Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

ПАСХАЛЬНЫЕ ПОСЛАНИЯ

 

I

Христос Воскресе!

Совершилась на Кресте Великая жертва Любви. Христос, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1). Он умер за нас, чтобы мы воскресли с Ним.

В пасхальное утро очень рано, когда было еще темно, Мария Магдалина пришла ко гробу и нашла, что камень, закрывающий его, отвален. И гроб оказался пустым. Пустой гроб — знамение победы Распятого над смертью. Но Мария этого не еще не понимала. В ее душе было пока темно. В своем смущении она решила, что кто-то «взял Господа из гроба, и неизвестно, куда он Его положил». Любя Его, она пыталась искать Господа как мертвеца. Но ее встретил Живой Господь, победивший смерть, Он обратился к ней: «Что ты плачешь? Кого ищешь?» И Воскресший дал Себя узнать, называя ее по имени: «Мария!» И говорил ей о предстоящем Своем восшествии к Отцу Небесному, чтобы всем Своим братьям приготовить путь в Отчий дом.

На Пасху Христову мы празднуем исполнение древнего пророчества: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех лиц» (Ис. 25, 8). Подобно Марии Магдалине, и в наше время многие души человеческие страдают и жалуются, что враги евангельской истины «взяли Господа» от них, взяли свет и радость и смысл жизни... Но Господь близко. Воскресший стоит у дверей человеческих душ и стучит, нужно только внимать Его голосу и открыть Ему дверь. Он среди нас пребывает через Свою Церковь — в слове Своего Евангелия и в благодати Своих таинств. Он обращается к скорбящим: «Что ты плачешь?» Он обращается к каждому из нас лично по имени, как Он назвал по имени Марию Магдалину в пасхальное утро. В Церкви Он хочет нам дать узнать и осязать Его присутствие, как Он дал Себя узнать спутникам по дороге в Эммаус при преломлении хлеба и апостолу Фоме осязанием язв крестных страданий. Он призывает нас к исполнению Его царственной, вечно новой Заповеди любви. В Его Царстве каждый из нас имеет место как личность, как неповторимое осуществление образа Божия. И всех приглашает Он к участию в Его вечной жизни.

Пасха Христова свидетельствует о преизобилии любви Божией к нам. Бог доказал Свою любовь к нам тем, что Христос отдал Свою жизнь за нас грешных и недостойных (Рим. 5, 8). И откровение этой безграничной любви исполняет наши сердца радостной уверенностью и светом такой твердой надежды, которая не постыжает.

Сила благой вести Пасхи Христовой не ветшает и не оскудевает. Христос победил смерть. И врата адовы не могли одолеть Его Церковь когда-либо ранее, не могут и в наши дни. А мы, которые телесными глазами не видели Распятого и Воскресшего Господа, но верою и верностью любви нашей принадлежим Ему, приветствуем друг друга — и в этом году — в великой радости Пасхи Христовой:Христос Воскресе!

1992

II

Христос Воскресе!

Пасха — торжество жертвенной любви Христовой. Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, взял на Себя всю тяжесть человеческого пути до крайнего предела, до страшной крестной смерти. «Иисус, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1).

Уже накануне Своей смерти Он отдал Себя на Тайной Вечери в Святых Тайнах в руки Своих друзей и Сам принял в Гефсимании ту чашу горестей, которую Отец Ему дал. И пришли темная ночь страданий и мрачный день смерти на Голгофе...

Затем наступили тихая Великая суббота и другая ночь, которая преложилась в светлый день Воскресения. И совершилось торжество жертвенной любви Сына Божия. Жизнь лежала во гробе, но смерть не смогла Его удержать. Свет сиял во тьме, и тьма не смогла Его победить. Бог Отец не допустил того, чтобы его Святой увидел истление (Деян. 2, 27). А теперь мы стоим у пустого гроба и слышим благую весть о Его Воскресении.

Святитель нашей Церкви в прошлом столетии, великий Филарет говорит отайне Христа — Сына Божия и Сына Человеческого, что эта тайна является для нас «ключом, отпирающим все двери». Бог проникает во все состояния человека, кроме состояния греха. И человек входит в тайны жизни Божией. А моментом «все отверзающего движения этого ключа» является момент Воскресения Христова: отверзаются двери смерти, чтобы отдать заключенных; отверзаются двери рая, чтобы принять снова когда-то изгнанных. И отверзаются двери самого неба... В знамение этого в наших церквах на Пасху широко открыты двери, ведущие к Престолу Божественных таинств (Слово в день Пасхи 1825 г.).

Но воскресший Христос хочет войти и в дверь сердца каждого из нас.

Мученик наших дней, протоиерей Александр Мень, нам говорит: «Не думайте, что торжество Церкви только в Ее внешнем великолепии... Вы видите прекрасные соборы, дивные иконы и слышите чудный звон колоколов... Все это — красота нашей веры и торжество. Но все это преходящее, разрушающееся, оно может быть уничтожено злыми людьми и временем. А истинная вера и Дух Христов уничтожены быть не могут».

Братья и сестры, будем наслаждаться и внешним благолепием Пасхи Христовой. И будем разделять особую радость тех из наших братьев, для которых сегодня снова открываются многочисленные храмы, двери их в течение десятилетий были закрыты. А главное — будем сами желанием и верою открывать наши сердца для Христа и Его жертвенной любви.

Пилат, который осудил Христа на смерть, невольно указал на Его человеческое достоинство: «Се, человек!» Но Пилат сам не понимал глубокой правды этого изречения: «Вот Человек!» Действительно, нет более высокого человеческого достоинства и нет более высокой духовной красоты человеческого образа, чем Образ любви Христа распятого и воскресшего. Этот Образ нас привлекает и убеждает; и Он нас приглашает следовать ему хоть в малой мере, невзирая на наши человеческие немощи.

И в свете радости о великом торжестве жертвенной любви Христовой мы снова обращаемся друг ко другу в братской любви с пасхальной благой вестью: Христос Воскресе!

1993

Rambler's Top100