Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Неделя 3-я по Пятидесятнице

На Послание к Римлянам (5, 1-10)

Веруем в Иисуса Христа, «паки грядущего со славою, Его же Царствию не будет конца». На это будущее обращены взоры наши. «Хвалимся надеждою славы Божией». И ввиду этой надежды на будущую славу все в нашей жизни получает истинный смысл. Поэтому св. Иоанн Златоуст мог в изгнании умереть со словами: «Слава Богу за все!»; «любящим Бога... все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Потому мы «хвалимся и скорбями», считаем даже и страдания наши на пользу нам, так как ими только усиливается надежда наша. «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». Если мы, христиане, «в настоящем лукавом веке» (Гал. 1, 4) должны терпеть скорби, как и Сам Христос пострадал, то это только доказательство того, что мы со Христом не принадлежим к этому миру, но к Его будущему Царству. «В мире будете иметь скорбь, — говорит Христос, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И никакие страдания и заботы жизни сей не должны препятствовать нам искать Царство Божие и правду Его (Мф. 6, 33).

Надежда наша обращается на еще сокровенное будущее. Взоры наши обращены на то, что мы еще не видим. Но мы ожидаем с терпением, так как твердо знаем, что надежда «не постыжает». Уже сегодня «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Благодаря великому чуду Пятидесятницы мы приобщаемся к этой любви. И она — залог нашей надежды. Свидетель (1 Ин. 5, 6), «Дух истины» (Ин. 15, 26), Который все исследует и познает, «даже и глубины Божий» (1 Кор. 2, 10), открыл нам глаза на то, что мы через Христа примирены с Богом уже тогда, когда мы еще были врагами Бога, примирены благодаря тому, что Бог дал Сына Своего за нас. «Не мы возлюбили Бога» — мы объявили себя врагами Его своими грехами, — «но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 10). По непостижимой любви к нам Бог Сам сохранил нас от гнева Своей справедливости, от того наказания, которого мы должны были ожидать. Этим Бог доказал безграничность Своей любви. «Ибо едва ли кто умрет за праведника», Христос же умер за нас, когда мы были еще немощны, еще нечестивы, еще грешники. Благодаря безграничной предупредительности к нам со стороны Бога утвердился мир, состоялось примирение наше с Богом.

Христос снизошел до последней бездны нашего погибшего человеческого бытия, снизошел до крестной смерти и тем самым уничтожил перед лицом Божиим следы греха из образа человека и заменил Своею праведностью. Святостью Его жизни и смерти мы, люди, оправданы перед Богом, оправданы при условии, чтобы мы дело любви Божией встречали ответной любовью веры. Мы стоим перед Богом как творения по Его образу и подобию, как творения, на которых покоится Его благоволение (Лк. 2, 14). Наше человеческое существование спасено от бессмыслицы и погибели и возвращено через Воскресение к первоначальному смыслу, предназначенному ему Богом еще от вечности. Нам дана возможность новой жизни в силе жизни Христовой. Бог нам уже передал сокровенную славу будущего Своего Царства.

Оттого, что Бог так нас возлюбил, следует вывод, — впрочем, еще не высказанный в этом месте послания к Римлянам, — чтобы и мы любили врагов наших. Если «любовь Божия излилась в сердца наши», то она должна проявиться именно в исполнении Заповеди любви к врагам. «Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте... Никому не воздавайте злом за зло... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 14, 17, 21). Именно любовью к врагам преодолевается в нас дух «настоящего лукавого века» и мы принимаем участие в сокровенной славе Царствия Божиего.

1957

II

«Хвалимся надеждою славы Божией», — говорит нам апостол Павел в этот сегодняшний третий воскресный день после святой Пятидесятницы.

«Верую... во единого Господа Иисуса Христа... паки грядущего со славою... Его же Царствию не будет конца... и чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», — говорится в исповедании веры Церкви.

Грядущее откровение славы Божией, пришествие вечного Царства не от мира сего — на это еще сокровенное будущее обращены взоры наши, обращена надежда наша. И эта надежда — наша похвала. «Хвалимся надеждою славы Божией». И ввиду этой надежды — все в этой временной жизни получает правильный смысл.

Поэтому мы можем смело, как снова говорит нам сегодня апостол, «хвалиться и скорбями». Можем быть уверены, что и они на пользу нам, так как временными скорбями должна только еще усиливаться надежда наша на будущую радость: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». «Если Бог за нас, кто против нас?!» (Рим. 8, 31). «Знаем, что любящим Бога... все содействует ко благу» (Рим. 8, 28) и что «нынешния временныя страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). Если мы несем в этой жизни крест вслед за Христом, то и будем участниками Его Воскресения. И уже теперь во Христе открыта нам новая жизнь, хотя еще сокровенная для внешнего взора, жизнь детей Божиих в вере, надежде и любви, в молитве и таинствах, в покаянии и неизреченной радости; «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18).

Залог надежды нашей — любовь Небесного Отца, открывшаяся нам через тайну Креста Христова и через свидетельство Духа, сошедшего в день святой Пятидесятницы.

Нет, ни скорби, ни заботы этой временной жизни не должны нам препятствовать искать всегда по Заповеди Спасителя «прежде всего Царство Божие и правду Его».

Богу нашему слава во веки веков. Аминь

1962

Rambler's Top100