Преп. Сергий / К началу

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта
Библиотека. Указатель по авторам
Библиотека. Указатель по названиям
Библиотека. Предметный указатель

[< назад] [содержание] [вперед >]

Архиеп. Георгий (Вагнер).
НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ

I

Поклонения день честнаго Креста! Приидите к Нему вси! Восстания бо Христова зари светосияяй предлагает ныне...

Предвозвещается уже радость «нареченнаго и святаго» царственного дня святой Пасхи сегодняшним торжеством Креста, открывшего нам «райския двери». И дается утешение всем скорбящим от животворящего древа, посредством которого «слезное потребися сетование и смертных сетей избавихомся и к присному веселию приидохом».

Приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы... вознесе нас на первое блаженство!

В образе Иисуса распятого дается нам ответ на основные вопросы, волнующие и смущающие человеческую душу: о смысле жизни и о смысле страданий. Бог явился во плоти. И в этой воспринятой Им нашей человеческой плоти он — всеблаженный Бог страдал с нами и за нас, чтобы сообщить нам, страдающим, Свое вечное блаженство. «Смертию смертное в нетления облаче благолепие». Посредством Своей крестной смерти Христос сообщил нашей смертной природе славу Своего нетления. Вот «благолепие красоты Креста Господня». И слышим мы голос божественной сверхразумной Премудрости, которая, хотя и кажется безумием погибающим, но нам, спасаемым, постоянно доказывает свою никогда непреходящую силу; слышим мы этот голос: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24, 26). Да, именно «надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все — чтобы Бог Единородного Сына Своего вочеловечшагося, — приводящаго многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил через страдания» (Евр. 2, 10). «Единородный Сын и Слово Божие бессмертен сый» должен был во всем уподобиться нам, «чтоб быть милостивым и верным Первосвященником» нашим перед Богом (Евр. 2, 17), великим и вечным Первосвященником рода нашего, Который «может сострадать нам в немощах наших», потому что Он Сам, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15), И «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен перед Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2, 9).

И слышим мы голос этого нашего «Первосвященника великого, прошедшего небеса» (Евр. 4, 16): «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною!» (Мк. 8, 34). И — о чудо! — тот малый крест, те, по сравнению с вечностью Божией, совсем незначительные скорби и страдания в жизни нашей, которые до сих пор были невыносимы для нас, этот наш малый крест, если мы его несем с любовию вслед за Иисусом, получает спасительную для нас силу от великого Креста Иисуса. Малый крест нашей жизни становится для нас источником совсем иной, неведомой до сих пор, небесной радости. И сама смерть наша в силе крестной смерти Иисуса, уже умершего с нами и за нас и воскресшего во славе, становится дверью в истинную, вечную жизнь, так что к смерти каждого из нас относятся апостольские слова: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе...» (1 Кор. 15, 42-43). «Се бо прииде Крестом радость всему миру... Распятие бо претерпев смертию смерть разруши».

Иисусе, Боже распятый, «даждь нам Тобою ограждаемым с Тобою прейти в вечное Твое Царство»; ибо «до ныне алчем и жаждем, но тогда насытимся, когда явится нам слава Твоя, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки». Аминь

1958

II

Радость Креста

Воссияй, Господен Кресте, светолучныя молния
Твоея благодати в сердце чтущих Тя и любовию
Тя приемлющих!
Явися, великий Господен Кресте, покажи ми зрак
божественный красоты Твоея ныне!
Радуйся, живоносный Кресте — Древо нетления!
Покажи красоты Твоея благолепие верно просящим
Твое заступление!

Такими радостными восклицаниями светлого духовного восторга наша Церковь Христова ныне встречает тайну животворящего Креста.

