Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

III. КРАТКИЙ КАТИХИЗИС,
для обучения малых детей
Православному ХРИСТИАНСКОМУ ЗАКОНУ,
Сочиненный
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА
Учителем Иеромонахом
[что ныне Синодальным Членом,
Архиепископом Московским и Калужским,
и Святотроицкия Сергиевы Лавры
Архимандритом]
ПЛАТОНОМ.

 

Благословен еси Господи,
научи мя оправданием Твоим.
Псал. 118. ст. 12.
Светильник ногам моим закон Твой,
и свет стезям моим.

Псал. 118. ст. 105.
Сколь сладка гортани моему словеса Твоя,
паче меда устом моим!

Псал. 118. ст. 103.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О БОГОПОЗНАНИИ ЕСТЕСТВЕННОМ
Руководствующем к вере Евангельской.

1) Вопрос:

От чего начинать должен человек познание свое?

       Ответ: От познания самого себя.

2) Вопр: Входя познанием в самого себя, что ты прежде всего узнаешь?

       Отв: Что я самого себя создать не мог: и потому из сего заключаю, что есть несозданное и всемогущее Существо, стр. 154от котораго как я, так и всякая другая тварь сотворены.

3) Вопр: Нет ли еще других доказательств о бытии Божии?

Отв: Еще могут быть следующия четыре: 1. Прилежное разсматривание мира сего. 2. Общее всех народов согласие. 3. Внутреннее моей совести признание. 4. Врожденное мне желание верьховнаго Блага, или совершеннаго блаженства.

4) Вопр:Как ты первое доказательство разумеешь?

Отв. Когда посмотрю на мир сей: вижу в нем красоту неизглаголанную, которая состоит наипаче в том, что все имеет приличное расположение, удивительный во всех частях размер, в течении постояннейший порядок, и что всякая вещь и к особенному своему концу безпрепятственно течет, и к общей всего мира целости стремится. Все сие столь превосходно; что не могло оно устроено быть, разве от безконечно премудраго существа Бога.

5) Вопр: Как ты второе доказательство разумеешь?

Отв: Везде во всех народах, впрочем диких, видимы были олтари, везде курилися жертвенники: и чувствие быть Божеству в человеке столь было сильно, что лучше захотел он камень или стр. 155другую тленную вещь почитать за Бога, нежели думать, что нет Бога.

6) Вопр: Как ты третие доказательство разумеешь?

Отв: Когда я сделаю добро, совесть меня увеселяет: а когда худо, она меня угрызает. А тем самим уверяет меня, что есть некоторое разумное и справедливое Существо, которое добро от худа различает, одно награждая, другое наказывая.

7) Вопр:Как ты четвертое доказательство разумеешь?

Отв: Желание мое всегда ищет, чтоб каким нибудь добром наслаждаться: да притом столь оное желание велико, что ничем из тварей совершенно удовольствовать себя не может. И потому к совершенному желания сего удовольствованию надобно добро пресовершенное: а такое добро един есть Бог.

8) Вопр:Узнав о бытии Божии, скажи мне, что есть Бог?

Отв: Бог есть существо всех высочайшее, которое само от себя есть, и не быть не может.

9) Вопр: От познания существа Божия что зависит?

Отв: Познание его Божественных свойств.

стр. 15610) Вопр: Каким образом?

Отв: Следующим. Когда Бог не зависит ни от кого, и не может не быть: следует, что он есть един, что он есть безначальный, безконечный и вечный. А вечный должен быть невещественный, безтелесный и безсмертный, следовательно, Дух чистейший: и потому без сумнения разумный, всеведущий, премудрый, свободный, преблагий, преправедный, пресвятый, всемогущий. А из сего по необходимости заключить надобно, что он есть пресовершенный, преблаженный, и верьховный Господь всех.

11) Вопр: Что тебе пользы знать о бытии Божием и его совершенствах?

Отв: Польза есть великая и многоразличная. А именно: когда есть Бог, так я должен все мои мысли и дела соображать с Его святою волею. Ежели Он всемогущ, так я должен всю моего спасения надежду на Него возложить. Ежели Он благ и милосерд, так я себя должен уверить, что ни единое и малейшее мое доброе дело не останется без награждения. Ежели Он правосуден, то следует, что всякой мой порок Его оскорбляет: и потому я должен беречся, чтоб Его моими худыми делами не прогневлять. Подобным обрастр. 157зом и о прочих Божиих свойствах разсуждать надобно.

О СОТВОРЕНИИ МИРА.

12) Вопр: Кто создал мир, и как?

Отв: Оный великий Бог: а создал из ничего, не по нужде, но по единому своему хотению, с тем, дабы благости своея сделать его причастным.

13) Вопр: Все ли вещи в свете хороши?

Отв: Неотменно: Ибо все вещи создание премудрых рук Божиих. Однако и хорошую вещь можно употреблять на зло. Напр: Ежелиб кто мечь употребил на убиение неповиннаго, или разум на изобретение хитростей.

14) Вопр: Как создан человек?

Отв: По образу и по подобию Божиему. А образ и подобие Божие состоит в сходстве с Божиими совершенствами. Напр: Бог имеет разум: да и человека одарил разумом. Бог единое избирает добро, а всякаго отвращается зла: да и человек получил врожденную склонность к добру, а отвращение от зла. По сему и о прочем разсуждать надобно.

15) Вопр: Из чего состоит человек?

Отв: Из тела и безсмертныя души.

стр. 15816) Вопр: Бог создавши мир, не оставил ли его?

Отв: Никак: Он о нем непрестанно промышляет, сохраняя всякой вещи бытие и силы, и все к наилучшим концам премудро управляет. И потому ничего в свете по необходимости, или по случаю, то есть, без воли Божией не бывает.

17) Вопр: Что тебе пользы знать о создании мира, и о Божием о нем промысле?

Отв: Польза та, что я о всем том разсуждая, чувствую в своей совести обязательство воздавать Богу, яко Всемогущему своему Творцу и Промыслителю преблагому великое и нелицемерное почтение.

18) Вопр: А что есть Богопочтение?

Отв: Богопочтение есть засвидетельствование моего пред Богом покорнаго и усерднаго духа.

19) Вопр: Как разделяется Богопочтение?

Отв: На внутреннее и наружное. До внутренняго надлежит любовь к Богу, страх, прославление Его имени, благодарение за благодеяния, признание своея немощи и бедности, и призывание Его на помощь: а до наружнаго надлежит поклонение, воздыхание, хождение во стр. 159храм, и прочая. Однако Богопочтение наружное без внутренняго быть не должно: и без него уже не есть Богопочтение, но непотребное лицемерство.

20) Вопр: Чего ты надеешся за сие Богопочтение?

Отв: Хотяб я и ничего не надеялся получить от Бога, и тогдаб не перестал Бога любить и почитать. Однако разсуждая благость Божию, твердо себя уверяю, что мое воздаваемое Ему почтение без награждения оставлено не будет: так как разсуждая и правосудие Божие, не сумнюсь, чтоб тот не понес тяжесть гнева Его, который презритель Его служения, и преступник Его воли.

21) Вопр: Где сие награждение и наказание совершенно будет исполнено?

Отв: Хотя подлинно и в сей жизни всякая добродетель имеет свое награждение в удовольствии совести, и всякий порок наказывается совести терзанием: однако, понеже часто случается, что добрые люди в нещастии живут, и тем радость их совести смущается; а злые напротив не редко во всяких веселостях свои оканчивают дни: и потому не сумнительно себя уверяю, что кроме сей жизни, будет другая вечная жизнь, в которой праведным будет стр. 160награждение совершенное, а нечестивым наказание неизбежное.

22) Вопр: Совершенно ли вы исполняете Богопочтение, и чувствуете ли себя исправным воли Божией хранителем?

Отв: Сего сказать не смею. Ибо я сам себя узнаю немощным и поврежденным столь, что своими силами не только совершеннаго Богопочтения исполнить не могу, но напротив пред чистейшими правосудия Божия очами нахожу себя нечистым, и закона Его повсечасным преступником.

23) Вопр: Но такое состояние есть бедное и опасное.

Отв: Подлинно: я и сам то сознаю, и бедность свою оплакиваю: меня страшит и суд совести, и правосудие Всемогущаго.

24) Вопр: Так не должно ли тебе искать средства к умилостивлению Бога, и к твоему возстановлению?

Отв: Неотменно должно: но я сколько сам своим слабым разумом ни ищу, такова спасительнаго средства сыскать не могу: а вместо того всякой час стремление страстей меня почти насильно влечет ко греху. И так я смотря на самого себя, прихожу в отчаяние. Но когда разсуждаю неизчерпаемую Божию стр. 161благость, которую я истинным покаянием и обещанием исправления моего объемлю; то довольная с сей стороны меня ободряет надежда, и мое отчаяние разгоняет.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

 

 

стр. 162ЧАСТЬ ВТОРАЯ

О ВЕРЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ.

 

1) Вопрос:

О чем ты учил в первой части?

       Отв: О Богопознании естественном.

2) Вопр: Почитаешь ли ты за довольное ко спасению, держаться одного Богопознания естественнаго?

Отв: Нет: и то для того, что Богопочтение естественное основано на совершенном закона Божия исполнении: а как я себя нахожу против закона Божия грешным: то имею нужду искать другова средства к своему оправданию.

3) Вопр: Какое было бы сие спасительное и столь нужное средство?

Отв: Вера Евангельская.

4) Вопр: Что есть Евангелие?

Отв: Евангелие есть радостная весть о отпущении моих грехов, и о присвоении меня в число чад Божиих.

5) Вопр: Что есть Вера?

Отв: Вера есть сердечное принятие Евангелия.

6) Вопр: Где такое высокое и сладчайшее учение находится?

Отв: В священном писании, то есть, в книгах Ветхаго и Новаго завета, в книгах Пророческих и Апостольских: сокращенно же все сие учение содержится в Символе веры, а Символ читается так:

1 Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша.

3 Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

5 И воскресшаго в третий день по писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

стр. 1647 И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину святую Соборную и Апостольскую церковь.

10 Исповедую едино крещение, во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых.

12 И жизни будущаго века, аминь.

7) Вопр: Какая есть Символа сего сила?

Отв: Сила вопервых та, что Бог есть един по существу, но в трех лицах: Отец нерожденный, Сын от Отца предвечно и неизреченно раждаемый, и Дух Святый от тогожде Отца непостижимо происходящий, единым нераздельным поклонением и служением почитаемый и прославляемый. Второе: что сам Бог Слово и Премудрость будучи, подвижен неизглаголанным к человеку, грехами изнемогшему, милосердием, скрыв сияние своего Божества, под видом тленнаго естества нашего явился во плоти, и средством сего таинственнаго к нам снизхождения отстр. 165крыл нам святую волю свою, потемненную нашу мысль просветил истинным Богопознанием, а поврежденное сердце направил к покаянию, оное своим милосердием утешил, и радостною вечнаго по смерти блаженства надеждою утвердил. Притом пожив на земли безгрешно, свою непорочную жизнь оставил светлейшим зерцалом добродетели к подражанию моему. Сей дражайший и сладчайший мой избавитель есть Господь Иисус Христос, в котораго понеже я сердечно верую, то для того называюсь христианин.

8) Вопр: Сей милосердый и великий рода человеческаго Ходатай как спасение наше совершил?

Отв: Он спасительныя жизни своея подвиг окончал смертию, а смертию крестною. И такая неповиннаго Агнца смерть была истинная жертва, умилостивляющая Бога, которая вкупе и грехи мои истребила, и вместо казни мною заслуженныя вечное исходатайствовала мне благословение. Умерший Спаситель был погребен, но в третий день воскрес, а потом вознесся на небо. Он же паки приидет судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

9) Вопр: Какая тебе польза веровать во Иисуса Христа?

стр. 166Отв: Не только превеликая польза, но и необходимая нужда. Понеже такая вера успокоивает совесть мою от страха суда Божия трепещущую; Бога вместо правосуднаго судии представляет мне благоутробным Отцем, и грешника меня, но кающагося, благими вечнаго спасения наполняет надеждами.

10) Вопр: Что надобно, дабы сия вера была в тебе действительна?

Отв: Надобно, чтоб я истинное в грехах моих имел признание и раскаяние, и получив в сердце своем уверение о милосердии ко мне Небеснаго Отца, старался бы все то делать, что угодно есть сему человеколюбивому благодетелю.

11) Вопр: Составляют ли верующии во Иисуса Христа какое между собою общество?

Отв: Неотменно: и сие общество есть едино, в каком бы месте истинно верующии во Христа ни были: и то потому, что они управляются единым Евангельским законом и единым Божиим Духом. Сие общество называется церковь. И потому церковь есть собрание истинных христиан. Сия истинная церковь есть Православно-кафолическая восточная, которыя и я член.

12) Вопр: Нет ли какого таинственнаго обряда, которой должен сохранить, стр. 167кто хочет вступить в число онаго святаго общества, и быть участником Евангельския благодати?

Отв: Такой таинственный обряд есть Крещение.

13) Вопр: Что есть Крещение?

Отв: Крещение есть таинство, в котором, при омытии тела водою, омывается верующаго душа от грехов благодатию Христовою: а чрез то крещаемый становится членом христианския церкви, и потому участен всех тех дарований, которыя соединены с благословенным христианством.

14) Вопр: Нет ли другова таинственнаго обряда, которым бы христианин пред Богом и церковию при всяком благовременном случае свидетельствовал, что он в вере христианской стоит непоколебим?

Отв: Есть, и такое таинство есть Евхаристиа, или причащение.

15) Вопр: Что есть Евхаристиа, или причащение?

Отв: Евхаристиа, или причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба, самаго тела Христова, а под видом вина, самыя крове Христовой причащается во оставление грехов и в жизнь вечную: а чрез то свидетельствует, что он таинственстр. 168наго тела Христова, то есть, церкви, есть верный член. Следовательно, приобщаяся сей общей духовной трапезы, обязывает себя оным великим долгом великодушия и любви, которою христианин один с другим связываться должен.

16) Вопр: Священнаго церкви общества правительство кому поручено?

Отв: Церковнаго сего правительства и служения глава есть един Христос: а орудия Его в сем духовном правлении суть служители церковные, каковы суть Епископы и Пресвитеры, или Священники, и их должность есть учить истинне закона, наставлять на добрые нравы, и совершать тайны.

17) Вопр: Когдаб христианин чувствовал, что он преступник обещаний деланных им при вступлении в христианство, то какое ему остается средство сыскать благодать погубленную?

Отв: Истинное покаяние.

18) Вопр: Что есть Покаяние?

Отв: Покаяние есть таинство, в котором верующему, при истинном признании своих грехов, и при твердом уповании на заслуги Христовы, отпущаются от Бога грехи чрез служителя Христова.

стр. 16919) Вопр: Не содержит ли церковь еще других таинств?

Отв: Содержит следующия: Миропомазание, употребляемое при крещении, Священство, Брак и Елеосвящение.

20) Вопр: Что ты о других обрядах церковных разсуждаешь?

Отв: Я разсуждаю и содержу, что они уставлены от церкви, и служат или к нравоучительной пользе, или для благочиния.

21) Вопр: Что ты разсуждаешь о тех, которые веру до конца жизни непорочно сохранят?

Отв: Я разсуждаю и в несумнительной совести содержу, что веру непорочно сохранившии и сотворшии благая воскреснут в воскрешение живота, сотворшии же злая в воскрешение суда. А по воскресении из мертвых нечестивые осудятся на вечную казнь, а праведники наследят вечный живот.

Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом, имже и приведение обретохом верою в благодать сию, в ней же стоим, и хвалимся упованием славы Божия. Рим. 5. 1.

КОНЕЦ ВТОРЫЯ ЧАСТИ.

 

 

стр. 170ЧАСТЬ ТРЕТИЯ

О ЗАКОНЕ БОЖИИ.

 

1) Вопрос:

Довольна ли ко спасению одна вера без добрых дел?

       Отв: Никак: ибо вера без дел мертва есть: а наипаче, что вера есть основанием и живым источником благочестиваго жития.

2) Вопр: Откуду ты поучаешься добрым делам?

Отв: Из закона Божия.

3) Вопр: Что есть Божий закон?

Отв: Божий закон есть правило, что делать, и что не делать надобно.

4) Вопр: Где ты находишь сей закон?

Отв: В моей совести, да он же содержится и в десяти Господних заповедях, кои суть следующия:

стр. 1711 Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве мене.

2 Не сотвори тебе кумира, ни всякаго подобия, елико на небеси горе, и елико на земли низу, елико в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им.

3 Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4 Помни день субботный святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, а день седьмый суббота Господу Богу твоему.

5 Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли.

6 Не убий.

7 Не прелюбодействуй.

8 Не укради.

9 Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10 Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, елико ближняго твоего.

5) Вопр: Чему учит первая заповедь?

Отв: Первая заповедь учит, чтоб я сердцем признавал, и устами исповедывал, что един токмо есть Бог Создатель мира всемогущий и промыслитель стр. 172преблагий, и о Божественных Его свойствах так бы содержал, как в том меня наставляет Божие слово, и как я изучил в первых двух частях.

6) Вопр: Кто против сей первой заповеди согрешает?

Отв: 1) Безбожники, 2) Многобожники, какие были в язычестве, 3) Эпикуры, то есть, которые отвергают Божий промысл, и думают, что все в свете бывает не премудрым Божиим управлением, но слепым каким-то случаем, и по неизбежной некоторой необходимости, что называют Роком; 4) Волшебники и колдуны; 5) Суеверы, которые по некоторым вещам, или лицам делают бездельныя примечания, или некую и силу им приписывают. Таковы суть те, кои сны толкуют, и им верят, разбирают встречи, и дни примечают, который к начинанию щастлив, и который нещастлив. Также и те суеверы, кои в ношении некотораго платья, или стрижении волос, находят не знаю какую святость, или разбор чинят между старыми и новыми книгами; 6) Еретики и раскольники. 7) Грешат против сей заповеди и те, которые чрезмерно уповают на богатство, или полагаются на свою, или чужую человестр. 173ческую силу, или надеются на свой разум и выдумки, и ни мало не помышляя о Божием всемогущем промысле, но единственно лаская себя тех помощию, всякую себе обещают безопасность и щастие.

7) Вопр: Не противно ли сей заповеди призывание Святых?

Отв: Никак: ибо Святых призывать, есть соединять наше о спасении своем желание с молитвенным Святых о нас желанием. И потому призывание Святых по разуму благочестивыя нашея церкве весьма различно есть от призывания Бога. Призываем Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, яко верьховнаго Господа и всемогущаго всех вещей Содержителя, а Святых, яко служителей Его, с ним в блаженной вечности обитающих.

Почему неизвинительно и зело против сего согрешает, естьли кто угодников Божиих Божескою, или почти Божескою честию почитает: на них почти столькож, как и на самаго Бога надеется: моления им больше и чаще приносит, нежели самому Богу: память их и празднования с большим благоговением чествует, нежели праздники Господни: иконы их в большем почтении содержит, нежели самаго Спасителя нашего. стр. 174Ибо святые угодники Божии сколь сами по себе ни велики, но Божии суть раби, и Его рук создание.

8) Вопр: Чему учит вторая заповедь?

Отв: Запрещает идолослужение и всякий непозволительный способ Богопочтения.

9) Вопр:Кто против сей заповеди согрешает?

Отв: 1) Идолопоклонники, которые болванам, на подобие человека или скота зделанным, как некоему Божеству, покланяются; 2) Лихоимцы и сластолюбцы; ибо у таких людей мамона и чрево есть некий идол, которому они все свое сердце посвятили; 3) Лицемерные богомолы; 4) Лицемерные постники, то есть, которые воздерживаются от некоторой пищи, а между тем упиваются, и всякия непристойности делают; 5) Суеверы, которые чудотворения и некоторыя явления выдумывают для сквернаго прибытка. Кратко: против сей заповеди согрешает всяк, кто, по глаголу Христову, в некоторых наружностях полагает свое спасение, а оставляет силу закона, то есть, правду, и милость, и веру.

10) Вопр: Не противно ли сей заповеди, что мы чествуем святыя иконы?

стр. 175Отв: Никак: ибо мы 1) Бога невидимаго и неописаннаго на иконах изобразить не можем: но изображаем Спасителя нашего в виде принятаго им человечества, и угодников Его. 2) Иконы делаются и во храмах поставляются не к Боготворению, но к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, дабы мы на них взирая, на прим: на распятаго Господа, возбудили дух свой к благочестию, или некоторых дел к подражанию. 3) Поклонение, которое пред иконами делаем мы, не привязываем к самим иконам, то есть, к доскам, краскам, окладу, или искусству мастера, но относим к тем лицам, которых они представляют: а икону любительным токмо приятием и целованием чествуем. Так например, кланяяся пред иконою Спасителя моего, покорение духа моего, веру, прошение мое и упование, да и самое поклонение единому отдаю Спасителю на небесех и везде сущему: а икона только есть некоторым чувствительным к тому побуждением.

Но совсем тем правильное и святое сие икон почтение может обращено быть в несносный порок, когда кто к святым иконам все свое почтение привязывает, и на их вещество надеетстр. 176ся: когда на прим: кто больше во одной иконе, нежели в другой находит ко спасению надежды, как то делают те, кои в церковь свою приносят икону, и ей только покланяются, или почитают больше окладную, нежели неокладную, старую, нежели новую икону, или там и молиться не хотят, где иконы не видят. Такие и подобные зело согрешают, и великий делают стыд истинной христианской вере.

11) Вопр:Чему учит третия заповедь?

Отв: Запрещает употреблять имя Божие со умалением страшныя славы Его: а чрез то предписывает нам всякий истинный способ Богопочтения.

12) Вопр: Кто против сей заповеди согрешает?

Отв: 1) Хулители, которые отрыгают некоторыя слова оскорбляющия величество Божие. 2) Клятвопреступники. 3) Которые без нужды при всяком случае божатся. 4) Лжепророки, которые проповедуют, что будто Бог некия зделал им откровения, и те акибы приказал расказывать другим. 5) Которые чегонибудь непристойнаго от Бога просят. 6) Преступники зделанных Богу обетов.

13) Вопр: Чему учит четвертая заповедь?

стр. 177Отв: Четвертая заповедь повелевает, чтоб мы в день воскресный и в другия праздничныя времена обще собиралися на Богослужение, для воздаяния той чести, какою тварь обязана Творцу, и для наставления нашего.

14) Вопр: Что надобно сохранять, чтоб сей благословенный день святить, то есть, Богоугодно праздновать?

Отв: 1) Оставить всякия дела и работы. 2) Приходить в церковь Божию на молитву. 3) Слушать и читать со вниманием поучения духовныя. 4) В дому наставлять домашних, и поучать закону Божию родителям своих детей, господам рабов, учителям учеников, приставникам вверенных их смотрению, да и всякому ближняго своего стараться духовно упользовать. 5) В сей наипаче день от имения своего уделить милостыню для бедных, или для содержания других лиц, а именно: содержать со удовольствием духовенство, служителей церкве, давать на нужды церковныя и на содержание, также на строение богаделен, для больных и престарелых, на содержание училищ, на принятие странных, на искупление пленных, и прочия творить любви Христианския дела.

стр. 17815) Вопр: Кто против сей заповеди грешит?

Отв: 1) Которые по некоторому чрезмерному к прибыткам и богатству пристрастию дел своих и работ не оставляют. 2) Которые не брегут ходить в церковь, а вместо того сие время препровождают в праздности, пиянстве, в соблазнительных зрелищах, в непристойных играх, и в других безчинствах. А хотя для отрады жития и повеселиться в праздник, только чтоб сие было без повреждения своего, без обиды другаго, и без соблазна. 3) Которые и ходят в церковь, но или по одной привычке, или по некоей наружной пристойности, или для прогулки, и во время приношения молитв и совершения таин, стоят неблагочинно, разговаривают, смеются, пересмехают, поучений духовных не слушают, или еще и пересуждают. 4) Которые не знают, да и не стараются знать Божий закон, и не в чтении Богодухновеннаго писания, но соблазнительных книжек и вредных сочинений упражняются. 5) Против сегож грешат неисправные священники, которые паству свою не учат, и в собраниях церковных им слова Божия не проповедуют: или (когдаб сами не стр. 179научены были) других церковных поучений пред ними не прочитывают: а чрез то, взявши ключь разумения, и сами в Царство Небесное не входят, и других не вводят: или чтение и пение церковное отправляют с небрежением, неблагочинно, весьма спешно, и потому и соблазнительно и безполезно. 6) Которые от имения своего не уделяют и малой части на нужныя духовныя дела, а вместо того оное расточают во зло.

16) Вопр: Чему учит пятая заповедь?

Отв: Пятая заповедь требует, чтоб мы родителям своим, а под именем их, вопервых великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное отдавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь.

17) Вопр: Какая должность есть родителей и детей?

Отв: Родители должны детей своих кормить и хранить их здравия до совершеннаго возрасту, воспитывать их в страхе Божии, и не подавать самими собою соблазнительных примеров, изыскивать добрых учителей, обучать закону и прочим наукам и художествам по склонности их, и промышлять стр. 180им доброе жития состояние. Также не весьма сурово и жестоко с ними поступать, но иногда великодушным снизхождением исправлять их погрешности. А притом до самой смерти должны они детям своим быть первые и добрые советники.

А детей долг есть родителей любить от сердца искренняго, поступать пред ними с учтивостию, повиноваться их воли, и без их благословения никакова важнаго дела не начинать: их погрешности и оскорбления терпеливо сносить, при всяком случае защищать их честь, и за их воспитание и благодеяния до смерти к ним пребывать благодарным: и сие благодарствие оказывать им чрез возможное вспомоществование: а наипаче когда они придут в скудость и престарелость.

Должность учителей и учеников есть сходна с должностию родителей и детей.

18) Вопр: Какая должность есть верьховных начальников и им подданных?

Отв: Должность верьховных начальников промышлять о спокойстве и благополучии подданных своих: смотреть, чтоб правосудие было наблюдаемо, и наглые преступники были бы наказываестр. 181мы: чтоб власти духовныя и гражданския в своей должности исправно пребывали: добрых награждать, а злых исправлять, и во всем представлять себя отцем пекущимся о детях своих: также иметь подвиг о благочинии церкве, и оную от презрителей и ругателей защищать, распространять учения и оными подданных своих просвещать к благочестию. А подданные имеют долг Великаго Государя, яко перваго по Боге правителя, сердцем любить, и высокое воздавать ему почтение, повиноваться, и повеления его исполнять с усердием без роптания, дань давать доброхотно, о здравии его и благоденствии молиться Богу, а во время нужды за честь его и здравие против неприятелей, бунтовщиков и изменников, ниже самыя щадить жизни.

Несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены: Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется.

       19) Вопр: Какая должность есть Пастырей церковных и паствы?

Отв: Пастырей церковных должность есть, наставлять людей на путь спасения, учить добрым нравам, всякия их несогласия и ссоры любовно примирять, в нещастиях утешать, в сумнительстр. 182ных совести случаях разумным решением успокоивать, о их пользе иметь пристойное попечение, и во всем себя представлять примером благочестия и добродетели.

А паствы долг есть их любить с сыновним усердием, их учения и советов слушаться, и пристойное при всяком случае воздавать им почтение и вспоможение.

20) Вопр: Какая должность есть господ и рабов?

Отв: Господа рабов должны содержать как отцы, наставлять закону и добронравию, содержать в довольстве, излишними работами и податьми их не отягощать, и наказывать умеренно с намерением исправления их, а не для насыщения свирепаго своего сердца. А рабы должны своих господ бояться страхом сыновним, служить им верно без лености, повиноваться им без роптания, но и самыя их противности сносить терпеливно, не красть, но добро господское как собственное хранить, и при всяких случаях их честь и имя защищать.

