[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
АВТОБИОГРАФИЯ АНТОНА ВЛАДИМИРОВИЧА КАРТАШЕВА
(1875—1960)
Родился 11 (7) 1875 г. в Кыштыме, Екатеринбургского уезда. Пермской губернии. Это уральский горный завод, население которого со времен Петра Великого составилось из переселенцев из центральной России. Семьи со стороны отца и матери были из крепостных крестьян туляков, получивших на Урале звание «горно-заводско рабочих». Работая юридически в крепостном состоянии на разнообразных ролях от чернорабочего до управителя завода, население имело от своих владельцев еще и родовые земельные наделы, (так называемые «посесионные») с пахотой, выгоном и лесом. Уровень жизни был примитивный, но существование безбедное.
Прадед — Карташев был управителем завода, дед — помощником казначея, и отец (род. в 1845 г.), прошедший еще Николаевскую двухклассную министерскую школу и вышедший только 16-ти лет (1861 г.) из состояния раба, стал, с введением Земства, волостным писарем, затем земским гласным, и, наконец, с 1879 г. членом Земской Управы. Семья переселилась в Екатеринбург. Начался городской быт. Пафосом семьи было «выйти в люди» путем образования. Позади была тьма крепостной зависимости, в настоящем — радость свободы, и в будущем — светлые надежды на лучшую жизнь в свете «просвещения». Александра II-го боготворили, как «нашего» царя — Освободителя. Александра I-го не иначе называли, как Благословенным за то, что «нас» хотел освободить. А. В. рано «самоопределился» на Церковь и уже восьми с половиной лет посвящен был в стихарь старым епископом Екатеринбургским Нафанаилом (Леандровым), из вдовых протоиереев, очень любившим детей. Он и указал семье на Духовное училище. По окончании его в 1888-ом году А. В. поехал в Пермскую Духовную Семинарию. По окончании семинарии в 1894-м году, был послан на казенный счет в СПБ Духовную Академию. Кончив Академию в 1899-м году, был оставлен при кафедре Истории Русской Церкви. Лишь после этого, по ходатайству Академии, особым постановлением Кыштымское Волостное Правление вычеркнуло А. В. из списков «податного сословия» и перестало требовать уплаты крестьянской подати.
Только год пробыл А. В. Карташев на положении профессорского стипендиата. Смерть проф. П. Ф. Николаевского побудила Совет Академии возложить на молодого магистранта все бремя кафедры. И он нес его на положении доцента до 1905-го года, когда революционные бури вышибли его из тихой колеи. Общественный темперамент вовлек А. В. в публицистику. Неспокойная русская общественность узнала его и втянула в свой водоворот. Псевдонимные статьи его в книжках «Нового Пути» стали известны Св. Синоду. Ректор Академии, епископ Сергий, (впоследствии подсоветский патриарх) от лица Синода дружески предложил: прекратить публицистику, или уйти... А. В. с молодой храбростью избрал бурное «или». Поступил на службу в Императорскую Публичную Библиотеку и продолжал, уже не скрывая имени, писать по религиозным и церковным вопросам в газетах «Страна», «Слово», «Речь», «Русское Слово».
С 1906-го года А. В. Карташев приглашен был Советом Высших Женских Курсов в СПБ (Бестужевских) занять кафедру Истории Религий и Церкви и занимал ее до 1919-го года, до бегства из России.
Но своеобразную популярность А. В. Карташеву создало его активное участие в Религиозно-философских Собраниях (1901-1904 гг.), затем переформировавшихся в 1906 г. в «Религиозно-Философское Общество», где с 1909-го года ему пришлось быть Председателем.
Когда стряслась над Россией революция, и Думское Правительство послало в Св. Синод своего Думского обер-прокурора, В. Н. Львова, последнему десятки депутатских голосов подсказали отыскать неведомого ему Председателя Религиозно-Философского Общества, «либерального богослова», Карташева и взять себе в товарищи обер-прокурора. Так он и сделал. Но сам Львов, после кризиса Временного Правительства в июле 1917-го года, должен был покинуть ряды министров, как «националист», т. е. член партии правее «К. Д.» Карташев, как беспартийный и только что завербованный в партию «К. Д.», поставлен был на место Львова. Он преобразовал синодальную обер-прокуратуру в Министерство Вероисповеданий и уже в звании Министра Вероисповеданий официально открывал в Москве на другой день Успения 16-го августа 1917-го года, I Всероссийский Церковный Собор. По своему положению, А. В. Карташев введен был Собором и в его состав в качестве члена-мирянина.
