Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Рождественские послания

I

Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь — Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа...

В рождении каждого человека на земле совершается неизъяснимое чудо. В каждом новом человеке появляется новое, живое отображение образа Божия. Ведь человек не есть только тело, которое мы видим. За тем, что мы видим и осязаем, скрывается таинственная глубина духовного бытия человека, тайна его сознания, тайна его свободы. Как тварь духовная и свободная, каждый человек является живым свидетелем о своем Творце — даже если человек сам этого не сознает или не желает. Ибо свобода человека сама указывает на свой источник. Ее нельзя иначе понимать чем как дар Божий, данный свыше.

Становление духовного облика человека, совершающееся уже во утробе матери, является каждый раз великим чудом, в котором нужно видеть руку Божию и перед которым можно только смиренно и радостно благоговеть. И глубоко падение человечества, когда оно перестает понимать эту простую и очевидную истину, когда рождающегося младенца не встречает общая любовь, но когда борьба за существование, борьба всех против всех начинаются уже с первых моментов бытия. Нет, каждый человек с самого начала своей жизни имеет право, прежде всего, на нашу любовь, имеет право на то, чтобы мы радовались его существованию.

Правда, радостнейшее само по себе событие рождения человека всегда в этом мире связано и со скорбями. «В болезни будешь рождать детей», — гласит приговор Божий, произнесенный над нашей праматерью Евой. Болезни матерей рождающих и плач детей новорожденных говорят нам о том, что человечество лишилось того рая, для которого оно было создано вначале. Рождается человек беспомощным младенцем. И остается он беззащитным всю свою жизнь перед лицом угрожающей ему смерти.

Но сегодня мы празднуем событие совершенно исключительное, единственное на протяжении всей истории человеческого рода: Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Событие это предвозвещает всем нам великую радость вечной жизни. И как мы сегодня слышим в дивных песнопениях Святой Церкви, при этом событии даже древний приговор, произнесенный когда-то над нашей праматерью, потерял свою силу.

Братья и сестры, все мы появились на этот свет из небытия. Мы все получили свою жизнь без какого-либо участия в этом с нашей стороны. Жизнь нам была просто дана. Но Тот, Кто сегодня рождается, Сам уже от вечности пожелал родиться на земле, чтобы быть с нами и чтобы дать нашей жизни свет и радость Своего присутствия. Вечное Слово Бога Отца стало плотию, дабы мы видели славу Его. Вечный Сын Божий совершенно свободно принял от Пречистой Девы наше человеческое естество, нашу человеческую плоть и кровь, чтобы стать братом нашим и чтобы принести Себя за нас в жертву любви. Входя в этот мир, Он говорит Своему отцу: «Вот, Я иду — исполнить волю Твою!» (ср. Евр. 10, 7). По воле Отца Небесного Сын Божий хочет жить с нами и умереть за нас, чтобы мы с Ним воскресли.

Своим смиренным вхождением сегодня в этот мир как немощный Младенец, лежащий в яслях вифлеемских, Христос основывает на земле Свое вечное Царство. Это Царство, пребывающее уже здесь среди нас, носит — до дня Второго Пришествия Христова—в сем мире имя Церковь. Разделяя на земле и славу, и немощь Христову, Церковь обнимает всех людей и живет во всех веках — чтобы в конце времен явственно перейти в Царство славы. Смерть поглощает в этом темном мире жизнь отдельных людей и целые семьи и человеческие общества. Но Церковь пребудет до конца времен, и уже теперь в Ней открываются для каждого из нас двери иной жизни в свете Божией благодати. Церковь Христова носит в Себе силу новой, вечной жизни. Эта жизнь дается нам Христом, Который сегодня родился в Вифлееме, чтобы снова поднять и воскресить падший образ Божий, то есть человека — каждого из нас.

«Благовествую вам великую радость: родился вам Спаситель», — говорит нам Ангел Господень.

Братья и сестры, да будет этот праздник Рождества Христова для нас призывом к углублению веры нашей и к укреплению нашей верности Христу и Его царственному Закону любви.

Приидите, поклонимся и припадем ко Христу!

Жизнодавче, слава Тебе! Аминь

1982

II

«Тьма проходит и истинный свет уже светит» (1 Ин. 2, 8). В убогом вертепе Вифлеема родился Царь всех веков, «Его же Царствию не будет конца».

Из ветхозаветных писаний мы знаем, как праотцы должного родиться Богочеловека жаждали откровения Божией славы на земле. «Покажи мне славу Твою», — молился законодавец Моисей (Исх. 33, 18). А другой пророк взывал: «О если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду» (Ис. 64, 1-2)...

Все эти чаяния нашли свой ответ в тихой тайне вифлеемской ночи. «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его» (Ис. 9, 6). И что было еще закрыто в своей глубине от взора пророков, теперь открывается взору новорожденных со Христом детей Божиих. Действительно, «ни ходатай, ни ангел», но сам Господь пришел — Сияние славы и единосущный Образ Бога Отца, «Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго». Он Сам пришел, чтобы нас спасти и показать нам славу Свою.

