Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Преображение Господне

Событие Преображения на горе проявило небесный блеск Царства Христова еще перед Его добровольным крестным страданием. «Ты преобразился на горе, Христе Боже, и ученики Твои — в меру своей способности — видели славу Твою; дабы, увидевши после сего Твое распятие, они уразумели добровольное Твое страдание и миру проповедали, что воистину Ты — Отчее Сияние» — так поет Церковь в эти дни.

Перед событием Преображения Христова произошло другое: исповедание Петра. В уединенном месте, около Кесарии Филипповой, Иисус услышал из уст ученика слова, которые навсегда останутся основой вероисповедания Церкви: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Ты - Христос, Мессия, Помазанник, Ты — Царь грядущего Царства! И Господь принял это исповедание: «Не плоть и кровь открыли тебе это, — ответил Он Симону Петру, — но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17).

Однако Он строго приказал ученикам никому не открывать, что Он — Христос. И вдруг Он начинает говорить не о будущей славе, а о предстоящих страданиях и смерти: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9, 22). И «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой», подобно осужденному к смерти, ведомому на казнь; возьми крест свой на плечи «и следуй за Мною» (Лк. 9, 23). Но несмотря на предстоящую Ему смерть, Христос говорит, что придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с святыми ангелами Своими (Мф. 16, 27; Лк. 9, 26). Ибо путь Его на Крест явится путем в славу Его. В третий день после Своего убиения Господь воскреснет. А ныне, когда Он говорит эти слова, среди стоящих вокруг Него есть «некоторые... которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе... увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мк. 9, 1; Мф. 16, 28).

За шесть дней до Преображения Господь говорил это. И после шести дней «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17, 1). Три избранных ученика должны были первыми увидеть грядущую славу Христову. И голос Небесного Отца должен был подтвердить исповедание Петрово: да, это действительно «Христос, Сын Мой возлюбленный». Когда Иисус на горе «молился, вид лица Его изменился... и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет... блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить» (Лк. 9, 29; Мф. 17, 2; Мк. 9, 3). Блистание, озарившее тогда учеников, не принадлежит уже нашему тварному миру. «...Бывши очевидцами Его величия, — повествует Второе послание Петрово, — ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр. 1, 16-18).

Ученики на горе Преображения были первыми, кто своими земными, созданными из персти земли, глазами — «якоже можаху» и «якоже вмещаху» — испытали премирную славу и Царство Христа. И мы, любящие Христа, созданы нашим Творцом для того, чтобы нам увидеть это Царство и его свет. Ибо, «чего не видел глаз, не слышало ухо, и что не приходило на сердце человеку, то приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Ради этого Царства и славы его Творец призвал мир из небытия в бытие, и явился на земле Христос. Слово стало плотью, дабы мы увидели славу Его. Бог вочеловечился, чтобы мы обожились: Через обетования, данные нам Христом, мы должны «соделаться причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1,4). Через таинство Причащения мы уже теперь вступаем в родство плоти и крови с Тем, Которого ученики на горе Преображения видели в неприступном свете Божества и Который после крестной смерти и Воскресения сидит на престоле на небесах одесную Бога Отца.

И все-таки эта слава почти все время закрывается от нашего духовного взора. Глаза наши «удержаны» (Лк. 24, 16), так что не узнаем ее, а видим перед собою — только Крест. И слышим голос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 3). «Если ты тело Христово, — говорит Златоуст, — то неси крест, потому что Он нес; перенеси оплевания, заушения, прободение гвоздьми».

Для христианина существует только узкий путь. «Входите тесными вратами, — говорит Христос, — потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). Христианин должен быть всегда готовым к исполнению Заповедей Господа своего. Он должен быть готовым жертвовать всем, и самым ценным, самым лучшим и дорогим, что у него есть: честью, родиной, имением, унаследованными от предков обычаями и верованиями, если те окажутся противоречащими Слову Христову, и друзьями, и родными, и самой жизнью. Этим «узким и прискорбным путем» шли все святые. И этот «путь узкий и прискорбный» является именно путем самой величайшей радости, которая нам доступна в мире.

Здесь мы соприкасаемся с основным переживанием опыта христианской жизни. Опыт этой радости является одним из самых сильных доказательств истины нашей веры. «Возьмите иго Мое на себя... — говорит Христос, — ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. И, 29-30). И этот опыт доступен для каждого из нас. Каждый может на собственном опыте ощутить правду слов Иоанна Богослова: «заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5, 3).

Нужно нам только стараться всем сердцем исполнять Заповеди Господа своего. И как раз те Заповеди, которые нам кажутся каким-то тяжелым игом, вдруг оказываются легко исполнимыми и становятся источником такой радости, которая не от мира сего, как и свет, который видели ученики на горе Преображения, не от мира сего. Та радость, о которой мы говорим, это — радость о Святом Духе. «Если вы любите Меня, — говорит Христос, — соблюдите Мои Заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14, 15-17). Через эту радость в хранении Заповедей Христовых мы уже предвкушаем славу грядущего Царства Христова. Аминь

1959

Rambler's Top100