Карта сайта

Жизнь и учение протопресвитера Николая Николаевича Афанасьева

4 сентября исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося русского богослова протопр. Николая Афанасьева.

О его жизни и творчестве писали знаменитые богословы - еп.Александр (Семенов-Тян-Шанский), протопр. Александр Шмеман, протопр. Иоанн Мейендорф. Но самые главные слова сказал сам о. Николай (они были опубликованы в воспоминаниях его супруги, матушки Мариамны): «Все думают, что я пишу мои труды моим логическим умом и ученостью. Но ведь это только так, потом приходит мне на помощь. А начинаю я писать слезами и кровью сердца моего...».

Родился он в 1893 г. в Одессе. Учился математике в Новороссийском университете. В 1915 г. был принят в Сергиевское Артиллерийское училище. Во время I мировой войны служил в Береговой Артиллерии в Ревеле (Таллинне), принимал участие и в гражданской войне. После эвакуации оказался в Белграде, где поступил на Богословский факультет. Он был основателем белградского кружка (вместе с Н.М. Зерновым), бывшего одним из истоков Русского студенческого христианского движения. В Белграде Афанасьев обрел духовного отца о. Сергия Булгакова, близких друзей - проф. прот. В.В. Зеньковского и К.Керна (архим.Киприана) и жену.

Свои первые труды Афанасьев пишет под руководством проф. А.П. Доброклонского, благодаря чему становится продолжателем выдающейся церковно-исторической школы Московской Духовной Академии, прославленной трудами профф. А.В. Горского, Е.Е.Голубинского, А.П. Лебедева, Н.Н. Глубоковского, чьи традиции были прерваны в Советской России, но продолжались в Белграде, Софии, Праге, Варшаве, Париже, Нью-Йорке.

С 1930 г. Афанасьев начинает преподавать в Парижском Свято-Сергиевском Богословском институте. В начале II мировой войны он был рукоположен в иерея (8 января 1940 г.) митр. Евлогием. С 1941 г. шесть лет служил в Тунисе, обслуживая приход, разбросанный по всей стране, и состоявший, в основном, из русских моряков. Самый знаменитый труд о. Николая «Церковь Духа Святого» был написан в годы войны и защищен в 1950 г. в качестве докторской диссертации. С 1953 г. начинает много печататься по-французски. В 1952 г. кладет начало, вместе с о. Киприаном, литургическим конференциям в Православном Богословском Институте и участвует в многочисленных экуменических встречах (в частности, был наблюдателем на II Ватиканском соборе).

Еще в Белграде Афанасьев был советником будущего сербского патриарха Варнавы. В Париже он принимает деятельное участие в церковном Управлении Экзархата и потом Архиепископии. Митрополит Владимир назначает его Каноническим Советником Епархиального управления и Председателем Канонической Комиссии в 1952 г. Затем Митрополит Владимир назначает его Председателем Духовного Судебного Присутствия. После получения Грамоты Вселенского Патриарха от 22 ноября 1965 года о. Протопресвитер Николай принимает деятельное участие в оформлении нового канонического положения с авторитетом, который давали ему его исключительные знания Канонического Права.

В период 1947-1966 он пишет многочисленные труды, главным образом по экклезиологии. Осталась недописанной вторая часть «Церкви Духа Святого», получившая название «Границы Церкви».

Скончался о. Николай 4 декабря 1966 г.

 О. Александр Шмеман отмечал, что богословское творчество о. Николая Афанасьева представляет собой уникальное сочетание мистического вдохновения, берущего свое начало «от алтаря», от духа Евхаристии, и предельно-научного исторического метода, которым владел он в совершенстве. В его творчестве соединились две линии русского богословия - духовно-академическая и светская. По словам о. А. Шмемана, «то, что Хомяков вдохновенно и гениально провозглашает, то о. Николай Афанасьев «анализирует»... Если Хомяков, по слову Самарина, выясняет «область света, атмосферу Церкви», то Афанасьев показывает воплощение Церкви в конкретных формах ее строя». «Церковь одна» называлась работа Хомякова. Речь на самом деле идет о разъяснении христианского Символа веры, говорящего о единой, святой, соборной (кафолической) и апостольской Церкви. В своей евхаристической экклезиологии о. Николай, основываясь на Св.Писании и церковной истории, показывает, что есть только одна Церковь - Церковь Духа Святого, Церковь Божия во Христе, кафолическая Церковь, которая в полноте и единстве присутствует в каждом евхаристическом собрании каждой местной церкви. Границы (или пределы) Церкви выявляются ничем иным, как Евхаристией - Трапезой Господней, на которой собрана весь народ Божий, вся местная церковь во главе с предстоящим епископом. Каждая местная церковь, по выражению свят. Игнатия Антиохийского - «агапи» (любовь). В этом понятии объединяются Евхаристия и благотворительная братская трапеза. Каждая местная церковь самостоятельна, соборна и возглавляется поддерживаемым пресвитерами-иереями независимым епископом, чья «власть любви» - дар Божий, засвидетельствованный и признанный всем церковным народом. Любовь объединяет между собой и независимые местные церкви. Эти положения евхаристической экклезиологии о. Николая Афанасьева дают твердые основания, как для возрождения церковной соборности, так и для восстановления христианского единства, преодоления многовековой схизмы в Церкви. Вл. Александр (Семенов-Тян-Шанский) выражал надежду, что вскоре «все самое существенное, что им (Афанасьевым) сказано о Церкви, станет общеправославным учением». Но пока, к сожалению, наследие о. Николая в недостаточной мере востребовано в Церкви, ряд важных работ не издан. Мы закончим наш обзор судьбы афанасьевской евхаристической экклезиологии словами протопр. Иоанна Мейендорфа: «Именно евхаристическая экклезиология, соответствующая новозаветному и древне-христианскому пониманию церкви, должна дать "тон" правильному отношению к этой церковной эмпирии и научить путям ее преображения изнутри».

Литература
Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU