Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта
Библиотека. Указатель по авторам
Библиотека. Указатель по названиям
Библиотека. Предметный указатель

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

На Евангелие от Марка (9, 17-31) и Послание к Евреям (6, 13-20)

Слово Божие, слышанное нами сегодня со страниц Евангелия и апостольского послания, призывает нас к терпению и стойкости в вере. Бог желает, чтобы мы имели «твердое утешение», как люди, «прибегшие взяться за предлежащую надежду» Его непреложных обетований, — надежду, которая во всех искушениях, волнениях и скорбях «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий».

Евангельское чтение сегодня привело нас к горе Преображения Христова. На верху этой высокой горы Христос показал трем избранникам из круга учеников — еще во дни своей земной жизни, перед Крестом и Воскресением — грядущую славу Своего Царства. Здесь наша тварная природа человеческая в лице Иисуса Богочеловека заблистала в высшем небесном свете Преображения светлым огнем Божества. А внизу в это же время, когда Христос еще пребывает на верху горы, мы видим эту самую природу нашу в своем глубоком уничижении, в немощи и полном бессилии, одержимую чужою, темною, злою силою немого демона. О том, что происходит внизу, около горы Преображения, именно и повествует нам Еван гельское чтение сегодняшнего дня.

Внизу — к оставшимся здесь остальным ученикам Господним обратился за помощью для своего  страждущего малолетнего сына несчастный отец. Но ученики оказались не в состоянии исцелить отрока. Они теперь пережили то, о чем Господь позже говорил в Свою последнюю земную ночь: «Без Меня вы не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Вера учеников была еще недостаточна. Они не были в достаточной мере наполнены силою Христовою. Для совершения ими просимого чуда от них потребовалась бы прежде всего живая, горячая вера, выражающаяся дерзновенною молитвою и постом. Итак, по недостатку веры у них чудо не совершается. Но, когда потом Сам Христос спустился с горы, отец болящего отрока бросается к Нему: «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф. 17, 16). — Люди, и среди них даже и Твои ученики, не в состоянии нам помочь, но Ты, — если что можешь, сжалься над нами и помоги нам!»

«Если что можешь, — помоги нам!» По-человечески все понятно в этих словах любящего своего сына несчастного отца. Но Господь от человека требует веру всецелую, полную передачу себя Ему. Он хочет, чтобы мы имели ясную, твердую и крепкую веру в Него. И на просьбу: «Если что можешь, — помоги нам!» — Он отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему».

Ответом этим Господь говорит ему: здесь речь идет не обо Мне и Моих возможностях — возможности Мои и Моего Небесного Отца безграничны и милосердие Наше беспредельно, у Бога все возможно, — но все зависит в данном случае, человек, от тебя — от веры твоей. Все будет для тебя возможным, если ты будешь веровать.

>Но вера у отца отрока малая. Он отвечает Господу исповеданием скорее даже не веры своей, а полной готовности к вере, восклицая со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Однако Господь милостиво принимает и такую малую, но искреннюю веру, и Он совершает чудо освобождения и исцеления больного.

«Верую, Господи, помоги моему неверию!» — такое скромное исповедание веры может иметь спасительное значение и в нашей жизни, если только с искренним желанием мы открываем Богу наши сердца.

Иной образ веры приводит нам сегодня апостольское чтение. Образ твердой и непоколебимой веры великого «отца всех верующих» (Рим. 4, 11) Авраама. «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... И так Авраам долготерпев получил обещанное» ему. Эти слова апостола напоминают нам о самом великом подвиге послушания и веры великого родоначальника избранного Израильского народа: его готовности в послушание Богу принести в жертву своего единственного возлюбленного сына, Исаака, рожденного им чудесно в старости по обетованию Божию. Когда Авраам проявил такую жертвенную готовность к послушанию и верности Богу, что собрался принести Господствующему над жизнью и смертью самое ему дорогое, того, которого он любил и с которым были связаны все его надежды, Бог не только отказался от такой жертвы, но и в ответ на такую готовность, дал ему снова торжественное обещание: «Воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря... И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 15-18).

Братья и сестры! Что может быть в мире тяжелее, чем подвиг послушания Авраама, чем его восшествие на гору жертвоприношения Исаака. Но и что может быть радостнее его возвращения с живым Исааком оттуда, что может быть больше его вечной награды за его послушание? Бог не имеет постороннего свидетеля верности Его слова и не нуждается в таких посторонних свидетелях. Его истина постоянно будет сама о себе свидетельствовать, если мы только всегда будем верны Ему. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Крест, возлагаемый на наши плечи Богом, никогда не превышает наши силы.

«Имейте веру Божию» (Мк. 11, 23); «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте!» — говорит Христос.

«Все возможно верующему» — «Не бойся, только веруй!» (Лк. 8, 50). Веруем, Господи, Ты «умножь в нас веру» (Лк. 17, 5). Аминь

1960

Rambler's Top100