Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Прот. А. Мень. О святости

СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ. Библ. понятие С. не тождественно понятию нравств. совершенства. Евр. слово КАДОШ, святое, в первую очередь означает нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения  благоговейной дистанции. С. есть преимущ. свойство трансцендентного Божества (Лев 11:44; Ис 6:3). Это свойство не может быть описано в катафатических терминах (см. ст. Апофатич. богословие). Все, что посвящено Богу (люди, предметы), именуется "святым" (напр., Лев 27:9); оно считается отделенным, обособленным. Соответственно и Община, предназначенная на служение Богу (Церковь, Народ Божий), "свята" (Исх 19:6). Поэтому и верные ветхозав. Церкви, и члены первохрист. Церкви называли себя "святыми" (Пс 88:20; Рим 15:26). В этом же смысле Символ веры именует Церковь Святой. Поскольку понятие Божественной С. включало в себя свободу от всякой нечистоты и зла, слово С. позднее стало обозначать высшее нравств. состояние человека (ср. Лев 19:2; Мф 5:48; Лк 6:36).

l *Б у й е  Л., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель, 1965, с.66 сл.; прот.*К н я з е в  А., Пророки, "Вестник РСХД" (Париж-Нью-Йорк), 1972, № 103, 104, 106; Святой, СББ; свящ.Ф л о р е н с к и й  П., Из богословского наследия, БТ, 1977, сб.17; Ф р а н к  С.Л., Непостижимое; Онтологич. введение в философию религии, Париж, 1939; *O t t o  R., Das Heilige, Breslau, 1917 (англ. пер.: The Idea of the Holy, L.-N.Y., 1923).

Из "Библиологического словаря" (СПб., 2002)

-----------------------------------------

ХРИСТИАНСКАЯ СВЯТОСТЬ

Термины «святой» и «святость» восходят к Библии, где они указывают на тесную связь земного человеческого с верховной тайной божественности. Человек, именуемый святым, посвящен Богу, несет на себе печать иного мира. В христианском сознании святые — это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто были причастны запредельной Реальности. Им во всей полноте присущи черты конкретного человека, вписанного в определенную эпоху. И в то же время они возвышаются над ней, указывая путь в будущее.

В русской святости сформировался особый русский религиозный тип. Хотя генетически он связан с общехристианскими началами и византийским наследием, в нем очень рано появились индивидуальные черты.

Византия дышала воздухом «сакральной торжественности». Несмотря на огромное влияние иноческого аскетизма, она была погружена в пышную красоту священнодействия, отражающего неподвижную вечность.

Иной характер приобрела христианская духовность на Руси уже в первые десятилетия после князя Владимира. Сохранив аскетическую традицию Византии, она усилила евангельский элемент, который ставил во главу угла действенную любовь, служение людям, милосердие.

Кто такой святой?

Когда человек всем сердцем посвятил себя Богу, тогда он святой. Конечно, он может пасть, он может быть грешником, но он посвящен: его сердце отдано Богу. Бывает, что человек может быть порядочным во всех отношениях, но быть не святым, а изрядным негодяем. Это святость фарисея, которая описана в Евангелии. Он же был праведник! Он пришел и сказал Богу: «Господи, не убивал, не крал, церковные взносы даю — во всем хорош!» А кто оказался перед Богом прав? Мытарь, который сознавал свои грехи. Значит, чистым перед Богом быть нельзя. А святость есть любовь к Богу, такая, чтобы Он был центром твоей жизни. И тогда вы увидите, где счастье.

Что же все-таки входит в понятие святого?

Есть несколько понятий. Одно — это человек, признанный Церковью официально святым. Другое — это более широкое понимание святости. Святой, по Библии, это посвященный и посвятивший себя Богу. В таком случае мы можем сказать, что были мудрецы вне христианства, которые таковыми себя ощущали, и, быть может, их можно назвать святыми. Наконец, есть нравственное понятие. Мы называем святым доброго, отзывчивого, самоотверженного человека. Так что все зависит от того, что вы будете вкладывать в это слово.

Зачем молиться и просить святых, вместо того чтобы обращаться ко Христу?

