Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Сретение Господне

I

Снова мы с вами сподобились отмечать новый радостный праздник Господень. Сегодняшний день, день Сретения, день, когда встречаются в иерусалимском храме сорокадневный Богомладенец с праведным Симеоном и пророчицей Анной, является как бы последним приветствием нам великого праздника Рождества Христова; и вместе с тем этот день уже предвозвещает грядущий величайший праздник, праздник крестной смерти и трехдневного Воскресения Иисуса, праздник Пасхи. Ибо перед младенцем Иисусом лежит путь страданий, путь страшный и славный, и на этом пути сияет уже свет Воскресения. Дверь этой тайны сегодня приоткрывает нам, ссылаясь на слова древнего пророка Исайи о Христе, праведный старец Симеон в своих таинственных словах Деве Богоматери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле, и Тебе Самой оружие пройдет душу». Младенец, принесенный в храм, посвящен на страдания. По Закону полагалось, чтобы каждый перворожденный младенец мужского пола был посвящен Богу. Согласно этому Закону, и младенец Иисус сегодня приносится в храм, как посвященный Богу, представиться Ему. Но для Христа этот обряд имел особый, единственный, исключительный смысл. Ибо приносится сегодня в храм Богу Отцу не простой человек, не обыкновенный сорокадневный младенец, но Сам возлюбленный, Единородный Сын Божий. Приносится Тот, Который уже от вечности Сам Себя посвятил в жертву Богу Отцу, в жертву для спасения людей, вплоть до добровольного принятия Им крестной смерти за нас. Приносится Тот, Который пришел, чтобы Собою примирить человечество с Богом. И с веселием встречает старец Симеон сорокадневного Младенца, в Котором он узнал Спасителя, видеть Которого желал всю жизнь. Радостно и легко Симеону после этой встречи, легко ему отойти от этого мира. Он испытывает ту радость, о которой Господь сказал: «Возрадуется сердце ваше, радости вашей никто не отнимет от вас» (Ин. 16, 22).

И мы должны всегда желать встречи с Богом, должны жить в постоянном стремлении исполнять волю Господню, чтобы воспринимать всегда — несмотря на все немощи и скорби наши — нашим сердцем эту радость духа, которую воспринял сегодня праведный старец Симеон.

1957

II

Все мы помним, как перед праздником Рождества Христова и в самый праздник Церковь ко всем обращает радостный призыв: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите», — то есть встречайте Его! Церковь призывала нас к встрече снисшедшего с небес новорожденного на земле небесного Царя. И сегодня мы, народ Его, совершаем в честь сорокадневного Богомладенца особый праздник встречи Его — Сретение Господне. Ибо сегодня Пречистая Дева Мария в первый раз приносит Своего Сына в храм иерусалимский, чтобы представить Его — по общему обычаю, основанному на Законе, — в храме Богу Отцу. Итак, воплотившийся Бог в первый раз в Своей человеческой жизни входит в храм. Но встречают Его там не славные и сильные мира сего и даже не священники Ветхого Закона. Они даже и не узнали Его. Встречают Его смиренные старцы Симеон и Анна, которые узнают Его Духом Святым. И принимает сегодня Симеон в свои руки из рук Пречистой Девы Того, Которому ангелы на небесах поют непрестанно: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Когда великий Исайя, увидев когда-то некий отблеск славы Божией, со страхом говорил: «Горе мне! Погиб я!.. Ибо глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!» (Ис. 6, 5). А сегодня самого Господа, ставшего Младенцем, слабый старец, уходящий из жизни, с веселием держит в своих трепетных руках и говорит: «Видели очи мои спасение Твое, Владыко!» Скоро придет конец старому Иерусалиму и его храму, от которого через семьдесят лет не останется камня на камне. Но в нем сегодня появляется новый нерукотворный и непреходящий храм — Тело Иисусово, из Которого Бог в близком уже будущем создаст Себе Святую Церковь Свою. Сегодня праведный Иосиф еще приносит жертву законную после рождения Младенца — за Того, Который Сам становится жертвою за всех. Но скоро настанет конец всем жертвоприношениям Ветхого Закона. Ибо теперь Сам Сын говорит Богу Отцу: «Жертвы — Закона — и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне... Вот иду... исполнить волю Твою!» (Евр. 10, 5-7). Как перворожденный, посвященный Богу является сегодня во временном храме, так — вечный Архиерей — является Единый Святой, посвящающий Себя для освящения всех нас (ср. Ин. 17, 19). Воссияет во тьме свет, просвещающий все народы, — «Христос с небес — срящите!» Ему слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь

1958

Rambler's Top100