21) Вопр: Какая должность есть мужей и жен?

Отв: Мужей должность есть жену свою сердечно любить, не строго и свирепо с стр. 183нею поступать, но разумным снизхождением исправлять ея слабости, и в общем домостроительстве и детей воспитании иметь ее за вернейшую свою помощницу. А жен долг есть любить и почитать своих мужей, нравы свои к их угождению склонять, и самыя их оскорбления сносить в кротости духа. А обоих их должность есть хранить непорочно взаимную ложа своего верность.

22) Вопр: Какая должность богатых и нищих?

Отв: Богатым, по слову Апостольскому, не должно высокомудрствовать, и на богатство свое надеяться, не чрез меру искать богатства, и не почитать всякий способ позволительным к своему обогащению, не роскошествовать, да также и скупыми быть не должно, но щедрыми к бедным и нищим, и богатство свое употреблять к чести Божией, к пользе общей, и к пристойному себя содержанию.

А бедных должность есть честным трудом сыскивать себе пропитание, богатым не завидовать, нищеты себе не притворять, бедность свою без роптания и с благим сердца терпением сносить, а тем, которые их зделястр. 184ют, долг свой платить усердною благодарностию и молитвами к Богу.

23) Вопр: Какая есть должность всякаго человека в разсуждении всех вообще?

Отв: Всякой человек обязан со всеми обходиться искренно, ласково, учтиво, снизходительно, быть щедр, и милостив: а милосердия действие есть алчущаго накормить, жаждущаго напоить, нагаго одеть, больнаго и в темнице сущаго посетить, страннаго любовно принять, от обиды другаго защитить, или употребить старание в пользу его. Суть еще милосердия действия духовныя, а именно: другаго от греха отвесть, невежду в законе и благочестии наставить, подать добрый совет, других обиды не только терпеливно снести, но и простить оныя, и о всякаго спасении молиться милосердому Богу.

24) Вопр: Кто против сей заповеди согрешает?

Отв: Все те, которые предписанных должностей не исполняют, суть преступники заповеди сея.

25) Вопр: Чему учит шестая заповедь?

Отв: Шестая заповедь требует, чтоб мы ближнему своему никакой не делали обиды, ни чрез самих себя, ни чрез других, ни делом, ни мыслию, но паче от всякаго вреда оберегали бы.

стр. 18526) Вопр: Кто грешит против сей заповеди?

Отв: 1) Которые убивают человека или боем, или оружием, или удавлением, или утоплением, или отравою, или порчею, или каким ни есть другим образом. В сем же числе считаться должны поединки, кулачные бои, измены, бунты, войны неправедныя. Да и тот за человекоубийцу от Бога почитается, который хотя и не убил, однако убить имел намерение. 2) Которые к убийству, или к какому нибудь вреду подают совет, или случай, или вспомоществование. 3) Неправедные судии, кои по мздоимству, или по сродству, или по ласкательству, или от страха повиннаго оправдают, а неповиннаго осуждают. Такие судии несноснее других человекоубийц, потому, что предается правда от них, у которых она особенно должна бы иметь свое убежище. 4) Которые до убийства, или до вреда допускают, а имеют силы и случай не допустить. Напр: знают худой умысел, а не доносят, или воров у себя скрывают, или видят драку, а не разнимают, или пожар не тушат, или утопающему не подают помощи, или человека в отчаяние впадшаго не уговаривают, и от худых умыслов не стр. 186отводят, или будучи в довольстве попускают бедным умереть с голоду, или с холоду, или видят других болезньми страждущих, и могут им помочь, но не помогают, и прочими подобными образы. 5) Господа, которые своих подданных тяжкими отягощают работами, или увечат жестокими наказаниями. 6) Самоубийцы. Сею же заповедию запрещается и все то, что приводит к убийству: напр: гнев, раздор, свары, споры, памятозлобие, ненависть, зависть, наглость, свирепость нравов, и безчеловечие. Запрещением сих пороков следующия добродетели предписываются: ласковое и искреннее обхождение, кротость, непамятозлобие, терпение, великодушие, милосердие, и склонное ко всем сердце.

27) Вопр: Чему учит седьмая заповедь?

Отв: В седьмой заповеди под общим именем прелюбодеяния запрещается всякая плотская греховная нечистота: а чрез то предписывается, чтоб мы свою жизнь препровождали или в честном супружестве, или в святом и девственном безженстве.

28) Вопр: Кто грешит против сей заповеди?

Отв: 1) Блудники, прелюбодеи, кровосмешницы, и прочии сквернящии себя стр. 187разными беззаконныя похоти видами. 2) Сия заповедь преступается и всем тем, что некоторым есть поводом к греховной сласти плотской, и способствует студному пороку прелюбодейства и блуда. Такия ко греху побуждения суть следующия: пиянство, праздность, своевольство, сквернословие, непристойныя шутки, безстыдныя телодвижения, безчестныя хитрости в одежде и в украшении, соблазнительныя представления и зрелища, безчестныя плясания, срамныя песни, скверныя книги, и прочая. Но и самое блудное воззрение и внутреннее непозволительное движение в Евангелии осуждается.

29) Вопр: Чему учит осьмая заповедь?

Отв: В осьмой заповеди запрещает Бог всякое хищение и неправду: а тем самим повелевает, чтоб мы для благополучия общаго, ближняго пользу наблюдали, как собственную свою.

30) Вопр: Кто грешит против сей заповеди?