Во тьме вифлеемской ночи бедным пастухам слышится ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Открывается, как поют ангелы, Божия слава, человеческий род приобщается Божественному свету. Совершается примирение между небом и землею, ангелами и человечеством. Бог снова благоволит к Своему созданию. Примиряется человечество и в себе самом. Ибо новорожденный Христос всех приглашает к Себе. Все мы призваны стать во Христе единым народом детей Небесного Отца, какого земного происхождения мы бы ни были. «Свет Христов просвещает всех».

Так пели ангелы. Все это началось у нас на земле. Но если мы теперь, почти двадцать столетий спустя, после события вифлеемской ночи, смотрим на нашу землю, то как будто никаких глубоких изменений на ней и не находим. Если человечество и совершенствуется, то в другом направлении, в сторону лишь внешнего обладания миром. А в духовном плане, если не стало хуже, то, по крайней мере, все осталось по-старому. Как будто царит та же самая древняя тьма над миром. Тем не менее тайна вифлеемской ночи не была некоей мечтой, не была некоей выдумкой мечтательных душ человеческих. Она является живой реальностью, хотя реальностью, принадлежащей к порядку другого, будущего мира. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36), — говорит Богочеловек. Но — через событие Воплощения Сына Божия — Царство это уже среди нас. И настанет день, когда реальность этого Царства будет единственной реальностью в мире, когда Христос явится во славе Своей всем.

Уже теперь Христос дает нам, любящим Его, видеть и осязать Его через несравнимую красоту Его слова и через силу Его благодати. Ясли вифлеемские и Крест на Голгофе являются славными знамениями Его неизреченной близости к нам, братьям Своим. Он родился в Вифлееме, чтобы явить нам Свою жертвенную любовь. И отныне Он постоянно приходит к нам через таинства Своей Церкви и дает нам силу Свою и радость присутствия Святого Духа. От нас требуется только терпение веры и верность Ему в готовности исполнить Его волю, Его вечно новую Заповедь любви.

«Вот вам знамение, — говорит небесный вестник в ночь Рождества Христова, — вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 12). Если вечный Сын Божий стал, по любви к нам, слабым Младенцем, нашедшим Свое первое обиталище на земле в яслях убогого вертепа, то и мы должны любить Его и любить тех, которых Он возлюбил как нас, братьев наших.

Христос раждается — прославим Его!

1989

III

Народ, ходящий во тьме, видит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (Ис. 9, 2).

Во тьме глубокой ночи этого мира явился свет славы Божией и мы слышим весть о нашем спасении: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: сегодня родился вам Спаситель — Христос, Господь, в городе Давидовом», в Вифлееме (Лк. 2, 10-11), — говорит нам небесный вестник.

Сын Божий стал слабым Младенцем. Он родился как нищий и лежит в убогом вертепе. «И вот вам знак», чтобы вы Его узнали: «Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 12). Перед этим Младенцем, рожденным в нищете, склоняются не только бедные пастухи; перед Ним припадают и мудрецы, пришедшие с Востока, чтобы Ему принести свои царские дары. Ибо Он — Царь Небесный, пришедший на землю, чтобы здесь разделять с нами наши скорби и страдания.

«Младенец родился нам, Сын дан нам» (Ис. 9, 6). Становление человека является всегда великим чудом, перед которым мы должны трепетно и радостно благоговеть. Ибо каждый новый человек является новым и неповторимым осуществлением живого образа Божия. Но, братья и сестры, все мы появились на этой земле, получили нашу жизнь от наших родителей — без какого-либо участия в этом с нашей стороны: жизнь была нам просто дана. А Тот, Кто сегодня на этой земле родился от Девы Марии, — уже от вечности желал родиться среди нас, чтобы быть с нами и сообщить нашей убогой жизни свет и радость Своего присутствия. С нами Бог!

Вечный Образ Бога Отца, Его Сын Возлюбленный, «Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго» — хотел родиться в нашей человеческой нищете, чтобы нас обогатить через участие в его вечной жизни. Рождается Он сегодня слабым Младенцем, Которому уже в самом начале жизненного пути угрожает преследование со стороны земного царя. А в конце Его земного пути будут ожидать его страдания и Крест. Но Он принимает все это на Себя, чтобы силою Своею преложить крестные страдания и смерть в Свое Воскресение и открыть нам дверь в новую жизнь, в которой Он хочет дать участие всем нам.

Это участие в вечной жизни, которую Христос нам приносит, должно начаться уже теперь, в нашей временной жизни на земле. Рождение Христа на земле является началом «нового рождения свыше» для всего рода человеческого. Участие в этой новой жизни доступно всем нам, если мы только искренне жаждем его. Дается эта жизнь из святой Чаши Церкви Христовой, если мы приступаем с верою и покаянием. Несмотря на нашу немощь и слабость, жизнь в свете благодати Христовой нам открыта. Нужно нам только открывать наши сердца для Его чистоты и для исполнения Его великой Заповеди братской любви.

Братья и сестры, «если Бог нас так возлюбил, то и мы должны друг друга любить» (1 Ин. 4, 11).

Христос раждается — славите!

Прославим Его верою и любовию — и верностью Ему! Аминь

1993

Rambler's Top100