[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
Прот. В. ЗЕНЬКОВСКИЙ
ПАМЯТИ ПРОФ. А. В. КАРТАШЕВА
С глубокой печалью пишу я эти строки, посвященные памяти дорогого и незабвенного Антона Владимировича. Мы все знали его давнюю, тяжкую болезнь, видели, как угасали его силы, но всё надеялись, что жизнь его еще продолжится. Но вот жизнь А. В. оборвалась — и весть об этом тяжело поразила всех... Какая потеря для русской культуры, для русского богословия, для русской Церкви!
Творческие силы, присущие А. В., были поистине необычайны. Еще в молодые годы выделялся он своими вдохновенными выступлениями в Религиозно-Философском Обществе в Петербурге, — его знали и ценили и в Петербурге и за пределами столицы. После событий 1 марта 1917 г., А. В.-ча пригласил В. Н. Львов быть помощником Обер Прокурора Св. Синода, — и тут А. В. всецело отдался подготовке Всероссийского Поместного Собора. В июле 1917 г. он сменил В. Н. Львова, став Министром Исповеданий при Временном Правительстве, а в августе 1917 г. А. В. от имени Временного Правительства открывал Всероссийский Поместный Собор. После переворота, учиненного большевиками, А. В. был заключен в Петропавловскую крепость, а когда был освобожден, то покинул Россию и отдался чисто политической деятельности. Но занятия политикой не были в центре духовной жизни, А. В. — и когда наметилась возможность открытия в Париже Православного Богословского Института, А. В. отдался всецело этому делу. Все годы — до последних дней жизни, А. В. активно участвовал в жизни Бог. Института, как профессор и как член Правления.
По своей специальности А. В. был историком Церкви (общей и русской истории). А. В. пристально следил за всем, что всходило в свет по вопросам истории Церкви, — и помимо недавно появившейся его двухтомной «Истории русской Церкви», он написал много различных статей, этюдов, целых книг, касающихся Истории Церкви. Особенно надо отметить его замечательную обобщающую статью о расколе (помещенную в сборнике в честь П. Б. Струве), — в этой статье помимо глубокой эрудиции, мы находим целый ряд замечательных характеристик раскола и его разных течений. Я не преувеличу, если скажу, что на этой статье легла печать гениальности, что впрочем чувствуется и в других многих статьях и этюдах, им написанных. Карташев, вообще, писал превосходно; кто-то удачно сказал о нем, что у него «золотое перо». Обширные знания, тонкость анализов, а главное, умение чувствовать самую «суть» изучаемых исторических явлений, характерны для А. В., а за всем этим стояла его глубокая и живая религиозность, пульс которой бился у А. В. ровно и без всяких колебаний.
Сердце А. В. было полно этим глубоким чувством России, — в нем был настоящий национальный эрос, который подымал высказывания А. В. по национальным темам до высокого вдохновения.
Память об А. В. не затеряется. Он был из тех гигантов духа, от которых питаются многие поколения. Как ни тяжела смерть А. В., но он жил недаром, он не зарыл данных ему Богом талантов.
Да упокоит Господь его душу!