APВ начало

Отзывы Ф.И. Щербатского о М.С. Троицком
и его диссертации

GenealogiaГенеалогия
libraryБиблиотекаgalaxyЭл. издания
fotoФотографии

ДИРЕКТОРУ ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

Настоятельно прошу возбудить ходатайство о немедленном зачислении в штат  ИВ в качестве научного сотрудника I-го разряда моего ученика М.С. Троицкого.
Считаю совершенно недопустимой дальнейшую волокиту с его приемом. М.С. Троицкий является крупным научным работником в области санскрита. Вам известно, что такие работники насчитываются в нашем Союзе единицами и упустить его было бы прямо преступлением перед советской наукой.
В течение 3-х лет я вел упорную работу не щадя своих сил по подготовке М.С. Троицкого, считаю его исключительно способным, и не могу допустить и не допущу чтобы он искал заработок на стороне и бросил науку.

19/X-36 г. Академик Ф.И. Щербатской

(Архив Востоковедов. Ф. 152, оп. 3, д. 609, л. 12).

Щербатской

В ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ АКАДЕМИИ НАУК

ОТЗЫВ
о работе аспиранта М.С. Троицкого.

Аспирант ТРОИЦКИЙ в минувшем году занимался чтением сочинения Madhyamālaṃkāra (?) (по Калькутскому изданию) и переводом его на русский язык. Кроме того им написана диссертация на тему: "Материализм в древней Индии". Отзыв о диссертации мной был своевременно представлен. Помимо занятий индийскими языками, Троицкий занимался также и тибетским языком. Им усвоена грамматика, пройдены несколько мелких текстов и приступлено к чтению весьма трудного текста

Все рабоыт аспирантом М.С. Троицким выполнены образцово.

Академик Ф. Щербатской.

26. XI.36

(Архив Востоковедов. Ф. 152, оп. 3, д. 609, л. 15).

отзыв

 
ОТЗЫВ О ДИССЕРТАЦИИ АСПИРАНТА М.С. ТРОИЦКОГО "МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"

Диссертация М.С. Троицкого представляет собою солидный труд (объемом более 400 страниц на пишущей машинке) и с избытком перекрывает все требования, какие могут быть предъявлены к диссертации на степень кандидата философских наук. Она состоит из пяти глав и приложения. Первая глава посвящена краткому суммарному очерку индийской философии и сравнению ее с историей греческой философии. Вторая глава содержит очерк истории и экономики Индии того преиода, к которому относится возникновение материализма в Индии. Это исследование приводит автора к заключению, что источник индийского материализма двоякий: с одной стороны материализм исходил из среды городского плебса, с другой стороны - из среды военной. Не придавая этому выводу значения исторической истины окончательно установленной, главным образом потому, что она нуждается в предварительных работах для точного установления тех классов, которые мы по европейски называем военным сословием и городским плебсом, нельзя не сказать, что Троицким собраны для доказательства этой мысли очень серьезные и обильные данные. Следующая глава посвящена анализу тех систем индийской философии, которые, не будучи материалистическими в точном смысле слова, все же являются полуматериалистическими или материалистическими с известной стороны. В этой главе тов. Троицкий обнаруживает обширные познания в индийской литературе и умелое обращение как с текстами, так и с извлечением из изучения их твердо обоснованных выводов.
 Следующая глава посвящена изложению индийского классического материализма школы так называемых чарваков. Это - сводка всего того, что до сих пор наука успела установить о той системе философии, которую установила и проповедывала школа чарваков. Тут автор обнаруживает два крупных достоинства. Во-первых получается полная яркая и характерная картина, которая могла быть нарисована только человеком, обладающим несомненным талантом историка в применении к философскому материалу. Во-вторых, каждое слово в этой картине основано на оригинальном материале, везде приведены выписки из санскритских оригинальных сочинений и везде дан точных их перевод. Принимая во внимание что точный и удобопонятный перевод в высшей степени трудных индийских философских текстов составлял серьезную задачу, нужно признать, что эту часть своей задачи тов. Троицкий осуществил блестяще.
Наконец, в последней главе автор дает работу чисто филологическую, состоящую в критике текста и критическом переводе отдела, посвященного опровержению материализма в новооткрытом и изданном в Индии сочинении одного из корифеев позднейшего периода буддийской философии Шантаракшиты и его ученика Камалашилы. Содержание материалистической системы тут восстанавливается из трудов злейших его противников. Эта труднейшая работа, содержащая в себе новые данные об индийском материализме, выполнена образцово как с точки зрения критики текста (работа филологическая), так и с точки зрения его философского понимания (работа по истории философии).

Академик Ф. Щербатской.

(Архив Востоковедов. Ф. 152, оп. 3, д. 609, л. 16-17)

.