Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Митрополит Московский Платон (Левшин)

СЛОВО В НЕДЕЛЮ РАЗСЛАБЛЕННАГО

Ей Господи! человека не имам.
Иоан. гл. 5. ст. 7.

О горькаго несчастия! быть в беде, а не иметь утешения: быть в злоключении, а не иметь отрады: быть в болезни, а не надеяться помощи. Одно раждает печаль; другое приводит в отчаяние: одно наносит рану; другое делает ее смертоносною. Не знаю, чему здесь больше удивляться надобно, жестокости ли мучения, или терпению мучимаго. В таком состоянии бедный находился разслабленный. Лежит несчастливый сей при спасительной купели чрез тритцать, как надобно думать, и осмь лет: лежит же, все свои уды имея недугом разслабления связанные, всего действия лишенные: живый мертвец, которому собственное тело зделалось гробом; и ежели что его оживляло, то была одна надежда, которую он на знаемых, на приятелей и на сродников полагал, что от них с своего прилепившагося к нему одра снят будет, и брошен в воду, Ангелом чудесно возмущаемую. Жди, бедный разслабленный! не без того, чтоб у тебя не было прежде приятелей, так сию малую услугу в таком печальном состоянии откажут ли? в самое короткое время твои разслабленные члены поднять и бросить в воду за труд себе почтут ли? Но лживи сынове человечестии! (Пс 61, 10). Прошол год, прошол другой, прошол третий, прошло тридесять и осмь лет: но никто не мог сыскаться, который бы ему хотя не по приятству, так по человечеству сие благодеяние оказал. И для того разслабленный наш из разслабления телеснаго впал уже, чрез отнятие надежды, в разслабление душевное; начал воздыхать, стенать, вопить и жалобными сими словами наполнять воздух весь: человека не имам, человека не имам. Да и правда, что уже ему нечего осталось ожидать от человек; ежели бы Богочеловек Господь Иисус, который пришел спасти погибшаго, и болезни наши на себе понес, (Мф 18,9) не умилосердился над ним.

Так здесь-то ясно оказалась суетность надежды полагаемой на человека, и твердость надежды полагаемой на Бога: здесь-то открылось, сколь далеко между собою разстоят сии два пункта; надеяться на человека, и надеяться на Бога. По приличию убо, кажется сказать теперь, что надежда полагаемая на человека есть обманчива, или по крайней мере сумнительна, разве токмо на единаго Бога. Ты же Душе Святый отверзи моя уста, и когда слова мои будут ударять слушателей ушеса; тогда ты ударяй своим действием их сердца!

Сладка сама по себе надежда: но презельно огорчает, когда противное чаянию нашему представляет. Такова рода есть надежда положенная на человека; а почему она столь слаба и опасна, то откроют нам причины следующия.

Во перьвых известно, сколь люди непостоянны и в мыслях своих переменны. Чего ныне хотят; того за утра отвращаются: чего ныне отвращаются, того за утра с великим ищут желанием. Обещают нам златыя горы; а делом то исполнять ленятся: великолепными своими обещаниями столь наш умащают слух, что уже мы себя за благовремянно в числе блаженных считаем; но как до дела дойдет, с стыдом обманываемся. Бедный человек по сим блистательным уверениям прибегает к ним как к священному якорю, и прежнею их ласкою ищет пользоваться; но они холодной к нему обращают вид. Пропала надежда, изчезли обещания! И я думаю, Давид в разсуждении сих обстоятельств возопил, что всяк человек ложь (Пс 115, 2). А с ним согласуясь и великий Павел сказал: что беды не токмо в мори, но и во лжебратии; (2 Кор 11, 26), то есть, в тех, которые будучи нашими врагами, честным братства именем прикрываются. Но что более? Спаситель наш и самую на сродников полагаемую надежду объявляет быть опасную: врази, де, человеку домашнии его (Мф 10, 36). Так куда же нам прибегнуть? на кого твердо положиться? нет никого. Почему всякой из нас с разслабленным может сказать: человека не имам, человека не имам.

Но пойдем мы далее, и посмотрим, какияб были причины толикаго в людях непостоянства. Известно, сколь многие на собственные свои прибытки падки и алчны, и пользу свою предпочитают всякой других пользе. Они в самой дружбе и обещаниях смотрят прилежно, есть ли им какая из того польза: чего когда не усматривают, кидают дружбу, и обещания свои исполнять почитают за неполезное. Когда мы счастием процветаем; много круг себя приятелей считаем: а как цветы нашего счастия опадут, то и други наши все вдруг пропадут. Всяк знает, что наипаче недостатки наши принуждают нас надеяться на других, и что ни есть от них ожидать: но вот видим, что люди не очень охотно под покров надежды своея нас тогда принимают; когда усматривают скудость нашу и недостатки. Такие люди хитры: они охотно в море льют воду, то есть, охотно обещают тем, да может и исполняют, которые всяким довольством изобилуют, но чающе равное или еще и большее восприяти: а где человек от скудости изсыхает, там ни капли милосердия своего не хотят пролить.

Так теперь, слушатели, положим, что мы-то те скудные и недостаточные, которым нужда велит в других помощи искать и на других надеяться. Прибегаем мы к ним и умиленно просим о заступлении. Чтож они тут с нами делают? первее всего кругом нас осматривают; есть ли в нас им польза, богаты ли мы, высокою ли честию почтены мы. Мы кленемся, что в нас того ни чего нет; иначе, ежелиб мы то имели, не было бы нужды прибегать к вам. Но когда сие услышат: нечаянно яко облак пропадают, и ниже милостиваго взгляда удостоивают. Гдеж нам искать человека, на котораго бы надежда наша была тверда и неподвижна? негде. Человека не имам.

