ОТЗЫВ О ДИССЕРТАЦИИ АСПИРАНТА М.С. ТРОИЦКОГО "МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"
Диссертация М.С. Троицкого
представляет собою солидный труд (объемом более 400 страниц на пишущей
машинке) и с избытком перекрывает все требования, какие могут быть
предъявлены к диссертации на степень кандидата философских наук. Она
состоит из пяти глав и приложения. Первая глава посвящена краткому
суммарному очерку индийской философии и сравнению ее с историей
греческой философии. Вторая глава содержит очерк истории и экономики
Индии того преиода, к которому относится возникновение материализма в
Индии. Это исследование приводит автора к заключению, что источник
индийского материализма двоякий: с одной стороны материализм исходил из
среды городского плебса, с другой стороны - из среды военной. Не
придавая этому выводу значения исторической истины окончательно
установленной, главным образом потому, что она нуждается в
предварительных работах для точного установления тех классов, которые
мы по европейски называем военным сословием и городским плебсом, нельзя
не сказать, что Троицким собраны для доказательства этой мысли очень
серьезные и обильные данные. Следующая глава посвящена анализу тех
систем индийской философии, которые, не будучи материалистическими в
точном смысле слова, все же являются полуматериалистическими или
материалистическими с известной стороны. В этой главе тов. Троицкий
обнаруживает обширные познания в индийской литературе и умелое
обращение как с текстами, так и с извлечением из изучения их твердо
обоснованных выводов.
Следующая глава посвящена изложению индийского классического материализма школы так называемых чарваков. Это - сводка всего того, что до сих пор наука успела установить о той системе философии, которую установила и проповедывала школа чарваков. Тут автор обнаруживает два крупных достоинства. Во-первых получается полная яркая и характерная картина, которая могла быть нарисована только человеком, обладающим несомненным талантом историка в применении к философскому материалу. Во-вторых, каждое слово в этой картине основано на оригинальном материале, везде приведены выписки из санскритских оригинальных сочинений и везде дан точных их перевод. Принимая во внимание что точный и удобопонятный перевод в высшей степени трудных индийских философских текстов составлял серьезную задачу, нужно признать, что эту часть своей задачи тов. Троицкий осуществил блестяще.
Наконец, в последней главе автор дает работу чисто филологическую, состоящую в критике текста и критическом переводе отдела, посвященного опровержению материализма в новооткрытом и изданном в Индии сочинении одного из корифеев позднейшего периода буддийской философии Шантаракшиты и его ученика Камалашилы. Содержание материалистической системы тут восстанавливается из трудов злейших его противников. Эта труднейшая работа, содержащая в себе новые данные об индийском материализме, выполнена образцово как с точки зрения критики текста (работа филологическая), так и с точки зрения его философского понимания (работа по истории философии).
Академик Ф. Щербатской.
(Архив Востоковедов. Ф. 152, оп. 3, д. 609, л. 16-17)
.
Следующая глава посвящена изложению индийского классического материализма школы так называемых чарваков. Это - сводка всего того, что до сих пор наука успела установить о той системе философии, которую установила и проповедывала школа чарваков. Тут автор обнаруживает два крупных достоинства. Во-первых получается полная яркая и характерная картина, которая могла быть нарисована только человеком, обладающим несомненным талантом историка в применении к философскому материалу. Во-вторых, каждое слово в этой картине основано на оригинальном материале, везде приведены выписки из санскритских оригинальных сочинений и везде дан точных их перевод. Принимая во внимание что точный и удобопонятный перевод в высшей степени трудных индийских философских текстов составлял серьезную задачу, нужно признать, что эту часть своей задачи тов. Троицкий осуществил блестяще.
Наконец, в последней главе автор дает работу чисто филологическую, состоящую в критике текста и критическом переводе отдела, посвященного опровержению материализма в новооткрытом и изданном в Индии сочинении одного из корифеев позднейшего периода буддийской философии Шантаракшиты и его ученика Камалашилы. Содержание материалистической системы тут восстанавливается из трудов злейших его противников. Эта труднейшая работа, содержащая в себе новые данные об индийском материализме, выполнена образцово как с точки зрения критики текста (работа филологическая), так и с точки зрения его философского понимания (работа по истории философии).
Академик Ф. Щербатской.
(Архив Востоковедов. Ф. 152, оп. 3, д. 609, л. 16-17)
.