Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
Неделя о мытаре и фарисее

I

На Евангелие от Луки (18, 9-14)

Не помолимся фарисейски, братие!..

Приготовляя нас к встрече Великого предпасхального поста, Церковь прежде всего предлагает нам притчу Спасителя о двух людях, вошедших в храм помолиться, мытаре и фарисее, и обращает к нам свой пламенный призыв остерегаться в нашем духовном предстоянии перед Богом неправильного, фарисейского подхода.

«Мытарь спасся, а гордый фарисей подвергся осуждению. Тот взывал: Милостив буди мне, Боже! А этот величал себя произнося: Боже, благодарю Тебя!»

Оба, поднявшись на святую гору, вошли в храм, чтобы предстать в молитве перед лицом Божиим. «Тщеславием побеждаемый фарисей и преклоненный своим покаянием мытарь приступили к единому Владыке» — Богу. Фарисей похвалил себя и «лишился благих», а мытарь ничего не говорил в свою пользу и «сподобился дарований» — приобрел Божию милость.

Грешный мытарь не защищает и не извиняет себя, не умаляет свою вину перед Богом и не обвиняет других, а признает себя таким, каким он на деле и является, и только просит себе помилования, милосердия: «Боже, милостив буди мне грешнику!»

Фарисей, напротив, как будто ничего не просит у Бога. Но под видом благодарственной молитвы он перечисляет Богу свои собственные достоинства и преимущества перед другими, стоящими нравственно ниже его людьми. И, конечно, за свои заслуги фарисей считает себя вправе получить от Бога соответственную награду.

Мытарь во время молитвы не смеет поднять даже глаза, не говоря уже о руках, к небу, к Богу. А самоуверенный фарисей, на месте святом стоя перед Самим Богом, не может отказать себе в том, чтобы с презрением смотреть и чуть ли не пальцем показывать на многогрешного брата своего мытаря: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь».

Но оправданным от Бога уходит из храма в дом свой не самоуверенный праведник — фарисей, а именно этот презираемый им грешник — грешник раскаявшийся — мытарь. «Бог, — говорит святой Григорий Богослов, — услышал обоих и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что». Мытаря помиловал и оправдал Сам Бог, покрывая милосердием Своим грехи его. А фарисей как будто не нуждался ни в каком оправдании или помиловании свыше, поэтому не был оправдан. Он только сам себя оправдывал. Но, говорит Господь, «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится».

Приступая в молитве к бессмертному Царю своему — Богу, именно мытарь правильно оценивает свое положение: сознает себя стоящим перед судом. И только просит о помиловании, но не восхищает себе суд, который одному только Богу принадлежит, как написано в псалме: «Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74, 8). Мытарь совершенно передает себя Божию суду и Божию милосердию. И поэтому над ним совершается тайна суда Божия и Божией любви.

Притча о мытаре и фарисее Спасителем, по повествованию Луки, была сказана «некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и уничижали других». Относится она и к внутреннему фарисею в каждом из нас. Основная неправедность такого фарисейства в нас двоякая: отсутствие любви к ближнему и неуважение к Богу, нарушение прав Божиих, восхищение себе основного права Божия быть единым Судиею над нашей жизнью и над нашими ближними.

Перед людьми нам часто удается выказывать себя праведниками. Но Бог знает сердца наши (Лк. 16, 15). Бога обмануть нельзя. И также нельзя нам предписать Ему, какой суд по вечным законам Своей всеведущей справедливости должен произвести Он над нашей жизнью и над делами каждого из нас. Ибо Он Судья — а не мы.

Молитва высокомерная, фарисейская является в сущности прямым нарушением великой Заповеди Божией: «Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно!» (Исх. 20, 7). «Ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк. 16, 15). Перед Богом возможна только искренняя молитва в духе смиренного прошения мытаря: «Боже, милостив буди мне грешнику». Аминь

1959

II

На Второе послание к Тимофею (3, 10—15)

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Так пишет апостол Павел в узах своему ученику Тимофею. Второе послание апостола Павла к Тимофею, откуда эти слова и весь отрывок нашего сегодняшнего апостольского чтения взяты, имеет для нас, христиан последующих времен, совсем особое значение — как последнее слово великого апостола, дошедшее до нас. Послание это в некотором смысле можно считать его последним завещанием.

