Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

АКСИОС [греч. axios — достоин], торжественное восклицание (см. Аккламация), произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого (ср. с возглашением Аминь в конце молитв), часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротоний.

В вост. традиции А. возглашается после рукоположения. Древнейшее упоминание об этом встречается в сир. памятнике III–V вв. “Завещание Господа нашего Иисуса Христа” (I 21), где А. трижды произносится народом после хиротонии епископа. Чины хиротоний визант. Евхологиев старше XI в. возгласа А. не имеют, подтверждение хиротонии выражается через лобзание новопоставленного. В Евхологиях, отражающих богослужебную практику К-поля X–XI вв. (Paris. Coislin. Gr. 213, 1027 г.— см. Стратигия Евхологий; Crypt. Gr. Gb. I, XII в.— см. Виссариона Евхологий), в чине епископской хиротонии появляется А., возглашаемый только при возложении омофора на рукоположенного. Такой же порядок указывается и в рус. архиерейском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. № 1056), где возглашение по-слав.— достоинъ. Облачение новохиротонисанных диакона и пресвитера по этим памятникам завершается целованием и еще не сопровождается никакими возгласами. Однако уже в Евхологии XII–XIII вв. б-ки мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. Gr. 713) указано пение А. при целовании новопоставленного диакона. Начиная с XIV в. А. указывается в греч. Евхологиях и при хиротониях пресвитера и диакона: в первом случае А. возглашается во время перенесения заднего конца ораря с левого плеча рукополагаемого на правое (т. е. облачения его в епитрахиль) и во время облачения в фелонь (Hieros. Gr. 362 (607), XIV в.; Alex. Patr. Gr. 311/ 48 (208), 1407 г.; Ath. Laur. Gr. 31, 1457 г., и др.); во втором — при возложении на поставленного во диакона ораря и вручении ему рипиды. Описание Симеоном, архиеп. Фессалоникийским (ок. 1400), хиротоний диакона, пресвитера, епископа и поставления Патриарха (“О храме Божием” // PG. 155. Col. 361–470; Симеон Солунский. Соч. С. 206–314) соответствует этим Евхологиям. Такой же порядок указывается в рус. архиерейских Служебниках XVI в. (напр., ГИМ. Син. 310, 680), здесь слово “А.” встречается как в переводе на церковнослав. язык, так и без перевода.

В отличие от Евхологиев к-польского происхождения неск. Евхологиев алек­сандрийского происхождения (см. Александрийское богослужение) XIV–XV вв. предписывают петь А. не только при хиротониях в священные степени, но и при поставлениях низших клириков, причем пение предваряется возглашением епископа: “Благословен Господь! Се бысть раб Божий, имярек, чтец [или: иподиакон, диакон и т. д.] святейшия церкве, имярек, во имя Отца и Сына и Святаго Духа” — по окончании хиротесии (Alex. Patr. Gr. 149/104 (94), XIV в.; Ath. Dionys. Gr. 489, XV в., и др.). Возглас “Благословен Господь! Се бысть...” присутствует в чинах хиротесии т. н. Евхология Алляция (Vat. Barberini. Gr. 390, 1575 г.). Ж. Гоар, ошибочно датировавший эту рукопись XIII в., поместил выдержки из нее в свой “Евхоло­ги­он” (Paris, 1647). Поскольку в ходе рус. богослужебной справы сер. XVII в. “Ев­хологион” Гоара использовался в качестве одного из основных источников, возглас “Благословен Господь! Се бысть...” попал в рус. Чиновник архиерейского священнослужения начиная с “Чиновника архиерейского служения” изд. 1677 г. Этот возглас рус. справщики поместили в чины возведения в чтеца и певца, архи- и протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита; во всех этих чинах указанный возглас сопровождается пением А. (кроме чина поставления чтеца или певца).

Греч. рукописные Евхологии XVII в. и принятый в грекоязычных Церквах печатный “Большой Евхологий” (Euchologion to Mega) указывают тот же порядок пения А. при облачении рукоположенных епископа, пресвитера, диакона, что был принят в XV в. Однако в практике греч. Церквей пением А. сопровождаются: при хиротонии диакона — вручение ему поручей, ораря и Служебника или Диаконикона (диаконского Служебника); при хиротонии пресвитера — вручение ему епитрахили, пояса, фелони и Служебника; при хиротонии епископа — облачение последнего в святительские одежды. Письменное изложение порядка пения А., близкое к указанному, можно найти уже в южнорус. архиерейском Служебнике 1665 г. (ГИМ. Син. № 271), принадлежавшем свт. Димитрию Ростовскому. В Чиновнике, изданном Московской Патриархией (1982–1983. Т. 1–2), указан такой же порядок с тем отличием, что новопоставленному диакону вручается не Служебник, а рипида.

Рукополагающий архиерей возглашает: “Аксиос!” — вручая рукополагаемому очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть). Напев А.— простой и торжественный.

Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям.

Согласно толкованию блж. Симеона Солунского, смысл возглашения А. заключается в следующем: “Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать [быть образом Христа], подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей”, “возглашается аксиос, так как он [ставленник] сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела [священнослужения]; и поэтому сие слово: “аксиос” он принимает как бы молитву [да будет достоин]”, “[архиерей] возглашает аксиос, так как Распятый соделал его [ставленника] достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне [алтаря], так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати” (“О храме Божием” № 208, 210, 236 // PG. 155. Col. 421, 424, 453; Симеон Солунский. Соч. С. 269–271, 298). В визант. традиции, т. о., возглашение “А.” служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана (ср. молитвы о крещаемом при Крещении — Требник. Ч. 1–2. С. 54, 58–61). Это то достоинство, о к-ром говорится в молитвах рукоположения: напр., в Апостольских Постановлениях: “Дай ему… явиться достойным” (о чтеце — VIII 23), “Удостой его” (о диаконе — VIII 18); в “Завещании Господа”: “Да… достойно станет” (о диаконе — I 38); в Серапиона Евхологии: “Сотвори его… достойным наследия апостолов” (о епископе — I 14); в молитвах визант. Евхология: “Удостой его” (о диаконе), “Да будет достойно предстоять… жертвеннику Твоему!” (о пресвитере).

В зап. традиции возглас “А.” (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу “Dignus est” соответствует возглашение протодиакона “Повелите!” (Keleusate) перед началом хиротонии. Сократ Схоластик писал об употреблении возгласа А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении “Dignum est, justum est” при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).

В амвросианском обряде на вопрос о достоинстве кандидата в епископы клир отвечает: “Dignus est, justus est”; франкский Миссал (Missale Francorum) предписывает народу возглашать при избрании епископа: “Dignus est”. В рим. обряде последования рукоположений диаконов и пресвитеров включают в себя диалог архидиакона и епископа, во время к-рого архидиакон свидетельствует о достоинстве ставленников. Возможно, здесь обнаруживается родство рим. и александрийских литургических традиций, где возглас “А.” употреблялся гораздо шире, чем в к-польских.

В церковной истории известны случаи употребления возгласа “Анаксиос” (anaxios — недостоин). При поставлении Димофила Патриархом К-поля “весь находившийся при этом народ вместо аксиос закричал анаксиос” (370) (Philostorgius. HЕ. IX 10). Указанный возглас не раз использовался при процедурах снятия сана со священнослужителей (см. Извержение из сана), напр. при совлечении священных одежд с Патриарха К-польского Игнатия (Nicetas Paphlagonis. Vita Ignatii). Многократные возглашения “Анаксиос” содержатся в “Чине извержения из сана”, печатавшемся в униатских архиерейских служебниках (Понтификал, си есть Служебник святительской. Супрасль, 1716. Л. 40 об.— 41 об.).

 

Изд. Евхологиев: Goar. Euchologion. P. 197, 209, 217, 232, 235, 238, 243, 251 [хиротонии в к-польских и александрийских Евхологиях]; Lodi. Enchiridion. P. 345–437 [хиротонии по Апостольским Постановлениям], 511–514 [хиротонии по Testamentum...], 985–987 [хиротонии в амвросианском обряде], 1069–1074 [хиротонии в галликанском обряде], 1214–1216 [хиротонии в испано-мозарабском обряде], 630–634, 708–712, 1563–1575, 1665–1666, 1669–1680 [хиротонии в Миссалах рим. обряда], 1348–1370 [хиротонии в визант. обряде, в богослужении коптской, ассирийской, яковитской, маронитской церквей]; Johnson. Sarapion; Апостольские Постановления. Каз., 1864; Testamentum D. N. J. C. / Еd. I. E. Rahmani. Mainz, 1899; Arranz. Eucologio; Дмитриевский. Описание. Т. 2; Trempelas P. N. Micron Euchologion. Athenai, 1998 Р. T. 1. S. 194–258; Euchologion to Mega; Чиновник.

Ист.: Сократ. Церк. ист. 7; Augustini Hipponensis Epistola 213 // PL. 33. Col. 968–969; Симеон Солунский. О храме Божием // PG. 155. Сol. 208, 210, 389, 421, 424 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 236, 269–271, 276, 298); Philostorgius. Historia ecclesiastica // PG. 65. Col. 576; Nicetae Paphlagonis Vita Ignatii // PG. 105. Col. 520.

Лит.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. СПб., 1881. С. 158–160; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; Неселовский А. З. Чины хиротоний и хиротесий: Опыт ист.-археол. исслед. Каменец-Подольск, 1906; Righetti M. Storia Liturgica. Mil., 1950–1959. 4 vol.; Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств. Л., 1978.

М. С. Желтов


Статья отсканирована из 1-го тома "Православной Энциклопедии".

Карта сайта

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт