О НОВОМ СТИЛЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Свои соображения о старом и новом стиле я изложу в связи с вопросом о праздновании Рождества Христова. Мы не знаем, в каком месяце и какого числа родился Иисус Христос. В четвертом веке Церковь постановила праздновать Рождество Христово 25 декабря, приблизительно во время зимнего солнцестояния, когда «солнце поворачивается на лето» и, следовательно, обещает нам, что со временем совершится победа жизни над смертью. Высокое символическое значение этой даты празднования Рождества Христова есть одно из свидетельств мудрости Церкви.
Установлена была эта дата в то время, когда культурный мир пользовался Юлианским календарем. Этот календарь настолько неточен, что каждое столетие 25 декабря отодвигается от зимнего солнцестояния на один день, и потому дата 25 декабря все более утрачивает свое ценное символическое значение. В шестнадцатом веке она удалилась на десять дней от того отношения Земли к Солнцу, какое было в четвертом веке. Поэтому папа Григорий Х произвел реформу календаря и повелел 5-го октября 1582 года пропустить десять дней, именно считать пятое октября пятнадцатым октября. Таким образом в Григорианском календаре восстановлено символическое значение даты празднования Рождества Христова.
Православная Церковь продолжает пользоваться Юлианским календарем, и в наше время дата 25 декабря отстает уже на 13 дней от того отношения Земли к Солнцу, какое было в четвертом веке. Через несколько тысячелетий праздновать Рождество Христово приходилось бы летом. Некоторые поместные Православные Церкви, напр., Греческая, Румынская, поняли нелепость этого положения и приняли Григорианский календарь, но Русская Православная Церковь упорно продолжает пользоваться Юлианским календарем. Приверженность Русской Церкви к старому Юлианскому календарю объясняется, преимущественно, ее крайним консерватизмом. Но как это ни странно, желание некоторых русских добиться в Церковной жизни перехода к новому стилю тоже может быть проявлением консерватизма. Противоречия в этом моем утверждении нет. Речь идет здесь о двух видах консерватизма. В тех случаях, когда сторонники старого стиля хотят сохранить его только из боязни новшества, из любви к старому лишь потому, что оно старое, несмотря на то, что это старое — Юлианский календарь — с течением времени становится все более нелепым, проявляют консерватизм в его отрицательной форме. Наоборот, сторонники нового стиля, желающие, как и папа Григорий ХIII, вернуться к тому ценному символическому значению даты праздника Рождества Христова, которое побудило Церковь в IV веке приурочить ее приблизительно ко времени зимнего солнцестояния, проявляют консерватизм в его положительной форме, именно тот консерватизм, который хочет сохранить старое не потому, что оно старое, а потому, что оно имеет высокую ценность.
К сожалению, даже и после принятия нового стиля, Пасху, и зависящие от ее даты, Вознесение и Троицу придется праздновать большею частью не вместе с другими христианскими вероисповеданиями, потому что Православная и Католическая Церковь устанавливают день Пасхи, пользуясь различными принципами. Надо надеяться, что будет время, когда Католики, Протестанты в Православные организуют Комитет своих делегатов, который вы работает способ установления дня Пасхи, общий для всех христианских вероисповеданий.
Н. Лосский
Вестник РХД, 1959 г.