[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]
[< назад] [содержание] [вперед >]
Архиеп. Георгий (Вагнер).
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
ПАСХАЛЬНЫЕ ПОСЛАНИЯ
I
Христос Воскресе!
Совершилась на Кресте Великая жертва
Любви. Христос, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца
возлюбил их» (Ин. 13, 1). Он умер за нас, чтобы мы воскресли с Ним.
В пасхальное утро очень рано, когда
было еще темно, Мария Магдалина пришла ко гробу и
нашла, что камень, закрывающий его, отвален. И гроб оказался пустым. Пустой
гроб — знамение победы Распятого над смертью. Но Мария
этого не еще не понимала. В ее душе было пока темно. В своем смущении она решила,
что кто-то «взял Господа из гроба, и неизвестно, куда он Его положил». Любя
Его, она пыталась искать Господа как мертвеца. Но ее встретил Живой Господь,
победивший смерть, Он обратился к ней: «Что ты плачешь? Кого ищешь?» И Воскресший
дал Себя узнать, называя ее по имени: «Мария!» И
говорил ей о предстоящем Своем восшествии к Отцу
Небесному, чтобы всем Своим братьям приготовить путь в Отчий дом.
На Пасху Христову мы празднуем
исполнение древнего пророчества: «Поглощена будет
смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех лиц» (Ис.
25, 8). Подобно Марии Магдалине, и в наше время многие души человеческие
страдают и жалуются, что враги евангельской истины «взяли Господа» от них, взяли
свет и радость и смысл жизни... Но Господь близко.
Воскресший стоит у дверей человеческих душ и стучит, нужно только внимать Его
голосу и открыть Ему дверь. Он среди нас пребывает через Свою
Церковь — в слове Своего Евангелия и в благодати Своих таинств. Он обращается к
скорбящим: «Что ты плачешь?» Он обращается к каждому
из нас лично по имени, как Он назвал по имени Марию Магдалину
в пасхальное утро. В Церкви Он хочет нам дать узнать и осязать Его присутствие,
как Он дал Себя узнать спутникам по дороге в Эммаус
при преломлении хлеба и апостолу Фоме осязанием язв крестных страданий. Он
призывает нас к исполнению Его царственной, вечно новой Заповеди любви. В Его
Царстве каждый из нас имеет место как личность, как неповторимое осуществление
образа Божия. И всех приглашает Он к участию в Его вечной жизни.
Пасха Христова свидетельствует о преизобилии
любви Божией к нам. Бог доказал Свою любовь к нам тем, что Христос отдал Свою жизнь за нас
грешных и недостойных (Рим. 5, 8). И откровение этой безграничной любви
исполняет наши сердца радостной уверенностью и светом такой твердой надежды, которая
не постыжает.
Сила благой вести Пасхи Христовой не ветшает и не оскудевает. Христос победил смерть. И врата адовы не могли одолеть Его Церковь когда-либо ранее, не могут и в наши дни. А мы, которые телесными глазами не видели Распятого и Воскресшего Господа, но верою и верностью любви нашей принадлежим Ему, приветствуем друг друга — и в этом году — в великой радости Пасхи Христовой:Христос Воскресе!
1992
II
Христос Воскресе!
Пасха — торжество жертвенной любви
Христовой. Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, взял на Себя всю тяжесть
человеческого пути до крайнего предела, до страшной крестной смерти. «Иисус,
возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин.
13, 1).
Уже накануне Своей
смерти Он отдал Себя на Тайной Вечери в Святых Тайнах в руки Своих друзей и Сам
принял в Гефсимании ту чашу горестей, которую Отец
Ему дал. И пришли темная ночь страданий и мрачный день смерти на Голгофе...
Затем наступили тихая Великая суббота
и другая ночь, которая преложилась в светлый день
Воскресения. И совершилось торжество жертвенной любви Сына Божия. Жизнь лежала во гробе,
но смерть не смогла Его удержать. Свет сиял во
тьме, и тьма не смогла Его победить. Бог Отец не допустил того, чтобы его
Святой увидел истление (Деян.
2, 27). А теперь мы стоим у пустого гроба и слышим благую весть о Его
Воскресении.
Святитель нашей Церкви в прошлом
столетии, великий Филарет говорит отайне Христа — Сына Божия
и Сына Человеческого, что эта тайна является для нас «ключом, отпирающим все
двери». Бог проникает во все состояния человека, кроме состояния греха. И
человек входит в тайны жизни Божией. А моментом «все отверзающего движения этого
ключа» является момент Воскресения Христова: отверзаются двери смерти, чтобы
отдать заключенных; отверзаются двери рая, чтобы принять снова когда-то
изгнанных. И отверзаются двери самого неба... В знамение этого в наших церквах
на Пасху широко открыты двери, ведущие к Престолу Божественных таинств (Слово в
день Пасхи 1825 г.).
Но воскресший Христос хочет войти и в
дверь сердца каждого из нас.
Мученик наших дней, протоиерей
Александр Мень, нам говорит: «Не думайте, что
торжество Церкви только в Ее внешнем великолепии... Вы видите прекрасные
соборы, дивные иконы и слышите чудный звон колоколов... Все это — красота нашей
веры и торжество. Но все это преходящее, разрушающееся, оно может быть
уничтожено злыми людьми и временем. А истинная вера и Дух Христов уничтожены
быть не могут».
Братья и сестры, будем наслаждаться и
внешним благолепием Пасхи Христовой. И будем разделять особую радость тех из
наших братьев, для которых сегодня снова открываются многочисленные храмы,
двери их в течение десятилетий были закрыты. А главное — будем сами желанием и
верою открывать наши сердца для Христа и Его жертвенной любви.
Пилат, который осудил Христа на
смерть, невольно указал на Его человеческое достоинство: «Се, человек!» Но
Пилат сам не понимал глубокой правды этого изречения: «Вот Человек!» Действительно,
нет более высокого человеческого достоинства и нет более высокой духовной
красоты человеческого образа, чем Образ любви Христа распятого и воскресшего.
Этот Образ нас привлекает и убеждает; и Он нас приглашает следовать ему хоть в
малой мере, невзирая на наши человеческие немощи.
И в свете радости о великом торжестве жертвенной любви Христовой мы снова обращаемся друг ко другу в братской любви с пасхальной благой вестью: Христос Воскресе!
1993