиньство бо иерейское сводить гнев божий и на люди: мнози бо невегласы иерееви падшу повелевають служити, давше епитемью, дострояще на ся муку бесконечную и сих слюще во дно адово. Различное паденье бывает: тем же подобает с великими вещми епископа докладати, да рассудит по правилум апостольским и о[те]чьским, не мощно бо раздрешити, еже они связаша, ни вязати еже не повелеша, но последствующе събором святым вязати и решати. Блюдете же и чад ваших, родившихся от вас, да не осквернятся до жену блудом и девица до мужа, челедь свою наказающе, гладом не моряще.
Си вся, любя вы, написах. Аще сице съхраните, молитва ваша услышана будеть от бога и земли вашей работа облегчится. Попом и всему священному чину что речет правило? Аще, речеть, да извержется, то уже извержен, аще ли, речет, да отлучится, то уже на время неколико противу греху. Суть же ини неучением разума внешними хулити имя божие творят в пианьстве и в пищах, и в мирских вещех, в лености, в нерадении и в бестрашии учениа разум погубити, и ни въ/л.236 об./спросити хотять, ни учатся,о утробнем гладе сетуются и вертятся, а о душевнем гладе никако же не попекущеся. И не поминают апостола, глаголюща: "Готови будите к ответу благу въпрашающим вас".
Святый же вселеньский събор никако же не повелеваеть четвертому браку быти: аще кто дерзнеть, лишен будеть и церковнаго входа, донели жи разрешится безаконнаго брака сего, яко чюжа и христианьскаго житиа отмещем. Се же треженцех повелеваем хранити: аще кто 40 лет сы[й], притяжется третьему браку, сему с всяким извещанием за 5 лет непричастну быти святых тайн никако же; аще же и лета преидут, и причащениа достигнут, но токмо в напаску, от прейівающаго ради въздержаниа. И припрягшися второму браку лето едино без причащениа пребудуть.
Не приими приношениа в церковь божию от неверных, ни от еретик, ни от блудник, ни от прелюбодей, ни от татий, ни от разбойник, ни от грабителий, ни от корчемника, ни от резоимца, ни от ротника, ни от клеветника, ни от поклепника, ни от ложиваго послуха,ни от волхва, ни от потворника, ни от убийца, ни от четвероженца, ни /л.237/ тех, иже челядь свою морять гладом и раноми неповинне - у таковых свещи, ни просфиры не приемли, данеле же покаются свершено и от злоб своих престануть.
Се же тебе, чадо, господь поручи священничьства и службу страшных тайн рукоположением моего смирениа и послушьством разумных сил его. Дело же твое буди учитися закону господню день и нощь и святым его заповедем по святому евангелию и по святых апостел заповеди и дети своа духовныа непрестанно наказывати от святых писаний. Се же тебе, сыну и брате, написах от святых писаний и от святых апостол и богоносных отець, изложьших саны церковныа. Ты же, чадо, с всяким вниманием и с страхом, и с всякою чистотою, и с благоговением, и с всяким смотрением потщися сиа исправити: сиа творя, сам ся спасеши и сущих с тобою, и муки вечныа избудеши, и царствию небесному сподобишися. Аще ли о сих не радиши, вечно мучим будеши.
Ты же, брате, в сих пребывай, в сих непрестанно поучайся, леность всякую оттрясши. Бог мира и господь утешениа просветит сердце твое и наставит тя творити волю его благоугодну и свершену, и приимеши мзду верных строителей о Христе Исусе, господе нашем, ему же подобает всяка слава, честь и покланяние /л.237 об./ с отцем и с святым духом ныне и присно в векы веком. Аминь.