Наконец мрачный день и ночь 25-го октября 1917-го года. Увод арестованных министров из Зимнего Дворца с опасностью жизни в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Оттуда — 7-го января 1918-го года в Кресты. 26-го января 1918-го года выпуск из тюрьмы в поднадзорное состояние. Приезд 3-го июля 1918-га года в Москву и работа в Соборе и в Высшем Церковном Совете, в члены которого А. В. К. был избран еще сидя в Петропавловской крепости.
Профессор Антон Владимирович Карташев
Тайные и, конечно, смертельно опасные встречи и переговоры в Москве и в Петербурге по организации, так называемых «Центров», более правого и более левого. Приближавшаяся опасность нового ареста. Благополучное бегство в ночь нового 1919-го года через финляндскую границу. В Финляндии немедленное вхождение в Русский Комитет при строящемся фронте под командой генерала Юденича. По прекращении этой акции на территории Финляндии и Эстонии, переезд в 1920-м году в Париж. Здесь, в виду крушения белого фронта на юге России, новая попытка собирания политических сил эмиграции под прежним знаменем в виде Русского Национального Комитета.
Русский Национальный Комитет явился в результате довольно широкого «Съезда Русского Национального Объединения» в Париже, в мае 1921-го года, в момент печального сидения Врангелевской армии в Галлиполи, Лемносе и Чаталдже. Нравственная и политическая поддержка остаткам белой армии была злободневной и ближайшей задачей и Съезда и созданного им Рус. Нац. К-та. А. В. К., тогда же летом 1921-го года отправился к генералу Врангелю в Константинополь и к Армии в Галлиполи. Через это был заключен моральный договор национальной солидарности двух автономных русских антибольшевицких организаций — политической (Р. Н. К.) и военной — Армии, переформированной вскоре в Р.О.В.С. Президиум Р.Н.К приглашался генералом Врангелем на совещание в Белград и в 1924-м году А. В. К. состоял председателем и идеологом Р. Н. К. вплоть до официального закрытия его в 1940-м году уже под немецкой оккупацией. Организующей энергией и движущим мотором деятельности Р. Н. К. являлся его вице-председатель, достопамятный патриот, М. М. Федоров. В 1920-1930 гг. Карташев и Федоров сотрудничают в боевом антибольшевицком еженедельнике «Борьба за Россию», руководимом С. П. Мельгуновым.
Новую эпоху в биографии А. В. К-ва создает факт возникновения в 1925 г. в Париже Высшей Богословской Школы. Он возвращает А. В. К. в его академическую колею. При недостатке специалистов, А. В. К-ву пришлось в течение четверти века (1925-1950) вести преподавание по двум кафедрам: Истории Церкви и Ветхого Завета с еврейским языком.
Печататься А. В. начал еще на студенческой скамье, в России. Полный список его богословских и церковно-практических работ заграничного эмигрантского периода (с 1921 г.) недавно, в 1954 г., издан по-английски наряду с другими профессорами Св. Сергиевской Дух. Академии. Последнюю четверть века статьи А. В. обычно печатались в повременном органе Св. Серг. Дух. Академии «Православная Мысль» и отдельно: «На путях к Вселенскому Собору» (1932 г.); «Ветхозаветная Библейская Критика» (1947 г.). Последнюю работу сам автор считает своей главной заслугой перед православной богословской наукой, не только русской, но и всех других братских православных церквей. Она прерывает боязливый заговор молчания, преодоленный к настоящему времени, даже консервативной римо-католической наукой. Покойный декан Св. Серг. Академии о. Сергий Булгаков внес предложение, поддержанное и почетным Ректором Академии митрополитом Евлогием, чтобы за эту книгу А. В. К. был увенчан званием Доктора Церковных Наук «гонорис кауза». Ждут своего опубликования объемистые и школьно нужные труды старого профессора: Курсы лекций — по Истории Вселенских Соборов и по Истории Русской Церкви.