Это очень просто. Когда ты отправляешься в дорогу, ты просишь, чтобы родные тебя помнили, чтобы близкие и друзья за тебя молились. Эта молитва поднимает человека выше обыденности, и мы оказываемся в том мире, где уже не действуют одни слепые законы. Поэтому мы все, в частности люди моего прихода, мы все молимся друг за друга ежедневно и знаем силу этой молитвы. И даже тогда, когда некоторые из нас покидают этот мир, мы знаем, что эта связь сохраняется. Мы обращаемся к ним как к нашим друзьям, как к нашим невидимым помощникам, как к людям, которые с нами духовно связаны. А почему можно молиться Пресвятой Богородице и всем святым, вы поймете на практике. Мы знаем, что все святые живы, что мы — одна семья. Но у них больше духовных сил, и они наши незримые помощники.

Какого святого Вы считаете своим защитником — того, чье имя носите, или того, в день которого крестились?

Прежде всего — того, которого любишь, которого знаешь. Ну, а потом, конечно, и того, чье имя носишь.

В честь какого святого Вы крещены?

В честь святого Александра Невского, которого празднуют 6 декабря. Но поскольку мать повезла меня крестить в сентябре, то духовник ее предпочел петроградский праздник, 12 сентября. Этот праздник установлен в честь переноса гробницы Александра Невского из Новгорода в Петербург, и все Александры XIX века — Александр Пушкин, Александр Блок и другие — все они праздновали свои именины 12 сентября, то есть 30 августа по старому стилю.

Если день рождения отстоит от дня ангела, имеет ли это значение?

Никакого.

Почему все святые называются по-разному: мученики, преподобные и т.д.?

Мученик — это любой человек, пострадавший за Христа. Исповедник — пострадавший, но не погибший. Его могли пытать, искалечить, но он все-таки не погиб. Священномученик — это мученик, имевший тот или иной священный сан: дьякон, священник, епископ. Преподобный — это святой, бывший монахом. Великомученик — это мученик, особо почитаемый в народе.

Среди убитых в России после 17-го года было много людей, принявших смерть и муки за веру. Вряд ли когда-нибудь будут узнаны даже имена их всех, но будет ли канонизирован хотя бы кто-то из них?

Как говорил мне митрополит Ювеналий, наша патриархия готовит канонизацию тех, кого принято называть новомучениками. Первым их них канонизирован патриарх Тихон, жизнь которого была настоящим крестным путем.

Можно ли пролить свет на истинную историю патриарха Тихона, расстрелянного в 22-м году?

Патриарх Тихон не был расстрелян. Его судили в период изъятия церковных ценностей. В 22-м году проводилось изъятие церковных ценностей, тех самых, которые в трагические моменты истории Церковь всегда, во все столетия, отдавала государственным деятелям для спасения народа. Так было во времена Минина и Пожарского, во время войны с Наполеоном и так далее. Но тут изъятие производилось резко, грубо, насильственным образом, и началось народное сопротивление. В конце концов судить за это стали патриарха Тихона. Потом, под давлением мирового и отечественного общественного мнения, он был освобожден, но вскоре умер от болезни. Легенда о том, что он был расстрелян, по-видимому, не соответствует действительности. Он похоронен в Донском монастыре.

Как быть с теми, кто творил добро до явления Христа?

Никакого вопроса нет. Если вы чувствуете, что что-то в них было хорошее, то неужели Господь этого не видит? Если уж мы-то своим умом соображаем?

Расскажите, пожалуйста, об истинной роли св. Сергия Радонежского в создании самосознания России тогда и теперь.

Мысль хорошая и тема прекрасная, но из-за недостатка времени могу сказать только в двух словах.

В период татарского ига народный дух был сильно поколеблен, подавлен. Это был шок, исторический шок для народа, для нации. И для того чтобы она после этого шока очнулась, чтобы она встала на ноги внутренне, духовно, был необходим такой человек, как Сергий Радонежский. Историк Василий Осипович Ключевский назвал его «благодатным воспитателем русского народного духа». Так называлась его статья, которая была издана отдельной книгой, а потом помещалась в разных изданиях. В этом была главная роль преподобного Сергия. Поскольку он имел большое влияние на князей и на крестьян, он возродил их дух, их веру, вселил в них надежду. Это главное, но было много и других аспектов.

Святой Сергий Радонежский и святой Франциск Ассизский — возможны ли параллели между этими личностями, сопоставимы ли они? Что у них общего (взаимодействие, влияние на мировую историю и т.д.)?

Я думаю, что они были не очень похожи. Общее у них следующее. Преподобный Сергий был возродителем духа Русской Православной Церкви после десятилетий ордынского ига. Святой Франциск был возродителем духа Западной Церкви после мрачных периодов средневековья. Но вообще темпераменты их были разные, естественно: Франциск — итальянец, южанин, он мог ходить по лесу, проповедовать птицам, воображать, что он играет на скрипке для Девы Марии; Сергий — совсем другой. Но это не значит, что кто-то из них лучше или хуже, — просто совсем разные.

