Книга по истории катехизации в древней церкви
Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с., 16 с. цв. илл.
Недавно в Москве в библиотеке “Русский путь”, созданной А.И.Солженицыным и Н.А.Струве, с успехом прошла презентация новой книги, посвященной истории катехизации. Вел встречу священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы (МВПХШ). С высокой оценкой исследования Павла Гаврилюка “История катехизации в древней церкви”, как первого в русской церковной историографии труда по этой важнейшей для современной Церкви теме, выступили сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии В.А.Никитин, кандидат богословия историк игумен Иннокентий (Павлов), духовник Союза православных братств игумен Кирилл (Сахаров) и другие.
История публикации этой книги такова. В 1997 году в журнал МВПХШ “Православная община” обратился профессор одного из американских университетов Павел Гаврилюк. По совету своего друга, московского священника Георгия Чистякова (из Меневского прихода св.Козьмы и Дамиана), он предложил для публикации в журнале свою работу по истории катехизации. Две первые главы были опубликованы в 44-47 номерах журнала в 1998 г. Предваряя публикацию, свящ.Георгий Кочетков подчеркнул, что вопрос воцерковления важен для каждого члена церкви, что неудовлетворительное современное состояние православной катехизации требует обращения к святоотеческому опыту, так что работа П.Гаврилюка может принести церкви большую пользу. О. Георгий процитировал слова автора, содержащие ключ к методу его исследования: “следует наследовать святоотеческое предание подобно сыновьям.Изучение церковной истории должно быть плодом любви, а не пристрастия. Если у Бога нет лицеприятия, то и наши суждения должны основываться на исторических свидетельствах, а не на подтасованных фактах, оправдывающих современную практику. Следует отметить также, что любить святоотеческое предание как сыновья вовсе не означает не допускать в отношении него никакой критики. Как раз наоборот, сыновняя любовь предполагает критику и добросоветсное обсуждение спорных сторон предания. Ведь честное обсуждение трудных вопросов было частью древней катехизации... В таком же духе следует подходить к обсуждению всего многообразного опыта катехизации, если мы хотим действительно извлечь из него урок”.
Эта публикации заинтересовала читателей и в результате в 2001 г. издательство МВПХШ выпустило книгу П.Гаврилюка. Книга прекрасно издана и содержит интереснейшие цветные репродукции древнехристианских фресок и мозаик, подобранные автором. Благословение на издание книги дал архиеп. Даллаский и всего Юга Димитрий (Православная Церковь Америка - ПЦА). Научная редакция выполнена свящ.Георгием Кочетковым. Отпечатана книга в польской православной типографии “Ортдрук” (Белосток). За время подготовки книги к изданию автор был рукоположен в ПЦА в сан диакона.
Главная цель книги - проанализировать и описать практику оглашения в ее историческом развитии. История церковной догматики не может пренебрегать историей катехизации. Катехизис вырос из проповеди, из необходимости в систематической форме изложить перед язычниками основы христианской веры.
Обращаясь к евреям в синагогах, апостолы проповедовали о том, что Иисус является обещанным Мессией. Язычникам сначала нужно было раскрыть незнакомый мир библейской истории спасения. Уже в апостольский век появилось различие между “молоком”, т.е. элементарной частью катехизиса для язычников и “твердой пищей”, предназначавшейся для тех, кто уже значительно укоренился в вере.
К концу 2 в. в школе Ипполита Римского мы встречаемся со вполне развитой практикой двухэтапного оглашения. Прошедшие предварительное собеседование становились катехуменами первого этапа. Огласительные занятия на этом этапе состояли в изучении и толковании Священного Писания и длились около 3 лет. Те из катехуменов, кто выражал желание креститься в ближайшее время, проходили повторное собеседование и становились катехуменами второго этапа. Непосредственная подготовка к крещению занимала несколько недель и состояла в более интенсивном обучении, сопровождвашемся постами, бдениями и экзорцизмами. Огласительная практика способствоовала собиранию поместных богословских традиций и закреплению сущности апостольского учения в правилах веры. О смысле таинств крещения и евхаристии катехумены во 2 в узнавали непосредственно пред крещением.
В 3 в. в Александрии Ориген поднял богословие воскресной школы до университетского уровня. Здесь была сделана попытка создать высшую огласительную школу для мирян. С развитием церковной догматики появилась необходимость провести деление между общедоступной и эзотерической частями вероучения. Александрийская школа отличалась более открытым и творческим отношением к высшим проявлениям языческой культуры и философии.