Отв: 1) Когда кто чужую вещь насильно отнимает, как то делают разбойники, которые насильно другаго грабят: или властелины, которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом, рабов, землю, и прочая: или принуждают их стр. 188продать себе то, что они продать не хотят, или продать малою ценою, или понуждают работников к большим трудам сверьх договору и награждения, или насильно кабалят и порабощают свободных людей, или своевольно употребляют чужия вещи, на пример: платье, или другия какия орудия, или на чужой земле пашут, или незаконно берут подводы, или за работу и службу удерживают награждение. Подобны сим и те несовестные продавцы, которые в крайней другаго нужде, например, во время глада, хлеб не продают, разве за несносную цену, или домогаются за то некоторой вещи, например, дома, или земли, или коня: или которые в крайнем чием бедствии обещают помощь подать, да под тяжелым договором, хотяб и не трудно было помочь, на пример, подъехать с судном ко утопающему, и прочая. До сих надлежат и те, которые, видя другаго нужду, взаим не дают денег, или хлеба, или чего другаго, разве требуя неправедной лихвы или росту; или которые удерживают положенныя им в заклад вещи, и другими подобными ближняго своего обижают явнаго хищения образы. 2) Когда кто чужую вещь похищает без воли и стр. 189без ведома господина тоя вещи. Такие воры суть хитростные мошенники, и которые окрадывают домы, лавки, житницы, дворы скотские, рыбныя ловли, сады, леса, сенокосы, и проч. Но те великие воры, которые причиняют убытки государственные, на пример, чрез тайный провоз товаров, или и похищают казну государственную, сокровище церковное, или монастырское, или больническое, и сие воровство называется святотатство. Также и оные связывают себя виною воровства, которые потерянную вещь нашедши, ведая чья она, утаевают, или заблуждшую скотину, или беглаго чужаго раба укрыв присвояют. Но те весьма безчеловечные воры, которые на пример с пожара что нибудь крадут, и тем беднаго и раззоряемаго раззоряют. 3) Когда кто чужую вещь себе присвояет обманом. Такое хищение разными бывает образы, а именно: когда кто продает какую вещь большею ценою, нежели чего та стоит, или обманывает мерою и весом, или худой товар продает за доброй, на пример мешает в хлеб мякину, а в вино воду, или монету ложную дает за добрую, а особливо, кто еще монету ложную тайно кует: или кто больстр. 190ше против надлежащаго берет пошлины. К сему же числу надлежат судии, которые на мзде судят, и потому праведно ли, или неправедно судят, крадут, или которые определяют к местам других недостойных и негодных: ибо чрез то у достойных достойное отнимают, и государственной казне делают ущерб. Тож делают и духовныя власти, которыя на сан Архиерейский или Иерейский, и иныя степени церковныя посвящают на мзде: и сие беззаконие нарицается святокупство и симония. Крадут же и те, которые, будучи казначеями, или какими приставниками, утаевают приходы, или приписывают большие росходы, или своим небрежением делают господским приходам упущение: или которые ложныя притворяют духовныя, и неподлежащия себе присвояют имения, или сказываются умершаго близким сродником, и его делаются наследником. За хищников же должны почитаемы быть и те, которые, будучи наняты за довольное награждение, неверно и нерадиво работают, и время проводят в праздности: также и оные хитрые нищие, которые будучи здравы и не скудны, притворяют себя больными и убогими, или некоторыя вымышляют стр. 191нужды, акибы раззорились от пожара, или ограблены от разбойников, или просят милостыни на имя других ложно, на пример, на богадельню, на искупление пленников, и прочая. К сим же похитителям причисляться должны и лицемеры, которые под видом притворныя святости простой народ обольщают к подаянию. Того же рода суть ласкатели и ябедники, которые что за ласкательство и ябеды ни получают, все то крадут. Многие и разные суть хищения образы, которые все хотя здесь и не изочтены, однако легко из сего разсуждения дознаны быть могут.

31) Вопр: Чему учит девятая заповедь?

Отв: Девятая заповедь требует, чтоб ни в чем не лгать, и языком своим не касаться ближняго с обидою.

32) Вопр: Кто грешит против сей заповеди?

Отв: 1) Всякой лживец, который не так что нибудь расказывает, как оно самым делом было. 2) Когда кто на кого ложно в суде доносит, или заочно пред другим оклеветывает. 3) Когда кто другаго ругает, или некоторым его недостаткам явно, или хитро смеется.

33) Вопр: Чему учит десятая заповедь?

стр. 192Отв: Десятая заповедь преждереченных заповедей есть совершенное изъяснение, и она требует, чтоб не токмо запрещенных помянутыми заповедями пороков не делать; но о том и не думать, и в сердце того не желать.

34) Вопр: Для исполнения заповедей Божиих что нужно есть?

Отв: Содействие благодати Божия.

35) Вопр: Чем оное получить можно?

Отв: Оное содействие как и всякое другое добро получается усердною молитвою.

36) Вопр: Что есть молитва?

Отв: Молитва есть возношение мысли и сердца нашего к Богу с прошением от него душеполезных благ.

37) Вопр: Чего мы в молитвах просить должны?

Отв: Чего мы просить должны, то все заключается в следующей Господней молитве.

Отче наш, иже еси на небесех!

Да святится имя твое:

Да приидет царствие твое:

Да будет воля твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

стр. 193И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков, Аминь.

ИЗЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНИ.

Отче наш, иже еси на небесех!