Расскажите об Иоанне Кронштадтском и его значении для русского православия.

Иоанн Кронштадтский был великий молитвенник, человек, который особо проповедовал совместную молитву людей — горячую молитву всех. Он обладал харизмой чудотворения, предсказания. Он мог исцелять людей, даже если ему просто присылали телеграмму. Его почитали святым уже при жизни, так что канонизация его — это дело чисто формальное.

Могу рассказать такой эпизод из жизни. У меня была прабабушка, которая нянчила меня в детстве. Она была тяжело больна, и никто из врачей не мог ей помочь. И вот однажды в Полтаву, где она жила, приехал Иоанн Кронштадтский, и ей посоветовали обратиться к нему. Она молча встала перед ним, он посмотрел на нее, даже не прикасаясь, не делая никаких пассов, и сказал: «У вас есть вера. Через месяц Вы будете здоровы». И все сбылось именно так.

Свят ли Будда?

Один Бог это знает. Дело в том, что Будду мы видим через призму легенд, написанных почти через полтысячелетия после его смерти. Поэтому трудно что-либо утверждать. Я убежден, что это была высочайшая личность, но доказать это, конечно, нельзя. Я читал наиболее древние изречения буддизма и верю, что это был великий праведник до Христа.

С точки зрения истины: равен ли Будда апостолам?

Нет, конечно. Как все дохристианские люди, он шел ко Христу. А апостолы шли уже от Христа, проповедуя Его учение. Это большая разница.

Как Вы относитесь к творчеству Игнатия Брянчанинова и епископа Феофана Затворника? Какое произведение этих писателей Вы рекомендуете прочесть в первую очередь?

Святой Игнатий и святой Феофан — наиболее выдающиеся писатели XIX века в духовной и аскетической сфере. Но я рекомендую вам читать в первую очередь епископа Феофана, потому что святитель Игнатий писал в основном только для монахов и не всем будет легко его читать. А святитель Феофан, живя в затворе, переписывался с сотнями людей, живущих в разных обстоятельствах. Десять томов его писем — это бесценное сокровище. И отдельный томик «Письма о духовной жизни» — это то, что я рекомендовал бы читать начинающим.

Если можно, расскажите немного о святом Серафиме Саровском. Кем он был?

Это святой XIX века, умер в 1833 году. Человек из среды курских купцов, могучий сложением, душевно здоровый вдруг неожиданно выбирает себе монашеский путь. Мало того, он поселяется в лесу и принимает подвиг древних сирийских и египетских пустынников. Он молится, стоя на камне много-много дней, как древние столпники, носит на себе вериги. Несколько лет пребывает в молчании. Казалось бы, мрачный должен быть человек... Однажды в лесу на него напали разбойники и покалечили его, и он остался согнутым на всю жизнь.

В конце жизни, уже будучи стариком, он вышел из своего затвора и стал общаться с людьми. К нему приходили сотни людей, знатных и простых. К нему шел народ, от офицеров до крепостных. И всех он отпускал с утешением. Он был светлым, радостным, всегда пел пасхальные песнопения, многих встречал среди зимы словами «Христос воскресе!» — у него всегда Пасха была в душе.

Один из его учеников записал его беседу о том, как важно, чтобы Дух Божий поселился в сердце. Он проповедовал, что только любовью можно приобрести Дух Божий. Святой Серафим Саровский является воплощением идеала христианской любви.

Официальные власти смотрели на него как на чудака, и он действительно прикрывался некими чудачествами. Еще при жизни и после смерти он пользовался всенародным почитанием, но только в 1903 году он был канонизирован по настоянию Николая II и его семьи. До сих пор не существует настоящей критической его биографии. В основном это полубеллетристические и мало основанные на документах книги.

Почему святой Георгий Победоносец изображается на иконах с копьем? Разве это пристало святому?

А вы вспомните выражение лица святого на иконе: он ведь не просто борется, а он этого гадюку накалывает, как на иголочку. У него очень тонкое копье, и он так спокойно, с почти невозмутимым видом совершает это. Это борьба со злом особая, по рецепту апостола Павла, который говорит: «Не будь побеждаем злом, а побеждай зло добром». Важно не втянуться в кашу зла. Он его просто наколол, как на булавку, а тому и делать нечего.