В 4 в. двухэтапная катехизация достигла вершины своего расцвета. Первый этап состоял в том, что катехумены посещали Литургию оглашенных, внимая слову Писания и слушая проповеди. Стал весьма распространенным обычай на долгие годы откладывать крещение.
Катехизация на втором этапе являлась первостепенной обязанностью епископа. Взрослых крестили чаще всего на Пасху. Покаянная и аскетическая практика Великого поста выросла в контексте предпасхальной катехизации. Огласительные беседы нередко проводили ежедневно и предварялись экзорцизмами.
Важнейшим элементом предкрещального катехизиса был обряд “передачи и возвращения” символа веры. За несколько недель до крещения епископ несколько раз произносил символ перед катехуменами. Последующие занятия, согласно катехизису Кирилла Иерусалимского, были посвящены подробному толкованию символа веры. Формулировку символа нельзя было записывать, а содержание занятий не позволялось разглашать непосвященным. Незадолго перед крещением катехумены должны были прочесть символ на память в присутствии епископа и крестных. Объяснение смысла обряда отречения от сатаны, таинств крещения и евхаристии, а также молитвы “Отче наш” стало предметом особого тайноводственного катехизиса для неофитов на Светлой седмице.
Помимо догматического катехизиса в 5 в. существовал моральный катехизис св. Иоанна Златоуста.
На Западе также был обычай передачи и возвращения Молитвы Господней, а в 5 в.был прибавлен обычай передачи и возвращения псалмов.
В раннем Средневековье практика катехизации постепенно исчезает. Главные причины этого: повсеместное крещение маленьких детей, снижение общего уровня грамотности и образования, массовое крещение взрослых по политическим обстоятельствам. Остались лишь древние огласительные обряды, адаптированные для воцерковления младенцев и маленьких детей.
Помимо вышеназванных П.Гаврилюк рассматривает труды таких отцов и учителей церкви, как Феодор Мопсуэстийский, св.Григорий Нисский, блаж. Аврелий Августин, св.Амвросий Медиоланский.
В послесловии автор напоминает о плодах, которые всегда приносила в церкви катехизация: обращение человека, воспитание ума, воли и чувства, развитие его молитвенной жизни; начало толкования Священного Писания и Предания, догматического и пастырского богословия, христианской этики, апологетики, осмысления литургии; преображение и воцерковление богатства всей мировой культуры. П.Гаврилюк вслед за церковным историком Е.Е.Голубинским и писателем Н.С.Лесковым напоминает о том, что Древняя Русь была крещена, но не была просвещена. А просвещение только и может дать церкви и каждому ее члену стать достойным звания ученика Христова
Книга “История катехизации древней церкви” не оставит равнодушным ни одного христианина, пробуждая стыд за собственную теплохладность и побуждая следовать древним и современным подвижникам - катехизаторам и миссионерам, пребывавшим всегда в учении Христовом и передававшим это учение всем приходящим в Церковь. Автор, как специалист по истории древней церкви, описал только катехизацию I тысячелетия. Но не нужно думать, что катехизация осталась достояние лишь древней церкви. По крайней мере, в России Петровского времни катехизация возрождается! Вот удивительные воспоминания знаменитого московского митрополита Платона (Левшина) (1737-1812): “возложена на него должность по порядку, принятому в Академии, чтобы толковать Катехизис публично по воскресным дням в собрании Академии и всех со стороны всякого состояния людей, для слушания приходящих. Никогда во всю жизнь не был столь счастлив Петр (мирское имя будущего митрополита - А.П.), как при сем случае. Собрание столь было велико... Хотя палата была немала, но теснота и духота были чрезмерные. Некоторые из слушателей, малых своих детей приводя, повергали, в кафедре к ногам учителя, повторяя, чтобы они учителя слушали и помнили... он толкование продолжал, обливаясь и измокнув весь от поту. Усердные слушатели из знаменитых московских купцов... провозглашали его “апостолом Московским”... Петр, а после Платон, сим невиданным зрелищем столь поражен был, что нередко говаривал, что он счастливее был в Москве, быв еще мирским и по 20-му году, нежели когда в том же граде Божием сподобили его быть архиереем. Ибо, быв архиереем, хотя также проповедовал слово Божие нередко, и хотя собрания были велики и ревностны, но не приметил он столь великого усердия и жадности в слушателях, как в то время, когда он, юноша и мирской, толковал Катехизис. Сие приписывал он своим умножившимся грехам...ибо он всегда утверждал, что учение, дабы было действительно, не столько зависит от остроумия и красноречия, сколько от чистоты и непорочности сердца учителева”.
Андрей Платонов
Ortodoksi viesti. 2002. #6.