Посреди покаянного, постного времени теперь уже открывается нам радость встречи Креста Спасителя. Является Крест как знамение нашего спасения жертвенной Кровию Христовою, на Кресте пролитой за нас, — источник никогда непреходящей, вечной, небесной радости. А радость эта дается через участие хотя бы в малой мере, в страданиях Христовых терпеливым ношением креста вслед за Ним. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), — приглашает Христос каждого из нас. «В мире будете иметь скорбь, — говорит Он нам, — но мужайтесь: Я победил мир!» (Ин. 16, 33).

«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль» (Ин. 16, 21-22). «Но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16, 20). «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Так утешает Он нас, входя через мрачные врата крестных страданий на Голгофе в страшную славу Свою. А после радостного тридневного Воскресения Он опять говорит нам о священной тайне, о божественной, сверхразумной логике необходимости Креста: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24, 26). И опять: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24, 46).

И в радостном свете Воскресения Христова, в свете той радости, которая «прииде Крестом — всему миру», и мы исповедуем нашу веру в священную тайну необходимости Креста: «Распятие бо претерпев», Христос «смертию смерть разруши», потому что мы — «дети», потому что мы «причастны плоти и крови», имеем плоть и кровь, то и Сын Божий Единородный «также воспринял оныя» (Евр. 2, 14), сделался настоящим человеком, подобным нам, с Плотью и Кровью, воспринятыми Им от единокровной нам Девы Богородицы; «нас ради человек и нашего ради спасения» Он воплотился и вочеловечился, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14), дабы своим вхождением в темную область нашей богооставленности превратить мрачную ночь нашей смерти в светлый «невечерний» день Своего Воскресения — «и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 15). И мы «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус», Который должен был, «по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2, 9).

Да, поистине, надлежало, чтобы Бог Отец — Своего Единородного Сына, «приводящаго многих сынов в славу, Вождя спасения их», чтобы Бог Отец — Господа Иисуса Христа «совершил через страдания» (Евр. 2, 10). На Кресте умирает Сын Божий Единородный, Тот, Который имел вечную славу у Своего Отца уже «прежде бытия мира» (Ин. 17, 5), извечно является «сиянием славы и образом ипостаси» Отчей (Евр. 1,3), Он умирает с нами нашей человеческой смертью, как наш брат, чтобы обезвредить для нас нашу смерть, — «дабы Он был Первородным между многими братиями» (Рим. 8, 29) — участниками по благодати в славе Его.

Крест — великое знамение Его последней близости к нам. Крестом «даже до распятия и смерти Сам Себя излиявший» Христос нисходит «в преисподния места земли» (Еф. 4, 9). А после Креста и Воскресения Он же и восходит «превышие всех небес, — дабы наполнить собою все» (Еф. 4, 10). Поистине, мы видим, что приобрели новый смысл древние псаломские слова: «Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты... Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день» (Пс. 138, 7-12)... Ибо теперь «вся исполнишися света: небо, и земля, и преисподняя»...

Крест Христов — это и середина, центр, и вместе с тем и конец, последняя цель священного пути времени Великого поста. Он же должен быть и серединой, сокровенным духовным центром всей нашей жизни. И Он должен стать для нас последним смыслом, определяющим все содержание нашего существования, наполняющим всю пустоту нашего существования богатством таинственного света сверхразумной Премудрости Божией.

Христос за нас пил ту горькую чашу крестных страданий, которую дал Ему пить Небесный Отец. Он говорил: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин. 18, 11). Он говорил Своему Отцу. «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне... Вот, иду... исполнить волю Твою...» (Пс. 39, 7-9; ср. Евр. 10, 5). И Он принес Себя Самого, Свое Тело и Свою Кровь, за нас в жертву Отцу. Он пил с нами и за нас чашу наших страданий. Но и мы будем пить с Ним Его чашу: будем носить крест вслед за Ним. Но «верен Бог, Который не попустит» нам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы» мы «могли перенести» (1 Кор. 10, 13). За это ручается Сам распятый Господь и Искупитель наш. «Ибо Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 34). И «я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39).

Ему слава и держава во веки веков! Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим! «Се бо прииде Крестом радость всему миру!» Аминь

1962

Rambler's Top100