Каково житие Ярослава Мудрого? Может ли он быть причислен к лику святых?

Это должна решать вся Церковь в целом. Он был великий князь. Правда, против него есть подозрение, что он участвовал в убийстве Бориса и Глеба. Так говорится в исландских сагах. Но этот вопрос надо исследовать.

Расскажите о Николае Чудотворце.

Легенды о нем появились, вероятно, через несколько столетий после его жизни. Согласно преданиям, он жил в Малой Азии, в городе Миры, был простым человеком, не очень образованным. Очень любил храм. И однажды, когда в городе нужно было выбрать епископа, местному духовенству было откровение, что «епископом изберете того, кто раньше всех придет в храм». Пришел Николай, и его избрали. Согласно преданию, он всегда был защитником угнетенных, несправедливо обиженных. Кто бывал в Русском музее, помнит картину Репина «Николай Мирликийский останавливает казнь». Есть такое предание, что он спас невинно осужденных. Было несколько таких случаев. Особенно чтят его моряки, потому что считается, что он покровительствует «на водах». И когда в XI веке, после разделения Церквей, наступали мусульмане и гробница святого Николая могла быть осквернена, итальянские моряки приехали в Миры, связали монахов, которые охраняли гробницу, и увезли прах святого в Италию, в город Бари, где он сейчас и находится. В честь этого был установлен православный праздник. Гробница до сих пор находится в городе Бари. Антропологи по черепу восстановили черты лица святого Николая. Его чтут во всем мире. В Европе он превратился в совсем легендарную фигуру — он превратился в Санта-Клауса, то есть в персонажа рождественских праздников (как у нас Дед Мороз). В России он очень почитаем. Замечательное исследование о нем написал русский писатель-эмигрант Алексей Ремизов.

В очень интересной книге о священнике Войно-Ясенецком есть много ссылок на Ваши труды. Были ли Вы знакомы с этим замечательным человеком?

Да.

Какое отношение к его памяти в наших церковных кругах?

Существует несколько обширных статей о нем, напечатанных в нашей церковной прессе, в частности, в «Журнале Московской патриархии». Это подробные, обстоятельные статьи. Есть хорошая книга Марка Поповского о нем*. Память его чтится. Я познакомился с ним в 52-м году, когда он был уже очень старым. Моя мама переписывалась с ним много лет.

Почему нет храмов в честь ветхозаветных пророков, кроме Илии? Разве он самый великий и единственный?

Правильный вопрос. Просто образ пророка Илии был самым популярным в народе.

Как понимать в наши дни высказывание: «Беги от людей — и спасешься»?

Это трудный вопрос. Сказал эти слова человек великий, но тем не менее в Евангелии сказано совершенно противоположное. И поэтому я убежден, что здесь сказалось влияние восточных учений, которые расходятся с христианством.

Несколько слов о мученице Наталье.

Она сама не была казнена, но страдал ее муж. Она страдала за него и поддерживала его, чтобы он не отрекся, не предал своей христианской веры. И он погиб, а она нет. Но она все равно считается мученицей. Вы меня поймете: страдая за близкого, любимого человека, человек страдает не меньше, чем если бы пытали его самого.

Чем объяснить, что в России один из основных святых — Николай Угодник, а в Грузии — Георгий Победоносец?

Это связано с древними народными традициями, которые были перенесены на этих святых.

Расскажите о святом Мартине-исповеднике. Кто он и почему его имя внесено в православный календарь?

Он был папа римский. В Православной Церкви чтят многих пап. До разделения церквей, до XI века, десятки римских пап были включены в православный календарь. Мартин-исповедник считается святым потому, что он стоял против власти императора, которая пыталась разрушить церковные устои, в частности иконопочитание. Его пытали и мучили, но он не отступил. Это происходило в раннем средневековье, в VII веке.

Кто записан в святые из патриархов и императоров?

Очень многие. Я не могу даже всех перечислить. Патриарх Иов сейчас причислен к лику святых. Патриархи Тихон, Гермоген и другие.

Были ли святые миряне?

