Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

о. ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР

Торжество Православия (79/)

14.03.76.

Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа! «О душе, не отчаивайся себе, аще и зриши себя прокаженной». Эти слова, только по-славянски, вы слышали во время чтения канона Андрея Критского по вечерам в первую, только что минувшую неделю Великого Поста. Слышали, когда были погружены в видение своей скверны.

Начался Великий Пост, прошла только одна его неделя. Она бывает очень трудной именно потому, что, начиная пост, человек с особым усердием хочет каяться в своих грехах. Он погружается в себя и видит столько ужасающей скверны, видит столько страстей, которым он подчинён, почему и грешит. Среди этого видения одной только скверны в себе, среди покаянного плача и печали, когда облачённая именно поэтому в тёмные ризы как бы оплакивая нашу греховность, Церковь вдруг стучится в сердце наше и говорит: «Не отчаивайся, не смей замыкаться в темнице своей скверны, своей греховности и видения одного только плохого в себе». А сегодня, в первое воскресение Великого Поста, велит нам праздновать Торжество Православия, как сказано в стихире этого праздника за всенощной, с особой радостью.

Почему в первое воскресенье Великого Поста торжествовать, веселиться и радоваться? Как трудно перейти от печального настроения, когда видишь в себе столько грехов, к радости и веселию... А в стихире именно это и поётся: «Днесь радости и веселия исполнися велика». Церковь не напрасно и не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. То было утверждение одной глубочайшей и высочайшей истины нашей веры, имеющей огромное значение для религиозно-нравственной жизни человека. И вот именно сегодня, в первое воскресение Великого Поста, об этом Церковь нам и напоминает.

Что же это за событие? Одиннадцать веков тому назад мучила Церковь борьба иконопочитателей с иконоборцами. Были верующие христиане - и было их много, как много их и теперь - которые не признают икон, не верят в их силу, в их святость, в особое их значение для духовной жизни христианина. И эта борьба была очень жестокой, гонения на иконы и на иконопочитателей были очень сильные во всём христианском мире.

Седьмой Вселенский Собор в 787 году решил, что иконы надо непременно почитать; он утвердил иконопочитание. Через некоторое время собрался ещё один Собор в Константинополе, который опять решает, что иконопочитание имеет огромное значение в нашей религиозно-нравственной, духовной жизни, и утверждает иконопочитание, потому что с ним связана непосредственно вера в человека, вера в ту душу, к которой обращается Церковь в эти дни и говорит: хоть она и прокажённая, ты не отчаивайся - она не только прокаженная у человека.

Дело в том, что перед Отцами Собора, перед Отцами тогдашней Церкви стоял очень трудный вопрос. Стоит он и сейчас перед многими христианами, например, протестантами: изобразим ли невидимый Бог? Как можно изображать Бога на иконах (икона - греческое слово, по-русски значит образ), как можно изображать невидимого Бога в красках, мозаике, каким-либо другим образом?

Бог в сущности своей, конечно, непостижим и невидим. И как тот же апостол Иоанн говорит: «Нигде Бога никто, никогда не видел». Конечно, поэтому сущности Его изобразить нельзя. Но Премудрость Божия открыла Божество в воплотившемся Боге Слове, втором Лице Пресвятой Троицы, в Лице Иисуса Христа, Богочеловека. И когда на иконе изображается Иисус Христос, то изображается вместе с Его человеческим естеством и Божеское Его естество, потому что в Нём соединены неслиянно и нераздельно две природы: Божественная и человеческая. Соединены две природы потому, братья и сестры о Христе, что в природе человеческой заложено нечто такое, что дало возможность восприять человеческое естество Самому Богу. Это образ Божий в нас, вложенный при сотворении в человеческую природу, это сообразность Самому Богу каждого из нас с вами в глубине, в ядре, в самой сущности.

Вот кто каждый из нас с вами, вот какой каждый из нас с вами!

Именно об этом и напоминает Церковь нам сегодня и просит нас веселиться и радоваться. И мы веселимся и радуемся, и ликуем, хотя и видим в себе всю свою скверну, всю свою греховность вместе с Иоанном Дамаскиным, который когда-то воспел: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Образ Божий в нас неистребим и неуничтожим до конца никаким грехом. Он всегда в нас, он нам присущ. Как прекрасно говорит Андрей Критский - вы могли это услышать в каноне, который читался на первой неделе: «Как чиста и красива, как прекрасна эта боготканная одежда», которую дал Господь человеку при его сотворении, и дал эту вечную красоту в человеческом естестве.

Господь Иисус Христос - Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Почему же, братья и сестры, Церковь решила первое воскресенье Великого Поста назначить для празднования, для воспоминания этого события - утверждения иконопочитания, за которым стоит утверждение веры христианской в Бога и в человека? Почему мы именно теперь вспоминаем это событие? Потому что, когда мы каемся в своих грехах (в Великом Посте мы должны, хотим, стараемся каяться), когда мы так каемся в своих грехах, то действительно может одолеть уныние, можно придти в отчаяние от увиденного в себе.

Нам со всех сторон нашёптывает какой-то диавольский голос, что человек в своей природе, в своем естестве - зло, что он плохой, что в нём слишком владычествуют самые скверные страсти и делают его орудием всякого зла, и в конце концов вся жизнь человеческая превращается в одно какое-то сплошное зло.

Это клевета на человеческое естество! Мы не должны ей поддаваться. Не надо так унывать и так отчаиваться - мы должны верить в то, что мы добры, в то, что в нас вложено добро, мы должны верить и быть верными этой вере до конца, сколько бы скверны в нас ни было, какие бы грехи нас ни мучили.

Весь смысл покаяния в том, чтобы раскрыть в себе первозданную красоту естества человеческого, Образ Божий в себе раскрыть. Каясь в грехах, мы именно очищаем этот Образ, который затемнили грехами, но не уничтожили до конца. Покаяние только и возможно по-настоящему потому, что мы чёрное в себе, тёмное, плохое в себе видим, отличая от белого, от хорошего, от светлого. Если бы мы не знали, что такое свет и что такое тьма... Но мы знаем, что такое свет, и знаем, что в своей глубине человеческое естество - пресветлое, потому что Образ Божий в нём содержится. Церковь зовёт сегодня поклониться изображаемому на иконах Пречистому Образу Господа Иисуса Христа - Богочеловека. Говоря о том, что присутствие Бога на иконе действительно реально, Церковь властно указует нам на другой образ, на другую икону, в которой также действительно присутствует Божественная сила: на образ, на икону Бога, вписанную десницею Творца в каждого человека, братья и сестры. Вот почему христианскую жизнь нам нужно проводить в вере и верности Богу и в человеческое добро, в светлую глубину человеческого естества, которая может быть раскрыта и раскрывается с помощью Божией, особенно на путях покаяния.

В такой осиянности, в такой озарённости этой светлой-пресветлой верой в Бога и человека и будем мы проводить свою жизнь, проходить свой жизненный путь, стараясь делать всё, что мы делаем, во славу имени Божьего. Аминь.

Rambler's Top100
Мезовартон крем купить
Профессиональные крема CIEL по привлекательным ценам! Быстрая доставка
premier-pharm.ru
Сапоги для девочки натуральный мех
Флеш-игры для девочек
happybimbo.ru