       Всемогущий Боже и Создатель наш! Ты по существу своему никаким необъемлемь местом, на небеси особенным откровением славы своея присутствуешь: Ты нас сущих грешников по неизреченной своей милости возлюбив, ходатайством возлюбленнаго Твоего и единороднаго Сына, Господа нашего Иисуса Христа, усыновил себе, и Духом Твоим в сердца наша вопиешь, Авва отче: и сим неизглаголанным воплем уверяешь нас, что скорее родители земные оставят детей своих, нежели чтоб Ты, премилосердый Отец, присвоенных Тебе благодатию Твоею сынов прошения презрел, и к их нуждам не преклонился бы благоутробно. Сею благою ободряемы надеждою всесмиренно всею нашею верою молим Тебе:

Да святится имя твое.

Предохрани нас от злых дел, которыми хулится благословенное имя Твое, стр. 194и даруй нам успевать в любви Твоей и добродетели, яко да видит мир добрыя дела наша, и прославит Тебе Небеснаго Отца.

Да приидет царствие твое.

Ты нас привел из тьмы в чудный свой свет, и утвердил сердца наша упованием жизни вечныя: сотвори убо, да безпрепятственно проходим течение жизни сея, и из плачевной мира сего юдоли преселимся в Божественное святых жилище, где Ты сам всяческая во всех.

Да будет воля твоя, яко на небеси и на земли.

И хотя развращенная наша воля отводит нас от Твоего спасительнаго пути, пленяема тленными красотами, и страстями смущаема: но Ты всесильным своим действием покори ее Твоей воли благой и совершенной, дабы мы с радостию без роптания повиновалися всем Твоим определениям так, как непорочные Ангелы Твои исполняют волю Твою на небеси.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

И понеже мы еще влечем многотрудную жизнь сию, и тела тягостию и немощию стр. 195обложенныя носим: то Ты и на сию слабую состава нашего часть щедроты Твои излить благоволи, подавая к временному житию сему потребная: даруй благорастворение воздуха, умножи плоды земныя, благослови наши труды и промыслы, укрепи тела нашего здравие, да из сего познаем, что Ты един источник, из котораго вся благая проистекают, и что без Твоего благословения все наши и усильныя тщания и заботы суть тщетны.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Но со всем тем пользуяся неищетными Твоими благодеяниями, не воздаем за оныя Тебе благодетелю достойной благодарности. Мы ежечасно преступаем блаженный закон Твой: мы щедрыя дары Твои употребляем во зло, и чрез то остаемся должниками, чтоб за свои преступления праведному Твоему подверженным быть гневу. Но, Господи, не вниди в суд с рабы Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. По неизреченному Твоему милосердию остави нам грехи наша ради безконечных заслуг, и излиянныя за нас на Кресте крови возлюбленнаго и единородстр. 196наго Сына Твоего дражайшаго Ходатая нашего Иисуса Христа. За что в знак благодарности твердое намерение и усердное желание имеем должником нашим долги оставить, и все нанесенныя нам от других обиды и оскорбления с радостию простить.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Не токмо же прешедшия наши прости грехи, но и от будущих предохрани грехопадений. Ты знаешь существа нашего ко греху удобосклонную немощь, и видишь, коликими в море мира сего волнуемся бедами и напастьми: плоть уловляет страстями, мир прелестьми, диавол хитростьми. Не попусти нам, всеблагий Владыко! сими уловленным быть сетьми, и разжженныя искушений стрелы угаси, да не како победившися ими, в пропасть отчаяния впадем. Ежели же и попустишь нам отчески ко исправлению нашему впасть в некия искушения; буди воля Твоя: токмо малодушие наше всемогущею рукою Твоею подкрепи, да не ослабеем в сем блаженном подвиге, и да действует сила Твоя в немощи нашей.

стр. 197Яко твое есть царство и сила и слава во веки веков, Аминь.

Веруем же, что Ты не презришь прошений наших, Небесный Отче! Ты, яко всесильный, вся можешь, а яко преблагий, вся нам благая подать хощешь. Ты нас уверил Евангельским Твоим благословенным гласом, что мы несомнительную имеем надежду получить все то, чтоб мы от Тебя ни просили именем возлюбленнаго отрока Твоего Иисуса. Но паки Тебе молим, да из получаемых нами Твоих благ, не нам, но имени Твоему будет слава, аминь. буди, буди.

МОЛИТВА ВОСТАВ ОТ СНА.

Господи! благодарю Тебе от всего сердца моего, что Ты меня здрава и невредима воздвиг от сна, и разогнав тьму нощную, осиял радостным светом дня сего. Молю Тя усердною моею в Тебя верою: разгони темноту неведения моего и страстей моих, и просвети мой ум и волю светом вседействующия благодати Твоея. Даруй мне рабу Твоему, дабы я на дела от Тебя мне назначенныя с полною охотою моею поспешал, и изыскивал бы со тщанием тайны во святом законе Твоем состр. 198крытыя, со дерзновением всегда призывая святое имя Твое: Отче наш: и прочая.

МОЛИТВА ОТХОДЯ КО СНУ.

Всемогущий Боже! сподобившися Твоим промыслом сего нощнаго достигнуть часа, за все благодеяния, какия я в сей день от щедрой Твоей руки получил, благодарное, а за прегрешения моя, кающееся приношу Тебе сердце: и молю Тя, ко сну меня отходящаго святым Твоим покрой осенением: но притом даруй, чтоб я памятовал вечный оный покой, которой Ты уготовал любящим Тя, в которых числе и меня, Господи! устрой.

МОЛИТВА ПРЕД ОБЕДОМ.

Очи всех на тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволения.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ОБЕДА.

Благодарю Тя, Христе Боже мой, яко насытил мя еси земных Твоих благ: не лиши мя и небеснаго Твоего царствия.

Печатано первым тиснением в Московской Типографии 1775 года, месяца Августа.

 

С сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Архиеп_ Платон_ Поучительныя слова_ Том VI_ Краткий катихизис

Rambler's Top100