Да. Известна история про Антония Великого, основателя монашества. Поскольку он был основателем, то учиться ему было не у кого. И вот, как повествует его житие, он вопросил Бога: у кого мне учиться? Кто мне подскажет, как действовать? И Бог послал его в Александрию и дал ему точный адрес. И кого, вы думаете, он там нашел? Иерарха? Монаха? Подвижника? Нет. Он нашел там ремесленника, с кучей детишек. И стал он спрашивать его: чем ты так угодил Богу, что ты такого сделал? А тот говорит: «Не знаю. Просто я тружусь для людей и больше ничего не делаю. Никого не осуждаю. Делаю свое дело. Люблю свою семью. Выполняю свой долг». Но вот эти люди и были миллиардами святых Церкви. А те святые, которые у нас оказываются в календаре или на иконах, или в нашей памяти, — все, как правило, люди, которые прогремели в истории. Обычно это либо князья, либо монахи, либо епископы. Но календарем святость не исчерпывается. Антоний Великий был прославлен, а тот ремесленник — нет. Но мы знаем, что святость может осуществляться в любой форме жизни.

Можно ли считать святыми русских религиозных философов?

Мне кажется, что духовное возрождение сегодняшнего времени происходит не только под влиянием их трудов, но и под непосредственным влиянием их личности. Ибо такова привилегия великих душ — уходя из этого мира, продолжать воздействовать на него, продолжать участвовать в становлении Царства Божьего на земле.

Расскажите о значении Девы Марии. Мне кажется, что нельзя прийти ко Христу помимо Девы Марии.

Каждый человек в какой-то степени несет на себе печать своей матери. И телесно, и душевно. Если бы мы с вами ничего не знали о Деве Марии, то уже один тот факт, что эта Женщина Его родила, что Она передала Ему черты Своего лица и характера, что Она учила Его первым словам, что Она была Его Матерью, ставит Ее перед нами на бесконечную высоту. Путь Ее был необычайно труден. В Евангелии мы видим, как Она должна была устраняться, как Она должна была ждать, молча ждать, пока Он шел с учениками, и Она даже не могла Его увидеть: стояла толпа, и для Него они были Его семьей, матерью и братьями, а Она оставалась за оградой. Путь ее был жертвенный. Она молча стояла и у креста, и у гроба Христова. И поэтому для нас Она остается величайшей из святых, поэтому Ее чтут с самых древних времен. Уже во II веке в Галилее, где Она жила, найдена надпись: «Радуйся, Мария!» Писали это в начале II века, кто знает, может быть, люди, которые могли застать Ее еще живой. Молитва «Богородица Дева», или «Аве Мария», как на латинском, уже тогда произносилась. В церковных песнопениях Дева Мария возносится выше небесных сил. Простая Дева, ничем не знаменитая, стала Посредницей великой тайны встречи человека с Вечностью.

Все люди, имеющие хоть искру веры, поддерживают друг друга через молитву. Молитва — это наш общий свет, который обнимает всю Церковь и распространяется за ее пределами. Кто из вас не молился за своих близких, дорогих, за далеких — за всех?! Церковь стоит взаимной молитвой, ибо молитва поднимает нас всех от земли к Богу и делает немощных сильными, печальных — радостными, безнадежных наполняет надеждой. И, молясь друг за друга, мы молимся и за тех, кто ушел из жизни, потому что связь не прерывается. И мы уверены, что там, в ином мире, недоступном нашим глазам, но доступном сердцу, они тоже молятся за нас. А есть и такие, которые молятся за весь мир, — это святые, им дана особая благодать как бы не покидать земли. Поэтому не только их память с нами, их любовь с нами — их молитва с нами! Когда мы идем к гробнице святого Сергия или приложиться к мощам других святых, мы приходим не просто помолиться у костей и старых гробниц — мы приходим восстановить духовную связь с этими нашими молитвенниками.

И вот среди них самая прекрасная, самая достойная и самая любящая — Дева Мария, Мать нашего Господа, Та, Которая передала Ему, Своему Сыну, черты земные, человеческие, характер земной, человеческий. Быть может, глаза Его, и волосы, и голос, и походка были похожи на Нее. Она держала Его на руках младенцем, Она стояла у Его креста, когда Он истекал кровью. Вместе с учениками Она радовалась, когда Он явился победителем смерти. И сегодня Она простирает омофор над нами, потому что из всех святых Она самая дорогая Господу и нам с вами. Из всех святых Она — самая дорогая. «В молитвах не усыпающая» — называет Ее церковное песнопение. И мы к Ней взываем: «Пресвятая Богородица, Заступница усердная, Матерь Бога нашего, молись о нас, грешных!»
 

Из книги: О. Александр Мень отвечает на вопросы слушателей (М., 1999).

Rambler's Top100
перевод-документов.рф
Письменные и устные переводы любой тематики и сложности. Любые языки
перевод-документов.рф
Париж туры
Памятка туристу Заказ авиабилетов
ptv.com.ua