Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

о. ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР

Торжество Православия (79/)

14.03.76.

Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа! «О душе, не отчаивайся себе, аще и зриши себя прокаженной». Эти слова, только по-славянски, вы слышали во время чтения канона Андрея Критского по вечерам в первую, только что минувшую неделю Великого Поста. Слышали, когда были погружены в видение своей скверны.

Начался Великий Пост, прошла только одна его неделя. Она бывает очень трудной именно потому, что, начиная пост, человек с особым усердием хочет каяться в своих грехах. Он погружается в себя и видит столько ужасающей скверны, видит столько страстей, которым он подчинён, почему и грешит. Среди этого видения одной только скверны в себе, среди покаянного плача и печали, когда облачённая именно поэтому в тёмные ризы как бы оплакивая нашу греховность, Церковь вдруг стучится в сердце наше и говорит: «Не отчаивайся, не смей замыкаться в темнице своей скверны, своей греховности и видения одного только плохого в себе». А сегодня, в первое воскресение Великого Поста, велит нам праздновать Торжество Православия, как сказано в стихире этого праздника за всенощной, с особой радостью.

Почему в первое воскресенье Великого Поста торжествовать, веселиться и радоваться? Как трудно перейти от печального настроения, когда видишь в себе столько грехов, к радости и веселию... А в стихире именно это и поётся: «Днесь радости и веселия исполнися велика». Церковь не напрасно и не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. То было утверждение одной глубочайшей и высочайшей истины нашей веры, имеющей огромное значение для религиозно-нравственной жизни человека. И вот именно сегодня, в первое воскресение Великого Поста, об этом Церковь нам и напоминает.

Что же это за событие? Одиннадцать веков тому назад мучила Церковь борьба иконопочитателей с иконоборцами. Были верующие христиане - и было их много, как много их и теперь - которые не признают икон, не верят в их силу, в их святость, в особое их значение для духовной жизни христианина. И эта борьба была очень жестокой, гонения на иконы и на иконопочитателей были очень сильные во всём христианском мире.

Седьмой Вселенский Собор в 787 году решил, что иконы надо непременно почитать; он утвердил иконопочитание. Через некоторое время собрался ещё один Собор в Константинополе, который опять решает, что иконопочитание имеет огромное значение в нашей религиозно-нравственной, духовной жизни, и утверждает иконопочитание, потому что с ним связана непосредственно вера в человека, вера в ту душу, к которой обращается Церковь в эти дни и говорит: хоть она и прокажённая, ты не отчаивайся - она не только прокаженная у человека.

Дело в том, что перед Отцами Собора, перед Отцами тогдашней Церкви стоял очень трудный вопрос. Стоит он и сейчас перед многими христианами, например, протестантами: изобразим ли невидимый Бог? Как можно изображать Бога на иконах (икона - греческое слово, по-русски значит образ), как можно изображать невидимого Бога в красках, мозаике, каким-либо другим образом?

Бог в сущности своей, конечно, непостижим и невидим. И как тот же апостол Иоанн говорит: «Нигде Бога никто, никогда не видел». Конечно, поэтому сущности Его изобразить нельзя. Но Премудрость Божия открыла Божество в воплотившемся Боге Слове, втором Лице Пресвятой Троицы, в Лице Иисуса Христа, Богочеловека. И когда на иконе изображается Иисус Христос, то изображается вместе с Его человеческим естеством и Божеское Его естество, потому что в Нём соединены неслиянно и нераздельно две природы: Божественная и человеческая. Соединены две природы потому, братья и сестры о Христе, что в природе человеческой заложено нечто такое, что дало возможность восприять человеческое естество Самому Богу. Это образ Божий в нас, вложенный при сотворении в человеческую природу, это сообразность Самому Богу каждого из нас с вами в глубине, в ядре, в самой сущности.

Вот кто каждый из нас с вами, вот какой каждый из нас с вами!

Именно об этом и напоминает Церковь нам сегодня и просит нас веселиться и радоваться. И мы веселимся и радуемся, и ликуем, хотя и видим в себе всю свою скверну, всю свою греховность вместе с Иоанном Дамаскиным, который когда-то воспел: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Образ Божий в нас неистребим и неуничтожим до конца никаким грехом. Он всегда в нас, он нам присущ. Как прекрасно говорит Андрей Критский - вы могли это услышать в каноне, который читался на первой неделе: «Как чиста и красива, как прекрасна эта боготканная одежда», которую дал Господь человеку при его сотворении, и дал эту вечную красоту в человеческом естестве.

Господь Иисус Христос - Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Почему же, братья и сестры, Церковь решила первое воскресенье Великого Поста назначить для празднования, для воспоминания этого события - утверждения иконопочитания, за которым стоит утверждение веры христианской в Бога и в человека? Почему мы именно теперь вспоминаем это событие? Потому что, когда мы каемся в своих грехах (в Великом Посте мы должны, хотим, стараемся каяться), когда мы так каемся в своих грехах, то действительно может одолеть уныние, можно придти в отчаяние от увиденного в себе.

Нам со всех сторон нашёптывает какой-то диавольский голос, что человек в своей природе, в своем естестве - зло, что он плохой, что в нём слишком владычествуют самые скверные страсти и делают его орудием всякого зла, и в конце концов вся жизнь человеческая превращается в одно какое-то сплошное зло.

Это клевета на человеческое естество! Мы не должны ей поддаваться. Не надо так унывать и так отчаиваться - мы должны верить в то, что мы добры, в то, что в нас вложено добро, мы должны верить и быть верными этой вере до конца, сколько бы скверны в нас ни было, какие бы грехи нас ни мучили.

Весь смысл покаяния в том, чтобы раскрыть в себе первозданную красоту естества человеческого, Образ Божий в себе раскрыть. Каясь в грехах, мы именно очищаем этот Образ, который затемнили грехами, но не уничтожили до конца. Покаяние только и возможно по-настоящему потому, что мы чёрное в себе, тёмное, плохое в себе видим, отличая от белого, от хорошего, от светлого. Если бы мы не знали, что такое свет и что такое тьма... Но мы знаем, что такое свет, и знаем, что в своей глубине человеческое естество - пресветлое, потому что Образ Божий в нём содержится. Церковь зовёт сегодня поклониться изображаемому на иконах Пречистому Образу Господа Иисуса Христа - Богочеловека. Говоря о том, что присутствие Бога на иконе действительно реально, Церковь властно указует нам на другой образ, на другую икону, в которой также действительно присутствует Божественная сила: на образ, на икону Бога, вписанную десницею Творца в каждого человека, братья и сестры. Вот почему христианскую жизнь нам нужно проводить в вере и верности Богу и в человеческое добро, в светлую глубину человеческого естества, которая может быть раскрыта и раскрывается с помощью Божией, особенно на путях покаяния.

В такой осиянности, в такой озарённости этой светлой-пресветлой верой в Бога и человека и будем мы проводить свою жизнь, проходить свой жизненный путь, стараясь делать всё, что мы делаем, во славу имени Божьего. Аминь.

Rambler's Top100