Апостолы, как еще оным великодушием, которое чрез сошедшаго Святаго Духа получили, не утверждены были, бывши со Христом на горе Фаворстей и видевши его небесною осиянна славою, сказывали: Добро нам зде быти (Мф 17,4) : а после и чашу страдания с ним вместе пить, и никогда его не оставить обещались. А как повеяла с горы Голгофской смерти Христовой буря: то никто с ним не остался, но все разсеялись. Да и наш несчастливый разслабленный не без того, чтоб прежде своей болезни не имел какого ни есть приятеля: но теперь, когда ищет соскорбящаго, да нет, и утешающаго, но не обретает: по чему жалуяся говорит: что человека не имам.

Правда, что люди пользу свою наблюдая, нашу надежду делают тщетною: но часто же случается, что и не могут нам того подать, чегоб мы от них ожидали. Причина тому есть, что сами люди разным переменам и несчастиям подлежат. Многие с престолов преселились на гноища: многие, которых слава по всему свету гремела, в плачевное пришли состояние. Давид Святый многих видел превозносящихся и высящихся, яко кедры Ливанския, и мимоиде, и се не беша; взыскал их; и не обретеся место их (Пс 36, 35). О суетнаго человеков упования и предприятия неизвестнаго! чрез которых думали обогатиться, те сами обнищали; чрез которых надеялись вознестись, те сами с высоты своей упали; от которых помощи просили, те сами оной от других теперь ожидают. Так в таких случаях не научает ли нас разслабленный сию жалобную песнь повторять: человека не имам, человека не имам.

Но хотяб люди и подлинно были к нам без лицемерия всякаго искренны; хотяб и могли все то нам подать, чегоб мы от них ни ожидали: но всю сию нашу на них надежду неотменно смерть пресечет: смерть, последняя мета всех наших замыслов: смерть конечная граница, чрез которую ни собственныя человеческия желания, ни наши на них надеяния более не переходят. Не надейтеся на Князи на сыны человеческия, глаголет Дух Святый усты Давидовыми, в них же несть спасения: изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его (Пс 145, 3). Одною косою и одним замахом смерть подсекает и жизнь человека, и мое на него положенное упование . И так того, на кого наша надежда была, смерть от нас взяла, восхитила, скрыла; а мы бедные остались надеждою обмануты и посмеяны: на подобие корабля, которой по вольной плавая воде, вдруг по стечении вод остался бы на суше; или на подобие цвета, которой по захождении солнца его согревающаго, нечаянно увял бы.

По сему суетны вы, сынове человечестии! мы на вас как на некиих богов надеялися; а вы яко человецы умираете, и яко един от Князей падаете (Пс 81, 7). Мы на вас как на твердых столпов опирались; а вы как слабыя трости сокрушаетесь. Гдеж теперь тот человек, на котораго была надежда наша? ах нет! его смерть от нас на веки похитила: так пускай же всяк из нас скажет; человека не имам.

Но чтоб не остаться нам вовсе в отчаянии; на кого надежду положим, слушатели, и к кому безопасно прибегнем? разве токмо к тебе, о Боже, крепосте наша и хвало Израилева! на Тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси их: к Тебе воззваша, и спасошася; на тя уповаша, и не постыдешася (Пс 21, 4). Бог един есть не сумнительная надежда человеческая. Не имамы человека, да имеем Бога. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс 15, 8). Он во обещаниях своих тверд и постоянен; Он есть милосерд: яко же бо щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его; (Пс 102, 13) а со всем тем Он есть безсмертен; Его жизнь не пресекается: убо и нас надежда на него ни когда не посрамит: убо Он будет надежда и по смерти нашей: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим 14, 8). О надежда наша непостыдная! мир тебя не разумеет; и для того патронов ищет: обходит Тебя источника воды живыя, и надеется жажду свою утолить из ямин неимущих воды.

Охозия Израильский Царь, разболевшись жестоко, послал спросить у своего идола Ваала, что имеет ли он надежду свободиться от болезни. Попался на встречу сим посланникам ревности исполненный Илия, остановил их и спросил: или несть Бога во Израили, яко грядете вопрошати Ваала, сквернаго бога во Аккароне? (4 Цар 1, 3) Сим же вопросом должно останавливать всех тех, кои миновав Бога, в суетных вещах хотят свое полагать упование. Человече! или несть Бога во Израили, что ты на смертнаго надеешся? человече! или несть Бога во Израили, что ты вверяеш себя тому, котораго и мысль непостоянна и сердце не известно? Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека (Пс 117, 8). От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа (Пс 129, 5).

Правда, что нечестивые нашей на Бога надежде ругаются. Сие поношение претерпел кроткий Давид, который надежде своей молился так: Да не постыдятся о мне терпящии Тебе Господи, Господи сил! ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе Боже Израилев; яко Тебе ради претерпех поношение. Вси видящии мя поругашася ми, глаголаша устнами, покиваша главою; упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его (Пс 21, 8). То же пострадал и Павел, который к Тимофею пишет так: верно слово и всякаго приятия достойно; на сие бо и труждаемся и поношаеми есмы. А за что? яко уповахом на Бога жива (1 Тим 4, 10). Но от сих поношений поколебались ли сии священные столпы? ни как: они до смерти не преставали к Богу вопить: ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея: к Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси ты (Пс 21, 10). Пускай поношают нечестивые, но некогда живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им (Пс 2, 4): а надеющиися на Господа, яко гора Сион, не подвижутся во век (Пс 124, 1), Аминь.

Сказывано в присудствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве, 1764 года, Маия 2 дня.

 

С сайта Свято-Троицкой Сергиевой лавры Rambler's Top100