Апостол пишет это послание перед лицом приближающейся мученической кончины. Он ясно осознает, что его заключение на этот раз кончится смертным приговором и казнью над ним. Правда, он надеется повидать еще раз в этой жизни своего верного ученика Тимофея. Но Тимофей должен спешить, чтобы скорее прийти к нему в Рим. Иначе — может быть поздно. «Я, — говорит апостол, — уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6).

Апостол вспоминает свою деятельность и свои страдания, особенно гонения в начале своего апостольского пути, постигшие его во время первого миссионерского путешествия, в Антиохии, Иконии и Листрах — городах, в которых он тогда проповедовал. Из Антиохии Писидийской его выгнали (Деян. 13, 50), а в Иконии хотели камнями побить (Деян. 14, 5) и в Листрах, наконец, действительно «побили... камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (Деян. 14, 19).

И именно в этом городе, в Листрах, Павел должен был потом найти самого, может быть, верного ученика, спутника и соработника в лице юного и мужественного Тимофея (Деян. 16, 1).

Тимофея не смущали те гонения и страдания, которые постоянно должен был переносить апостол Павел. Он сам с готовностью брал на себя труды, заботы и опасности, неизбежно связанные со служением благовестников — проповедников слова Божия людям. Тимофей был истинным и верным последователем Павла — посланника Христова. «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях», — свидетельствует о нем Павел в своем последнем послании.

«И все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Христианин — это «воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2, 3). Прежде всего, конечно, такое определение относится к благовестникам слова Божия. Но апостол Павел не может себе представить христианской благочестивой жизни, которая была бы замкнута в себе и была бы занята только собою, а не проявлялась бы более или менее постоянно свидетельством об истине перед окружающим миром. В понимании апостола Павла каждый христианин в некоторой мере должен быть миссионером. И только такое понимание христианской жизни и благочестия соответствует и требованиям Самого Господа Иисуса Христа: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14); «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33). И, конечно, нельзя ходить в этом мире по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях. Христос прямо говорит: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Внешнее счастье и благополучие в этом мире поэтому далеко не всегда являются знамением благословения Божьего. Напротив, «горе вам, пресыщенные ныне...» — говорит Господь — и «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их» (Лк. 6, 25-26). Нам надлежит многими скорбями войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), в то время как в этом внешнем мире «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».

Но зато постоянно дается нам великая помощь от Господа. «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33, 20). Правду этих слов псалмопевца апостол Павел испытывал на опыте всей своей жизни. Какие «гонения я перенес, — говорит он, —  и от всех избавил меня Господь». И перед
лицом смертной казни он знает: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2 Тим. 4, 18).

И даны нам в подкрепление нашего дерзновения великий пример верных свидетелей Христовых и утешение самым Словом Божиим в Священном Писании. «Ты знаешь, — пишет апостол Павел своему ученику Тимофею, — кем ты научен, притом же ты с детства знаешь священныя писания, могущия тебя умудрить во спасение...» Тимофей был научен сначала бабушкой своей Лоидою и матерью своей Евникою, а потом и самим великим апостолом (2 Тим. 1,5). Но и мы получили учение веры через великих и верных свидетелей, слово и жизнь которых носят непреложную печать истинности: мы научены от апостолов, мучеников и святых отцов. И поэтому мы должны знать, кем мы научены, и жить достойно наших учителей и Самого Господа, пребывать в переданном нам учении.

Братья и сестры! Мы сегодня проходим через первое преддверие Великого поста. Да вспомним мы сегодня, кем мы научены, дабы сопровождала нас память о верных свидетелях истины Христовой, об апостолах, мучениках, святителях и преподобных, через все предлежащее перед нами время и через всю нашу жизнь. Да отложим чужое, фарисейское лицемерие и будем жить по-христиански — просто, искренне и благочестиво. Ибо «близок Господь к сокрушенным сердцам и смиренных духом спасет» (Пс. 33, 19).

Да будет Ему слава и от нас ныне и присно и в бесконечные веки веков!

Аминь

1960

Rambler's Top100